Статья 1509. Предоставление правовой охраны общеизвестному товарному знаку

1. Правовая охрана предоставляется общеизвестному товарному знаку на основании решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, принятого в соответствии с пунктом 1 статьи 1508 настоящего Кодекса.

2. Товарный знак, признанный общеизвестным, вносится федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Перечень общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков (Перечень общеизвестных товарных знаков).

3. Свидетельство на общеизвестный товарный знак выдается федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение месяца со дня внесения товарного знака в Перечень общеизвестных товарных знаков.

Форма свидетельства на общеизвестный товарный знак и перечень указываемых в этом свидетельстве сведений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.

4. Сведения, относящиеся к общеизвестному товарному знаку, публикуются федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в официальном бюллетене незамедлительно после их внесения в Перечень общеизвестных товарных знаков.

Комментарий к Ст. 1509 ГК РФ

1. В силу положений ст. 6.bis Парижской конвенции 1883 г. признание знака общеизвестным может осуществляться только специально уполномоченным (компетентным) национальным органом страны — участницы Конвенции. В России, как уже говорилось, таким органом в настоящее время является федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент).

2. На момент вступления в силу части четвертой ГК РФ детальная регламентация порядка рассмотрения заявлений и предоставления правовой охраны таким товарным знакам содержалась в Правилах подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в палате по патентным спорам и Правилах признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации (Правила подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в палате по патентным спорам, утвержденные Приказом Роспатента от 22 апреля 2003 г. N 56 <1>, зарегистрированным в Минюсте России 8 мая 2003 г. рег. N 4520; Правила признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации, утвержденные Приказом Роспатента от 17 марта 2000 г. N 38 <2>, зарегистрированным в Минюсте России 18 мая 2000 г., рег. N 2231). Период действия этих документов определен ст. 4 Вводного закона к части четвертой ГК РФ — до вступления в силу Административного регламента ТЗ.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (495) 150-27-42 (Москва и МО)
8 (812) 245-38-13 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 500-46-57 (Регионы РФ)

———————————
<1> Бюллетень нормативных актов РФ. 2003. N 31.

<2> Бюллетень нормативных актов РФ. 2000. N 23.

3. Вначале поступившее заявление рассматривается на предмет определения его соответствия установленным требованиям (т.е. по существу проводится его формальная экспертиза). Затем оно рассматривается по существу коллегиальным составом в количестве не менее трех экспертов без участия заявителя в срок, не превышающий трех месяцев со дня его принятия к рассмотрению. По результатам рассмотрения по существу подготавливается проект мотивированного решения об удовлетворении заявления или об отказе в его удовлетворении. Датой принятия решения, предусмотренного п. 1 ст. 1508 ГК РФ, служит дата его подписания руководителем федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Решение направляется лицу, подавшему заявление.

4. Товарный знак, признанный общеизвестным, вносится в Перечень общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков. В соответствии с Административным регламентом по ведению реестров в Перечне общеизвестных товарных знаков указываются:

— собственно общеизвестный товарный знак в виде словесного, изобразительного или комбинированного обозначения в заявленном цвете и цветовом сочетании или указание, относящееся к виду знака (звуковой, световой, объемный и т.п.), и его характеристика;

— регистрационный номер общеизвестного товарного знака;

— сведения о правообладателе: полное наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, его место нахождения или место жительства с указанием двубуквенного кода страны согласно стандарту ВОИС ST.3;

— перечень товаров и (или) услуг, сгруппированных по классам МКТУ, в отношении которых товарный знак признан общеизвестным;

— дата вступления в силу решения о признании товарного знака общеизвестным;

— дата, с которой товарный знак признан общеизвестным;

— дата внесения товарного знака в Перечень;

— дата публикации сведений об общеизвестном товарном знаке;

— адрес для переписки;

— иные сведения, относящиеся к признанию товарного знака общеизвестным, в случае их наличия (в частности, указание неохраняемых элементов, цвета или цветового сочетания; номер и дата предшествующей регистрации; указание на то, что общеизвестный товарный знак является коллективным, с приведением сведений о лицах, имеющих право использования коллективного знака).

5. В случае признания общеизвестным уже зарегистрированного товарного знака в Государственный реестр ТЗ вносятся такие же сведения, за исключением сведений о правообладателе исключительного права на общеизвестный товарный знак (см. комментарий к ст. 1505 ГК).

6. На знак, признанный общеизвестным, выдается свидетельство. Для совершения этого действия федеральному органу исполнительной власти предоставляется срок в один месяц со дня внесения в Перечень общеизвестных товарных знаков. Форма этого свидетельства отличается от формы свидетельства на «обычный» товарный знак. В частности, в нем указывается дата, с которой товарный знак признан общеизвестным, и отсутствует указание на дату, до которой действует правовая охрана общеизвестного товарного знака.

Свидетельство на общеизвестный в Российской Федерации товарный знак выдается (направляется) в том же порядке, который предусмотрен для выдачи свидетельства на товарный знак (см. комментарий к ст. 1504 ГК).

7. В соответствии с Административным регламентом по ведению реестров основаниями для внесения изменений и дополнений в сведения Перечня общеизвестных товарных знаков являются удовлетворенные заявления, ходатайства правообладателя, решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, вступившие в законную силу решения суда.

8. На момент написания настоящего комментария 83 товарных знака и обозначения признаны общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками. Российским правообладателям принадлежат 55 знаков, среди них, в частности, такие, как «Известия», «Седьмой континент», «ГАРАНТ», «ЛУКОЙЛ», «ГАЗПРОМ», «ГАЗ», «КАМАЗ», «ПЕНТАЛГИН», «Смирнов», «АВТОВАЗ», «ЛАДА», «ММК», «УгМК», «Аргументы и факты», «Детский мир», «ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН», «Яндех», «КОММЕРСАНТЪ», «ЛОКОМОТИВ», «АЛЕНКА», J-7, а 28 общеизвестных товарных знаков принадлежат иностранным правообладателям: «Кока-Кола», ряд названий армянских коньяков, «Липтон», ряд знаков «Интел», «Пентиум», «Рижский бальзам», «Нестле», «Смирнофф», «Нескафе», «Маги», «Институт Гэллапа», «Тиффани», «Несквик», ряд знаков «Найк», «Абсолют», «Дисней», «Хейнекен».