Статья 641. Особенности аренды отдельных видов транспортных средств

Транспортными уставами и кодексами могут быть установлены иные, помимо предусмотренных настоящим параграфом, особенности аренды отдельных видов транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации.

Комментарий к Ст. 641 ГК РФ

1. Для того чтобы отразить особенности аренды отдельных видов транспортных средств, продиктованные спецификой их эксплуатации, технического обслуживания и т.п., помимо общих положений ГК РФ об аренде транспортного средства с экипажем указанные отношения регулируются также нормами транспортных уставов и кодексов.

Транспортные уставы и кодексы представляют собой источники специального (отраслевого) регулирования отношений, складывающихся на железнодорожном, автомобильном, внутреннем водном, морском и воздушном транспорте.

В соответствии с комментируемой статьей и ст. 625 ГК РФ нормативно-правовое регулирование отношений по аренде транспортных средств осуществляется на трех уровнях: а) положения об аренде транспортных средств (§ 3 гл. 34 ГК); б) предписания транспортных уставов и кодексов, устанавливающие особенности аренды отдельных видов транспортных средств; в) общие положения об аренде (§ 1 гл. 34 ГК).

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-58-61 (Москва и МО)
8 (812) 213-20-63 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 505-76-29 (Регионы РФ)

2. Аренда морского судна с экипажем называется договором фрахтования судна на время (тайм-чартером), по условиям которого судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (ст. 198 КТМ).

Среди особенностей аренды морских судов следует обратить внимание на установление существенных условий тайм-чартера (ст. 200 КТМ), возложение на фрахтователя обязанности внести плату за задержку возврата судна (ст. 204 КТМ), наделение судовладельца правом изъять судно у фрахтователя при просрочке внесения фрахта (ст. 208 КТМ), особенности уплаты фрахта в случае гибели судна (ст. 209 КТМ) и др.

Необходимо учитывать, что все установленные гл. X КТМ РФ специальные правила о тайм-чартере носят диспозитивный характер, т.е. их применение может быть исключено (изменено) соглашением сторон (ст. 199 КТМ).

3. Вопросы регулирования аренды судов выделены в КВВТ РФ в специальную гл. X. В соответствии с п. 6 ст. 60 КВВТ РФ договор аренды обязательно должен предусматривать срок передачи судна в распоряжение арендатора (т.е. это условие является существенным).

Другие особенности аренды судов на внутреннем водном транспорте во многом аналогичны специальным правилам КТМ РФ об аренде морских судов: о плате за задержку возврата судна, праве арендодателя изъять судно у арендатора при просрочке внесения платы (п. п. 4 и 5 ст. 65 КВВТ) и др.

Точно так же, как предписания КТМ РФ, положения КВВТ РФ об особенностях аренды судов на внутреннем водном транспорте применяются, если иное не установлено договором аренды (п. 1 ст. 60 КВВТ).

4. Воздушный кодекс РФ не отграничивает четко договор фрахтования воздушного судна на время (аренда) от договора чартера (воздушная перевозка) и не устанавливает каких-либо особенностей договора аренды воздушного судна с экипажем (ст. 104).

В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона о железнодорожном транспорте перевозчик может владеть железнодорожным подвижным составом для осуществления перевозок на праве собственности или ином праве. Под «иным правом» в данном случае следует понимать и право аренды по соответствующему договору. Однако, как и Воздушный кодекс РФ, Устав железнодорожного транспорта РФ не содержит специальных предписаний относительно договоров аренды железнодорожного подвижного состава.

Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта не содержит норм об аренде автомобилей с экипажем.

2. Аренда транспортного средства без предоставления услуг

по управлению и технической эксплуатации