Статья 876. Извещение о проведенных операциях

1. Если платеж и (или) акцепт не были получены, исполняющий банк обязан немедленно известить банк-эмитент о причинах неплатежа или отказа от акцепта.

Банк-эмитент обязан немедленно информировать об этом клиента, запросив у него указания относительно дальнейших действий.

2. При неполучении указаний о дальнейших действиях в срок, установленный банковскими правилами, а при его отсутствии в разумный срок исполняющий банк вправе возвратить документы банку-эмитенту.

Комментарий к Ст. 876 ГК РФ

1. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи, если платеж и (или) акцепт не были получены, исполняющий банк обязан немедленно известить банк-эмитент о причинах неплатежа или отказа от акцепта.

Действия исполняющего банка могут быть связаны с неполучением от плательщика либо самого платежа при безакцептной форме списания, либо акцепта платежа, если он требуется при исполнении расчетов по инкассо.

Данные обстоятельства возможны при:

— отсутствии денежных средств на счете плательщика или их недостаточном размере для удовлетворения требования взыскателя;

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (495) 641-57-14 (Москва и МО)
8 (812) 213-20-63 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 505-76-29 (Регионы РФ)

— пропуске сроков или неизъявлении своей воли относительно акцепта соответствующего требования либо отказа полностью или частично от его акцепта по основаниям, предусмотренным в основном договоре, в том числе в случае несоответствия применяемой формы расчетов заключенному договору, с обязательной ссылкой на пункт, номер, дату договора и указанием мотивов отказа.

В первом случае исполняющий банк обязан известить банк-эмитент о помещении расчетных документов в картотеку по внебалансовому счету N 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок», направив извещение о постановке в картотеку формы 0401075. Указанное извещение направляется исполняющим банком банку-эмитенту не позднее рабочего дня, следующего за днем помещения расчетных документов в картотеку. При этом на оборотной стороне первого экземпляра расчетного документа делается отметка о дате направления извещения, проставляются штамп банка и подпись ответственного исполнителя.

Во втором случае, а именно при неполучении в установленный срок заявления об акцепте, отказе от акцепта, а также при отсутствии в договоре банковского счета условия о безакцептном списании денежных средств, платежное требование на следующий рабочий день после истечения срока акцепта списывается мемориальным ордером с внебалансового счета учета сумм расчетных документов, ожидающих акцепта для оплаты, и возвращается в банк-эмитент в порядке, предусмотренном в п. 2.21 ч. I Положения ЦБ РФ N 2-П, с указанием на оборотной стороне первого экземпляра платежного требования причины возврата: «Не получено согласие на акцепт» (п. 10.10 ч. I Положения ЦБ РФ N 2-П). При этом все возникающие между плательщиком и получателем средств разногласия разрешаются в порядке, предусмотренном законодательством.

При неполучении платежа по платежному требованию, инкассовому поручению либо извещения о постановке в картотеку формы 0401075 банк-эмитент может по просьбе получателя (взыскателя) средств направить в исполняющий банк запрос в произвольной форме о причине неоплаты указанных расчетных документов не позднее рабочего дня, следующего за днем получения соответствующего документа от получателя средств (взыскателя), если иной срок не предусмотрен договором банковского счета.

2. В абз. 2 п. 1 комментируемой статьи установлено, что банк-эмитент обязан немедленно информировать клиента, запросив у него указания относительно дальнейших действий в случае неполучения платежа или акцепта платежа от исполняющего банка.

Прежде всего банк-эмитент доводит извещение о постановке в картотеку до клиента по получении извещения от исполняющего банка.

Однако в случае неполучения информации о причинах неплатежа или отказа от акцепта от исполняющего банка банк-эмитент вынужден запросить у своего клиента (взыскателя) дальнейшие инструкции по реализации расчетов по инкассо.

Полагаем, что указания взыскателя могут быть о повторном обращении к исполняющему банку, направлении соответствующей претензии или обращения в суд с требованием о применении мер ответственности как к исполняющему банку, так и к плательщику.

3. Взыскатель также может проявить себя довольно пассивно, не предоставив банку-эмитенту какого-либо алгоритма действий в сложившихся обстоятельствах. Поэтому согласно п. 2 комментируемой статьи при неполучении указаний о дальнейших действиях в срок, установленный банковскими правилами, а при его отсутствии — в разумный срок исполняющий банк вправе возвратить документы банку-эмитенту.