Статья 1292. Право доступа

1. Автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения (право доступа). При этом от собственника оригинала произведения нельзя требовать доставки произведения автору.

2. Автор произведения архитектуры вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять фото- и видеосъемку произведения, если договором не предусмотрено иное.

Комментарий к Ст. 1292 ГК РФ

1. Право доступа представляет собой право автора требовать от собственника материального носителя оригинала произведения предоставления возможности реализовать право автора на воспроизведение своего произведения изобразительного искусства, а также осуществление фото-, видеосъемки произведения архитектуры.

2. Положения о праве доступа, во многом повторяющие нормы комментируемой статьи, были закреплены в Законе об авторском праве и смежных правах (п. 1 ст. 17).

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (495) 150-27-42 (Москва и МО)
8 (812) 245-38-13 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 500-46-57 (Регионы РФ)

3. Право доступа в соответствии со ст. 1226 ГК РФ относится к иным интеллектуальным правам, что объясняется их ограниченной оборотоспособностью, связанностью с личностью автора. Субъектом права доступа является только автор. Объектами права доступа являются материальные носители оригиналов произведений, названных в комментируемой статье. Данный перечень не подлежит расширительному толкованию. Понятие «собственник произведения», у которого возникает обязанность не чинить препятствий в реализации права доступа, рассматривается в широком смысле. К указанной категории относятся также лица, владеющие оригиналом произведения на ином вещном праве (праве хозяйственного ведения, оперативного управления), а также на ином основании (материальный носитель передан по договору хранения и т.п.). Однако реализация данного права по отношению к иным титульным владельцам должна осуществляться через собственника оригинала произведения. При этом собственник не должен скрывать от автора данные о владельце и месте нахождения материального носителя оригинала.

4. Использование копий произведения, фотографий, сделанных автором, допускается без согласия собственника материального носителя оригинала.

5. Законодатель закрепляет данное право лишь в отношении произведений изобразительного искусства и произведений архитектуры, поскольку в отношении других произведений автор имеет возможность осуществить воспроизведение без помощи собственника материального носителя. В некоторых странах право доступа относится не только к произведениям изобразительного искусства, но и к другим объектам авторского права, которые существуют в единственном экземпляре, например рукопись произведения. Согласно ст. 14, 15 Закона Швейцарии об авторском праве и смежных правах автор наделен правом доступа к экземпляру своего произведения, находящегося во владении другого лица, если это оказывается необходимым для осуществления его авторских прав. Кроме того, в Швейцарии авторы обладают «правом на выкуп (или воспроизведение) своего произведения, существующего в единственном экземпляре и находящегося во владении другого лица, которое намеревается это произведение уничтожить» <1>.

———————————
<1> Цит. по: Основные институты гражданского права зарубежных стран: Сравнительно-правовое исследование / Под ред. В.В. Залесского. М., 1999. С. 426.

6. Право доступа осуществляется за счет автора. Собственник оригинала произведения не вправе препятствовать в осуществлении автором права доступа. Не допускается злоупотребление таким правом, особенно в тех случаях, когда произведение создано в соавторстве.