Статья 638. Договоры с третьими лицами об использовании транспортного средства

1. Если договором аренды транспортного средства с экипажем не предусмотрено иное, арендатор вправе без согласия арендодателя сдавать транспортное средство в субаренду.

2. Арендатор в рамках осуществления коммерческой эксплуатации арендованного транспортного средства вправе без согласия арендодателя от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, если они не противоречат целям использования транспортного средства, указанным в договоре аренды, а если такие цели не установлены, назначению транспортного средства.

Комментарий к Ст. 638 ГК РФ

1. Исключением из общих правил об аренде (п. 2 ст. 615 ГК) является закрепленное в п. 1 комментируемой статьи право арендатора сдавать транспортное средство в субаренду без согласия арендодателя. Однако данная норма является диспозитивной, поэтому стороны могут в своем соглашении предусмотреть иное правило (необходимость получения согласия арендодателя на все или определенные случаи передачи транспортного средства в субаренду и т.п.).

Поскольку транспортное средство управляется и обслуживается экипажем арендодателя, арендатор может сдавать его в субаренду только на условиях договора аренды транспортного средства с экипажем.

Общие положения о субаренде, содержащиеся в ст. ст. 615 и 618 ГК РФ, применяются к субаренде транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации транспортного средства в том случае, если они не изменены транспортными уставами и кодексами (ст. 641 ГК).

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-58-61 (Москва и МО)
8 (812) 213-20-63 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 505-76-29 (Регионы РФ)

2. В рамках осуществления коммерческой эксплуатации арендованного транспортного средства арендатор вправе от своего имени заключать договоры с третьими лицами. Поскольку основное назначение транспортного средства — это перемещение в пространстве грузов, пассажиров, багажа, то к числу таких договоров относятся прежде всего договоры перевозки и фрахтования (ст. ст. 785 — 787 ГК).

Однако возможно использование транспортного средства и для оказания услуг по буксировке, для рыболовства, проведения гидрологических и иных исследований, геологоразведочных работ и т.п., если это не противоречит целям, указанным в договоре аренды. Если же в договоре аренды не установлены цели использования транспортного средства, то оно должно использоваться в соответствии с его назначением. К примеру, для перевозки пассажиров не должны использоваться грузовые транспортные средства, поскольку транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров, например пассажирские вагоны, должны не только содержаться в исправном техническом состоянии, но и соответствовать требованиям санитарных норм, правил, других нормативных документов (ст. 80 Устава железнодорожного транспорта РФ <1>). Опасные грузы должны перевозиться только специальными или специально приспособленными для этих целей транспортными средствами, которые должны быть изготовлены в соответствии с действующими нормативными документами (п. 4.1.1 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом <2>).

———————————
<1> Собрание законодательства РФ. 2003. N 2. Ст. 170. Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 марта 2003 г. N 12 // Бюллетень нормативных актов. 2003. N 26.

<2> Утверждены Приказом Минтранса России от 8 августа 1995 г. N 73 // Российские вести. 1996. N 15, 20.

Помимо общего целевого назначения необходимо учитывать специальные требования к отдельным видам, классам или категориям транспортных средств, которые определяют конкретные направления и способы их использования <1>.

———————————
<1> См., например: Положение о классификации судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, утв. Приказом Минтранса России от 1 ноября 2002 г. N 136 // Бюллетень нормативных актов. 2002. N 49; Правила классификации и технического надзора за спортивными судами, утв. Приказом Госкомспорта России от 5 ноября 2002 г. N 440 // Бюллетень нормативных актов. 2003. N 3; Положение о классификации судов и морских стационарных платформ, утв. Приказом Минтранса России от 9 июля 2003 г. N 160 // Бюллетень нормативных актов. 2003. N 48.

Указанные в п. 2 комментируемой статьи договоры с третьими лицами арендатор вправе заключать без согласия арендодателя.

3. Транспортное законодательство также содержит положения относительно прав арендаторов транспортных средств заключать договоры об их использовании с третьими лицами. Если иное не предусмотрено тайм-чартером, фрахтователь морского судна в пределах предоставленных тайм-чартером прав может заключать от своего имени с третьими лицами договоры субтайм-чартера, т.е. фрахтования судна на время с экипажем на весь срок действия тайм-чартера или на часть такого срока. Заключение субтайм-чартера не освобождает фрахтователя от исполнения им тайм-чартера, заключенного с судовладельцем (п. 1 ст. 202 КТМ). Фрахтователь, которому судно представлено для перевозки груза, вправе от своего имени заключать договоры перевозки груза, подписывать чартеры, выдавать коносаменты, морские накладные и иные перевозочные документы (ст. 205 КТМ).

При аренде речного судна с экипажем арендатор вправе от своего имени заключать договоры перевозки или буксировки без согласия арендодателя, если они не противоречат назначению и классу судна, а также целям, предусмотренным договором аренды (п. 1 ст. 62 КВВТ). Арендатор вправе без согласия арендодателя сдавать судно в субаренду на условиях аренды судна с экипажем (п. 4 ст. 62 КВВТ).