1. Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.
2. Авторами аудиовизуального произведения являются:
1) режиссер-постановщик;
2) автор сценария;
3) композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения;
4) художник-постановщик анимационного (мультипликационного) фильма.
3. При публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции, аудиовизуального произведения авторы музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняют право на вознаграждение за указанные виды использования их музыкального произведения.
4. Права изготовителя аудиовизуального произведения, то есть лица, организовавшего создание этого произведения (продюсера), определяются в соответствии со статьей 1240 настоящего Кодекса.
Изготовителю принадлежит исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом, если иное не вытекает из договоров, заключенных им с авторами аудиовизуального произведения, указанными в пункте 2 настоящей статьи.
Изготовитель при любом использовании аудиовизуального произведения вправе указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого указано на этом произведении обычным образом.
5. Каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и другие), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.
Комментарий к Ст. 1263 ГК РФ
1. Настоящая статья определяет особенности правового режима аудиовизуального произведения, которое имеет следующие характеристики:
— состоит из зафиксированной серии связанных между собой изображений;
— может быть как с сопровождением, так и без сопровождения звуком;
— воспринимается с помощью соответствующих технических устройств зрительно, а при наличии звукового сопровождения — и на слух;
— воспринимается как сложный объект;
— воспринимается как объект, включающий в себя элементы делимого и неделимого соавторства.
Термин «аудиовизуальное произведение» в российском законодательстве впервые был упомянут в ст. 134 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. Статья 486 ГК РСФСР закрепляла авторское право на кинофильм или телефильм за предприятием, осуществившим его съемку, а на любительские фильмы — за автором или соавторами. Кроме того, абзац третий этой же статьи предусматривал право автора сценария, композитора, режиссера-постановщика, главного оператора, художника-постановщика и авторов других произведений, вошедших составной частью в кинофильм или телефильм, на свое произведение. Пункт 3 Постановления ВЦИК, СНК РСФСР от 8 октября 1928 г. «Об авторском праве» предусматривал, что авторское право на киноленты признается за выпускающим их в свет кинопроизводственным предприятием. За автором сценария сохраняется право на получение вознаграждения за публичную демонстрацию киноленты.
Закон об авторском праве и смежных правах давал в ст. 13 аналогичные определения аудиовизуальных произведений и перечислял некоторые из них, в частности кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы (ст. 7).
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
Понятие фильма определено в ст. 3 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» <1>. Фильм — это аудиовизуальное произведение, созданное в художественной, хроникально-документальной, научно-популярной, учебной, анимационной, телевизионной или иной форме на основе творческого замысла, состоящее из изображения зафиксированных на кинопленке или на иных видах носителей и соединенных в тематическое целое последовательно связанных между собой кадров и предназначенное для восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Фильм продолжительностью не менее чем 52 минуты является полнометражным фильмом. Фильм продолжительностью менее чем 52 минуты является короткометражным фильмом.
———————————
<1> Собрание законодательства РФ. 1996. N 35. Ст. 4136.
Деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование указанных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора), осуществляемая юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2006 г. N 252 «О лицензировании деятельности по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин (программ для ЭВМ), баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование указанных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора)» <1> Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
———————————
<1> Собрание законодательства РФ. 2006. N 19. Ст. 2078.
2. В п. 2 комментируемой статьи дан исчерпывающий перечень лиц, которые являются авторами аудиовизуального произведения: режиссер-постановщик; автор сценария; композитор — автор музыкального произведения, специально созданного для этого аудиовизуального произведения. Режиссер аудиовизуального произведения — это физическое лицо, руководящее постановкой аудиовизуального произведения и игрой задействованных в постановке актеров. Сценарист — это физическое лицо, творческим трудом которого было создано литературное произведение, положенное в основу аудиовизуального произведения. Композитор — это автор музыкального произведения, используемого в фильме.
При этом авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавших ранее, так и созданных в процессе работы над ним, пользуются авторским правом каждый на свое произведение. Право на вознаграждение за публичное исполнение аудиовизуального произведения сохраняет лишь автор музыкального произведения, специально созданного для этого аудиовизуального произведения. Такое право на вознаграждение не является оборотоспособным и может быть отнесено к категории иных интеллектуальных прав, предусмотренных ст. 1226, п. 3 ст. 1255 ГК РФ. Данное право предусмотрено за публичное исполнение, т.е. за использование аудиовизуального произведения в кинотеатрах, в самолетах, поездах и других общественных местах. Как отмечается в Постановлении Пленума ВС РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26 марта 2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу п. 3 ст. 1263 ГК РФ композитор, являющийся автором музыкального произведения, использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняет право на вознаграждение при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю этого аудиовизуального произведения. Таким образом, даже если исключительное право на соответствующее музыкальное произведение в целом принадлежит другому лицу, право на вознаграждение сохраняется за композитором.
3. Лицо, которому принадлежат права на аудиовизуальное произведение, должно определяться в соответствии с законодательством, действующим на момент создания фильма. Так, если аудиовизуальное произведение было создано до 3 августа 1992 г., то в соответствии со ст. 486 ГК РСФСР авторское право на кинофильм или телевизионный фильм (раньше так именовались аудиовизуальные произведения) принадлежало предприятию, осуществившему его съемку, а авторское право на любительский кинофильм или телевизионный фильм — его авторам или соавторам. Владелец первоначального авторского права на фильмы, которые были сняты с 3 августа 1992 г. по 2 августа 1993 г., должен определяться в соответствии с п. 5 ст. 135 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, в котором сказано:
«Авторы кино-, теле- и видеофильма по авторским договорам передают право на использование фильма его изготовителю в пределах, предусмотренных договором.
Авторы произведений, использованных в фильме, сохраняют авторское право каждый на свое произведение, передают изготовителю право на его использование в фильме и могут использовать произведение независимо от фильма в целом».
В том случае, если аудиовизуальное произведение было создано до 3 августа 1992 г., авторское право на аудиовизуальное произведение признавалось за юридическим лицом. Согласно ст. 6 Вводного закона авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 г., т.е. до вступления в силу Закона РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении 70 лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано — со дня создания произведения. К соответствующим правоотношениям по аналогии применяются правила части четвертой ГК РФ. Для целей их применения такие юридические лица считаются авторами произведений.
4. В п. 4 комментируемой статьи определяется правовое положение продюсера, т.е. лица, организовавшего создание аудиовизуального произведения. В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» продюсер фильма — физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за финансирование, производство и прокат фильма. Правовое положение продюсера, его трудовые функции конкретизированы Постановлением Минтруда России от 4 октября 2000 г. N 67 «Об утверждении квалификационных характеристик должностей служащих государственных предприятий телевизионных и радиовещательных компаний» <1>, Приказом Минздравсоцразвития России от 31 мая 2006 г. N 434 «Об утверждении квалификационной характеристики должности «Продюсер телевизионных и кинофильмов» <2>, Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2007 г. N 252 «Об утверждении Перечня профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации» <3>.
———————————
<1> Бюллетень Минтруда России. 2000. N 11.
<2> Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2006. N 6.
<3> Собрание законодательства РФ. 2007. N 19. Ст. 2356.
Продюсер в соответствии с п. 1 ст. 1240 ГК РФ приобретает право использования результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав аудиовизуального произведения, на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности.
В случае, когда продюсер приобретает право использования результата интеллектуальной деятельности, специально созданного или создаваемого для включения в такой сложный объект, соответствующий договор считается договором об отчуждении исключительного права, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
Лицензионный договор, предусматривающий использование результата интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения, заключается на весь срок и в отношении всей территории действия соответствующего исключительного права, если договором не предусмотрено иное.
Условия лицензионного договора, ограничивающие использование результата интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения, недействительны.
Кроме того, авторы всех произведений, вошедших в состав аудиовизуального, лишены права на отзыв (ст. 1269 ГК).
5. Обладателем исключительного права на аудиовизуальное произведение может выступать и иное лицо, не являющееся продюсером. Исключительное право на аудиовизуальное произведение может возникнуть у работодателя в результате отчуждения или предоставления права по договору. В качестве правообладателя может выступать также Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования. Так, например, функции по управлению исключительными правами Российской Федерации в соответствии с Приказом Минкультуры России от 12 ноября 2007 г. N 1305 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям государственной функции по принятию в соответствии с законодательством Российской Федерации решения об управлении находящимся в федеральной собственности фондом законченных производством и прошедших в эфир телерадиопрограмм, передач, фонограмм, а также иных аудиовизуальных произведений (за исключением кинофильмов)» осуществляет названное Агентство. Роспечать выдает разрешения на заключение лицензионного договора между Гостелерадиофондом и заявителем о предоставлении исключительных прав Российской Федерации на аудиовизуальные произведения (за исключением кинофильмов), передачи, фонограммы, полномочия по распоряжению которыми возложены на Гостелерадиофонд, в следующих случаях:
при получении заявки на выдачу разрешения на заключение лицензионного договора о предоставлении исключительных прав Российской Федерации на аудиовизуальные произведения (за исключением кинофильмов), передачи, фонограммы, полномочия по распоряжению которыми возложены на Гостелерадиофонд, одновременно содержащей следующие условия:
— исключительные права включают полномочия на пользование одним и более способами, предусмотренными законодательством РФ об интеллектуальной собственности;
— срок использования исключительных прав составляет более 10 (десяти) лет;
— территория распространения исключительных прав включает территорию стран всего мира;
— исключительные права включают полномочия на использование более 60% от хронометража каждого объекта интеллектуальной собственности;
при получении заявки на выдачу разрешения на заключение лицензионного договора о предоставлении исключительных прав Российской Федерации на аудиовизуальные произведения (за исключением кинофильмов), передачи, фонограммы, полномочия по распоряжению которыми возложены на Гостелерадиофонд, представленной юридическим лицом, зарегистрированным на территории иностранного государства, одновременно содержащей следующие условия:
— исключительные права включают полномочия на пользование одним и более способами, предусмотренными законодательством об интеллектуальной собственности;
— срок использования исключительных прав составляет более трех лет;
— территория распространения исключительных прав включает территорию стран, расположенных на двух и более географических континентах;
— исключительные права включают полномочия на использование более 60% от хронометража каждого объекта интеллектуальной собственности;
при принятии Гостелерадиофондом решения о необходимости выдачи Роспечатью разрешения на заключение лицензионного договора о предоставлении Гостелерадиофондом заявителю исключительных прав Российской Федерации на аудиовизуальные произведения (за исключением кинофильмов), передачи, фонограммы, полномочия по распоряжению которыми возложены на Гостелерадиофонд.