Статья 1349. Объекты патентных прав

1. Объектами патентных прав являются результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, отвечающие установленным настоящим Кодексом требованиям к изобретениям и полезным моделям, и результаты интеллектуальной деятельности в сфере дизайна, отвечающие установленным настоящим Кодексом требованиям к промышленным образцам.

2. На изобретения, содержащие сведения, составляющие государственную тайну (секретные изобретения), положения настоящего Кодекса распространяются, если иное не предусмотрено специальными правилами статей 1401 — 1405 настоящего Кодекса и изданными в соответствии с ними иными правовыми актами.

3. Полезным моделям и промышленным образцам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, правовая охрана в соответствии с настоящим Кодексом не предоставляется.

4. Не могут быть объектами патентных прав:

1) способы клонирования человека и его клон;

2) способы модификации генетической целостности клеток зародышевой линии человека;

3) использование человеческих эмбрионов в промышленных и коммерческих целях;

4) результаты интеллектуальной деятельности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, если они противоречат общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Комментарий к Ст. 1349 ГК РФ

1. Объектами патентного права, как и ранее предусмотрено Патентным законом РФ и соответствует Парижской конвенции об охране промышленной собственности, являются изобретения, полезные модели и промышленные образцы.

Объекты патентного права имеют следующие особенности:

— носят нематериальный характер;

— являются результатами творческой деятельности;

— имеют значение в научно-технической сфере или сфере художественного конструирования;

— обладают признаком новизны;

— подлежат обязательной государственной регистрации и без таковой не являются охраняемыми объектами

и другие особенности.

Каждый из объектов патентного права имеет определенную специфику, в частности специфику охраноспособных признаков, видов решений, которым предоставляется охрана в качестве указанных объектов, сроков действия патента, требований к заявке, регистрации объектов и т.д.

Так, в отношении полезных моделей в отличие от изобретений не проводится экспертиза по существу, а порядок государственной регистрации носит явочный характер и направлен на упрощение процедуры закрепления прав на эти результаты интеллектуальной деятельности. Как отмечается в Концепции развития гражданского законодательства, «отсутствие обязательной процедуры проверки патентоспособности полезной модели на практике влечет значительное число споров между обладателями прав на тождественные модели. Имеет место тенденция роста числа нарушений интересов добросовестных производителей изделий, в которых использованы известные (не новые) разработки, действиями недобросовестных лиц, получающих патенты на полезные модели в отношении таких разработок. В целях предупреждения подобного поведения предлагается ввести правило о том, что защита исключительного права на полезную модель будет осуществляться при условии подтверждения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности патентоспособности полезной модели (на основании экспертизы по существу, проводимой по ходатайству правообладателя)».

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (495) 150-27-42 (Москва и МО)
8 (812) 245-38-13 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 500-46-57 (Регионы РФ)

2. Пункты 2, 3 комментируемой статьи устанавливают особенности правового режима секретных объектов патентного права. Так, секретные изобретения в отличие от полезных моделей и промышленных образцов могут представлять собой объект исключительного права с учетом ст. 1401 — 1405 ГК РФ, а также специальных нормативных правовых актов, к которым относятся, например, Постановления Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 928 «О порядке проведения проверки наличия в заявках на выдачу патента на изобретение или полезную модель, созданные в Российской Федерации, сведений, составляющих государственную тайну» <1>, от 2 октября 2004 г. N 514 «О федеральных органах исполнительной власти и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», уполномоченных рассматривать заявки на выдачу патента на секретные изобретения» <2> (далее — Постановление Правительства РФ от 2 октября 2004 г. N 514) и др.

———————————
<1> Собрание законодательства РФ. 2007. N 53. Ст. 6624.

<2> Собрание законодательства РФ. 2004. N 41. Ст. 4046.

К иным правовым актам в соответствии с п. 6 ст. 3 ГК РФ относятся указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, в том числе акты Минобрнауки России, Роспатента.

Секретными изобретениями являются такие изобретения, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» <1> (далее — Закон о государственной тайне) определяет перечень сведений, составляющих государственную тайну, в который входят, в частности, сведения о разработке, технологии, производстве ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения и т.д.

———————————
<1> Собрание законодательства РФ. 1997. N 41. Ст. 8220 — 8235.

Специфика правового режима секретных изобретений состоит в следующем:

— заявки рассматриваются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, государственной корпорацией «Росатом» в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2004 г. N 514;

— публикация сведений о засекреченной заявке на изобретение не производится;

— к заявкам на изобретение не применяются нормы о преобразовании заявки на изобретение в заявку на полезную модель;

— в отношении секретного изобретения не допускаются публичное предложение заключить договор об отчуждении патента и заявление об открытой лицензии;

— принудительная лицензия в отношении секретного изобретения не предоставляется;

— обращение взыскания на исключительное право на секретное изобретение не допускается;

— не является нарушением исключительного права обладателя патента на секретное изобретение использование секретного изобретения лицом, которое не знало и не могло на законных основаниях знать о наличии патента на данное изобретение, и др.

3. В п. 4 комментируемой статьи унифицированы положения о результатах интеллектуальной деятельности, которые не могут быть изобретениями, полезными моделями и промышленными образцами. Это такие решения, которые противоречат общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Во многих странах в настоящее время запрещено патентование исследований в области клонирования. Представители 13 стран — участниц Совета Европы в январе 1998 г. подписали соглашение, запрещающее клонирование человека, но допускающее клонирование клеток в исследовательских целях <1>. Директива ЕС от 6 июля 1998 г. N 98/44 «О правовой охране биотехнологических изобретений» устанавливает отдельные виды ограничений на патентование способов клонирования животных, противоречащих принципам гуманности.

———————————
<1> Правовая охрана интеллектуальной собственности в США / Сост. Л.Г. Кравец. М., 2001. С. 26.

Федеральным законом от 20 мая 2002 г. N 54-ФЗ «О временном запрете на клонирование человека» введен запрет клонирования человека на пять лет. В соответствии со ст. 2 данного Закона клонирование человека представляет собой создание человека, генетически идентичного другому живому или умершему человеку, путем переноса в лишенную ядра женскую половую клетку ядра соматической клетки человека. Действие ограничения, установленного названным актом, истекло 23 июня 2007 г.

4. Как отмечается в п. 47 Постановления Пленума ВС РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26 марта 2009 г., выявление в рамках экспертизы заявки на изобретение, полезную модель или промышленный образец невозможности патентуемого способа или решения быть объектом патентных прав в силу п. 4 ст. 1349 ГК РФ (в частности, выявление того, что патентуемое решение противоречит общественным интересам, принципам гуманности и морали) служит самостоятельным основанием для отказа в выдаче патента.

В качестве примера решений, противоречащих общественным интересам, можно назвать промышленные образцы, представляющие собой художественно-конструкторские решения, воспроизводящие, имитирующие или включающие элементы, тождественные или сходные до степени смешения с олимпийскими и (или) паралимпийскими символами (наименования «Олимпийский», «Олимпиада», «Сочи 2014″, «Olympic», «Olympian», «Olympiad», «Olympic Winter Games», «Olympic Games», «Sochi 2014″ и образованные на их основе слова и словосочетания, а также олимпийские символ, огонь, факел, флаг, гимн, девиз, эмблемы и символы предыдущих Олимпийских игр; под паралимпийской символикой понимаются наименования «Паралимпийский», «Паралимпиада», «Paralympic», «Paralympian», «Paralympiad», «Paralympic Winter Games», «Paralympic Games» и образованные на их основе слова и словосочетания, а также паралимпийские символ, огонь, факел, флаг, гимн, девиз, эмблемы и символы предыдущих Паралимпийских игр). Такие решения следует относить к решениям, противоречащим общественным интересам, руководствуясь при этом ст. 6.ter и 6.quinquies Парижской конвенции по охране промышленной собственности и Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» <1>. Как отмечается в информационном сообщении Роспатента от 20 мая 2009 г. N 4 «По вопросу о регистрации товарных знаков и промышленных образцов, содержащих олимпийскую символику» <2>, исходя из положений указанных документов и подп. 4 п. 4 ст. 1349 ГК РФ не могут быть объектами патентных прав решения, противоречащие общественным интересам.

———————————
<1> Собрание законодательства РФ. 2007. N 49. Ст. 6071.

<2> Патенты и лицензии. 2009. N 6.

Пунктом 9.5 Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на промышленный образец и их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке патентов Российской Федерации на промышленный образец в рамках конкретизации п. 4 комментируемой статьи отмечены ограничения для решений, которые могут быть заявлены в качестве промышленных образцов, как противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали, а именно для решений, которые:

— оскорбляют человеческое достоинство, национальные или религиозные чувства, имеют непристойное, жаргонное или циничное содержание или способны вызвать ассоциации с чем-либо, имеющим непристойное, жаргонное или циничное содержание;

— определяют внешний вид изделий, противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали;

— способны ввести в заблуждение пользователя изделия в отношении производителя, и (или) места производства изделия, и (или) товара, для которого изделие служит, в частности, тарой, упаковкой, эмблемой, этикеткой.