Статья 498. Продажа товаров с использованием автоматов

1. В случаях, когда продажа товаров производится с использованием автоматов, владелец автоматов обязан довести до покупателей информацию о продавце товаров путем помещения на автомате или предоставления покупателям иным способом сведений о наименовании (фирменном наименовании) продавца, месте его нахождения, режиме работы, а также о действиях, которые необходимо совершить покупателю для получения товара.

2. Договор розничной купли-продажи с использованием автоматов считается заключенным с момента совершения покупателем действий, необходимых для получения товара.

3. Если покупателю не предоставляется оплаченный товар, продавец обязан по требованию покупателя незамедлительно предоставить покупателю товар или возвратить уплаченную им сумму.

4. В случаях, когда автомат используется для размена денег, приобретения знаков оплаты или обмена валюты, применяются правила о розничной купле-продаже, если иное не вытекает из существа обязательства.

Комментарий к Ст. 498 ГК РФ

1. В комментируемой статье устанавливаются особенности договора розничной купли-продажи, заключенного с использованием автоматов (продажа напитков и проч.). При этом специфика такого договора выражена в следующих аспектах: 1) особенности содержания и способы осуществления права покупателя на информацию; 2) особенности заключения договора; 3) правовые последствия неисполнения договора продавцом; 4) определенная сфера действия правил о розничной купле-продаже применительно к случаям использования автоматов для совершения отдельных финансовых операций.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (495) 150-27-42 (Москва и МО)
8 (812) 245-38-13 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 500-46-57 (Регионы РФ)

2. Если сравнивать продажу товаров с использованием автоматов с традиционной розничной куплей-продажей, то можно заметить, что в первом случае фигура продавца на стадиях заключения и исполнения договора по сути обезличена. Покупатель в данной ситуации де-факто с какими-либо субъектами не взаимодействует, а для цели получения товара совершает определенные манипуляции со специальным объектом-автоматом. Именно таким образом он вступает в правоотношения с продавцом.

Вместе с тем покупателю важно иметь представление о своем контрагенте (о продавце) прежде всего для цели осуществления права на защиту (для идентификации ответчика). Поэтому п. 1 комментируемой статьи устанавливает специальное правило о том, что владелец автоматов обязан довести до покупателей информацию о продавце товаров путем помещения на автомате или предоставления покупателям иным способом сведений о наименовании (фирменном наименовании) продавца, месте его нахождения, режиме работы. Представляется, что законодательство в данном случае совершенно справедливо различает фигуры владельца автомата и продавца. Дело в том, что они могут совпадать, в частности, когда последний является одновременно собственником автомата, а могут и различаться.

Конечно, в целях обеспечения защиты прав покупателей нужно к рассматриваемой информационной обязанности подходить расширительно, считая, что ее несут и владелец автоматов, и продавец. В перспективе это положение следует закрепить непосредственно в п. 1 комментируемой статьи. Также в связи с возможным наличием в правоотношениях, связанных с использованием автоматов множественностью лиц, в основном обусловленной использованием аренды, нужно согласиться с высказанным в литературе мнением о том, что арендодатель (собственник автоматов) наряду с продавцом должен быть признан лицом, ответственным перед потребителем как за предоставление потребительской информации, так и за причиненный вред <1>.

———————————
<1> Об этом см., например: Хорошавина Н.Ю. Правовое регулирование договорных отношений розничной купли-продажи: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Казань, 2007.

Кроме того, до сведения покупателя должна быть доведена и потребительская информация второго вида — о действиях, которые необходимо совершить покупателю для получения товара. Такая информация может быть выражена, например, письменно, графически (в форме схем, содержащих алгоритм действий), устно — в виде голосового сообщения, осуществляемого с помощью самого автомата.

Наряду с рассмотренными правилами, установленными в п. 1 комментируемой статьи, информирование потребителей в рассматриваемом случае подчиняется также общим правилам Закона о защите прав потребителей, касающимся права на информацию (ст. ст. 8 — 12).

3. В п. 2 комментируемой статьи установлена особенность заключения договора розничной купли-продажи с использованием автоматов. При заключении такого договора и оферта (предложение заключить договор, ст. 435 ГК), и акцепт (ответ о принятии оферты, ст. 438 ГК) совершаются в форме конклюдентных действий (действий, свидетельствующих об определенной воле лица). Оферта выражена в форме выставления автомата, готового к работе, в доступных для покупателей местах. Акцепт, в свою очередь, состоит в совершении покупателем действий, необходимых для получения товара. Обычно это два вида действий — оплата товара (помещение в автомат денежных средств) и выполнение иных указанных владельцем автомата операций (нажатие соответствующих кнопок и проч.). С этого момента, когда совершены все действия, необходимые для получения товара, договор розничной купли-продажи с использованием автоматов считается заключенным.

4. Договор розничной купли-продажи с использованием автоматов исполняется практически одновременно с его заключением: деньги оплачены, совершены иные действия для цели получения товара — товар выдан. Однако может иметь место ситуация, когда покупателю оплаченный товар не предоставляется, например, в силу возникновения неисправности автомата. В таком случае покупатель имеет возможность по своему выбору заявить требование продавцу либо о предоставлении товара, либо о возврате уплаченной за товар суммы. Со своей стороны продавец, получивший такое требование, обязан совершить одно из указанных действий незамедлительно. Представляется, что оценочное понятие «незамедлительно» нужно здесь толковать следующим образом — сразу же, как только продавцом получено соответствующее требование покупателя, по крайней мере в пределах того же рабочего дня.