1. К наследованию могут призываться граждане, находящиеся в живых в момент открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства.
К наследованию по завещанию могут призываться также указанные в нем юридические лица, существующие на день открытия наследства, и наследственный фонд, учрежденный во исполнение последней воли наследодателя, выраженной в завещании.
2. К наследованию по завещанию могут призываться Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, иностранные государства и международные организации, а к наследованию по закону — Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования в соответствии со статьей 1151 настоящего Кодекса.
Комментарий к Ст. 1116 ГК РФ
1. Комментируемая статья определяет перечень лиц, которые могут призываться к наследованию. К ним относятся:
— граждане, находящиеся в живых в день открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства (по закону или по завещанию);
— юридические лица, существующие на день открытия наследства;
— субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, Российская Федерация (по закону или по завещанию);
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
— иностранные государства и международные организации (только по завещанию).
2. Комментируемая статья допускает призвание к наследованию не только граждан, находящихся в живых к моменту открытия наследства, но и зачатых при жизни наследодателя и родившихся живыми после открытия наследства, в ней также содержатся правила, обеспечивающие защиту прав и законных интересов таких наследников. Согласно ст. 1166 ГК РФ при наличии зачатого, но еще не родившегося наследника (будущего субъекта наследственных правоотношений) раздел наследства может быть осуществлен только после рождения такого наследника. Поскольку на момент открытия наследства неизвестно, родится ли ребенок живым, до момента его рождения приостанавливаются как выдача свидетельства о праве на наследство, так и раздел наследственного имущества (см. комментарий к ст. 1166 ГК).
3. До вступления в силу Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 281-ФЗ «О внесении изменений в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации» <1> (4 декабря 2007 г.) субъекты Федерации и муниципальные образования могли быть наследниками только по завещанию.
———————————
<1> Собрание законодательства РФ. 2007. N 49. Ст. 6042.
В случае перехода в порядке наследования выморочного имущества к государству субъектом принятия наследства являлась Российская Федерация.
При этом большая часть жилых помещений с точки зрения распределения полномочий между Российской Федерацией, субъектами Федерации и муниципальными образованиями сосредоточена именно на муниципальном уровне (полномочия по распределению социального жилья, в сфере управления домами и т.д.). На федеральном уровне в основном сосредоточены полномочия в отношении жилых помещений, входящих в государственный жилищный фонд, предназначенных для предоставления отдельным категориям граждан.
Кроме того, в настоящее время сложилась достаточно сложная ситуация относительно обеспечения жилыми помещениями по договорам социального найма граждан, нуждающихся в жилье. Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» <1> граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г., сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. По существу на практике бремя несения обязательств по обеспечению этих граждан жилыми помещениями легло на муниципальные образования, а количество таких граждан существенно. При этом ст. 49 ЖК РФ исходя из приведенного Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» <2> перечня вопросов местного значения, возложила решение вопроса об обеспечении малоимущих граждан жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, именно на муниципальные образования за счет жилых помещений муниципальных жилищных фондов.
———————————
<1> Собрание законодательства РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 15.
<2> Собрание законодательства РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
Таким образом, возникла необходимость решения вопроса относительно судьбы жилых помещений, являющихся выморочным имуществом, путем передачи права собственности на них к муниципальным образованиям, что и было установлено вышеназванным Законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ и повлекло внесение изменений в п. 2 комментируемой статьи.