Апелляционное определение № 2-207/19 от 16.07.2019 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело № 33-2949/2019

судья Недзельский А.А.

(№ дела в суде первой инстанции 2-207/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего Погореловой Е.А.

судей Подшиваловой Н.С., Радюк С.Ю.

при секретаре Засухиной Т.С.

с участием прокурора Чадовой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 16 июля 2019 года гражданское дело по иску заместителя прокурора Ононского района Аюрова С.Д. в защиту интересов Дугаровой Т. Б. и членов её семьи ДугароваШ-ДБ. (брат), Дугарова Ц. Б. (брат), Доржиева Б. Б. (сводный брат) к Администрации муниципального района «Ононский район», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Министерству территориального развития Забайкальского края, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Управлению по вопросам миграции УМВД России по Забайкальскому краю, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю об установлении факта постоянного проживания в зоне ЧС для получения мер социальной поддержки, признании права на получение компенсации за утраченное жильё и включении в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодном для проживания в соответствии с социальными нормами

по апелляционным жалобам Министерства территориального развития Забайкальского края и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

на решение Ононского районного суда Забайкальского края от 30 мая 2019 года, которым постановлено:

Исковые требования заместителя прокурора Ононского района Аюрова С.Д. в защиту интересов Дугаровой Т. Б. и членов её семьи ДугароваШ-Д.Б. (брат), Дугарова Ц. Б. (брат), Доржиева Б. Б. (сводный брат) удовлетворить.

Установить факт постоянного проживания Дугаровой Т. Б. и членов её семьи ДугароваШ-Д.Б. (брат), Дугарова Ц. Б. (брат), Доржиев Б. Б. (сводный брат) по адресу: Забайкальский край, Ононский район, сельское поселение «Ималкинское» &lt,адрес&gt,&lt,адрес&gt,, общей площадью 55,1 кв.м. в целях предоставления меры социальной поддержки по предоставлению жилого помещения, как гражданам, утратившим жилое помещение в результате чрезвычайной ситуации.

Признать за Дугаровой Т. Б. и членами её семьи ДугаровымШ-Д.Б. (брат), Дугаровым Ц. Б. (брат), Доржиевым Б. Б. (сводный брат) право на предоставление мер социальной поддержки по предоставлению жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 08.05.2019 № 184 «Об утверждении Правил предоставления мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации».

Обязать Министерство территориального развития Забайкальского края включить Дугарову Т. Б. и членов её семьи ДугароваШ-Д.Б. (брат), Дугарова ЦыбенжапБадмаевича(брат), Доржиева Б. Б. (сводный брат) в Список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами.

Решение в данной части обратить к немедленному исполнению.

Заслушав доклад судьи Погореловой Е.А., судебная коллегия

установила:

Прокурор Ононского района Забайкальского края обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Дугаровой Т.Б., а также привлеченных в качестве соистцов Дугарова Ш.-Д.Б., Дугарова Ц.Б. и Доржиева Б.Б., ссылаясь на то, что истцы постоянно проживали в подвергшемся уничтожению в результате пожара, произошедшего на территории Забайкальского края 19 апреля 2019 года, домовладении, расположенном по адресу: Забайкальский край, Ононский район, &lt,адрес&gt, На основании уведомления Министерства территориального развития Забайкальского края от 16 мая 2019 года истцам было отказано во включении в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края, и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодном для проживания в соответствии с санитарными нормами. Просил суд установить факт постоянного проживания Дугаровой Т.Б. и членов её семьи Дугарова Ш.-Д.Б. (брат), Дугарова Ц. Б. (брат), Доржиева Б.Б. (сводный брат) в жилом помещении, расположенном по адресу Забайкальский край, Ононский район, &lt,адрес&gt, для предоставления жилого помещения как гражданам, лишившимся жилого помещения в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края в апреле 2019 года, признать за истцами право на включение их в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодном для проживания в соответствии с социальными нормами, с целью получения социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения, обязать Министерство территориального развития Забайкальского края включить истцов в указанный список.

Определением суда от 21 мая 2019 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство финансов Забайкальского края, Министерство финансов Российской Федерации, УМВД России по Забайкальскому краю, МЧС России по Забайкальскому краю, в качестве третьего лица Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Забайкальскому краю.

Судом постановлено приведенное выше решение.

С решением суда не согласилось Министерство территориального развития Забайкальского края, в апелляционной жалобе представитель Министерства Савчук М.А. просит решение суда изменить в части, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований прокурора в интересах Дугарова Ш.-Д.Б., Дугарова Ц.Б. и Доржиева Б.Б. Со ссылкой на Правила предоставления мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате природных пожаров, утвержденных постановлением Правительства Забайкальского края от 8 мая 2019 года № 184, указывает, что к членам семьи гражданина относятся зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители, усыновители этого гражданина и его внуки. Перечень лиц, отнесенных к членам семьи гражданина, является исчерпывающим. В рассматриваемом случае Дугаров Ш.-Д.Б., Дугаров Ц.Б. и Доржиев Б.Б. согласно Правилам не являются членами семьи Дугаровой Т.Б., соответственно не имеют права на предоставление мер социальной поддержки и включении в Список. Выражает несогласие с выводом суда об удовлетворении исковых требований в отношении истцов, со ссылкой на то, что последние на момент чрезвычайной ситуации были зарегистрированы в утраченном жилом помещении, которое было предоставлено их родителям Совхозом Тарейский в собственность, документы были утрачены, другого пригодного для проживания жилья они не имеют. Ссылается на Правила, принятые во исполнение постановления Правительства РФ от 15 мая 2019 года № 593 «Об утверждении Правил предоставления в 2019 году субсидий из федерального бюджета бюджету Забайкальского края на софинансирование реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями граждан, являющихся собственниками жилых помещений или нанимателями жилых помещений по договору социального найма, утраченных в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края в апреле 2019 года», согласно которым установлен круг лиц, относящихся к членам семьи гражданина. В соответствии с указанными Правилами по отношению к Дугаровой Т.Б.Дугаров Ш.Д-Б. (брат), Дугаров Ц.Б. (брат) и Доржиев Б.Б. (сводный брат) таковыми не являются и не могут быть признаны членами семьи Дугаровой Т.Б. в рамках правоотношений, регулируемых Правилами.

Также с решением суда не согласилось Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, в апелляционной жалобе представитель Министерства Королева К.А. просит решение суда в части признания за истцами права на включение в список граждан, признанных пострадавшими, на получение финансовой помощи за счет средств федерального бюджета отменить и вынести новое решение об оказании соответствующей государственной поддержки за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации – Забайкальского края. Указывает, что при принятии решения судом не учтено, что в силу ст. 24 ФЗ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера является расходным обязательством субъекта Российской Федерации. Региональный уровень реагирования на чрезвычайную ситуацию, произошедшую в Забайкальском крае, установлен пунктом 1 постановления Губернатора Забайкальского края от 19 апреля 2019 года № 18 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации». В соответствии с п.п.1 и 5 указанного постановления чрезвычайная ситуация в Забайкальском крае, связанная с пожарами в соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 21 мая 2007 года № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» классифицирована как чрезвычайная ситуация регионального характера. Кроме того, Указом Президента РФ от 25 апреля 2019 года № 198 вопрос выплаты денежных средств пострадавшим поручен Губернатору Забайкальского края и органам исполнительной власти Забайкальского края за счет средств бюджета Забайкальского края. Во исполнение Указа Президента РФ № 198 Правительством РФ утверждены Правила № 593 предоставления субсидий из федерального бюджета бюджету Забайкальского края на софинансирование мероприятий по обеспечению жилыми помещениями граждан, являющихся собственниками жилых помещений или нанимателями по договору социального найма, утраченных в результате пожаров в апреле 2019 года. Обращает внимание, что Российская Федерация осуществляет софинансирование указанных мероприятий, при этом порядок и условия предоставления субсидий поставлены в зависимость от конкретных плановых действий исполнительной власти Забайкальского края. Полагает, что судом сделан ошибочный вывод о наличии у истцов права на предоставление мер социальной поддержки. Со ссылкой на Правила № 593 указывает, что истцы являются только собственниками земельного участка, право собственности на жилое помещение, расположенное на нем, не зарегистрировано. Более того, на момент пожара у истцов отсутствовали документы, являющиеся основанием для государственной регистрации права собственности. Получение гражданином единовременной денежной помощи само по себе не влечет правовых оснований для включения его в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров, финансирование которого осуществляется за счет федерального бюджета.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерства территориального развития Забайкальского края истцы, каждый в отдельности просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.

В возражениях на апелляционные жалобы Министерства территориального развития Забайкальского края, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Дугарова Т.Б. указывает на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда, просит, не меняя решения суда, правильно определить за счет средств какого бюджета необходимо его исполнение.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Истцы Дугаров Ш.Д.-Б., Дугаров Ц.Б., Доржиев Б.Б., представители ответчиков Администрации муниципального района «Ононский район», Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов РФ в лице УФК по Забайкальскому краю, Министерство финансов Забайкальского края, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, УМВД России по Забайкальскому краю, МЧС России по Забайкальскому краю, Управление Росреестра по Забайкальскому краю, извещенные о времени и месте апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении дела не просили. Представитель Министерства финансов РФ в лице УФК по Забайкальскому краю Милюхина В.А. направила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствии.

Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту — ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений, выслушав объяснение представителя Министерства территориального развития Забайкальского края Савчук М.А., поддержавшей доводы своей апелляционной жалобы, объяснение Дугаровой Т.Б., полагавшей решение суда законным и обоснованным, прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Чадову Е.А., полагавшую решение суда законным и не подлежащим отмене, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Дугарова Т.Б., Дугаров Ш-Д.Б., Дугаров Ц.Б. зарегистрированы по адресу: &lt,адрес&gt,.

Доржиев Б.В. зарегистрирован на чабанской стоянке с. Усть-Ималка.

Как следует из справок администрации сельское поселение «Ималкинское» истцы Дугарова Т.Б., Дугаров Ш.-Д.Б., Дугаров Ц.Б., Доржиев Б.Б. проживали по месту регистрации в &lt,адрес&gt,.

В результате пожара жилой дом, надворные постройки и имущество Дугаровой Т.Б., Дугарова Ш.-Д.Б., Дугарова Ц.Б., Доржиева Б.Б. по адресу &lt,адрес&gt, уничтожено огнем полностью. Данное обстоятельство подтверждено справками, выданными старшим инспектором ТОНД и ПР по Акшинскому, Кыринскому и Ононскому района УНД и ПР ГУ МЧС России по Забайкальскому краю по факту пожара, произошедшего 19 апреля 2019 года в с. Усть-Ималка Ононского района.

Из акта обследования утраченного имущества от 20 апреля 2019 года, по адресу: Забайкальский край, Ононский район, &lt,адрес&gt, следует, что имущество утрачено полностью, сгорел дом и чабанская стоянка. В качестве пострадавшего главы семьи в акте указан Дугаров Ш.Д.-Б., в качестве членов семьи — Дугарова Т.Б. (сестра), Доржиев Б.Б. (брат), Дугаров Ц.Б. (брат).

Распоряжением Министерства территориального развития Забайкальского края от 15 мая 2019 года № 215-р Дугаровой Т.Б. с составом семьи (Дугаров Ш.-Д.Б., Дугаров Ц.Б., Доржиев Б.Б.) отказано во включении в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края, и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами.

Согласно уведомлению от 16 мая 2019 года Дугарова Т.Б. с составом семьи (Дугаров Ш.-Д.Б., Дугаров Ц.Б., Доржиев Б.Б.) не включены в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края, и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, так как не являются собственниками утраченного жилого помещения, а заявленные граждане (Дугаров Ш.-Д.Б., Дугаров Ц.Б., Доржиев Б.Б.) членами семьи заявителя Дугаровой Т.Б.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, Дугарова Т.Б., Дугаров Ш.-Д.Б., Дугаров Ц.Б., Доржиев Б.Б. жилых помещений или доли в таких помещениях на праве собственности не имеют.

Разрешая спор, суд первой инстанции, исследовав представленные сторонами доказательства, выслушав свидетелей, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, исходя при этом из того, что истцы на момент пожара в апреле 2019 г. проживали в жилом помещении в качестве членов одной семьи с 1993 г., иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания не имеют, поэтому подлежат включению в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края.

Судебная коллегия с выводом суда о наличии у истцов Дугарова Ш.-Д.Б., Дугарова Ц.Б. и Доржиева Б.Б. права на получение мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения, как членов семьи Дугаровой Т.Б., согласиться не может и доводы жалобы Министерства территориального развития Забайкальского края заслуживают внимания.

В соответствии с пунктом 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Согласно пункту 2 указанного закона, порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Губернатора Забайкальского края от 19 апреля 2019 года №18 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации» в связи с установлением сухой ветреной погоды и высокими среднесуточными температурами воздуха на большей части Забайкальского края, способствующими повышению класса горимости, а также большим количеством зарегистрированных пожаров постановлено ввести на территории Забайкальского края с 19 апреля 2019 года режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Забайкальского края и установить региональный уровень реагирования (пункт 1).

Границы зон чрезвычайной ситуации определить в пределах населенных пунктов согласно приложению к настоящему постановлению (пункт 4).

Постановлениями Губернатора Забайкальского края от 7 мая 2019 года № 27, от 3 июня 2019 года №33 внесены изменения в приложение к постановлению Губернатора Забайкальского края от 19 апреля 2019 года №18 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации», в границы зоны чрезвычайной ситуации, связанной с пожарами, на территории муниципального района «Ононский район», вошло в зону №1 — село Усть-Ималка ул. Молодежная д. 17 кв. 1.

Согласно подпункту «г» пункта 2 Указа Президента РФ от 26 апреля 2019 года №198 «О мерах по ликвидации последствий природных пожаров на территории Забайкальского края» Правительству Российской Федерации необходимо до 15 июня 2019 г. решить вопрос о выделении из федерального бюджета средств на строительство нового жилья взамен утраченного и (или) на приобретение нового жилья гражданам, признанным пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы исполнительной власти Забайкальского края и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2019 г. № 593 утверждены Правила предоставления в 2019 г. субсидий из федерального бюджета Забайкальского края на софинансирование реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями граждан, являвшихся собственниками жилых помещений или нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, утраченных в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края в апреле 2019 г.

Пунктом 3 данных Правил определено, что субсидия предоставляется на следующие цели: а) предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, на приобретение или строительство ими жилых помещений на территории Забайкальского края, б) приобретение и (или) строительство жилых помещений для передачи их гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил,в) предоставление бюджетам муниципальных образований Забайкальского края межбюджетных трансфертов из бюджета Забайкальского края на приобретение и (или) строительство жилых помещений для передачи их гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил.

В пункте 4 правил указано, что мероприятия реализуются в отношении: а) граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющих в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на жилое помещение, пригодных для проживания, б) граждан, имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющих в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на жилое помещение, пригодных для проживания, в) граждан, не являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющих постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанных в судебном порядке постоянно проживающими в утраченных жилых помещениях, относящихся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах а и б настоящего пункта, и не имеющих в собственности жилого помещения или доли в праве общей собственности на жилое помещение, пригодных для проживания.

К членам семьи гражданина относятся зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители, усыновители этого гражданина и его внуки.

Пунктом 2 постановления Правительства Забайкальского края от 4 мая 2019 года №180 «О некоторых вопросах реализации Указа Президента Российской Федерации от 26 апреля 2019 года №198 «О мерах по ликвидации последствий природных пожаров на территории Забайкальского края» предусмотрено установить, что в целях осуществления выплат в соответствии с подпунктом «г» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации пострадавшими в результате пожаров признаются граждане, а также члены их семей, включенные в установленном порядке уполномоченным исполнительным органом государственной власти Забайкальского края в сфере архитектурной и градостроительной деятельности в списки граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами.

Пунктом 4 постановления № 180 предусмотрено, что факт постоянного проживания гражданина в населенном пункте, подвергшемся пожарам, подтверждается одним из следующих документов (сведениями):

1) справки, выданные органами местного самоуправления, исполнительными органами государственной власти Забайкальского края, органами внутренних дел, образовательными и медицинскими организациями,

2) выписка из домовой книги,

3) документы, подтверждающие оказание медицинских, образовательных, социальных услуг и услуг почтовой связи,

4) показания не менее двух свидетелей, в том числе работников организаций почтовой связи, медицинских и социальных работников, сотрудников органов внутренних дел (при отсутствии документов, указанных в подпунктах 1 — 3 настоящего пункта).

Постановлением Правительства Забайкальского края от 8 мая 2019 года №184 утверждены Правила предоставления мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации.

Данные Правила устанавливают порядок и условия предоставления мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края, лишившимся жилых помещений в результате природных пожаров, чрезвычайной ситуации, произошедших на территории Забайкальского края в апреле 2019 года (пункт 1).

Согласно пункту 3 Правил №184 настоящие Правила предусматривают следующие меры социальной поддержки:

1) предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, на приобретение жилого помещения (далее — социальные выплаты на приобретение жилых помещений),

2) предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, на строительство жилых помещений (далее — социальные выплаты на строительство жилых помещений).

В соответствии с пунктом 4 Правил №184 право на получение мер социальной поддержки имеют граждане, признанные пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации (далее — граждане):

1) являвшиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на жилое помещение, пригодных для проживания,

2) имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющие в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на жилое помещение, пригодных для проживания,

3) не являвшиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими в утраченных жилых помещениях, относящиеся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, и не имеющие в собственности жилого помещения или доли в праве общей собственности на жилое помещение, пригодных для проживания.

К членам семьи гражданина относятся зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители, усыновители этого гражданина и его внуки.

Меры социальной поддержки реализуются в отношении одного утраченного жилого помещения однократно.

Меры социальной поддержки предоставляются гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, в соответствии со списком граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края в апреле 2019 года, имеющих право на меры социальной поддержки, формируемым уполномоченным исполнительным органом государственной власти Забайкальского края в сфере архитектурной и градостроительной деятельности (далее соответственно — Список, уполномоченный орган) (пункт 5 Правил №184).

Таким образом, законодателем установлен круг лиц, имеющих право на предоставления мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края, лишившимся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации, перечень которых является исчерпывающим, не подлежащим расширенному толкованию. В рамках настоящих правил к членам семьи гражданина братья и сестра не отнесены.

Учитывая данное правовое регулирование, Дугаров Ш.-Д.Б., Дугаров Ц.Б. и Доржиев Б.Б. не могут быть отнесены к членам семьи Дугаровой Т.Б., поэтому не имеют прав на получение мер социальной поддержки по предоставлению жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 08.05.2019 № 184 «Об утверждении Правил предоставления мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации» именно как члены семьи гражданина, утратившего жилое помещение в результате чрезвычайной ситуации.

При таком положении оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в интересах Доржиева Б.Б. у суда первой инстанции не имелось. В связи с чем, решение в указанной части нельзя признать законным, оно подлежит отмене, а исковые требования оставлению без удовлетворения за необоснованностью.

Вместе с тем, Дугарова Т.Б., Дугаров Ш.-Д.Б. и Дугаров Ц.Б. в рамках настоящего правового регулирования имеют право на получение мер социальной поддержки в виде предоставления им жилого помещения взамен утрачено в результате чрезвычайной ситуации, но по иным основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно статьи 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство открывается со смертью гражданина.

В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (статья 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 1114 Гражданского кодекса Российской Федерации днем открытия наследства является день смерти гражданина. Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя (пункт 1 статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.

Согласно пункту 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества, оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

В силу п. 1 ст. 1154 ГК Российской Федерации наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 34 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 О судебной практике по делам о наследовании наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 36 постановления от 29 мая 2012 г. N 9 О судебной практике по делам о наследовании, под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п. 2 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежащее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 Гражданского кодекса Российской Федерации, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В целях подтверждения фактического принятия наследства (пункт 2 статьи 1153 ГК РФ) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы.

Как следует из материалов дела, уничтоженный в результате пожара жилой дом год постройки — 1983 года, общая площадь — 55,1 кв.м., жилая площадь — 32,4 кв. по адресу: Забайкальский край, Ононский район, &lt,адрес&gt,, был приобретен ДугаровымБ.&lt,Дата&gt, г.р. по договору купли-продажи у Совхоза «Тарейский» в 1994 г.

ДугаровБ. согласно содержащихся в свидетельствах о рождении истцов сведениях является отцом Дугаровой Т.Б., Дугарова Ш.-Д.Б. и Дугарова Ц.Б. (л.д. 17-18).

&lt,Дата&gt,ДугаровБ. умер (свидетельство о смерти I-СП ). После его смерти наследниками по закону первой очереди являлись его дети: Дугарова Т.Б., Дугаров Ш.-Д.Б. и Дугаров Ц.Б.

После смерти Дугарова Б. его дети фактически приняли наследство, вступив во владение и в управление наследственным имуществом. В частности, как видно из материалов дела Дугарова Т.Б., Дугаров Ш.-Д.Б. и Дугаров Ц.Б проживали в наследственном жилом доме со дня смерти наследодателя (равно как и до этого события), после смерти наследодателя вступили во владение и в управление наследственным имуществом, пользовались этим имуществом, поддерживали его в надлежащем состоянии, т.е. совершили действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, предусмотренные абз. 1 п. 2 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

Таким образом, на момент чрезвычайной ситуации истцы Дугарова Т.Б., Дугаров Ш.-Д.Б. и Дугаров Ц.Б. являлись собственниками утраченного в результате пожара жилого дома. Поскольку истцы в собственности другого жилья не имеют, они в соответствии с пунктом 4 Правил №184 имеют право на получение мер социальной поддержки в виде предоставления им другого жилого помещения.

Учитывая изложенное, решение суда в части предоставления мер социальной поддержки Дугаровой Т.Б., Дугарову Ш.-Д.Б. и Дугарову Ц.Б. подлежит изменению, с изложением резолютивной части решения в другой редакции.

В остальной части решение суда отмене по доводам апелляционных жалоб не подлежит.

Апелляционную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации судебная коллегия находит необоснованной и оснований для ее удовлетворения усматривает.

Действительно, в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68 О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее — Федеральный закон от 21.12.1994 N 68) граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В силу положений п. 1 ст. 24 названного закона финансовое обеспечение установленных законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации, а в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) — расходным обязательством муниципального образования.

Вместе с тем, Указом Президента РФ от 26 апреля 2019 года №198 «О мерах по ликвидации последствий природных пожаров на территории Забайкальского края» ликвидацию в кратчайшие сроки последствий природных пожаров на территории Забайкальского края, в том числе ремонт поврежденного и строительство нового жилья для граждан, пострадавших от пожара, постановлено считать важнейшей государственной задачей.

Для этих целей Правительству Российской Федерации до 15 июня 2019 г. предписано решить вопрос о выделении из федерального бюджета средств на строительство нового жилья взамен утраченного и (или) на приобретение нового жилья гражданам, признанным пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы исполнительной власти Забайкальского края и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (п. «г» настоящего Указа).

В свою очередь Правительством Российской Федерации 15 мая 2019 утверждены Правила предоставления в 2019 году субсидии из федерального бюджета бюджету Забайкальского края на софинансирование реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями граждан, являвшихся собственниками жилых помещений или нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, утраченных в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края в апреле 2019 г.

При таком положении доводы жалобы о том, что финансирование мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, вызванной природными пожарами на территории Забайкальского края в 2019 г. отнесено только к расходным обязательствам Забайкальского края, несостоятельны.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ононского районного суда Забайкальского края от 30 мая 2019 года в части удовлетворения исковых требований заместителя прокурора Ононского района Аюрова С.Д. в защиту интересов Доржиева Б. Б. об установлении факта постоянного проживания Доржиева Б. Б. по адресу: Забайкальский край, Ононский район, сельское поселение «Ималкинское» &lt,адрес&gt,ёжная, &lt,адрес&gt,, общей площадью 55,1 кв.м. в целях предоставления меры социальной поддержки по предоставлению жилого помещения, как гражданам, утратившим жилое помещение в результате чрезвычайной ситуации, признании за Доржиевым Б. Б. права на предоставление мер социальной поддержки по предоставлению жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 08.05.2019 № 184 «Об утверждении Правил предоставления мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации» и возложении на Министерство территориального развития Забайкальского края обязанности включить Доржиева Б. Б. в Список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Ононского района Аюрова С.Д. предъявленных в защиту интересов Доржиева Б. Б. отказать.

В остальной части решение суда изменить.

Изложить резолютивную часть в следующей редакции:

Установить факт постоянного проживания Дугаровой Т. Б., ДугароваШ-Д.Б., Дугарова Ц. Б. по адресу: Забайкальский край, Ононский район, сельское поселение «Ималкинское» &lt,адрес&gt,ёжная, &lt,адрес&gt,, общей площадью 55,1 кв.м. в целях предоставления меры социальной поддержки по предоставлению жилого помещения, как гражданам, утратившим жилое помещение в результате чрезвычайной ситуации.

Признать за Дугаровой Т. Б., Дугаровым Шимит-Доржи Б., Дугаровым Ц. Б. право на предоставление мер социальной поддержки по предоставлению жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 08.05.2019 № 184 «Об утверждении Правил предоставления мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации».

Обязать Министерство территориального развития Забайкальского края включить Дугарову Т. Б., ДугароваШ-Д.Б., Дугарова Ц. Б. в Список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами.

Апелляционные жалобы Министерства территориального развития Забайкальского края, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации оставить без удовлетворения.

Приостановление исполнения решения Ононского районного суда Забайкальского края от 30 мая 2019 г. на основании определения судьи Забайкальского краевого суда от 2 июля 2019 г. отменить.

Председательствующий Е.А. Погорелова

Судьи С.Ю. Радюк

Н.С. Подшивалова