Статья 766. Содержание государственного или муниципального контракта

1. Государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

2. В случае, если государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов или запроса котировок цен на работы, проводимых в целях размещения заказа на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд, условия государственного или муниципального контракта определяются в соответствии с объявленными условиями торгов или запроса котировок цен на работы и предложением подрядчика, признанного победителем торгов или победителем в проведении запроса котировок цен на работы.

Комментарий к Ст. 766 ГК РФ

1. Пункт 1 комментируемой статьи определяет существенные условия государственного и муниципального контрактов. К таковым относятся условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, о сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

К существенным условиям согласно ст. 432 ГК РФ кроме условия о предмете относятся и условия, которые названы таковыми в законе или в иных правовых актах, либо условия, которые необходимы для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

При отнесении того или иного условия к существенному законодатель, как правило, исходит из природы самой модели определенного договорного типа (вида). Так, срок является существенным условием для любого вида договора подряда, а если сторонам не удалось достичь соглашения по этому условию, договор признается незаключенным. Особенности оплаты по государственному и муниципальному контрактам обусловлены тем, что используются средства соответствующего бюджета. Условие о способах обеспечения исполнения обязательств нельзя отнести к особенности именно договора подряда или государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. Это условие служит гарантией защиты интересов сторон такого договора.

Государственный или муниципальный контракт не единственный договор, в котором к существенным условиям отнесено условие о способе обеспечения исполнения обязательства. Так, в п. 2 ст. 587 ГК РФ в числе существенных условий договора о передаче под выплату ренты денежной суммы или иного движимого имущества названа необходимость для плательщика ренты предоставить обеспечение исполнения его обязательства или застраховать в пользу получателя ренты риск ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства. В этой ситуации законодатель предусматривает гарантии защиты интересов более слабой стороны договора.

В ст. 432 ГК РФ установлено правило, в силу которого при отсутствии соглашения сторон о всех существенных условиях договор признается незаключенным.

Условие об объеме работ раскрывает предмет государственного или муниципального контракта.

В соответствии с правилами ст. ст. 740, 743, 758 ГК РФ подрядчик обязан по заданию заказчика осуществлять работы в определенном объеме. Кроме того, в технической документации должны быть определены содержание работ и предъявляемые к ним требования. Выполнение дополнительных работ возможно лишь в случаях, предусмотренных в законе. Например, согласно ч. 6 ст. 9 Закона о размещении заказов заказчик по согласованию с подрядчиком в ходе исполнения контракта на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, аварийно-спасательных работ, реставрации объектов культурного наследия и других работ вправе изменить не более чем на 10% предусмотренный контрактом объем таких работ при изменении потребности в таких работах, на выполнение которых заключен контракт, или при выявлении потребности в дополнительном объеме работ, не предусмотренных контрактом, но связанных с такими работами, предусмотренными контрактом.

Стоимость подлежащей выполнению работы (цена государственного или муниципального контракта) также является существенным условием такого договора.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (495) 150-27-42 (Москва и МО)
8 (812) 245-38-13 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 500-46-57 (Регионы РФ)

При размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта определяется на весь срок выполнения таких работ исходя из их цены в течение соответствующих лет планируемого периода исполнения контракта (ч. 7.2 ст. 9 Закона о размещении заказов).

По общему правилу цена контракта изменению в одностороннем порядке или по соглашению сторон не подлежит (ч. 5 ст. 9 Закона о размещении заказов). Исключения из этого правила предусмотрены в этой же статье Закона. Например, при изменении не более чем на 10% предусмотренного контрактом объема работ при изменении потребности в таких работах, на выполнение которых заключен контракт, или при выявлении потребности в дополнительном объеме работ, не предусмотренных контрактом, но связанных с такими работами (ч. 6 ст. 9 Закона о размещении заказов), государственный или муниципальный заказчик по согласованию с подрядчиком в случае выполнения дополнительного объема работ вправе изменить первоначальную цену контракта пропорционально объему таких работ, но не более чем на 10% цены контракта. Однако необходимо обратить внимание на то, что при внесении соответствующих изменений в контракт в связи с сокращением потребности в выполнении таких работ заказчик обязан изменить цену контракта указанным образом. Отсюда следует, что при увеличении объема работ цена контракта не подлежит безусловному изменению.

Кроме того, вследствие существенного возрастания стоимости подлежащих выполнению работ цена государственного или муниципального контракта при определенных в законе обстоятельствах может быть изменена на основании соответственно решения Правительства РФ, закона субъекта Российской Федерации, решения представительного органа местного самоуправления (ч. ч. 6.2 и 6.3 ст. 9 Закона о размещении заказов).

Особенностью государственного или муниципального контракта является отнесение к существенным условиям срока начала и окончания работ. При этом срок окончания работ связан и со сроком действия соответствующего контракта. Согласно ч. 2 ст. 72 БК РФ государственные или муниципальные контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных п. 3 этой же статьи.

В случае если предметом государственного или муниципального контракта является выполнение работ, длительность производственного цикла выполнения которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, такие контракты могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели долгосрочными целевыми программами (проектами) и государственной программой вооружения, утверждаемой Президентом РФ, на срок реализации указанных программ (проектов), а также в соответствии с решениями Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации, местной администрации. Правила принятия решений о заключении долгосрочных государственных или муниципальных контрактов на выполнение работ, длительность производственного цикла выполнения которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, утверждены Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 978 «Об утверждении Правил принятия решений о заключении долгосрочных государственных (муниципальных) контрактов на выполнение работ (оказание услуг) с длительным производственным циклом» <1>.

———————————
<1> Собрание законодательства РФ. 2008. N 2. Ст. 102.

Таким образом, по общему правилу срок действия государственного или муниципального контракта, а следовательно, и срок выполнения работ не должны превышать трех лет. Подобные правила установлены ст. 9 Закона о размещении заказов и для бюджетных учреждений.

Особенности определения размера и порядка финансирования и оплаты подрядных работ обусловлены положениями ст. 3 Закона о размещении заказов об обеспечении государственных или муниципальных нужд за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников, а также положениями п. 2 ст. 763 ГК РФ об обязанности государственного заказчика оплатить или обеспечить оплату выполненных работ.

К существенным условиям государственного или муниципального контракта отнесено и условие о способах обеспечения исполнения обязательств сторон. В этой части положения ГК РФ и Закона о размещении заказов не совсем согласованы, поскольку по правилам, установленным Законом о размещении заказов, условие о способах обеспечения исполнения обязательств относится к существенным только в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта (см., например, ч. 4 ст. 29, ч. 4 ст. 38, ч. 19 ст. 41.12 Закона о размещении заказов), а не во всех случаях заключения таких контрактов. При этом перечень способов исполнения обязательств по государственному или муниципальному контракту установлен Законом о размещении заказов и является исчерпывающим: безотзывная банковская гарантия, выданная банком или иной кредитной организацией; поручительство или залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, установленном соответствующей документацией (о конкурсе или аукционе).

Способ обеспечения исполнения контракта <1> из указанных выше способов выбирается, соответственно, участником конкурса или аукциона самостоятельно.

———————————
<1> Используется терминология Закона о размещении заказов.

Государственный или муниципальный контракт заключается только после предоставления соответствующим участником размещения государственного или муниципального заказа, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, договора поручительства или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита). Данное требование вышеназванного Закона не совсем согласуется с положениями ГК РФ о способах обеспечения исполнения обязательств как акцессорных обязательств.

Необходимо отметить, что если в ГК РФ в отношении способов обеспечения исполнения обязательств как существенном условии государственного или муниципального контракта речь идет об обеспечении обязательств как государственного или муниципального заказчика, так и подрядчика, то в Законе о размещении заказов — только о гарантиях исполнения обязательств со стороны подрядчика.

Обязательства заказчика прежде всего связаны с оплатой выполненных работ. В некоторых нормативных правовых актах, регламентирующих выполнение работ для государственных и муниципальных нужд, содержатся положения, гарантирующие исполнение обязанности заказчика по оплате таких работ. Например, в п. 2 ст. 3 Федерального закона от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» говорится о предоставлении Правительством РФ гарантий по обязательствам государственного заказчика в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета.

Кроме того, к обязательным условиям государственного или муниципального контракта Законом о размещении заказов отнесено условие о порядке осуществления заказчиком приемки выполняемых работ на соответствие их объема и качества требованиям, установленным в таком контракте, а также условие об ответственности подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного соответствующим контрактом (ст. 9 Закона о размещении заказов).

Как уже отмечалось, существенные условия могут быть названы таковыми в законе или иных правовых актах. Закон о размещении заказов относится к числу специальных законов. Поскольку последствием несогласования сторонами существенных условий договора является незаключенность такого договора, возникает вопрос: насколько целесообразно относить к существенным условия, названные в Законе о размещении заказов?

В юридической литературе кроме существенных выделяются и другие виды договорных условий, например обычные и случайные <1>. Так, В.И. Кофман выделял кроме «существенных» условий (их согласование необходимо для признания договора заключенным) и «предписываемые» условия (которые должны согласовываться сторонами в соответствии с содержащимися в законе основаниями, но, однако, не должны ставить вывод о совершении договора в зависимость от того, включено ли в него указанное предписание) <2>.

———————————
<1> См., например: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. 3-е изд., стереотип. М.: Статут, 2001 // СПС «КонсультантПлюс».

<2> Там же.

Как справедливо отмечал М.И. Брагинский, «правило, в силу которого при отсутствии существенного условия договор признается незаключенным, предполагает, что соответствующее условие не может быть изменено ни императивной, ни диспозитивной нормой законодательства, ни путем толкования самого договора. Из этого, в частности, следует от противного, что, если диспозитивная норма закона перекрывает все возможные варианты решения соответствующего вопроса, его согласование сторонами не должно рассматриваться как непременное требование для признания договора заключенным» <1>.

———————————
<1> Там же.

Представляется, что отсутствие обязательных условий, названных Законом о размещении заказов (ч. ч. 10 и 12 ст. 9), не должно влечь незаключенность государственного или муниципального контракта. Отсутствие в договоре такого условия восполняется применением соответствующего положения ГК РФ, например ст. 754 об ответственности подрядчика за качество работы, ст. 753 о порядке приемки заказчиком работы, выполненной подрядчиком, ст. 761 об ответственности подрядчика за ненадлежащее выполнение проектных и изыскательских работ и др.

2. Условия государственного или муниципального контракта определяются в соответствии с объявленными условиями торгов или запроса котировок цен на работы и предложением подрядчика, признанного победителем торгов или победителем в проведении запроса котировок цен на работы в случаях, когда государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов или запроса котировок цен на работы, проводимые в целях размещения заказа на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

Подобные правила закреплены и в Законе о размещении заказов (см., например, ч. 3 ст. 29, ч. 3 ст. 38, ч. 8 ст. 47, ч. 5 ст. 54).

Специальные правила установлены при определении цены контракта. В соответствии с положениями Закона о размещении заказов при заключении государственного или муниципального контракта цена такого контракта не может превышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), указанную в извещении о проведении открытого конкурса, аукциона, запроса котировок. В случае если такой контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуальных предпринимателей и иных занимающихся частной практикой лиц, оплата такого контракта уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта (см., например, ч. 3 ст. 29, ч. 3 ст. 38 Закона о размещении заказов).

Иные правила определения условий государственного или муниципального контракта противоречили бы сущности способа заключения таких контрактов (торги, запрос котировок).