Статья 125. Порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством

1. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

2. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

3. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Комментарий к Ст. 125 ГК РФ

1. В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. При этом на основании ст. 12 Основного Закона признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

2. Комментируемая статья определяет порядок участия публично-правовых образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, а именно субъектный состав лиц, которые могут выступать от имени публично-правовых образований. По общему правилу к ним относятся соответственно от имени Российской Федерации или субъектов Федерации государственные органы, от имени муниципальных образований — органы местного самоуправления.

В качестве исключения, т.е. в случаях, специально оговоренных в соответствующих актах, от их имени могут выступать юридические лица и граждане.

3. Компетенция <1> определяется функциями, полномочиями органов государственной власти и местного самоуправления. Так, согласно п. 2 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» под функциями управления государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ.

———————————
<1> Под компетенцией (от лат. competens — соответствующий), упоминаемой в п. п. 1, 2 комментируемой статьи, понимается совокупность полномочий, которыми обладают или должны обладать определенные органы и лица (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2006).

Как верно отмечено Е.А. Сухановым, действующее законодательство не предусматривает случаи непосредственного участия в гражданских правоотношениях от имени Российской Федерации и ее субъектов высших органов государственной власти — Президента РФ, Федерального Собрания РФ, глав администраций или законодательных органов субъектов Федерации. Для материального обеспечения их деятельности создаются самостоятельные юридические лица — управления делами, финансово-хозяйственные отделы и т.п., выступающие в организационно-правовой форме учреждений или унитарных предприятий <1>.

———————————

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник «Гражданское право: В 4 т. Общая часть» (том 1) (под ред. Е.А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации — Волтерс Клувер, 2008 (3-е издание, переработанное и дополненное).

<1> Гражданское право: Учебник: В 2 т. / Под ред. Е.А. Суханова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2004. Т. 1.

4. Большинство функций от имени Российской Федерации в гражданских правоотношениях осуществляют органы исполнительной власти. Согласно ч. 1 ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ, которое наряду с другими полномочиями осуществляет управление федеральной собственностью (подп. «г» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ).

Правительство РФ, как известно, состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров. Количество федеральных министров и наименование федеральных министерств устанавливаются указом Президента РФ по представлению Председателя Правительства РФ. В этом же документе утверждаются и другие федеральные органы исполнительной власти.

Система федеральных органов исполнительной власти охватывает федеральные министерства, службы и агентства.

Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности.

Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. При этом федеральная служба по надзору не вправе осуществлять государственные функции по управлению государственным имуществом, кроме того имущества, которое закреплено за данным государственным органом на праве оперативного управления.

Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

Рассматривая органы исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, можно привести немало примеров того, как министерства и другие органы участвуют в гражданско-правовых отношениях. Так, например, в соответствии с п. 5.3 Положения о Министерстве финансов РФ <1> заключение от имени Российской Федерации договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации и договоров обеспечения регрессных требований гаранта; выполнение функций эмитента государственных ценных бумаг; обеспечение предоставления бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от имени Российской Федерации возложено на Министерство финансов РФ.

———————————
<1> Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3258.

Суды РФ также могут быть участниками гражданско-правовых отношений. Так, например, при применении положений ст. 158 БК РФ в системе арбитражных судов РФ главным распорядителем бюджетных средств является Высший Арбитражный Суд РФ. По искам о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов по ведомственной принадлежности, ответчиком по которым выступает арбитражный суд, независимо от оснований таких исков к участию в деле привлекается Высший Арбитражный Суд РФ.

На уровне субъектов Федерации органами государственной власти являются органы законодательной (законодательные собрания, советы, парламенты, думы и др.) и исполнительной (правительства, администрации, мэрии и др.) власти. В большинстве республик, входящих в состав Российской Федерации, органом государственной власти выступает президент.

6. Отношения между Российской Федерацией, субъектами Федерации, муниципальными образованиями, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления — с другой, носят представительский характер, в связи с чем права и обязанности в рамках гражданских отношений возникают для публично-правового образования, а не для названных органов. Так, в п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. N 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» дается разъяснение, что при разрешении споров по искам, предъявленным кредитором государственного (муниципального) учреждения в порядке субсидиарной ответственности, судам надлежит исходить из того, что по смыслу п. 1 ст. 161 БК РФ с учетом положений ст. 120 ГК РФ учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения является соответствующее публично-правовое образование, а не его государственные (муниципальные) органы.

Рассматривая иски, предъявленные согласно ст. ст. 16, 1069 ГК РФ, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.

Представительский характер отношений между публично-правовыми образованиями и органами государственной власти и местного самоуправления не ограничивает право таких органов поручать представление интересов иным государственным или муниципальным органам в пределах компетенции и подчиненности. Так, например, Министерство финансов РФ, представляя интересы Российской Федерации, вправе поручить исполнение данных обязанностей территориальным органам, например органам Федерального казначейства в субъектах Федерации. Определением Верховного Суда РФ от 3 декабря 2008 г. N 67-Д08-35 было установлено, что нижестоящие суды, возлагая обязанность по возмещению ущерба, возникшего в связи с незаконным привлечением к уголовной ответственности гражданина, на территориальный орган Министерства финансов РФ, не учли, что территориальный орган при рассмотрении дела выступал в суде не от своего имени: он представлял интересы Министерства финансов РФ по доверенности от последнего.

7. Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает, что от имени муниципальных образований выступают органы местного самоуправления. В соответствии с п. 49 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» органы местного самоуправления — это избираемые непосредственно населением муниципального образования и (или) образуемые представительным органом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, уставами муниципальных образований органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к органам местного самоуправления относит представительный орган муниципального образования, главу муниципального образования, местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления.

Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования. Согласно ст. 41 названного Закона от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования. Органы местного самоуправления, которые наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

8. Одной из проблем, носящих как гражданско-правовой, так и процессуальный характер, является правильное определение публично-правовых образований в качестве ответчиков, а также органов государственной власти, органов местного самоуправления, выступающих от имени публично-правовых образований.

В некоторых случаях законодатель прямо определяет перечень таких органов. Так, согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если согласно п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина <1>.

———————————
<1> Обязательства вследствие причинения вреда: Постатейный комментарий главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2009. С. 75 — 77.

Кроме того, соответствующие разъяснения даются и судебной практикой. Так, в Постановлении Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» отмечается, что в суде от имени Российской Федерации, субъекта Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств. При принятии такого иска к публично-правовому образованию суду следует исходить из того, что указание истцом в исковом заявлении органа, не являющегося соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, не препятствует рассмотрению спора по существу. В данном случае суд при подготовке дела к судебному разбирательству должен выяснить, какой орган на основании п. 10 ст. 158 БК РФ как главный распорядитель бюджетных средств должен выступить в суде от имени публично-правового образования, и надлежащим образом известить его о времени и месте судебного разбирательства. В том случае, если государственный (муниципальный) орган, являвшийся главным распорядителем бюджетных средств на момент возникновения спорных правоотношений, утратил соответствующий статус (в связи с передачей своих полномочий иному органу или в связи с ликвидацией), в качестве представителя публично-правового образования надлежит привлекать орган, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде, а при отсутствии такового (в случае если соответствующие полномочия не переданы иному органу) — соответствующий финансовый орган публично-правового образования.

Немало споров в части определения ответчика возникало в связи с реализацией законодательства о льготах, особенно в тех случаях, когда в соответствующих бюджетах не были заложены расходы на реализацию права на льготы. В п. п. 16 — 19 Постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» дается разъяснение, что при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены соответствующие средства в законе о бюджете или нет.

Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. Относительно определения публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 1 января 2005 г. предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. ст. 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 1 января 2005 г.), ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающими полномочия Российской Федерации и субъектов Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающими принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий, ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

9. Пункт 3 настоящей статьи предусматривает, что от имени публично-правовых образований могут выступать юридические лица и граждане в случаях и в порядке, предусмотренных следующими актами:

— федеральными законами;

— указами Президента РФ;

— актами Правительства РФ;

— актами субъектов Федерации;

— актами муниципальных образований.

Так, например, в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О товарных знаках на алкогольную и спиртосодержащую продукцию» от имени Российской Федерации права пользования и распоряжения (без права уступки) товарными знаками на алкогольную и спиртосодержащую продукцию осуществляет федеральное казенное предприятие «Союзплодоимпорт» в порядке, устанавливаемом Министерством сельского хозяйства РФ и Министерством имущественных отношений РФ.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» по специальному поручению Правительства РФ от его имени функции по продаже приватизируемого федерального имущества могут осуществлять специализированное государственное учреждение или специализированные государственные учреждения.

Нормы п. 3 комментируемой статьи чрезвычайно широко применяются в отношении некоммерческих организаций — государственных корпораций, которым переданы весьма значительные функции государства, в том числе в тех сферах, которые связаны с обороноспособностью и безопасностью страны. В соответствии с п. 12.1 ст. 7 Федерального закона «О Государственной корпорации «Ростехнологии» названная корпорация, не являющаяся органом государственной власти, а представляющая собой некоммерческую организацию, осуществляет от имени Российской Федерации после принятия Правительством РФ решения о передаче находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ Государственной корпорации «Ростехнологии» в качестве имущественного взноса Российской Федерации полномочия по осуществлению от имени Российской Федерации прав акционера таких открытых акционерных обществ, а также после принятия Правительством РФ решения о преобразовании федеральных государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100% акций которых находятся в федеральной собственности, с последующей передачей их Государственной корпорации «Ростехнологии» в качестве имущественного взноса Российской Федерации осуществляет права собственника имущества таких федеральных государственных унитарных предприятий.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» в собственность некоммерческой организации в качестве имущественного взноса Российской Федерации передаются находящиеся в федеральной собственности: акции открытого акционерного общества «Атомный энергопромышленный комплекс»; акции открытых акционерных обществ, имущественные комплексы федеральных государственных унитарных предприятий; имущество, закрепленное на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями; средства из федерального бюджета, выделяемые Росатому на реализацию мероприятий; другое находящееся в федеральной собственности имущество, управление которым осуществляет Федеральное агентство по атомной энергии, за исключением специального сырья и делящихся материалов, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности.

При этом Правительство РФ утверждает перечень имущества Росатома, совершение сделок с которым подлежит согласованию с Правительством РФ, в которое входят три здания, выделенные Росатому. Остальным имуществом, в том числе акциями атомных предприятий, имуществом государственных предприятий, принадлежащих им на праве оперативного управления, Росатом вправе распоряжаться самостоятельно, в том числе произвести их отчуждение иностранным контрагентам.