Статья 518. Последствия поставки товаров ненадлежащего качества

1. Покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 475 настоящего Кодекса, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества.

2. Покупатель (получатель), осуществляющий продажу поставленных ему товаров в розницу, вправе требовать замены в разумный срок товара ненадлежащего качества, возвращенного потребителем, если иное не предусмотрено договором поставки.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (495) 150-27-42 (Москва и МО)
8 (812) 245-38-13 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 500-46-57 (Регионы РФ)

Комментарий к Ст. 518 ГК РФ

1. Общие правила о последствиях передачи товара ненадлежащего качества установлены ст. 475 ГК РФ, предусматривающей право покупателя по своему выбору потребовать от продавца соразмерного уменьшения покупной цены, безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок, возмещения расходов на устранение недостатков товара, замены товара доброкачественным товаром или отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. Правила указанной статьи применяются, если ГК РФ или другим законом не установлено иное (п. 5 ст. 475 ГК).

2. Правила комментируемой статьи являются специальными по отношению к правилам ст. 475 ГК РФ. Из чего следует, что:

во-первых, не только покупатель товаров, оказавшихся некачественными, но и получатель таких товаров вправе предъявить требования, предусмотренные ст. 475 ГК РФ. Права получателя в данном случае основаны не на договоре поставки, а на том, что покупатель переадресовал исполнение договора поставки получателю;

во-вторых, последствия передачи товара ненадлежащего качества, предусмотренные ст. 475 ГК РФ, не подлежат применению, если поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества. При этом согласия покупателя (получателя) на такую замену не требуется. Это правило согласуется с целями взаимоотношений поставщика и покупателя по договору поставки товаров;

в-третьих, покупатель (получатель), осуществляющий продажу поставленных ему товаров в розницу (т.е. продавец по договору розничной купли-продажи), имеет безусловное право потребовать замены в разумный срок товара ненадлежащего качества, возвращенного ему потребителем (по договору розничной купли-продажи), если иное не предусмотрено договором поставки. Такое правило направлено на обеспечение прав потребителей — покупателей по договору розничной купли-продажи в случае продажи им вещи ненадлежащего качества.