Апелляционное определение № 33-1626/2017 от 21.02.2017 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 33-1626/2017

Председательствующий в суде первой инстанцииДокладчик в суде второй инстанции

Корпачева Л.В. Самойлова Е.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 февраля 2017 года г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего, судьи Самойловой Е.В.,

судей Романовой Л.В., Беляевской О.Я.,

при секретаре Береза О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО14 к Администрации г. Ялты Республики Крым, третье лицо: Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты Республики Крым, о признании в порядке наследования по закону права на завершение разработки проекта отвода землеустройства, по апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты Республики Крым и присоединившейся к ней Администрации города Ялта, на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 25 августа 2016 года.

Заслушав доклад судьи Самойловой Е.В. об обстоятельствах дела, содержании решения суда первой инстанции и доводах апелляционной жалобы, пояснения истца ФИО14 и её представителя ФИО8, возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,

УСТАНОВИЛА:

В апреле 2016 года Недвига Ю.В. обратилась в Ялтинский городской суд Республики Крым с исковым заявлением к Администрации города Ялты Республики Крым о признании в порядке наследования по закону после смерти ФИО2 права на завершение разработки проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,0300 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), расположенного по адресу: Республика Крым, &lt,адрес&gt,, в районе &lt,адрес&gt,, с последующей передачей в собственность из земель жилой и общественной застройки.

Исковые требования Недвиги Ю.В. мотивированы тем, что решением Ялтинского городского совета АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ отцу истца — ФИО2 дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу указанного выше земельного участка с последующей передачей в собственность из земель жилой и общественной застройки.

ДД.ММ.ГГГГФИО2 умер, истец является его единственным наследником по закону. В феврале 2015 года Недвига Ю.В. обратилась в Администрацию г. Ялты Республики Крым с заявлением о внесении изменений в решение Ялтинского городского совета АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ, однако ей было отказано в связи с отсутствием у неё права получения земельного участка в собственность или аренду по упрощённой процедуре.

В судебном заседании при рассмотрении дела судом первой инстанции представитель истца ФИО2ФИО8 поддержал иск, просил его удовлетворить по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель ответчика Администрации городя Ялта – ФИО9 просила спор разрешить на усмотрение суда.

Представитель третьего лица — Департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты Республики Крым в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, направил в суд возражения, в которых указал, что право на завершение оформления земельных участков не является имущественным, в виду чего не может быть унаследовано истцом.

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Недвига Ю.В. удовлетворены в полном объёме. Признано в порядке наследования по закону после смерти ФИО2 право Недвига Ю.В. на завершение разработки проекта отвода земельного участка площадью 0,0300 га по адресу: Республика Крым, &lt,адрес&gt,, в районе &lt,адрес&gt, на основании решения Ялтинского городского совета Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ о даче ФИО2 разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,0300 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: Автономная Республика Крым, &lt,адрес&gt,, в районе &lt,адрес&gt, последующей передачей в собственность из земель жилой и общественной застройки (л.д. 37-42).

Не согласившись с решением суда, Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты Республики Крым подал апелляционную жалобу, срок подачи которой восстановлен определением Ялтинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 52). Апеллянт просит решение отменить и принять новое, которым отказать в удовлетворении исковых требований Недвига Ю.В. в полном объёме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

Апеллянт указывает на то, что наследодателем за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не выполнен п. 3 решения Ялтинского городского совета АР Крым , а именно он не обратился в землеустроительную организацию для разработки проекта землеотвода, что опровергает вывод суда первой инстанции о выражении воли умершего на оформление спорного земельного участка, и принятии им мер по оформлению его в собственность.

Также апеллянт настаивает на том, что в силу ст. 1218 Гражданского кодекса Украины, действовавшего на момент смерти наследодателя, в состав наследства входят все права и обязанности, принадлежавшие наследодателю на момент открытия наследства и не прекратившиеся вследствие его смерти. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, а именно личные неимущественные права. Поскольку право на оформление бесплатно в собственность земельного участка является личным имущественным правом гражданина, то есть не наследуется, апеллянт считает, что суд первой инстанции пришёл к ошибочному выводу о возможности удовлетворения исковых требований Недвига Ю.В.

ДД.ММ.ГГГГ Администрация города Ялты РК присоединилась к апелляционной жалобе третьего лица — Департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты Республики Крым (л.д. 58).

Возражений на апелляционную жалобу не поступило.

В судебное заседание при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не явились представитель ответчика Администрации городя Ялта и представитель третьего лица — Департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты Республики Крым, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается имеющимися в материалах дела почтовыми уведомлениями, причины неявки суду не сообщили, заявлений об отложении рассмотрения дела от них не поступало.

При таких обстоятельствах, учитывая мнение явившихся в судебное заседание истца Недвига Ю.В. и её представителя ФИО8, в соответствии с положениями статей 167, 327 ГПК Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствии неявившихся лиц.

В судебном заседании при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции истица Недвига Ю.В. и её представитель ФИО8 возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на её необоснованность, а также на то, что отец истицы – ФИО2 после получения разрешения на разработку проекта отвода землеустройства не мог приступить к разработке проекта в силу своего состояния здоровья и отсутствия денежных средств, необходимых для составления проекта. Земельным участком семья пользовалась длительное время, однако документы разрешительного характера отсутствуют.

Из содержания ст. 11 ГПК Российской Федерации следует, что суд обязан разрешать дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, её субъектов и органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку законности и обоснованности решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства, если признает, что они не могли быть представлены стороной в суд первой инстанции, подтверждает указанные в обжалованном решении суда факты и правоотношения или устанавливает новые факты и правоотношения.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы гражданского дела, новые доказательства, принятые определением судебной коллегии, выслушав пояснения истца Недвига Ю.В. и её представителя ФИО10, возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене, апелляционная жалоба Департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты Республики Крым, к которой присоединилась Администрация города Ялты, — удовлетворению.

В силу статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении» № 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а так же тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Обжалуемое решение суда первой инстанции не соответствует указанным требованиям.

Основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке в соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ является неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.

По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции при рассмотрении дела неправильно применил нормы материального права и сделал выводы, не соответствующие обстоятельствам дела, что в силу пунктов 3, 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Статьёй 39.2 Земельного Кодекса РФ определено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 — 11 настоящего Кодекса. Как следует из материалов дела, решением Ялтинского городского совета Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГФИО2 дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,0300 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: Республика Крым, &lt,адрес&gt,, район &lt,адрес&gt, последующей передачей в собственность из земель жилой и общественной застройки (л.д. 6).

Согласно свидетельству о смерти серии , выданному ДД.ММ.ГГГГ Отделом государственной регистрации актов гражданского состояния регистрационной службы Ялтинского городского управления юстиции в АР Крым, ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7).

Истец Недвига Ю.В. является дочерью умершего ФИО2, что подтверждается свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ серии , выданным ЗАГС г. Ялты Крымской области Украинской ССР, актовая запись о рождении (л.д. 8).

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Согласно ответу Департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № Н-54/513/2, истцу разъяснено о невозможности в соответствии с действующим законодательством внесения изменений в ранее принятые органами местного самоуправления решения о разрешении на разработку документации по землеустройству (л.д. 9).

В соответствии с ответом Департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты Республики Крым на заявление Недвига Ю.В. о внесении изменений в решение сессии Ялтинского городского совета АР Крым , истец не относится к льготной категории граждан, имеющих право на получение земельного участка в собственность или аренду по упрощённой процедуре (л.д. 10).

Основания и порядок приобретения права собственности на землю (земельные участки) в период, когда ФИО2 было дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу спорного земельного участка, были урегулированы Земельным Кодексом Украины, в силу положений которого, а также Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», вопросы передачи земельных участков в собственность граждан для строительства и обслуживания жилых домов относились к компетенции органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Согласно общим положениям материального права, право собственности приобретается на основаниях, которые не запрещены законом и считается приобретенным правомерно, если иное прямо не следует из закона или незаконность приобретения права собственности установлена судом.

Положениями Земельного кодекса Украины (в редакции, действовавшей в период, когда ФИО2 было дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу спорного земельного участка) предусматривалось, что к полномочиям городских советов в области земельных отношений относится распоряжение землями территориальных громад, передача земельных участков из коммунальной собственности в собственность граждан в соответствии с этим Кодексом (статья 12).

Статьей 38 Земельного кодекса Украины определено, что к землям жилой и общественной застройки принадлежат земельные участки в пределах населенных пунктов, которые используются для размещения жилой застройки, общественных зданий и сооружений, других объектов общего пользования.

Согласно ст. 39 Земельного кодекса Украины, использование земель жилой и общественной застройки осуществляется в соответствии с генеральным планом населенного пункта, другой градостроительной документацией, планом земельно-хозяйственного устройства с соблюдением строительных норм, государственных стандартов и норм.

В соответствии со ст. 40 Земельного кодекса Украины, гражданам Украины по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления могут передаваться безвозмездно в собственность или предоставляться в аренду земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных сооружений и гаражного строительства норм, определенных этим Кодексом.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 83 Земельного кодекса Украины, земли, которые принадлежат на праве собственности территориальным громадам сел, поселков, городов, являются коммунальной собственностью. В коммунальной собственности находятся: а) все земли в границах населенных пунктов, кроме земельных участков частной и государственной собственности, б) земельные участки, на которых расположены строения, сооружения, иные объекты недвижимого имущества коммунальной собственности независимо от места их расположения.

Из содержания статьи 116 Земельного кодекса Украины следует, что граждане и юридические лица приобретают право собственности и права пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом или по результатам аукциона.

Приобретение права собственности гражданами и юридическими лицами на земельные участки, на которых расположены объекты, которые подлежат приватизации, осуществляется в порядке, определенном частью первой статьи 128 этого Кодекса.

Бесплатная передача земельных участков в собственность граждан осуществляется в случае: приватизации земельных участков, которые находятся в пользовании граждан, получение земельных участков в результате приватизации государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, получение земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, определенных этим Кодексом.

Передача земельных участков безвозмездно в собственность граждан в пределах норм, определенных этим Кодексом, осуществляется один раз по каждому виду использования.

Земельные участки, которые находятся в собственности или пользовании юридических лиц, передаются в собственность или пользование по решению органов исполнительной власти только после прекращения права собственности или пользования ими в порядке, определенном законом.

Статьей 118 Земельного кодекса Украины определен порядок без оплатной приватизации земельных участков гражданами. Так, гражданин, заинтересованный в приватизации земельного участка, который находится в его пользовании, подает заявление в соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочиями определенными статьей 122 этого Кодекса. В случае если земельный участок государственной собственности расположен за границами населенных пунктов и не входит в состав соответствующего района, заявление подается в Совет министров Автономной Республики Крым.

Решение органов исполнительной власти или органов местного самоуправления о приватизации земельных участков принимается в месячный срок на основании технических материалов и документов, которые подтверждают размер земельного участка.

Граждане – работники государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, а также пенсионеры из их числа, заинтересованные в получении безоплатно в собственность земельных участков, которые находятся в постоянном пользовании этих предприятий, учреждений и организаций, обращаются с ходатайствами о приватизации этих земель в соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который переедет земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 этого Кодекса.

Соответствующий орган местного самоуправления или орган исполнительной власти в месячный срок рассматривает ходатайство и дает разрешение предприятиям, учреждениям и организациями на разработку проекта приватизации земель.

Передача земельных участков в собственность граждан – работникам государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, а также пенсионерам из их числа производится после утверждения проекта приватизации земель в порядке, установленным этим Кодексом.

Граждане, заинтересованные в получении безоплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для ведения фермерского хозяйства, ведения личного сельского хозяйства, ведения садоводства, строительства и обслуживании жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебного участка), индивидуального дачного строительства, строительства индивидуальных гаражей в пределах норм безоплатной приватизации, подают ходатайства в соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочии, определенными статьей 122 этого Кодекса. В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желательное место расположение земельного участка, согласование землепользователя (в случае изъятия земельного участка, который находится в пользование иных лиц) и документы, которые подтверждают опыт работы в сельском хозяйстве или наличие образования, полученного в аграрном учебном заведении (в случае предоставлении земельного участка для ведения фермерского хозяйства). В случае если земельный участок государственной собственности расположен за пределами населенных пунктов и не входит в состав соответствующего района, заявление подается в Совет министров Автономной Республики Крым. Верховному Совету Автономной Республики Крым, Совету министров Автономной Республики Крым, органам исполнительной власти или органам местного самоуправления, которые передают земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 этого Кодекса, запрещается требовать дополнительные материалы и документы, не предусмотренные этой статьей.

Соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 этого Кодекса, рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или дает мотивированный отказ в его предоставлении. Основанием для отказа в предоставлении такого разрешения может быть лишь несоответствие места расположения объекта требованиям законов, принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, генеральных планов населенных пунктов и иной градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель административно-территориальных единиц, проектов землеустройства относительно упорядочения территорий населенных пунктов, утвержденных в установленном законом порядке.

Проект землеустройства об отводе земельного участка разрабатывается гражданами субъектами хозяйствования, которые являются исполнителями работ по землеустройству в соответствии с законом, в сроки, которые определяются соглашением сторон.

В случае если в месячный срок со дня регистрации ходатайства Верховный Совет Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республик Крым, соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 этого Кодекса, не предоставил разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или мотивированный отказ в его предоставлении, то лицо, заинтересованная в получении безоплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности, в месячный срок со дня окончания указного срока имеет право заказать разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка без предоставления такого разрешения, о чем письменно уведомляет Верховный Совет Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым, соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления. К письменному уведомлению прилагается договор на выполнение работ по землеустройству по отводу земельного участка.

Проект землеустройства по отводу земельного участка согласовывается в порядке, установленном статьей 186-1 этого Кодекса.

Соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в соответствии с полномочиями, определенными статьей 22 этого Кодекса, в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отведению земельного участка (а в случае необходимости осуществления обязательной государственной экспертизы землеустроительной документации согласно с законом – после получения положительного заключения такой экспертизы) принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставлении его в собственность.

Отказ орган исполнительной власти или органа местного самоуправления в передаче земельного участка в собственность или оставление ходатайства без рассмотрения может быть обжалованы в уде.

В случае отказа органам исполнительной власти ли органа местного самоуправления в передаче земельного участка в собственность или оставление заявления без рассмотрения вопроса разрешаются в судебном порядке (статья 118).

Частями 1, 2 статьи 186-1 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что проект землеустройства по отводу земельных участков всех категорий и форм собственности подлежит обязательному согласованию с территориальным органом центрального органа исполнительной власти, который осуществляет реализацию государственной политики в сфере земельных отношений. Проект землеустройства по отводу земельного участка в границах населенного пункта или земельного участка за границами населенного пункта, на котором размещен объект строительства или планируется размещение такого объекта, подается также на согласование в структурные подразделения районных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций в сфере градостроительства и архитектуры, а если город не входит в территорию определенного районного, — до исполнительного органа городского совета в сфере градостроительства и архитектуры, а в случае если такой орган не создан, — до органа исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам градостроительства и архитектуры или структурного подразделения областной государственной администрации по вопросам градостроительства и архитектуры.

Законом Украины «О Государственном кадастре», который вступил в силу 01.01.2013 года, предусмотрено создание единого на всей территории Украины земельного кадастра, а также введены новые правила регистрации земельного участка и оформление права на него. Право собственности на землю подтверждается извлечением из реестра прав на недвижимое имущество, а не государственным актом на земельный участок.

В соответствии с Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования и упрощения процедуры государственной регистрации земельных участков и вещевых прав на недвижимое имущество» от 04.07.2012 года с 01.01.2013 года изменен порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений.

Статьями 125, 126 Земельного Кодекса Украины предусмотрено, что право собственности на земельный участок, а также право постоянного пользования или право аренды земельного участка возникают с момента государственной регистрации этих прав. Право собственности, пользования земельного участка оформляется в соответствии с Законом Украины «О государственной регистрации вещевых прав на недвижимое имущество и их обременений».

В настоящее время вступил в силу Федеральный Конституционный Закон от 21.03.2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Согласно ст. 23 Федерального Конституционного Закона РФ от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя», законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено Федеральным конституционным законом.

Согласно ст. 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образование в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города Федерального значении Севастополя», на территориях Республик Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами город Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

В соответствии со ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.

Частью первой статьи 1112 ГК РФ предусмотрено, что в состав наследства входит принадлежавшие наследодателю на день открытии наследства вещи, иное имущество, в том числе права и обязанности.

В соответствии со ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.

Из материалов настоящего дела усматривается, что ФИО2 при жизни согласно порядку, определенному украинским законодательством, начал оформление документов по приватизации земельного участка, который находится по адресу: Республика Крым, &lt,адрес&gt,, в районе &lt,адрес&gt,, однако, решение о передаче указанного земельного участка ему в собственность не принималось, правоустанавливающий документ он не получил и не осуществил его государственную регистрацию.

Также установлено, что согласованный проект землеустройства в компетентный орган для его утверждения ФИО2 не передал.

Сведения о том, что после того, как на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя стали действовать законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, у ФИО2 возникло право собственности на указанный земельный участок суду не предоставлено.

В связи с изложенным, поскольку у наследодателя ФИО2 не возникло права собственности на спорный земельный участок, отсутствуют основания для признания этого права за истцом в порядке наследования по закону, в связи с чем, судебная коллегия считает обоснованными доводы апеллянта относительно того, что право на завершение разработки проекта отвода землеустройства не подлежит наследованию.

В соответствии со ст.ст. 39.1, 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 — 11 настоящего Кодекса (далее — уполномоченный орган).

Согласно ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Пунктом 26 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

Статьей 37 выше указанного Закона установлено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Согласно ст. 1, 2 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-РК Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым (далее – Закон) правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя

Права на объекты недвижимого имущества, возникшие до вступления силу Федерального конституционного закона на территории Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента (далее – ранее действовавшие акты), признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации: 1) право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности, 2) право коммунальной собственности территориальных громад признается собственностью соответствующих муниципальных образований, 3) все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью Республики Крым.

Право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствуют праву аренды, залога и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Статьями 13, 14 Закона установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании: действующих решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года, договоров на разработку документации по землеустройству, заключенных до 21 марта 2014 года с разработчиками документации по землеустройству, в том числе на основании молчаливого согласия органа местного самоуправления, органа исполнительной власти.

Предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, в аренду – лицам, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, если данные лица отказались от покупки земельного участка.

Основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является: предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов, несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае — предоставления земельного участка для строительства).

До 1 января 2017 года предоставление земельных участков, перевод земель из одной категории в другую, изъятие земельных участков для государственной или муниципальной собственности, выдача разрешения на строительство, изменение (установление) разрешенного использования земельного участка осуществляются вне зависимости от наличия правил землепользования и застройки, документов территориального планирования, лесохозяйственных регламентов, документации по планировке территории.

Постановлением Совета Министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года № 313 (в ред. Постановлений Совета министров Республики Крым от 25.12.2014 616, от 11.08.2015 № 464, от 07.10.2015 № 603, от 03.11.2016 № 530, от 11.11.2016 № 548) утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее Порядок).

В соответствии с п. 1 порядка, им устанавливаются правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, принятого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Федеральный конституционный закон), на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее – Закон).

Согласно п. 2 Порядка, переоформление прав осуществляется в отношении прав на земельные участки, которые возникли до вступления в силу Федерального конституционного закона (далее – подлежащие переоформлению права).

Согласно п. 3 Порядка, виды, подлежащих переоформлению прав, а также соответствующие им права, на которые допускается переоформление, определяются Законом.

Согласно п. 4 Порядка завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года (далее – разрешение на разработку документации).

В соответствии с п. 5 Порядка, возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее заявление о предоставление земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган: в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым – в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований – в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Исходя из содержания вышеприведенных правовых норм, у ФИО2 при жизни имелось право на завершение оформления прав на земельный участок, расположенный по адресу: &lt,адрес&gt,, в районе &lt,адрес&gt,, однако, возможность наследования данного права действующим законодательством не предусмотрена.

При этом доводы истца Недвига Ю.В. и её представителя ФИО10 относительно того, что ФИО2 выразил свою волю на оформление права собственности на земельный участок и не смог выполнить проектную документацию в силу объективных обстоятельств – болезни, не имеют правового значения для рассмотрения дела, поскольку, как указывалось выше, нормами материального права не предусмотрена возможность наследования права на завершение оформления прав на земельный участок

Поскольку при принятии решения суд первой инстанции не принял во внимание вышеизложенные нормы права и сделал выводы, не соответствующие обстоятельствам дела, то в соответствии с пунктами 3, 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ обжалуемый судебный акт подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 327.1, пунктом 2 статьи 328, пунктами 3, 4 части 1 статьи 330, статьей 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 25 августа 2016 года отменить. Апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты Республики Крым и присоединившейся к ней Администрации города Ялты — удовлетворить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО14 к Администрации г. Ялты Республики Крым, третье лицо: Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты Республики Крым, о признании в порядке наследования по закону права на завершение разработки проекта отвода землеустройства – отказать.

Председательствующий, судья Е.В. Самойлова

судьи Л.В. Романова

О.Я. Беляевская