Статья 1264. Проекты официальных документов, символов и знаков

1. Право авторства на проект официального документа, в том числе на проект официального перевода такого документа, а также на проект официального символа или знака принадлежит лицу, создавшему соответствующий проект (разработчику).

Разработчик проекта официального документа, символа или знака вправе обнародовать такой проект, если это не запрещено государственным органом, органом местного самоуправления муниципального образования или международной организацией, по заказу которых разработан проект. При опубликовании проекта разработчик вправе указать свое имя.

2. Проект официального документа, символа или знака может быть использован государственным органом, органом местного самоуправления или международной организацией для подготовки соответствующего официального документа, разработки символа или знака без согласия разработчика, если проект обнародован разработчиком для использования этими органом или организацией либо направлен разработчиком в соответствующий орган или организацию.

При подготовке официального документа, разработке официального символа или знака на основе соответствующего проекта в него могут вноситься дополнения и изменения по усмотрению государственного органа, органа местного самоуправления или международной организации, осуществляющих подготовку официального документа, разработку официального символа или знака.

После официального принятия к рассмотрению проекта государственным органом, органом местного самоуправления или международной организацией проект может использоваться без указания имени разработчика.

Комментарий к Ст. 1264 ГК РФ

1. В комментируемой статье определены особенности правового режима проектов официальных документов, символов и знаков, которые в Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах» не были выделены как объекты авторских прав. Авторские права распространяются лишь на проекты данных объектов. В соответствии с п. 6 ст. 1259 ГК РФ официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, государственные символы и знаки, а также символы и знаки муниципальных образований не являются объектами авторских прав.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-58-61 (Москва и МО)
8 (812) 213-20-63 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 505-76-29 (Регионы РФ)

К проектам официальных документов относятся проекты законодательных, исполнительных и судебных органов власти. Так, в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» <1> официальные документы — это документы, принятые органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие обязательный, рекомендательный или информационный характер. К официальным документам относятся законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера (например, постановления и иные акты арбитражных судов, судов общей юрисдикции, органов внутренних дел и др.).

———————————
<1> Собрание законодательства РФ. 1995. N 1. Ст. 1.

Официальные символы и знаки подлежат регистрации в Государственном геральдическом регистре РФ, который ведет Геральдический совет при Президенте РФ.

В данный Регистр вносятся следующие официальные символы и отличительные знаки:

— официальные символы Российской Федерации и субъектов Федерации (флаги, гербы);

— официальные символы федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации (флаги, гербы, эмблемы);

— официальные символы органов местного самоуправления и иных муниципальных образований (флаги, гербы, эмблемы);

— знаки отличия и различия, награды федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации (п. 3 Указа Президента РФ от 21 марта 1996 г. N 403 «О Государственном геральдическом регистре Российской Федерации» <1>).

———————————
<1> Собрание законодательства РФ. 1996. N 13. Ст. 1307.

Правовой режим проекта официального символа или знака действует до регистрации официального символа и отличительного знака, которая осуществляется после принятия решения об утверждении их описаний.

2. Особенности правового режима официальных документов, символов и знаков состоят в том, что в отношении данных объектов вводится понятие разработчика официального документа. Разработчику принадлежат:

— право авторства на проект официального документа;

— право на обнародование проекта, если это не запрещено государственным органом, органом местного самоуправления муниципального образования или международной организацией, по заказу которых разработан проект;

— право на имя при опубликовании проекта. Данное право прекращается после официального принятия к рассмотрению проекта государственным органом, органом местного самоуправления или международной организацией.

3. Для определения правового режима произведения, трансформирующегося в официальный документ, необходимо установить, на основании какого юридического факта создан этот документ. Такими юридическими фактами могут быть:

— трудовые отношения с автором, в результате чего официальный документ становится служебным;

— договор заказа, в том числе для государственных или муниципальных нужд (в названных случаях обнародование документа возможно лишь с согласия заказчика);

и др.

Прекращение прав разработчика происходит в случае:

— обнародования проекта разработчиком в целях использования государственным органом, органом местного самоуправления, международной организацией;

— направления проекта в данные органы или организацию.

С момента официального принятия проекта к рассмотрению прекращается право на имя. Официальным принятием проекта является, например, внесение проекта в Государственную Думу РФ.

Правом внесения проекта федерального закона, федерального конституционного закона обладают субъекты права законодательной инициативы, перечисленные в ст. 104 (ч. 1) Конституции РФ: Президент РФ, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Совет Федерации, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Подготовленный к внесению в Государственную Думу законопроект и материалы к нему, предусмотренные ст. 105 Регламента Государственной Думы, утвержденного Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД, направляются субъектом (субъектами) права законодательной инициативы на имя Председателя Государственной Думы. Поступивший законопроект регистрируется в Управлении документационного и информационного обеспечения Аппарата Государственной Думы в Системе автоматизированного делопроизводства и документооборота Государственной Думы. С этого момента законопроект считается внесенным в Государственную Думу и может быть использован без согласия разработчика и без указания его имени, а также в него могут вноситься изменения в соответствии с Регламентом Государственной Думы. При этом субъект права законодательной инициативы указывается в тексте внесенного законопроекта до его принятия в первом чтении. Внесение изменений в законопроект происходит на заседании Государственной Думы при принятии проекта во втором чтении в соответствии со ст. 123 Регламента Государственной Думы. Решение о принятии федерального закона принимается большинством голосов от общего числа депутатов палаты, а решение об одобрении федерального конституционного закона — большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.