Определение № 33-1277/13 от 29.01.2013 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

                                                                                    ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        дело № 33-1277/13

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Уфа 29 января 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Фархутдиновой Г.Р.

судей Хакимова А.Р., Куловой Г.Р.

при секретаре Имашевой Э.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Сынгизова Д.Ф. на решение Баймакского районного суда Республики Башкортостан от … года, которым постановлено:

Исковые требования Сынгизова ФИО9 к администрации муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан, Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о признании за ним права наследования личных имущественных прав вдовы участника Великой Отечественной войны Сынгизовой ФИО10, умершей … года, на получение свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения от … года за №…, права переоформления на свое имя свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения от … года за №…, оформленного на имя Сынгизовой ФИО11, оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Хакимова А.Р., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Сынгизов Д.Ф. обратился в суд с иском к администрации муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан, Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о признании права на наследование личных имущественных прав вдовы участника Великой Отечественной войны, указывая, что Сынгизова М.С., вдова участника войны, с … года была включена в список ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жи­лищных условий по муниципальному району Баймакский район РБ.

Сынгизова М.С., реализуя свое право, предусмотренное подпунктом 3 части 2 статьи 21 и частью 3.1 статьи 23.2 Федерального закона РФ «О ветеранах», в … года подала в администрацию муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан заявление о выдаче жилищного сертификата (свидетельства) и предоставила необходимые документы, что подтверждается письмом главы администрации района ФИО12 от … года №….

Истец указывает, что по причине волокиты, допущенной должностными лицами администрации муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан, в нарушение части 3 статьи 8 Закона РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», предусматривающего, что письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию органа местного самоуправления, в течение … дней должно направляться в соответствующий орган, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, заявление Сынгизовой М.С. о выдаче жилищного сертификата (свидетельства) и учетное дело Сынгизовой М.С. в Министерство труда и социальной защиты населения РБ были направлены только в начале … года, которые … года поступили в Министерство труда и социальной защиты населения РБ. В Министерстве труда и социальной защиты населения РБ … года на имя Сынгизовой М.С. было оформлено свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения от … года за №…. Однако указанное свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения ей не было выдано по причине её смерти … года.

Истцом нотариусу подано заявление о принятии наследства по факту открытия наследства Сынгизовой М.С. Пытаясь реализовать свое право на получение свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения и переоформления на свое имя, истец Сынгизов Д.Ф. неоднократно обращался с письменными заявлениями в администрацию муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан, в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, Президенту Республики Башкортостан.

Однако вышеуказанными государственными органами и органом местного самоуправления меры по восстановлению нарушенных жилищных прав Сынгизовой М.С. и истца как наследника, согласно акта обследования помещений №… от … года и заключения о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания №… от … года проживающих в доме в аварийном состоянии и не пригодном для дальнейшего проживания и подлежащего сносу, не приняты.

Так, глава администрации муниципального района Баймакский район РБ со ссылкой на п. 1.4 Положения о порядке предоставления субсидий на приобретение жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 3 августа 2006 года № 222, отказал Сынгизову Д.Ф. в выдаче ему свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения от … года за №…, оформленной на имя Сынгизовой М.С.

Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан также, ссылаясь на то, что истец Сынгизов Д.Ф. не является инвалидом с детства, меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий статьей 21 Федерального закона «О ветеранах» (в том числе и обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета) на него не распространяются, отказало ему в выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения от … года за №…, оформленной на имя Сынгизовой М.С., и о переоформлении данного свидетельства на имя истца.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

По мнению истца, вышеуказанные ответы администрации муниципального района Баймакский район РБ и Министерства труда и социальной защиты Республики Башкортостан свидетельствуют о том, что ими неправильно трактуются и применяются нормы материального права и оспариваются права истца на наследование личных имущественных прав … года.

Согласно части 1 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации, наряду с другими полномочиями, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и статьей 21 данного закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В 4 абзаце пункта 46 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153, предусмотрено, что в случае смерти владельца сертификата член его семьи, действующий на основании нотариально заверенной доверенности других совершеннолетних членов семьи, обращается в орган исполнительной власти, выдавший сертификат, с заявлением о замене сертификата и приложением копии свидетельства о смерти, а также сертификата.

Кроме того, в пункте 14 Примерного положения о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного решением Комитета Российской Федерации по муниципальному хозяйству (Роскоммунхоз) от 18..11.1993 № 4 также указано, что в случае, если гражданин, подавший заявление о приватизации жилья, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в его собственность либо до регистрации такого договора, то это обстоятельство не может служить основанием к отказу в удовлетворении требований наследников, если наследодатель выразил при жизни волю на приватизацию занимаемого жи­лого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.

В соответствии со статьей 6 ГК РФ в случаях, если отношения прямо не урегулированы законодательством, к таким отношениям применяется гражданское законодательство, регулирующие сходные отношения. В Положении о порядке предоставления субсидий на приобретение жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 3 августа 2006 года № 222, на которое ссылаются ответчики, ранее также было предусмотрено право наследников переоформить жилищные сертификаты на свое имя. Так, до принятия Постановления Правительства Республики Башкортостан от 26.07.2010 № 289 «О внесении изменений в Положение о порядке предоставления субсидий на приобретение жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий», в пункте 5.9 данного Положения о порядке предоставления субсидий на приобретение жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 3 августа 2006 года за № 222, содержалась (аналогичная пункту 46 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем кате­горий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153) норма о том, что в случае смерти владельца свидетельства и при условии сохранения нуждаемости семьи в улучшении жилищных условий ее член, действующий на основании нотариально заверенной доверенности других совершеннолетних членов семьи, вправе обратиться в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан с заявлением о замене свидетельства.

Сынгизов Д.Ф. отмечает, что по своему содержанию Положение о порядке предоставления субсидий на приобретение жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, утвержденного
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 3 августа 2006
года №222, полностью дублировало нормы российского нормативного акта —
Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в
рамках реализации «Выполнение государственных обязательств по
обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным
законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-
2010 голы, утвержденных Постановлением Правительства Российской
Федерации от 21 марта 2006 г. № 153. Однако Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 26.07.2010 № 289, данная норма, предоставляющая наследникам право переоформить жилищные сертификаты на свое имя, то есть пункт 5.9 Положения, была исключена.

В связи, с чем истец считает, что исключение пунктом 6 Изменений, вносимых в Положение о порядке предоставления единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий, утвержденное Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 3 августа 2006 года № 222 О порядке обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденных вышеуказанным Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 26.07.10 № 289, из Положения о порядке предоставления субсидий на приобретение жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 3 августа 2006 года № 222, пункта 5.9 Положения, нарушает принцип равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от места жительства и по другим обстоятельствам: в зависимости от даты смерти наследодателя и в зависимости от принадлежности к той или иной социальной группе, тем самым противоречит- Конституции Российской Федерации (части 2 статьи 19 Конституции России), по следующим основаниям. Незаконное Постановление Правительства Республики Башкортостан от 26.07.2010 № 289, противоречащее, по мнению истца, Конституции Российской Федерации, затрагивает не только интересы истца, но интересы многих жителей Республики Башкортостан, чьи отцы, ветераны Великой Отечественной войны, и матери, вдовы участников Великой Отечественной войны, по причине преклонного возраста буквально за несколько месяцев, а иногда за считанные дни до фактической выдачи им жилищных сертификатов, скончались, так и не дождавшись от государства гарантированного им жилья. Вместе с тем наследники лиц, перечисленных в пункте 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153, которым выдача государственных жилищных сертификатов на всей территории Российской Федерации регламентируется данными Правилами…, оказались в более выгодным положении, чем наследники лиц, которым выдача жилищ­ных сертификатов и субсидий регламентировалось Положением о порядке предоставления субсидий на приобретение жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 3 августа 2006 года Лк 222 (с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 26.07.2010 № 289).

Истец указывает, что если даже и не затрагивать федеральные нормативно-правовые акты и нормативно-правовые акты других субъектов Российской Федерации, видно, что Постановление Правительства Республики Башкортостан от 26.07.2010 № 289, исключающее пункт 5.9 из
Положения о порядке предоставления субсидий на приобретение жилья
ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в
улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года,
утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от
3 августа 2006 года № 222, является явно дискриминационным, нарушающим
принцип равенства прав и свобод граждан, в отношении наследников лиц,
которые после июля 2010 года не успели получить причитающиеся им
жилищные сертификаты по причине своей кончины, так как в период
действия старой редакции Положения… наследники этой же категории лиц
юридически имели право и фактически реализовывали свое право
наследования жилищных сертификатов. Именно по этой причине Правительство Республики Башкортостан, видимо, с целью экономии» бюджетных денег, и исключило своим постановлением от 26.07.2010 № 289 из Положения… пункт 5.9.

В связи с чем на основании вышеизложенного истец считает, что пункт 6 Изменений, вносимых в Положение о порядке предоставления единовременной социальной выплаты на строи­тельство или приобретение жилого помещения ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий, утвержденное Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 3 августа 2006 года № 222 «О порядке обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий», утвержденных вышеуказанным Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 26.07.10 № 289, полностью противоречил части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, так как нарушает гарантированный Конституцией России принцип равенства прав и свобод человека и гражданина, в зависимости от места жительства — на территории Республики Башкортостан, и по другим обстоятельствам: в зависимости от даты наступления смерти наследодателей и в зависимости от принадлежности той или иной социальной группе, непосредственно нарушая права и свободы истца (как и неопределенного круга лиц), препятствуя ему в реализации своего права на наследование по закону жилищных сертификатов и субсидий на приобретение жилья.

В момент обращения Сынгизовой М.С. с соответствующим заявлением о выдаче жилищного сертификата (свидетельства) вышеуказанный пункт 5.9 Положения…, исключенный в последующем постановлением от 26.07.2010 № 289, еще действовал. Соответственно истец и на основании нормативно-правовых актов Республики Башкортостан обладает правом наследование личных имущественных прав вдовы участника Великой Отечественной войны Сынгизовой М.С., умершей … года.

В связи с вышеизложенным Сынгизов Д.Ф. просил признать за ним право наследования личных имущественных прав вдовы участника Великой Отечественной войны Сынгизовой М.С., умершей … года, на получение свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения от … года за №…. Признать за ним право переоформления на свое имя свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения от … года за №…, оформленного на имя Сынгизовой М.С.

Судом вынесено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Сынгизова Д.Ф. ставится вопрос об отмене решения суда по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.

Статьей 23.2 Федерального закона от … года N 5-ФЗ О ветеранах определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем льготной категории граждан, в том числе членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны (ст. 21), нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от … года N 322 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета в РБ.

Согласно п.1.5. Порядка обеспечение членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны жилыми помещениями в осуществляется один раз в форме предоставления жилого помещения по договору социального найма или в собственность по месту постановки на учет в органах местного самоуправления Республики Башкортостан в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по их выбору.

В соответствии с п. 3.4. Порядка, единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилого помещения предоставляется в безналичной форме. Право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения удостоверяется сертификатом.

Сертификат является именным документом, удостоверяющим право гражданина, указанного в пункте 1.4 настоящего Порядка, на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (далее — сертификат).

Сертификат не является ценной бумагой и не подлежит передаче другому лицу.

Согласно п. 3.17. Порядка, Госстрой РБ после принятия решения об оплате сертификата перечисляет единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с разделом 4 настоящего Порядка. С даты перечисления Госстроем РБ денежных средств продавцу (застройщику) жилого помещения единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилого помещения считается предоставленной гражданину.

Судом установлено, что мать истца — вдова участника Великой Отечественной войны Сынгизова М.С. была включена в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по муниципальному району Баймакский район и имела право на получение жилищного сертификата. Однако в связи с её смертью жилищный сертификат не был выдан.

Таким образом, Сынгизова М.С. не реализовала свое право на получение единовременной денежной выплаты, поскольку денежные средства продавцу (застройщику) жилого помещения не перечислялись.

Определяя состав наследственного имущества, статья 1112 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что в него входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

При этом согласно данной статьи в состав наследства не входят права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается данным Кодексом или другими законами.

Кроме того, в соответствии с п. 3.18. Порядка, в случае смерти владельца сертификата перечисление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения на счет продавца (застройщика) жилого помещения производится при условии заключения владельцем сертификата при жизни договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилого помещения и регистрации договора в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан. В иных случаях сертификат после смерти владельца сертификата возвращается в Госстрой РБ.

В данном случае имущественные права по жилищному сертификату применительно к ч.1 ст.1112 ГК РФ не возникли, поскольку Сынгизовой М.М. не был заключен при жизни договор купли-продажи или договор долевого участия в строительстве жилого помещения.

Суд правильно исходил из того, что сертификат является именным документом, подтверждающим право гражданина на получение жилищной субсидии, которое может быть реализовано только Сынгизовой М.М., поскольку данное право неразрывно связано с личностью Сынгизовой М.М.

Сам сертификат подтверждает лишь право на приобретение (строительство) жилого помещения с использованием средств федерального бюджета. Право на получение сертификата носит исключительно субъективный характер, неразрывно связано с личностью получателя единовременной денежной выплаты.

Таким образом, в связи со смертью Сынгизовой М.М. право Сынгизовой М.М. на получение сертификата в состав наследства не может входить, поскольку действующим законодательством права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в порядке наследования не передаются.

Ссылка в апелляционной жалобе на положения п. 46 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленным федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы, предусматривающие возможность замены сертификата в случае смерти владельца сертификата по заявлению членов его семьи с перерасчетом субсидии, неприменима к данным правоотношениям, поскольку Сынгизова М.С. не являлась участником указанной подпрограммы и не относилась к категориям граждан, на которых распространяется действие указанной программы (п.5 Правил).

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Баймакского районного суда Республики Башкортостан от … года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сынгизова Д.Ф. без удовлетворения.

Председательствующий: Г.Р. Фархутдинова

Судьи: А.Р. Хакимов

Г.Р. Кулова