Статья 1509 ГК РФ (действующая редакция). Предоставление правовой охраны общеизвестному товарному знаку

1. Правовая охрана предоставляется общеизвестному товарному знаку на основании решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, принятого в соответствии с пунктом 1 статьи 1508 настоящего Кодекса.

2. Товарный знак, признанный общеизвестным, вносится федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Перечень общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков (Перечень общеизвестных товарных знаков).

3. Свидетельство на общеизвестный товарный знак выдается федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в форме электронного документа и по желанию заявителя на бумажном носителе в течение месяца со дня внесения товарного знака в Перечень общеизвестных товарных знаков.

Форма свидетельства на общеизвестный товарный знак и перечень указываемых в этом свидетельстве сведений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.

4. Сведения, относящиеся к общеизвестному товарному знаку, публикуются федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в официальном бюллетене незамедлительно после их внесения в Перечень общеизвестных товарных знаков.

Комментарий к Ст. 1509 ГК РФ

1. В силу положений ст. 6.bis Парижской конвенции 1883 г. признание знака общеизвестным может осуществляться только специально уполномоченным (компетентным) национальным органом страны — участницы Конвенции. В России, как уже говорилось, таким органом в настоящее время является федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент).

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

2. На момент вступления в силу части четвертой ГК РФ детальная регламентация порядка рассмотрения заявлений и предоставления правовой охраны таким товарным знакам содержалась в Правилах подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в палате по патентным спорам и Правилах признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации (Правила подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в палате по патентным спорам, утвержденные Приказом Роспатента от 22 апреля 2003 г. N 56 <1>, зарегистрированным в Минюсте России 8 мая 2003 г. рег. N 4520; Правила признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации, утвержденные Приказом Роспатента от 17 марта 2000 г. N 38 <2>, зарегистрированным в Минюсте России 18 мая 2000 г., рег. N 2231). Период действия этих документов определен ст. 4 Вводного закона к части четвертой ГК РФ — до вступления в силу Административного регламента ТЗ.

———————————
<1> Бюллетень нормативных актов РФ. 2003. N 31.

<2> Бюллетень нормативных актов РФ. 2000. N 23.

3. Вначале поступившее заявление рассматривается на предмет определения его соответствия установленным требованиям (т.е. по существу проводится его формальная экспертиза). Затем оно рассматривается по существу коллегиальным составом в количестве не менее трех экспертов без участия заявителя в срок, не превышающий трех месяцев со дня его принятия к рассмотрению. По результатам рассмотрения по существу подготавливается проект мотивированного решения об удовлетворении заявления или об отказе в его удовлетворении. Датой принятия решения, предусмотренного п. 1 ст. 1508 ГК РФ, служит дата его подписания руководителем федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Решение направляется лицу, подавшему заявление.

4. Товарный знак, признанный общеизвестным, вносится в Перечень общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков. В соответствии с Административным регламентом по ведению реестров в Перечне общеизвестных товарных знаков указываются:

— собственно общеизвестный товарный знак в виде словесного, изобразительного или комбинированного обозначения в заявленном цвете и цветовом сочетании или указание, относящееся к виду знака (звуковой, световой, объемный и т.п.), и его характеристика;

— регистрационный номер общеизвестного товарного знака;

— сведения о правообладателе: полное наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, его место нахождения или место жительства с указанием двубуквенного кода страны согласно стандарту ВОИС ST.3;

— перечень товаров и (или) услуг, сгруппированных по классам МКТУ, в отношении которых товарный знак признан общеизвестным;

— дата вступления в силу решения о признании товарного знака общеизвестным;

— дата, с которой товарный знак признан общеизвестным;

— дата внесения товарного знака в Перечень;

— дата публикации сведений об общеизвестном товарном знаке;

— адрес для переписки;

— иные сведения, относящиеся к признанию товарного знака общеизвестным, в случае их наличия (в частности, указание неохраняемых элементов, цвета или цветового сочетания; номер и дата предшествующей регистрации; указание на то, что общеизвестный товарный знак является коллективным, с приведением сведений о лицах, имеющих право использования коллективного знака).

5. В случае признания общеизвестным уже зарегистрированного товарного знака в Государственный реестр ТЗ вносятся такие же сведения, за исключением сведений о правообладателе исключительного права на общеизвестный товарный знак (см. комментарий к ст. 1505 ГК).

6. На знак, признанный общеизвестным, выдается свидетельство. Для совершения этого действия федеральному органу исполнительной власти предоставляется срок в один месяц со дня внесения в Перечень общеизвестных товарных знаков. Форма этого свидетельства отличается от формы свидетельства на «обычный» товарный знак. В частности, в нем указывается дата, с которой товарный знак признан общеизвестным, и отсутствует указание на дату, до которой действует правовая охрана общеизвестного товарного знака.

Свидетельство на общеизвестный в Российской Федерации товарный знак выдается (направляется) в том же порядке, который предусмотрен для выдачи свидетельства на товарный знак (см. комментарий к ст. 1504 ГК).

7. В соответствии с Административным регламентом по ведению реестров основаниями для внесения изменений и дополнений в сведения Перечня общеизвестных товарных знаков являются удовлетворенные заявления, ходатайства правообладателя, решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, вступившие в законную силу решения суда.

8. На момент написания настоящего комментария 83 товарных знака и обозначения признаны общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками. Российским правообладателям принадлежат 55 знаков, среди них, в частности, такие, как «Известия», «Седьмой континент», «ГАРАНТ», «ЛУКОЙЛ», «ГАЗПРОМ», «ГАЗ», «КАМАЗ», «ПЕНТАЛГИН», «Смирнов», «АВТОВАЗ», «ЛАДА», «ММК», «УгМК», «Аргументы и факты», «Детский мир», «ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН», «Яндех», «КОММЕРСАНТЪ», «ЛОКОМОТИВ», «АЛЕНКА», J-7, а 28 общеизвестных товарных знаков принадлежат иностранным правообладателям: «Кока-Кола», ряд названий армянских коньяков, «Липтон», ряд знаков «Интел», «Пентиум», «Рижский бальзам», «Нестле», «Смирнофф», «Нескафе», «Маги», «Институт Гэллапа», «Тиффани», «Несквик», ряд знаков «Найк», «Абсолют», «Дисней», «Хейнекен».

Судебная практика по ст. 1509 ГК РФ: решения и приговоры суда по гражданским делам