Статья 786. Договор перевозки пассажира

1. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

2. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

3. Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом:

перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;

провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;

сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

Комментарий к Ст. 786 ГК РФ

1. Комментируемая статья носит название «Договор перевозки пассажира», но в действительности посвящена еще и договору перевозки багажа. Тем не менее объединение в рамках одной статьи этих двух договоров оправданно: перевозка багажа производна от перевозки пассажира и неотделима от перевозки пассажира, поскольку «договор перевозки багажа может быть заключен только с лицом, обладающим проездным билетом» <1>. Сдача к перевозке багажа названа в числе основных прав пассажира (абз. 4 п. 3 комментируемой статьи). Вопрос о том, является ли перевозка багажа самостоятельным договором, выступает в современной литературе предметом дискуссии. Так, В.В. Витрянский считает, что законодатель не формулирует отдельный договор перевозки багажа, а включает его в предмет договора перевозки пассажира в качестве факультативного обязательства перевозчика; соответственно, «появление у перевозчика обязательства по доставке и выдаче багажа зависит исключительно от действий пассажира в рамках договорного обязательства по его перевозке» <2>. Д.А. Медведев и В.Т. Смирнов, напротив, выделяют договор перевозки багажа в отдельный вид обязательств, указывая при этом, что «обязанность перевозки багажа для транспортной организации вытекает из договора перевозки пассажира, но оформляется она отдельным соглашением к нему» <3>. Последняя позиция находится в русле отечественной традиции (следует отметить, что формулировка договора в комментируемой статье не отличается от формулировки, содержавшейся в ст. 374 ГК РСФСР 1964 г.). Так, еще в советское время в самом известном комментарии к Гражданскому кодексу указывалось, что «в обязанности перевозчика по договору перевозки пассажира входит также перевозка принадлежащего пассажиру багажа. Однако для перевозки багажа необходимо заключение с перевозчиком специального договора, зависимого и дополнительного (акцессорного) по отношению к договору перевозки пассажира» <4>. О.С. Иоффе также считал перевозку багажа акцессорной сделкой по отношению к перевозке пассажиров и отмечал, что тесная связь между перевозкой пассажиров и их багажа не устраняет значительных различий между договорами перевозки пассажира и перевозки багажа, «обусловленных уже тем, что в одном случае перевозятся люди, а в другом — имущество». С этой точкой зрения необходимо согласиться.

———————————
<1> Советское гражданское право: Учебник: В 2 т. / Отв. ред. В.А. Рясенцев. М.: Юрид. лит., 1965. Т. II. С. 202 (автор — В.А. Рясенцев).

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник «Гражданское право: В 4 т. Обязательственное право» (том 4) (под ред. Е.А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации — Волтерс Клувер, 2008 (3-е издание, переработанное и дополненное).

<2> Гражданское право: Учебник: В 4 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2006. Т. IV. С. 144 (автор — В.В. Витрянский).

<3> Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. Т. 2. С. 471 (авторы главы — Д.А. Медведев и В.Т. Смирнов).

<4> Комментарий к Гражданскому кодексу РСФСР / Под ред. С.Н. Братуся, О.Н. Садикова. 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрид. лит., 1982. С. 447 (автор — Г.Б. Астановский).

2. Согласно п. 1 комментируемой статьи договор перевозки пассажира — это соглашение, по которому одна сторона (перевозчик) обязуется перевезти другую сторону (пассажира) в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить перевозчику установленную плату за проезд. Пассажирами могут быть только физические лица. Договор перевозки пассажира является консенсуальным хотя бы потому, что этот договор «иным быть не может, ибо перевозятся люди, а для заключения реального договора требуется передача вещей» <1>. Перевозка пассажиров может осуществляться любым видом транспорта в специально оборудованных перевозочных средствах (в их числе пассажирские вагоны, каюты корабля, салон самолета и т.п.).

———————————
<1> Там же. С. 446.

Багаж — это «вещи пассажира, перевозимые одновременно с ним, но не под его присмотром» <1>. Непосредственно из п. 1 комментируемой статьи можно вывести следующее определение договора перевозки багажа: это соглашение, по которому перевозчик при наличии заключенного договора перевозки пассажира обязуется доставить вверенный ему пассажиром багаж в пункт доставки пассажира и выдать багаж пассажиру или уполномоченному им лицу, а пассажир обязуется уплатить перевозчику установленную плату за провоз багажа. Договор перевозки багажа является реальным договором.

———————————
<1> См.: Гражданское уложение. Проект. Т. 2. С. 631 — 632.

Главное отличие договора перевозки багажа от договора перевозки груза заключается в том, что рассматриваемый договор двухсубъектный. Багаж сопровождает пассажира или следует за пассажиром <1>. Получатель багажа, не совпадающий с пассажиром, не является третьим лицом, в пользу которого заключен договор: получатель действует от имени пассажира. Поскольку «багажом признаются вещи пассажира, перевозимые в багажном отделении транспортного средства, в котором следует пассажир, или в специальном транспортном средстве (вагоне, автомобиле)» <2>, далеко не все виды транспорта могут обеспечивать перевозку багажа. Так, невозможна перевозка багажа в трамваях, троллейбусах, в городских маршрутных автобусах и такси — на этих видах транспорта возможно заключение только договора перевозки пассажира с ручной кладью.

———————————
<1> Как правило, перевозка багажа осуществляется тем же транспортным средством, что и перевозка пассажира. Однако допустима ситуация, когда багаж следует за пассажиром в другом транспортном средстве. Так, в соответствии со ст. 86 УЖТ перевозчик обязан принять для перевозки багаж и отправить его ближайшим поездом соответствующего назначения. Статья 22 УАТ декларирует, что пассажир имеет право перевозить багаж в багажном отделении транспортного средства или отдельным транспортным средством.

<2> Комментарий к Гражданскому кодексу РСФСР / Под ред. С.Н. Братуся, О.Н. Садикова. С. 447 (автор — Г.Б. Астановский).

Отличие перевозки багажа от перевозки ручной клади (на морском транспорте — каютного багажа) пассажира заключается в том, что ручная кладь остается на время перевозки во владении пассажира, в то время как багаж передается во владение перевозчику. Соответственно, перевозчик несет договорную ответственность только за сохранность вверенного ему багажа, но не отвечает по договору перевозки за сохранность ручной клади, остающейся под контролем пассажира <1>. Данное положение является решающим и позволяет выделить договор перевозки багажа даже в тех случаях, когда специальное транспортное законодательство не различает правовой режим ручной клади и багажа, как это можно вывести из смысла ст. 103 ВК РФ <2>. Даже учитывая тот факт, что багаж на воздушном транспорте перевозится в том же самолете, что и пассажир с ручной кладью, пассажир передает владение багажом перевозчику, который без контроля пассажира доставляет и загружает багаж в воздушное судно, а затем выгружает и возвращает багаж пассажиру (пусть даже не непосредственно, а с использованием транспортерной ленты, с которой пассажиры, опознав свои вещи, снимают их сами).

———————————
<1> В то же время утрата (повреждение) ручной клади пассажира может порождать ответственность перевозчика, которая в данном случае является внедоговорной ответственностью за вред, причиненный имуществу пассажира.

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник «Гражданское право: В 4 т. Обязательственное право» (том 4) (под ред. Е.А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации — Волтерс Клувер, 2008 (3-е издание, переработанное и дополненное).

<2> См.: Гражданское право: Учебник: В 4 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. Т. IV. С. 145 (автор — В.В. Витрянский).

Следует заметить, что помимо договора перевозки багажа на некоторых видах транспорта выделяют договор перевозки грузобагажа, который является разновидностью договора перевозки груза. Отличие от договора перевозки груза заключается в том, что грузобагаж всегда перевозится для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности <1>.

———————————
<1> См.: ст. 83 УЖТ; п. 2 Правил обслуживания пассажиров и оказания иных услуг, обычно оказываемых в морском порту и не связанных с осуществлением пассажирами и другими гражданами предпринимательской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2009 г. N 676. Не столь важным является отличие в отношении используемых транспортных средств: груз перевозится в грузовых вагонах и контейнерах, а грузобагаж — в пассажирском, почтово-багажном или грузопассажирском поезде (ст. 2 УЖТ).

Договоры перевозки пассажиров и перевозки багажа являются публичными и квалифицируются как договоры присоединения <1>. Следовательно, в соответствии со ст. 426 ГК РФ перевозчик вправе отказать гражданину в заключении договора только в том случае, если у него отсутствует возможность оказать соответствующую услугу по перевозке (отсутствуют места для пассажира или его багажа, багаж по своим свойствам или размерам не может быть помещен в транспортное средство, и т.п.). Субъектный состав этих договоров свидетельствует о том, что на отношения сторон распространяется законодательство о защите прав потребителей независимо от того, обладает ли пассажир статусом индивидуального предпринимателя, и независимо от цели поездки <2>.

———————————

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта» (Книга 4) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2003.

<1> См.: Витрянский В.В. Договор перевозки. С. 298.

<2> См.: ст. 3 УЖТ, а также письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 22 сентября 2010 г. N 01-09/1927 «О защите прав пассажиров при опоздании или задержке поезда дальнего или местного следования».

3. Пункт 2 комментируемой статьи посвящен форме договоров перевозки пассажира и перевозки груза. Билет удостоверяет договор перевозки пассажира, а багажная квитанция — договор перевозки багажа. Договор перевозки грузобагажа удостоверяется грузобагажной квитанцией <1>. Существуют также квитанции на провоз ручной клади, о которых комментируемая статья не упоминает.

———————————
<1> Статья 82 УЖТ.

Наиболее полно урегулирован вопрос о форме и реквизитах пассажирских билетов и багажных квитанций на железнодорожном транспорте: в соответствии с Приказом Минтранса России от 5 августа 2008 г. N 120 «Об утверждении форм перевозочных документов на перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа, используемых при оказании услуг населению железнодорожным транспортом» разработаны 23 формы перевозочных документов. Достаточно подробное регулирование разработано для перевозочных документов на автомобильном и городском транспорте в приложениях к Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом <1>. На воздушном транспорте форма и реквизиты перевозочных документов установлены Приказом Минтранса России от 29 января 2008 г. N 15 «Об установлении формы пассажирского билета и багажной квитанции покупного автоматизированного оформления в гражданской авиации». Вопрос о форме билета и багажной квитанции приобретает в последнее время особое значение, поскольку речь идет не только о реквизитах билетов, но и о возможности существования наряду с традиционными бумажными документами билетов и квитанций в электронной форме <2>.

———————————
<1> Приложение N 1 «Формы и обязательные реквизиты билетов», приложение N 2 «Обязательные реквизиты квитанции на провоз ручной клади», приложение N 3 «Формы и обязательные реквизиты багажных квитанций».

<2> См.: Приказы Минтранса России от 8 ноября 2006 г. N 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации», от 23 июля 2007 г. N 102 «Об установлении формы электронного проездного документа (билета) на железнодорожном транспорте».

Пассажирские билеты бывают с фиксированной датой и временем отправления, а также с открытой датой в пределах указанного срока. На городском транспорте (а также на пригородном железнодорожном транспорте) широкое распространение имеют билеты длительного пользования (проездные билеты) на определенное число поездок или на неограниченное число поездок в определенный промежуток времени. В последнее время начинают все чаще применяться билеты (в форме электронных карт), число поездок по которым определяется фиксированной суммой. На железнодорожном транспорте сохранилась такая категория, как плацкарта (особый билет на право занятия определенного места в вагоне поезда дальнего следования). Соответственно, стоимость проезда может определяться не только как стоимость собственно билета, но и как стоимость билета и стоимость плацкарты (ст. 83 УЖТ).

Все большее количество пассажирских билетов становятся именными: на воздушном и морском транспорте, на железнодорожном транспорте при перевозке пассажиров поездами дальнего следования. Именная форма билета начинает получать распространение и в городском транспорте (для льготных категорий пассажиров). Однако еще сохраняются безымянные билеты, а багажные квитанции и квитанции на провоз ручной клади по большей части безымянные (но в них существует привязка к пассажирскому билету). Безымянные проездные документы не являются предъявительскими ценными бумагами, а относятся к так называемым легитимационным знакам. Безымянные легитимационные знаки применяются в ситуациях, когда необходимо ускорить процедуру оформления договорных отношений (например, при заключении договора перевозки пассажира в трамвае), облегчить процесс исполнения договорных обязанностей (например, при выдаче багажа на воздушном транспорте). Отличие легитимационных знаков от предъявительских ценных бумаг было очень хорошо показано Редакционной комиссией по составлению дореволюционного проекта Гражданского уложения. Так, согласно одной из статей проекта «перевозчик, выдавший безымянную квитанцию, обязан к выдаче груза лишь в обмен на квитанцию», т.е. фиксируется важнейший признак ценной бумаги, когда осуществление права неразрывно связано с документом, и следовательно, такая квитанция является исключительным доказательством обязательственных отношений, существующих между перевозчиком и держателем квитанции <1>. Однако в Объяснениях к проекту Уложения подчеркивается, что безымянная багажная квитанция только с внешней стороны подходит под понятие бумаги на предъявителя, в действительности же право на выдачу багажа не воплощено в квитанции, но может быть основано и на других доказательствах. Поэтому пассажир в случае утраты багажной квитанции имеет право получить багаж без предъявления квитанции и без процедуры вызывного производства, если докажет, что багаж действительно принадлежит ему <2>. Современное транспортное законодательство придерживается тех же принципов. Так, в отношении пассажирских билетов на железнодорожном транспорте установлено следующее правило: утерянные (или испорченные) пассажирами билеты не возобновляются, и уплаченные за них деньги не возвращаются. Однако это правило действует только в случае, если восстановление билета или идентификация лица, имеющего право на проезд, не могут быть осуществлены перевозчиком. Бремя доказывания наличия договорных отношений возлагается на пассажира: если он представит перевозчику необходимые доказательства приобретения утерянного (или испорченного) билета на конкретное место в соответствующем поезде, перевозчик выдает пассажиру билет взамен утерянного или испорченного (ст. 82 УЖТ) <3>.

———————————
<1> См.: Гражданское уложение. Проект. Т. 2. С. 582 — 583.

<2> См. там же. С. 656.

<3> Что касается исполнения обязанности перевозчика на железнодорожном транспорте по выдаче багажа, то система идентификации владельца багажа недостаточно последовательна. Багаж выдается пассажиру при предъявлении им одновременно билета (именного) и багажной квитанции (безымянной). Если предъявляется только багажная квитанция без билета, багаж все равно выдается, но с получателя дополнительно взимается плата, определяемая как разница между стоимостью провоза грузобагажа и стоимостью провоза багажа (ст. 90 УЖТ). Очевидно, этот побор мыслился как некий штраф, взимаемый с пассажира за нерадивость. Открытыми остаются вопросы о том, как быть в ситуациях, когда сохранился билет, но утрачена багажная квитанция или утрачены оба документа. Конечно же, пассажир, учитывая квалификацию багажной квитанции как легитимационного знака, имеет право на получение багажа, используя все средства доказывания.

Необходимо учитывать позицию, закрепленную в ст. 3 Варшавской конвенции об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г.: отсутствие, неправильность и утеря билета не влияют ни на осуществление, ни на действительность договора о перевозке. Думается, что данное правило должно иметь общий характер для перевозок пассажиров всеми видами транспорта. Наличие у пассажира билета является только формальным доказательством его права на перевозку. Отсутствие билета в тех случаях, когда он предъявляется при посадке до начала движения транспортного средства, влечет невозможность требовать от перевозчика исполнения обязанностей по договору до момента восстановления билета. Отсутствие билета во время фактического осуществления перевозки (т.е. во время движения транспортного средства) означает, пока не доказано иное, что пассажир не исполнил своей обязанности по оплате перевозки (проезда). По-видимому, в этом случае должны применяться правила ст. 162 ГК РФ, исключающей ссылки пассажира на свидетельские показания в подтверждение существования договора. В то же время при отсутствии спора эти показания должны приниматься во внимание (например, если в трамвае кондуктор подтверждает контролеру факт оплаты проезда пассажиром, утратившим билет). В случае, когда пассажир при утрате билета доказал существование договора перевозки после того, как транспортное средство отправилось в рейс, пассажиру должна быть возмещена стоимость перевозки (возможно, с предусмотренными законом удержаниями) <1>.

———————————
<1> См. правовую позицию, выраженную в решении Верховного Суда РФ от 23 августа 2005 г. N ГКПИ05-732 и в Определении Верховного Суда РФ от 17 ноября 2005 г. N КАС05-500.

Следует отметить, что на водном транспорте (как морском, так и внутреннем) на практике всегда допускалась возможность перевозки пассажира не по билету, а например, по туристической путевке <1>. В настоящее время данное правило прямо закреплено в п. 4 ст. 97 КВВТ РФ.

———————————
<1> См.: Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации / Под ред. Г.Г. Иванова. С. 323 (автор — Т.А. Фаддеева).

4. В большинстве случаев билеты приобретаются пассажирами до момента начала перевозки. Собственно процедура приобретения билета, заканчивающаяся выдачей приобретателю надлежаще оформленного документа, и является моментом заключения договора перевозки пассажира. Особенности заключения договора существуют при перевозках пассажиров в городском транспорте. Как отмечал в свое время Е.Д. Шешенин, перевозки пассажиров этим транспортом занимают особое место: «…специфика этих договоров состоит в том, что самая деятельность городского транспорта является офертой, обращенной ко всем гражданам. Акцепт пассажира выражается в его действиях (пассажир вошел в трамвай, троллейбус и т.д.)» <1>. Вот почему с этого момента у пассажира возникают обязанности по оплате проезда в городском автомобильном и наземном электрическом транспорте (точнее, с момента, когда за пассажиром закрылись двери трамвая или троллейбуса, а само транспортное средство начало движение к следующей остановке). Традиционные особенности существуют для заключения договора перевозки пассажира в метро: предварительная оплата проезда осуществляется при прохождении турникетов, ведущих к станциям (подобная система начинает внедряться и для перевозок в отдельных пригородных железнодорожных поездах). Соответственно, договор заключается еще до посадки пассажира в вагон метро. Не приобретается билет при проезде в легковом такси, но в этом случае пассажиру выдается квитанция или кассовый чек (п. 5 ст. 31 УАТ), как правило, после завершения перевозки.

———————————
<1> Советское гражданское право: Учебник: В 2 т. / Под ред. О.А. Красавчикова. Т. 2. С. 254 (автор — Е.Д. Шешенин).

Договор перевозки багажа заключается, как правило, в период между подачей транспортного средства для перевозки пассажира и отправлением этого транспортного средства. Заключение договора оформляется багажной квитанцией.

Право пассажира на односторонний немотивированный отказ от договора перевозки в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, является существенной особенностью этого договора. По общему правилу отказ пассажира от договора («возврат неиспользованного билета») безоговорочно допускается до начала отправления конкретного транспортного средства в рейс. В определенных случаях отказ пассажира от договора допустим и в пути следования транспортного средства, на котором находится данный пассажир. Если же пассажир опоздал к отправлению транспортного средства, специальное законодательство предусматривает в определенных случаях (ст. 83 УЖТ; ст. 23 УАТ) как возможность возврата билета, так и возможность осуществить перевозку на другом транспортном средстве («возобновить» действие билета).

Отказ пассажира от договора до отправления транспортного средства влечет возврат ему платы за проезд. В зависимости от срока, остающегося до отправления транспортного средства, с пассажира могут быть удержаны определенные суммы, которые представляется возможным трактовать как штраф, взыскиваемый с пассажира. Так, на железнодорожном транспорте при отказе пассажира от договора перевозки в поезде дальнего следования ему возвращается полная стоимость проезда, включающая стоимость билета и плацкарты, только в случае, если отказ заявлен не позднее чем за восемь часов до отправления поезда. Только стоимость билета без стоимости плацкарты возвращается, если отказ заявляется менее чем за два часа до отправления поезда (ст. 83 УЖТ). На тех же принципах дифференцированного возврата стоимости билета оговорено право на отказ пассажира от договора перевозки на воздушном транспорте (ст. 108 ВК), на морском транспорте (ст. 183 КТМ), на автомобильном транспорте при междугородном сообщении (ст. 23 УАТ). На внутреннем водном транспорте установлено право пассажира отказаться от договора перевозки до отхода судна в любое время без дифференциации возвращаемых сумм (ст. 100 КВВТ). Право пассажира на отказ от договора во время нахождения в пути влечет возврат ему стоимости проезда пропорционально не пройденному до пункта назначения расстоянию (при наличии договора перевозки багажа в таком же порядке возвращается стоимость провоза багажа). Не предусмотрено право немотивированного отказа пассажира от договора перевозки на железнодорожном транспорте в поездах пригородного сообщения и в городском транспорте, что определяется спецификой перевозки этими транспортными средствами <1>.

———————————
<1> Так, например, в Определении Верховного Суда РФ от 12 августа 2003 г. N КАС03-363 указано: «Различные условия возврата стоимости проезда обусловлены тем, что билет для проезда в поездах пригородного сообщения действителен в течение суток, предоставляет в период своего действия право проезда любому лицу на всех поездах соответствующего направления в пределах определенного расстояния (зоны), тогда как билет для проезда в поездах дальнего следования выдается на конкретное место в соответствующем поезде».

Случаи немотивированного отказа пассажира от договора перевозки следует отличать от случаев расторжения договора по требованию одной из сторон по причине виновных действий другой стороны или невозможности осуществить перевозку.

5. Содержание договора перевозки пассажира может быть определено через права и обязанности пассажира и перевозчика, установленные законодательством.

Перевозчик обязан обеспечить безопасную посадку пассажира в транспортное средство в пункте отправки, предоставить пассажиру место в транспортном средстве (если это предусмотрено в билете, — индивидуальное место), доставить пассажира в пункт назначения в установленный срок, обеспечить безопасность пассажира в пути следования, обеспечить безопасную высадку пассажира в пункте назначения. Кроме того, в определенных случаях неисполнение перевозчиком своих обязанностей может повлечь расторжение договора перевозки с возвращением пассажиру полной стоимости проезда. Так, на железнодорожном транспорте стоимость проезда выплачивается в случае отмены отправления поезда, задержки его отправления, непредоставления указанного в билете места и несогласия пассажира воспользоваться другим местом, а также при опоздании пассажира в пункте пересадки на согласованный поезд по вине железнодорожного перевозчика <1>.

———————————

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник «Гражданское право: В 4 т. Обязательственное право» (том 4) (под ред. Е.А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации — Волтерс Клувер, 2008 (3-е издание, переработанное и дополненное).

<1> См.: Гражданское право: Учебник: В 4 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. Т. IV. С. 140 (автор — В.В. Витрянский).

Основной обязанностью пассажира является оплата проезда. За безбилетный проезд установлена административная ответственность (на федеральном уровне за безбилетный проезд на определенных видах транспорта — ст. 11.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП), на уровне субъектов Российской Федерации за безбилетный проезд в городском транспорте — в соответствующих законах субъектов Федерации). Эту административную ответственность следует отличать от гражданско-правовой ответственности, которая выражается в том, что уплата административного штрафа не освобождает пассажира от обязанности внести перевозчику проездную плату, которая в данном случае трактуется как возмещение перевозчику его убытков <1>. Аналогичный подход существует в отношении провоза без установленной платы ручной клади и багажа. Кроме того, пассажир обязан во время перевозки вести себя надлежащим образом. Хотя в данном случае речь идет о несоблюдении норм публичного права (например, нарушение общественного порядка), нарушение данной обязанности может повлечь гражданско-правовые последствия — расторжение перевозчиком договора перевозки без возврата пассажиру стоимости проезда <2>.

———————————
<1> См.: Советское гражданское право: Учебник: В 2 т. / Под ред. О.А. Красавчикова. Т. 2. С. 255 (автор — Е.Д. Шешенин).

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник «Гражданское право: В 4 т. Обязательственное право» (том 4) (под ред. Е.А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации — Волтерс Клувер, 2008 (3-е издание, переработанное и дополненное).

<2> См.: Гражданское право: Учебник: В 4 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. Т. IV. С. 146 (автор — В.В. Витрянский).

В п. 3 комментируемой статьи перечислены права пассажира при перевозках на всех видах транспорта, которые реализуются в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом:

1) право на провоз с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях. Конкретизация этой нормы содержится в ст. 83 УЖТ, ст. 100 КВВТ РФ, ст. 106 ВК РФ, ст. 181 КТМ РФ, ст. 21 УАТ. Транспортное законодательство предусматривает бесплатный или льготный проезд только для одного ребенка, следующего вместе со взрослым пассажиром. Наличие каких-либо родственных связей ребенка с пассажиром роли не играет. Именно провоз одного ребенка «с собой» позволяет устанавливать бесплатный проезд, поскольку в этом случае ребенку не предоставляется отдельное место, он разделяет одно место с пассажиром. Техническая возможность разделить одно место со взрослым существует только для малолетних детей, поэтому большое значение имеет ограничение возраста ребенка, который перевозится на одном месте с пассажиром. На железнодорожном транспорте и на внутреннем водном транспорте этот возраст определяется возрастом — «не старше пяти лет», на воздушном и морском транспорте — «не старше двух лет» <1>, на автомобильном транспорте в городском и пригородном сообщении «не старше семи лет» и «не старше пяти лет» — в междугородном сообщении. По желанию пассажира на детей указанного возраста могут приобретаться билеты с отдельным местом по льготному тарифу. Более взрослые дети в возрасте до 10 — 12 лет перевозятся с предоставлением им отдельного места, но по льготному тарифу (как правило, 50% от стоимости обычного билета) <2>. Пассажиры старше этого возраста по транспортному законодательству детьми не считаются;

———————————
<1> На воздушном и морском транспорте при международных перевозках может существовать право не бесплатного, но льготного провоза ребенка.

<2> Исключение составляют нормы УАТ, по которым льготный тариф предусмотрен лишь для случаев перевозки двух детей до 12 лет на одном выделенном им месте.

2) право на бесплатный провоз ручной клади в пределах установленных норм. Транспортное законодательство устанавливает, как правило, минимальные нормы бесплатного провоза ручной клади, которые определяются или указанием на габариты вещей, провозимых пассажиром с собой, или на их вес, или даже на указание конкретных предметов. Так, в соответствии со ст. 22 УАТ эти нормы определены следующим образом: «…ручная кладь в количестве не более одного места, длина, ширина и высота которого в сумме не превышают 120 см, одна пара лыж в чехле, детские санки, детская коляска». На железнодорожном транспорте используются следующие критерии: «…кладь весом не более 36 кг, размер которой по сумме 3 измерений не превышает 180 см» <1>. Для внутреннего водного транспорта нормы установлены в ст. 100 КВВТ РФ. На воздушном транспорте исторически сложилось так, что ручная кладь и багаж не различаются (ручная кладь охватывается понятием багажа). Это объясняется особыми требованиями к недопустимости превышения грузоподъемности воздушного судна: и багаж, и ручная кладь считаются по весу совокупно. Для небольших воздушных судов норма бесплатного провоза багажа установлена в 10 кг, для крупных самолетов и вертолетов — в 20 кг <2>. Нормы бесплатно перевозимой ручной клади могут изменяться в зависимости от того, приобрел пассажир обычный билет или же билет, предполагающий повышенную комфортность перевозки (пассажиры в вагонах СВ могут перевозить до 50 кг ручной клади, авиапассажиры бизнес-класса на всех типах самолетов — до 30 кг). Провоз ручной клади сверх установленных норм оплачивается пассажиром (как правило, по расценкам, существующим для перевозки багажа). Право пассажира на провоз ручной клади ограничено: ручная кладь даже в пределах допустимых для бесплатного провоза норм не должна мешать комфорту других пассажиров, их входу и выходу из транспортного средства. Кроме того, ограничения существуют для ручной клади с особыми свойствами: зловонные, огнеопасные, отравляющие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые и другие опасные вещества. На основании этих ограничений перевозчик может отказать пассажиру в перевозке его ручной клади;

———————————
<1> Пункт 37 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. N 111.

<2> См.: ст. 106 ВК РФ; п. 10 Временного порядка, установления и регулирования тарифов на перевозки пассажиров и связанные с ними работы и услуги на внутренних воздушных линиях, утв. Роскомцен N 01-55/306-15, Минтрансом России от 19 февраля 1993 г. N 1-ц.

3) право на сдачу к перевозке багажа за установленную плату. Выделение данного права пассажира представляется оправданным, поскольку из него вытекает и корреспондирующая обязанность перевозчика принять багаж, т.е. обязанность заключить реальный договор перевозки багажа.

Кроме прав пассажира, прямо перечисленных в комментируемой статье, транспортное законодательство предусматривает и иные права пассажира, подчас регламентируя их подробным образом. Так, например, на некоторых видах транспорта пассажир вправе делать остановку в пути следования на срок до 10 суток, а затем продолжить движение в пункт назначения по первоначальному билету (ст. 83 УЖТ; ст. 100 КВВТ), продлевать срок действия билета в случае болезни (ст. 83 УЖТ; ст. 100 КВВТ; ст. 23 УАТ) и т.д.

6. Что касается содержания договора перевозки багажа, то следует иметь в виду, что пассажир обязан при заключении договора внести плату за провоз багажа, а при необходимости — произвести с перевозчиком окончательные расчеты при получении багажа. Обязанностью пассажира является также сдача в багаж только тех вещей, которые разрешены к перевозке. Пассажир имеет право при сдаче багажа объявить его ценность (и оплатить соответствующий сбор). Поскольку пассажир является одновременно и отправителем, и получателем багажа, к обязанностям пассажира (в том числе через уполномоченное им лицо) относится и получение багажа в пункте назначения.

Перевозчик обязан сохранить багаж в пути следования, доставить его в пункт назначения в установленный срок и выдать пассажиру (уполномоченному им лицу). За несохранность багажа перевозчик несет ответственность (см. ст. 796 ГК и комментарий к ней). Не востребованный в установленный срок багаж хранится перевозчиком за счет пассажира. Перевозчик пользуется правом удержания багажа (п. 4 ст. 790 ГК). Исходя из этого права багаж, не востребованный пассажиром в течение определенного времени после его доставки в пункт назначения, реализуется перевозчиком по договору купли-продажи. Пассажир в течение срока исковой давности имеет право получить от перевозчика вырученную сумму за вычетом платежей, причитающихся перевозчику.