Решение № 2-1 от 21.02.2011 Зеленоградского районного суда (Город Москва)

                                                                                    Зеленоградский районный суд города Москвы                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Зеленоградский районный суд города Москвы — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

21 февраля 2011 года г. Москва

Зеленоградский районный суд г. Москвы в составе:

председательствующего федерального судьи Моисеева В.А.

при секретаре судебного заседания Самеш А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1/2011 по исковому заявлению Тарасова ФИО29 к Дубровской ФИО27 и Моздоковой ФИО28 о признании права авторства, нарушения авторских прав и взыскании компенсации за нарушение исключительных авторских прав, —

УСТАНОВИЛ:

Истец Тарасов Л.В. обратился в Зеленоградский районный суд г. Москвы с иском к ответчикам Дубровской Т.А. и Моздоковой Ю.С. и сослался на то, что он является обладателем исключительных авторских прав на текст методического пособия: , отпечатанного в типографии . Им выявлен факт незаконного использования части текста из данного методического пособия. В ДД.ММ.ГГГГ он подготовил статью, которая вошла в сборник . ДД.ММ.ГГГГ он получил на руки свой экземпляр сборника и обнаружил в нем статью Дубровской Т.А. и Моздоковой Ю.С. «Анимационные технологии в социальной работе с инвалидами». В данной статье он обнаружил текст, практически полностью заимствованный ими из его методического пособия . Он не давал ответчикам разрешение на распространение или воспроизведение произведения.

Тарасов Л.В. изначально просил:

— Взыскать с Дубровской Т.А. и Моздоковой Ю.С. в свою пользу  компенсации,

— Обязать Дубровскую Т.А. и Моздокуву Ю.С. изъять и уничтожить отпечатанный тираж,

— Обязать Дубровскую Т.А. и Моздокову Ю.С. на свои средства издать исправленный вариант сборника ,

— Обязать Дубровскую Т.А. и Моздокову Ю.С. разослать письма с результатами судебного рассмотрения по местам своей работы (т.№, л.д.№).

Впоследствии истец Тарасов Л.В. неоднократно изменял предмет иска (т.№, л.д.№).

Окончательно Тарасов Л.В. просит:

1. Признать за ним, Тарасовым ФИО29 право авторства на содержащиеся в статье, подписанной ответчиками – Дубровской ФИО27 и Моздоковой ФИО28 , следующих частей текста, которые созданы его творческим трудом и ранее были выражены в тексте методического пособия – , которое является результатом его интеллектуальной деятельности:

… «Оно связано не с количеством социальных связей человека, а с их качеством. Важна не просто внешняя включенность человека в общественные и культурные процессы, но внутренняя причастность к ним. Отсутствие же значимых связей или разрыв их с объектами внешнего мира является отчуждением. Социально-культурное отчуждение – отсутствие или разрыв значимых для человека связей с обществом и культурой.

Причины социально-культурного отчуждения» … «с ограниченными физическими возможностями:»

(стр.51)

«неадаптированность человека к обществу (ограниченные физические или интеллектуальные возможности, недостаток образования или коммуникативных качеств» …

«неадаптированность общества к сущностным силам человека (ориентация общества на бездуховные ценности наживы и потребления, агрессия, отсутствие условий для развития и самореализация личности).

Первая степень социально-культурного отчуждения очень болезненна, она связана с отчуждением человека обществом (умирание личности для общества). Вторая степень связана с разочарованием в общественных ценностях, отчаянием и с добровольным уходом личности в изоляцию (умирание общества для личности). Третья степень социально-культурного отчуждения связана с потерей значимости окружающего мира для человека и с потерей смысла собственного существования. Она связана с апатией, скукой, безразличием (умирание личности для себя). Длительная изоляция при неблагоприятных внешних условиях разрушает духовный мир человека, приводя его в аморфное состояние. В своей крайней форме она ведет к агрессии, аутизму или самоубийству.

Проблема социально-культурного отчуждения» … «молодых инвалидов очень сложна. С одной стороны, причиной отчуждения является их неадаптированность к обществу, как следствие ограниченных физических возможностей. С другой стороны, общество не отвечает сущностным потребностям развития инвалидов. Причиной социально-культурного отчуждения может быть также процесс» … «личности, который часто связан с протестом обществу.

Принципы анимации молодых людей с ограниченными возможностями» … «каждый человек имеет неограниченные возможности для духовно-творческого развития» … «каждая личность уникальна и имеет предназначение в жизни» … «заболевание может стать условием становления личности.

Преодоление социально-культурного отчуждения осуществляется через развитие эмоционально-смыслового содержания душевной жизни человека, через осмысление единства и гармонии мира, через поиск человеком своего предназначения в жизни.»

(стр.52)

… «механизм эмоционально-смыслового развития.

Каждый человек включен, по факту своего существования, в многочисленные явления внешнего мира. Степень этой включенности может быть различной. Чем больше человек сталкивается с событиями внешнего мира,» … «тем больше возникает мотивов к взаимодействию с ним: к деятельности, общению, познанию, творчеству. Формируются система мотивации человека, ведущий устойчивый мотив и функциональные органы. В процессе дальнейшего эмоционально-смыслового развития главную роль играет рефлексия, размышление индивида о процессах его собственного сознания. Разнообразная творческая и интеллектуальная деятельность дает богатый материал для рефлексии. Особую роль здесь играют внутренние события – смыслы, определяющие стратегию развития личности. Многообразие устремлений, интересов, возможностей, вызывает необходимость осмысления своей жизни в целом, требует определения жизненной стратегии.» … «ориентация позволяет выработать устойчивую жизненную позицию, позволяющую выживать в тяжелых условиях самореализации в обществе, в кризисах личностного и духовного развития

На этом уровне человек интегрируется уже в первичную духовную реальность (по С.Л. Франку), отражением которой в знаковой форме и является наша Культура. Личность создает индивидуальную семиосферу, свой понятийный аппарат, которым определяет свои духовные содержания, извлекает смыслы из тонкой и трудновыразимой в знаковой форме духовной реальности. Степень исторической значимости личности в жизни народа или всего человечества говорит о масштабе ее развития.»

(стр.53)

«Эмоционально-смысловой мир» … «инвалидов различен. Инвалиды с задержкой психического развития требуют работы по развитию самых простых мотивов к деятельности и общению, по вовлечению в занятия художественным творчеством. У инвалидов с развитым интеллектом, вынужденная изоляция способствует развитию рефлексивного мышления, а значит развитию духовного мира, эмоционально-смыслового содержания душевной жизни, творческого и интеллектуального потенциала. Это люди с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, инвалиды по зрению, слуху, с заболеваниями крови, внутренних органов, а также получившие травмы. Для них очень остро стоит проблема становления личности и самореализации. Очень высока потребность в эмоционально-смысловом развитии, в образовании, в работе, в общении, в творчестве.»

(стр.53-54)

«Таким образом, целью социокультурной анимации инвалидов является их эмоционально-смысловое развитие» … «можно разделить на ряд этапов: творческая активность, становление личности и личностный рост. На этапе развития творческой активности» … «стимулирует человека к данному виду деятельности, объясняет ее цели и задачи, руководит» … «действиями. На этапе становления личности» … «сам определяет цели и задачи своей творческой деятельности, но нуждается в выяснении целей и задач своей жизни. На этапе личностного роста» … «вмешательства не требуется. Личность является самоорганизующейся, саморазвивающейся, саморегулирующейся системой, синтезом самоорганизующихся систем.»

… «Организуются кружки культурно-творческой интеллигенции инвалидов, построенные на принципах плодотворного духовного общения русской культурно-творческой интеллигенции 19-20 вв. Проводятся встречи с людьми культуры в» … «культурно-творческой интеллигенции инвалидов» … «София» … «издан сборник статей культурно-творческой интеллигенции инвалидов «От реабилитации души к общей реабилитации» и журнал «Луч Фомальгаута»

(стр.54)

2. Признать действия Дубровской ФИО27 и Моздоковой ФИО28 по использованию в статье , следующих частей текста:

… «Оно связано не с количеством социальных связей человека, а с их качеством. Важна не просто внешняя включенность человека в общественные и культурные процессы, но внутренняя причастность к ним. Отсутствие же значимых связей или разрыв их с объектами внешнего мира является отчуждением. Социально-культурное отчуждение – отсутствие или разрыв значимых для человека связей с обществом и культурой.

Причины социально-культурного отчуждения» … «с ограниченными физическими возможностями:»

(стр.51)

«неадаптированность человека к обществу (ограниченные физические или интеллектуальные возможности, недостаток образования или коммуникативных качеств» …

«неадаптированность общества к сущностным силам человека (ориентация общества на бездуховные ценности наживы и потребления, агрессия, отсутствие условий для развития и самореализация личности).

Первая степень социально-культурного отчуждения очень болезненна, она связана с отчуждением человека обществом (умирание личности для общества). Вторая степень связана с разочарованием в общественных ценностях, отчаянием и с добровольным уходом личности в изоляцию (умирание общества для личности). Третья степень социально-культурного отчуждения связана с потерей значимости окружающего мира для человека и с потерей смысла собственного существования. Она связана с апатией, скукой, безразличием (умирание личности для себя). Длительная изоляция при неблагоприятных внешних условиях разрушает духовный мир человека, приводя его в аморфное состояние. В своей крайней форме она ведет к агрессии, аутизму или самоубийству.

Проблема социально-культурного отчуждения» … «молодых инвалидов очень сложна. С одной стороны, причиной отчуждения является их неадаптированность к обществу, как следствие ограниченных физических возможностей. С другой стороны, общество не отвечает сущностным потребностям развития инвалидов. Причиной социально-культурного отчуждения может быть также процесс» … «личности, который часто связан с протестом обществу.

Принципы анимации молодых людей с ограниченными возможностями» … «каждый человек имеет неограниченные возможности для духовно-творческого развития» … «каждая личность уникальна и имеет предназначение в жизни» … «заболевание может стать условием становления личности.

Преодоление социально-культурного отчуждения осуществляется через развитие эмоционально-смыслового содержания душевной жизни человека, через осмысление единства и гармонии мира, через поиск человеком своего предназначения в жизни.»

(стр.52)

… «механизм эмоционально-смыслового развития.

Каждый человек включен, по факту своего существования, в многочисленные явления внешнего мира. Степень этой включенности может быть различной. Чем больше человек сталкивается с событиями внешнего мира,» … «тем больше возникает мотивов к взаимодействию с ним: к деятельности, общению, познанию, творчеству. Формируются система мотивации человека, ведущий устойчивый мотив и функциональные органы. В процессе дальнейшего эмоционально-смыслового развития главную роль играет рефлексия, размышление индивида о процессах его собственного сознания. Разнообразная творческая и интеллектуальная деятельность дает богатый материал для рефлексии. Особую роль здесь играют внутренние события – смыслы, определяющие стратегию развития личности. Многообразие устремлений, интересов, возможностей, вызывает необходимость осмысления своей жизни в целом, требует определения жизненной стратегии.» … «ориентация позволяет выработать устойчивую жизненную позицию, позволяющую выживать в тяжелых условиях самореализации в обществе, в кризисах личностного и духовного развития

На этом уровне человек интегрируется уже в первичную духовную реальность (по С.Л. Франку), отражением которой в знаковой форме и является наша Культура. Личность создает индивидуальную семиосферу, свой понятийный аппарат, которым определяет свои духовные содержания, извлекает смыслы из тонкой и трудновыразимой в знаковой форме духовной реальности. Степень исторической значимости личности в жизни народа или всего человечества говорит о масштабе ее развития.»

(стр.53)

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

«Эмоционально-смысловой мир» … «инвалидов различен. Инвалиды с задержкой психического развития требуют работы по развитию самых простых мотивов к деятельности и общению, по вовлечению в занятия художественным творчеством. У инвалидов с развитым интеллектом, вынужденная изоляция способствует развитию рефлексивного мышления, а значит развитию духовного мира, эмоционально-смыслового содержания душевной жизни, творческого и интеллектуального потенциала. Это люди с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, инвалиды по зрению, слуху, с заболеваниями крови, внутренних органов, а также получившие травмы. Для них очень остро стоит проблема становления личности и самореализации. Очень высока потребность в эмоционально-смысловом развитии, в образовании, в работе, в общении, в творчестве.»

(стр.53-54)

«Таким образом, целью социокультурной анимации инвалидов является их эмоционально-смысловое развитие» … «можно разделить на ряд этапов: творческая активность, становление личности и личностный рост. На этапе развития творческой активности» … «стимулирует человека к данному виду деятельности, объясняет ее цели и задачи, руководит» … «действиями. На этапе становления личности» … «сам определяет цели и задачи своей творческой деятельности, но нуждается в выяснении целей и задач своей жизни. На этапе личностного роста» … «вмешательства не требуется. Личность является самоорганизующейся, саморазвивающейся, саморегулирующейся системой, синтезом самоорганизующихся систем.»

… «Организуются кружки культурно-творческой интеллигенции инвалидов, построенные на принципах плодотворного духовного общения русской культурно-творческой интеллигенции 19-20 вв. Проводятся встречи с людьми культуры в» … «культурно-творческой интеллигенции инвалидов» … «София» … «издан сборник статей культурно-творческой интеллигенции инвалидов «От реабилитации души к общей реабилитации» и журнал «Луч Фомальгаута»

(стр.54)

нарушением его авторских прав – гр-на Тарасова ФИО29 на текст методического пособия – ,

3. Взыскать в свою пользу с Дубровской ФИО27 и Моздоковой ФИО28 по  компенсации за нарушение его исключительных авторских прав на часть текста методического пособия – ,

4. Взыскать солидарно с Дубровской ФИО27 и Моздоковой ФИО28 в свою пользу сумму уплаченной им государственной пошлины в размере  (т.№, л.д.№).

Представитель истца Тарасова Л.В. по ордеру (т.№, л.д.№) Соколов ФИО61 в судебное заседание явился, иск поддержал в полном объеме.

Представитель ответчиков Дубровской Т.А. и Моздоковой Ю.С. по доверенностям (т.№, л.д.№) Елсуков ФИО62 в судебное заседание явился, иск не признал.

Суду представлены письменные возражения Елсукова С.Н., в которых изложено, что спорная статья ответчиков, опубликованная в сборнике статей по итогам форума , использует материалы итогового отчета о выполнении научно-исследовательской работы . Научно-исследовательская работа осуществлялась в течение 2002-2003 годов. Одним из авторов отчета является Моздокова Ю.С. Текст ответчиков является органической частью итогового отчета и в большей степени совпадает с текстом отчета, нежели с текстом истца (т.№, л.д.№).

По ходатайству представителя ответчиков Дубровской Т.А. и Моздоковой Ю.С. – Елсукова С.Н. о привлечении к участию в деле в качестве 3-х лиц, не заявляющих самостоятельные требования, на стороне ответчиков (т.№, л.д.№) к участию в деле в качестве 3-х лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены Киселева ФИО27, Красильников ФИО64, Мацукевич ФИО65 и Ярошенко ФИО66 (т.№, л.д.№).

3-и лица, не заявляющие самостоятельные требования, Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д., Мацукевич О.Ю. и Ярошенко Н.Н. в судебное заседание, будучи извещенными о месте и времени судебного разбирательства, не явились, просят рассматривать дело в свое отсутствие (т.№, л.д.№, т.№, л.д.№).

Суд, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, определил рассматривать дело в отсутствие 3-х лиц, не заявляющих самостоятельные требования, Киселевой Т.Г., Красильникова Ю.Д., Мацукевич О.Ю. и Ярошенко Н.Н.

Вместе с тем, суд учитывает, что указанные 3-и лица представили суду свои письменные объяснения.

Так, Ярошенко Н.Н. и Мацукевич О.Ю. представили в суд совместное письменное объяснение, в котором указали, что Тарасов Л.В. организовал множество творческих анимационных проектов в процессе социокультурной реабилитации инвалидов в г. Рязани, что дало основание пригласить его, как аспиранта кафедры менеджмента СКД МГУКИ участвовать в научно-исследовательских проектах университета по проблематике социокультурной реабилитации инвалидов в российском обществе. ДД.ММ.ГГГГ Тарасов Л.В. представил на кафедру экземпляр методического пособия , изданного ФИО70 ДД.ММ.ГГГГ с дарственной надписью на титульном листе. Они (Ярошенко Н.Н. и Мацукевич О.Ю.) участвовали в составе научно-исследовательской группы ученых кафедры СКД, где ответственным исполнителем темы НИКОР  являлась Моздокова Ю.С., и подтверждают факт использования авторского текста. Они считают, что в указанном отчете текст на стр.43-48, а также 49-63 принадлежит Тарасову Л.В. – в тот момент аспиранту МГУКИ. В процессе работы Моздокова Ю.С. была проинформирована, что используется текст из Методического пособия Тарасова Л.В. Они, как соавторы Итогового отчета НИР , не давали своего согласия на использование каких-либо фрагментов отчета в последующих публикациях. Дубровская Т.Г. не работала в авторском коллективе и не является соавтором Итогового отчета (т.№, л.д.№).

Киселева Т.Г. представила в суд письменное объяснение, в котором указала, что в ДД.ММ.ГГГГ она участвовала в научно-исследовательской работе  (отв. исполнитель Моздокова Ю.С.) и одновременно в других научно-исследовательских работах по схожей тематике (т.№, л.д.№).

Красильников Ю.Д. представил в суд письменные объяснения, в которых указал, что он является одним из авторов итогового отчета о выполнении научно-исследовательской работы , которая выполнялась в течение ДД.ММ.ГГГГ. Работа выполнялась коллективно, материалы представлялись всеми авторами без их идентификации. Он подтверждает, что Тарасов Л.В. в проведении исследования не участвовал, материалы, опубликованные под его авторством, не использовались. Базовые термины «анимация», «анимационная деятельность», «анимационные технологии» и их смысловые составляющие постоянно использовались в статьях и отчетах в ДД.ММ.ГГГГ и в более ранний период (т.№, л.д.№, т.№, л.д.№).

Красильников Ю.Д. также принимал участие в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, где объяснил суду, что с Методическим пособием истца он не был ознакомлен. Возможно истец внес свой материал в структуру отчета. Он не может сказать, кто является автором страниц с 43 по 63 в Итоговом отчете. В числе авторов Итогового отчета было человек 8 аспирантов. В основном в числе авторов указан научный коллектив. Аспиранты не указывались. Он не может сказать, автором каких частей Итогового отчета является Моздокова. Первые черновые наброски итогового отчета появились в ДД.ММ.ГГГГ. До ДД.ММ.ГГГГ велся сбор материала, а после ДД.ММ.ГГГГ началась коррекция. Он не может назвать авторов раздела  в Итоговом отчете. Отчет обобщала Моздокова. Все материалы, над которыми работала группа, собирались у Моздоковой (т.№, л.д.№).

Заслушав представителей сторон, приняв во внимание письменные возражения представителя ответчиков Моздоковой Ю.С. и Дубровской Т.А. – Елсукова С.Н., письменные объяснения 3-х лиц, не заявляющих самостоятельные требования, Ярошенко Н.Н., Мацукевич О.Ю., Киселевой Т.Г. и Красильникова Ю.Д., объяснение Красильникова Ю.Д., данное суду в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, исследовав доказательства, находящиеся в материалах дела, в том числе показания свидетелей ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 и ФИО13, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ в сборнике . (т.№, л.д.№) (далее – Сборник), была опубликована статья , авторами которой указаны Моздокова Ю.С. и Дубровская Т.А. (стр.№ Сборника) (т.№, л.д.№).

Указанная статья содержит текст, указанный в исковом заявлении Тарасова Л.В. (т.№, л.д.№) (далее – Спорный текст).

Тарасов Л.В. полагает, что автором Спорного текста является он, ссылаясь при этом на то, что Спорный текст был ранее опубликован под его именем в Методическом пособии:  (т.№, л.д.№) (далее – Методическое пособие) на стр.№ Методического пособия (т.№, л.д.№).

Моздокова Ю.С. и Дубровская Т.А. отрицают факт использования в Сборнике текста из Методического пособия, ссылаясь в лице своего представителя Елсукова С.Н. на то, что в Сборнике использованы материалы Итогового отчета о выполнении научно-исследовательской работы  (далее – Итоговый отчет) (т.№, л.д.№), а именно: раздела г) Анимационные технологии (стр.№ Итогового отчета) (т.№, л.д.№).

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 18 декабря 2006 года № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон) автор произведения или иной первоначальный правообладатель определяется в соответствии с законодательством, действовавшим на момент создания произведения.

В соответствии со ст.4, п.1 ст.6, п.п.1, 2 ст.9 Закона РФ от 09 июля 1993 года № 5351-I «Об авторском праве и смежных правах», который в соответствии со ст.2 Вводного закона утратил силу с 01 января 2008 года, определялось, что автор – физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение.

Обнародование произведения – осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения, в том числе путем его опубликования.

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.

Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов,

латинской буквы С в окружности: С,

имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав,

года первого опубликования произведения.

При отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения.

В соответствии с ч.1 ст.12, ч.1 ст.56, ч.1 ст.57 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами.

Как следует из выписки из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ, Тарасовым Л.В. была учреждена и ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована ФИО70 (т.№, л.д.№).

По заказу АНО «ЦСА «Одухотворение» ДД.ММ.ГГГГ ООО «НПЦ «Информационные технологии» был напечатан и передан заказчику тираж Методического пособия  в количестве 59 экземпляров. Счет за услуги по тиражированию был выставлен ДД.ММ.ГГГГ, а оплачен ДД.ММ.ГГГГ (т.№, л.д.№).

ООО «НПЦ «Информационные технологии» представило в суд заверенную копию распечатанной электронной версии указанного Методического пособия, сообщив при этом, что оригинал-макет Методического пособия не представляется возможным предоставить, так как срок хранения документов составляет 3 года (т.№, л.д.№).

Суд отмечает, что распечатанная электронная версия Методического пособия, предоставленная ООО «НПЦ «Информационные технологии» (т.№, л.д.№) по содержанию соответствует Методическому пособию, предоставленному истцом (т.№, л.д.№).

Методическое пособие учтено в фонде Государственного учреждения культуры «Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького» ДД.ММ.ГГГГ (т.№, л.д.№).

Копия Методического пособия, учтенного ГУК «Библиотека им. Горького», суду представлена (т.№, л.д.№).

Данная копия также соответствует по содержанию Методическому пособию, представленному истом (т.№, л.д.№).

Суд отмечает, что Методическое пособие содержит предусмотренный положениями ст.9 Закона РФ от 09 июля 1993 года № 5351-I «Об авторском праве и смежных правах» знак охраны авторского права, состоящий из латинской буквы С в окружности, имени автора – Тарасов Л.В., года опубликования – ДД.ММ.ГГГГ (т.№, л.д.№).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истец Тарасов Л.В. является обладателем исключительных авторских прав на произведение науки – указанное выше Методическое пособие.

Центром информационных технологий и систем органов исполнительной власти» сообщено в суд, что Итоговый отчет о НИР  прошёл государственную регистрацию в ФГУП ВНТИЦ ДД.ММ.ГГГГ и передан на хранение в ФГНУ ЦИТиС под инвентарным номером № (т.№, л.д.№).

ФГНУ ЦИТиС суду представлена заверенная копия Итогового отчета (т.№, л.д.№).

Суд отмечает, что в Итоговом отчете указан научно-творческий коллектив, в составе которого поименованы Моздокова Ю.С., Красильников Ю.Д., Ярошенко Н.Н., Мацукевич О.Ю. и другие лица, а также указано, что в состав научно-творческого коллектива входили среди прочих лиц аспиранты, имен которых Итоговый отчет не содержит (т.№, л.д.№).

Суд также отмечает, что Итоговый отчет не содержит информации о том, какое конкретно лицо является автором текста раздела г) Анимационные технологии (т.№, л.д.№).

Минкультуры России суду представлены заверенные копии договора № от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение проекта , заключенного между Московским государственным университетом культуры и искусств (МГУКИ) (Исполнитель) и Министерством культуры Российской Федерации (Заказчик) (т.№, л.д.№) и приложений к нему (т.№, л.д.№), в том числе технического задания, подписанного ДД.ММ.ГГГГ (т.№, л.д.№), календарного плана, подписанного ДД.ММ.ГГГГ, которым предусмотрено, что изучение состояния проблемы и отбора материалов запланировано с ДД.ММ.ГГГГ, а также предусмотрен срок подготовки Итогового отчета – ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ (т.№, л.д.№).

Суд отмечает, что тексты статьи  Сборника (т.№, л.д.№), §2.Социально-культурная технология анимации молодых людей с ограниченными физическими возможностями Методического пособия (т.№, л.д.№) и раздела г) Анимационные технологии Итогового отчета (т.1, л.д.№) имеют значительные совпадения по содержанию.

Спорный текст, указанный в исковом заявлении (т.№, л.д.№), в полном объеме содержится, как в §2.  (т.№, л.д.№), так и в статье  Сборника (т.№, л.д.№).

Представителем истца суду представлены сравнительные анализы данных текстов (т.№, л.д.№, т.№, л.д.№).

Однако как следует из изложенного выше, Методическое пособие было опубликовано ДД.ММ.ГГГГ, а договор на выполнение НИР, результатом которой стал Итоговый отчет, был заключен ДД.ММ.ГГГГ, и регистрация окончательной редакции Итогового отчета произведена ДД.ММ.ГГГГ.

Суд также учитывает объяснение Красильникова Ю.Д. о том, что первые черновые наброски Итогового отчета появились в ДД.ММ.ГГГГ, что до ДД.ММ.ГГГГ велся сбор материала, а после ДД.ММ.ГГГГ началась коррекция, что он не может назвать авторов раздела  в Итоговом отчете, что отчет обобщала Моздокова, а все материалы, над которыми работала группа, собирались у Моздоковой.

По ходатайству представителя истца Тарасова Л.В. – Соколова И.А. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в качестве свидетелей были допрошены ФИО8 и ФИО9

Так, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ, показал, что рукопись Методического пособия была напечатана на компьютере ДД.ММ.ГГГГ. Он получил её на диске и передал для доработки – для исправления грамматических ошибок, оформления. ДД.ММ.ГГГГ у них было опубликовано Методическое пособие.

ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ, показала, что рукопись Методического пособия она увидела в начале ДД.ММ.ГГГГ. Они посоветовали типографию, в которой его лучше напечатать. Она относила макет рукописи на корректировку, в типографию, а когда заказ был исполнен – получила тираж и передала Тарасову.

МГУКИ, который являлся исполнителем НИР и Итогового отчета, сообщил в суд, что автором текста, ставшего предметом судебного разбирательства, является ФИО29 Тарасов. В процессе подготовки Итогового отчета НИР  профессором Ярошенко Н.Н. была передана дискета с фрагментом текста из Методического пособия Тарасова Л.В. (стр.№) Моздоковой Ю.С., как ответственному исполнителю, для включения его в общий текст Итогового отчета. Общую верстку и распечатку отчета осуществляла Моздокова Ю.С. В процессе работы она была проинформирована о том, что используется текст из Методического пособия Тарасова Л.В. Дубровская Т.Г. не работала в авторском коллективе и не является соавтором Итогового отчета и каких-либо фрагментов текста в него включенных. Ярошенко Н.Н., как соавтор Итогового отчета НИР  не давал своего согласия на использование каких-либо фрагментов отчета в последующих публикациях без указания авторства. Официального согласия на это МГУКИ также не давалось (т.№, л.д№).

МГУКИ представило суду экземпляр Методического пособия, который ранее был представлен в МГУКИ и использовался при подготовке Итогового отчета (т.№, л.д.№).

Таким образом, МГУКИ в лице его ректора ФИО24 признает авторство Тарасова Л.В. в отношении текста Итогового отчета на стр.№, подготовленного МГУКИ, как исполнителем по указанному выше договору с Минкультуры России, заказавшим выполнение проекта , по которому и был подготовлен данный Итоговый отчет.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что при подготовке Итогового отчета было использовано к тому времени уже опубликованное Методическое пособие Тарасова Л.В.

Суд при этом отмечает, что текст Методического пособия при его использовании в Итоговом отчете был без согласия автора Тарасова Л.В. незначительно изменен путем замены отдельных слов и словосочетаний.

В последующем, текст Методического пособия, использованный при подготовке Итогового отчета, был вторично с незначительными изменениями текста, без согласия автора Тарасова Л.В. использован при подготовке Сборника.

Суд при этом учитывает, что значительная часть текста (Спорный текст) Методического пособия была использована в Сборнике без изменений и без указания на источник заимствования, чем было нарушено исключительное авторское право Тарасова Л.В. на Спорный текст.

Суд принимает во внимание, что представителем истца Соколовым И.А. представлены Лингвистическое заключение заведующего отделом экспериментальной лексикографии Учреждения Российской академии наук Института русского языка им. В.В.Виноградова РАН ФИО12 с выводом о том, что Тарасов Л.В. является автором текста методики «Социокультурная анимация молодых инвалидов» (т.№, л.д.№).

Однако суд отмечает, что авторство Тарасова Л.В. в отношении текста Методического пособия ответчиками не оспаривается.

Суду также представлено Лингвистическое заключение Баранова А.Н. о том, что между фрагментом Итогового отчета (стр.№) и Методикой  обнаруживается авторское сходство (т.№, л.д.№).

Из Лингвистического заключения старшего научного сотрудника отдела культуры русской речи Учреждения Российской академии наук Института русского языка им. В.В.Виноградова РАН ФИО13 следует, что доля совпадающих с текстом пособия Л.В.Тарасова фрагментов текста статьи Ю.С.Моздоковой, Т.А.Дубровской близка к 90%. Границы текстовых фрагментов, в которых обнаруживаются полные или частичные текстуальные совпадения, не определены – отсутствуют кавычки, сноски, слова автора или иные маркеры дословного приведения чужой речи, то есть цитирования, то есть отсутствуют языковые средства, позволяющие читателю установить, что в нем воспроизводятся фрагменты из пособия Л.В.Тарасова (т.№, л.д.№).

Свои заключения ФИО12 и ФИО13 пояснили, будучи допрошенными в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в качестве свидетелей.

Допрошенный в качестве свидетеля в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству представителя ответчиков ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ, не опроверг изложенных выше выводов.

В соответствии с п.1 ст.1229 ГК РФ гражданин, обладающий исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.

Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя.

В соответствии с положениями ст.1301 ГК РФ в случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель вправе в соответствии с п.3 ст.1252 ГК РФ требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда.

В соответствии с п.3 ст.1252 ГК РФ размер компенсации определяется судом в пределах, установленных настоящим Кодексом, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости.

Суд полагает возможным удовлетворить требование Тарасова Л.В. в части взыскания компенсации частично – взыскать в его пользу с каждого из ответчиков по , находя данную сумму разумной и справедливой. Остальные требования Тарасова Л.В. подлежат удовлетворению полностью.

Таким образом, при изложенных выше обстоятельствах, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд находит исковое заявление Тарасова Л.В. подлежащим удовлетворению частично.

Судом установлено, что для рассмотрения дела в суде истец уплатил государственную пошлину в размере  (т.№, л.д.№).

В соответствии со ст.ст.88 и 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, включая государственную пошлину. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

  В соответствии с положениями ст.333.19 НК РФ, сумме , подлежащей взысканию с каждого из ответчиков, соответствует размер государственной пошлины в сумме .

Таким образом, с каждого из ответчиков в пользу истца подлежит взысканию в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины сумма в размере 950 руб. 00 коп.

Руководствуясь ст.ст.4, 6, 9 Закона РФ от 09 июля 1993 года № 5351-I «Об авторском праве и смежных правах», ст.5 Федерального закона от 18 декабря 2006 года № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», ст.ст.1229, 1252, 1301 ГК РФ, ст.333.19 НК РФ, ст.ст.12, 56, 57, 88, 98, 167, 194-198 ГПК РФ, суд —

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Тарасова ФИО29 к Дубровской ФИО27 и Моздоковой ФИО28 о признании права авторства, нарушения авторских прав и взыскании компенсации за нарушение исключительных авторских прав удовлетворить частично.

Признать за Тарасовым ФИО29 право авторства на содержащиеся в подписанной Дубровской ФИО27 и Моздоковой ФИО28 статье , следующих частей текста, ранее опубликованных в методическом пособии: : … «Оно связано не с количеством социальных связей человека, а с их качеством. Важна не просто внешняя включенность человека в общественные и культурные процессы, но внутренняя причастность к ним. Отсутствие же значимых связей или разрыв их с объектами внешнего мира является отчуждением. Социально-культурное отчуждение – отсутствие или разрыв значимых для человека связей с обществом и культурой.

Причины социально-культурного отчуждения» … «с ограниченными физическими возможностями:»

«неадаптированность человека к обществу (ограниченные физические или интеллектуальные возможности, недостаток образования или коммуникативных качеств» …

«неадаптированность общества к сущностным силам человека (ориентация общества на бездуховные ценности наживы и потребления, агрессия, отсутствие условий для развития и самореализация личности).

Первая степень социально-культурного отчуждения очень болезненна, она связана с отчуждением человека обществом (умирание личности для общества). Вторая степень связана с разочарованием в общественных ценностях, отчаянием и с добровольным уходом личности в изоляцию (умирание общества для личности). Третья степень социально-культурного отчуждения связана с потерей значимости окружающего мира для человека и с потерей смысла собственного существования. Она связана с апатией, скукой, безразличием (умирание личности для себя). Длительная изоляция при неблагоприятных внешних условиях разрушает духовный мир человека, приводя его в аморфное состояние. В своей крайней форме она ведет к агрессии, аутизму или самоубийству.

Проблема социально-культурного отчуждения» … «молодых инвалидов очень сложна. С одной стороны, причиной отчуждения является их неадаптированность к обществу, как следствие ограниченных физических возможностей. С другой стороны, общество не отвечает сущностным потребностям развития инвалидов. Причиной социально-культурного отчуждения может быть также процесс» … «личности, который часто связан с протестом обществу.

Принципы анимации молодых людей с ограниченными возможностями» … «каждый человек имеет неограниченные возможности для духовно-творческого развития» … «каждая личность уникальна и имеет предназначение в жизни» … «заболевание может стать условием становления личности.

Преодоление социально-культурного отчуждения осуществляется через развитие эмоционально-смыслового содержания душевной жизни человека, через осмысление единства и гармонии мира, через поиск человеком своего предназначения в жизни.»

… «механизм эмоционально-смыслового развития.

Каждый человек включен, по факту своего существования, в многочисленные явления внешнего мира. Степень этой включенности может быть различной. Чем больше человек сталкивается с событиями внешнего мира,» … «тем больше возникает мотивов к взаимодействию с ним: к деятельности, общению, познанию, творчеству. Формируются система мотивации человека, ведущий устойчивый мотив и функциональные органы. В процессе дальнейшего эмоционально-смыслового развития главную роль играет рефлексия, размышление индивида о процессах его собственного сознания. Разнообразная творческая и интеллектуальная деятельность дает богатый материал для рефлексии. Особую роль здесь играют внутренние события – смыслы, определяющие стратегию развития личности. Многообразие устремлений, интересов, возможностей, вызывает необходимость осмысления своей жизни в целом, требует определения жизненной стратегии.» … «ориентация позволяет выработать устойчивую жизненную позицию, позволяющую выживать в тяжелых условиях самореализации в обществе, в кризисах личностного и духовного развития

На этом уровне человек интегрируется уже в первичную духовную реальность (по С.Л. Франку), отражением которой в знаковой форме и является наша Культура. Личность создает индивидуальную семиосферу, свой понятийный аппарат, которым определяет свои духовные содержания, извлекает смыслы из тонкой и трудновыразимой в знаковой форме духовной реальности. Степень исторической значимости личности в жизни народа или всего человечества говорит о масштабе ее развития.»

«Эмоционально-смысловой мир» … «инвалидов различен. Инвалиды с задержкой психического развития требуют работы по развитию самых простых мотивов к деятельности и общению, по вовлечению в занятия художественным творчеством. У инвалидов с развитым интеллектом, вынужденная изоляция способствует развитию рефлексивного мышления, а значит развитию духовного мира, эмоционально-смыслового содержания душевной жизни, творческого и интеллектуального потенциала. Это люди с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, инвалиды по зрению, слуху, с заболеваниями крови, внутренних органов, а также получившие травмы. Для них очень остро стоит проблема становления личности и самореализации. Очень высока потребность в эмоционально-смысловом развитии, в образовании, в работе, в общении, в творчестве.»

«Таким образом, целью социокультурной анимации инвалидов является их эмоционально-смысловое развитие» … «можно разделить на ряд этапов: творческая активность, становление личности и личностный рост. На этапе развития творческой активности» … «стимулирует человека к данному виду деятельности, объясняет ее цели и задачи, руководит» … «действиями. На этапе становления личности» … «сам определяет цели и задачи своей творческой деятельности, но нуждается в выяснении целей и задач своей жизни. На этапе личностного роста» … «вмешательства не требуется. Личность является самоорганизующейся, саморазвивающейся, саморегулирующейся системой, синтезом самоорганизующихся систем.»

… «Организуются кружки культурно-творческой интеллигенции инвалидов, построенные на принципах плодотворного духовного общения русской культурно-творческой интеллигенции 19-20 вв. Проводятся встречи с людьми культуры в» … «культурно-творческой интеллигенции инвалидов» … «София» … «издан сборник статей культурно-творческой интеллигенции инвалидов «От реабилитации души к общей реабилитации» и журнал «Луч Фомальгаута»

Признать действия Дубровской ФИО27 и Моздоковой ФИО28 по использованию в статье , опубликованной в сборнике , следующих частей текста:

… «Оно связано не с количеством социальных связей человека, а с их качеством. Важна не просто внешняя включенность человека в общественные и культурные процессы, но внутренняя причастность к ним. Отсутствие же значимых связей или разрыв их с объектами внешнего мира является отчуждением. Социально-культурное отчуждение – отсутствие или разрыв значимых для человека связей с обществом и культурой.

Причины социально-культурного отчуждения» … «с ограниченными физическими возможностями:»

«неадаптированность человека к обществу (ограниченные физические или интеллектуальные возможности, недостаток образования или коммуникативных качеств» …

«неадаптированность общества к сущностным силам человека (ориентация общества на бездуховные ценности наживы и потребления, агрессия, отсутствие условий для развития и самореализация личности).

Первая степень социально-культурного отчуждения очень болезненна, она связана с отчуждением человека обществом (умирание личности для общества). Вторая степень связана с разочарованием в общественных ценностях, отчаянием и с добровольным уходом личности в изоляцию (умирание общества для личности). Третья степень социально-культурного отчуждения связана с потерей значимости окружающего мира для человека и с потерей смысла собственного существования. Она связана с апатией, скукой, безразличием (умирание личности для себя). Длительная изоляция при неблагоприятных внешних условиях разрушает духовный мир человека, приводя его в аморфное состояние. В своей крайней форме она ведет к агрессии, аутизму или самоубийству.

Проблема социально-культурного отчуждения» … «молодых инвалидов очень сложна. С одной стороны, причиной отчуждения является их неадаптированность к обществу, как следствие ограниченных физических возможностей. С другой стороны, общество не отвечает сущностным потребностям развития инвалидов. Причиной социально-культурного отчуждения может быть также процесс» … «личности, который часто связан с протестом обществу.

Принципы анимации молодых людей с ограниченными возможностями» … «каждый человек имеет неограниченные возможности для духовно-творческого развития» … «каждая личность уникальна и имеет предназначение в жизни» … «заболевание может стать условием становления личности.

Преодоление социально-культурного отчуждения осуществляется через развитие эмоционально-смыслового содержания душевной жизни человека, через осмысление единства и гармонии мира, через поиск человеком своего предназначения в жизни.»

… «механизм эмоционально-смыслового развития.

Каждый человек включен, по факту своего существования, в многочисленные явления внешнего мира. Степень этой включенности может быть различной. Чем больше человек сталкивается с событиями внешнего мира,» … «тем больше возникает мотивов к взаимодействию с ним: к деятельности, общению, познанию, творчеству. Формируются система мотивации человека, ведущий устойчивый мотив и функциональные органы. В процессе дальнейшего эмоционально-смыслового развития главную роль играет рефлексия, размышление индивида о процессах его собственного сознания. Разнообразная творческая и интеллектуальная деятельность дает богатый материал для рефлексии. Особую роль здесь играют внутренние события – смыслы, определяющие стратегию развития личности. Многообразие устремлений, интересов, возможностей, вызывает необходимость осмысления своей жизни в целом, требует определения жизненной стратегии.» … «ориентация позволяет выработать устойчивую жизненную позицию, позволяющую выживать в тяжелых условиях самореализации в обществе, в кризисах личностного и духовного развития

На этом уровне человек интегрируется уже в первичную духовную реальность (по С.Л. Франку), отражением которой в знаковой форме и является наша Культура. Личность создает индивидуальную семиосферу, свой понятийный аппарат, которым определяет свои духовные содержания, извлекает смыслы из тонкой и трудновыразимой в знаковой форме духовной реальности. Степень исторической значимости личности в жизни народа или всего человечества говорит о масштабе ее развития.»

«Эмоционально-смысловой мир» … «инвалидов различен. Инвалиды с задержкой психического развития требуют работы по развитию самых простых мотивов к деятельности и общению, по вовлечению в занятия художественным творчеством. У инвалидов с развитым интеллектом, вынужденная изоляция способствует развитию рефлексивного мышления, а значит развитию духовного мира, эмоционально-смыслового содержания душевной жизни, творческого и интеллектуального потенциала. Это люди с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, инвалиды по зрению, слуху, с заболеваниями крови, внутренних органов, а также получившие травмы. Для них очень остро стоит проблема становления личности и самореализации. Очень высока потребность в эмоционально-смысловом развитии, в образовании, в работе, в общении, в творчестве.»

«Таким образом, целью социокультурной анимации инвалидов является их эмоционально-смысловое развитие» … «можно разделить на ряд этапов: творческая активность, становление личности и личностный рост. На этапе развития творческой активности» … «стимулирует человека к данному виду деятельности, объясняет ее цели и задачи, руководит» … «действиями. На этапе становления личности» … «сам определяет цели и задачи своей творческой деятельности, но нуждается в выяснении целей и задач своей жизни. На этапе личностного роста» … «вмешательства не требуется. Личность является самоорганизующейся, саморазвивающейся, саморегулирующейся системой, синтезом самоорганизующихся систем.»

… «Организуются кружки культурно-творческой интеллигенции инвалидов, построенные на принципах плодотворного духовного общения русской культурно-творческой интеллигенции 19-20 вв. Проводятся встречи с людьми культуры в» … «культурно-творческой интеллигенции инвалидов» … «София» … «издан сборник статей культурно-творческой интеллигенции инвалидов «От реабилитации души к общей реабилитации» и журнал «Луч Фомальгаута» нарушением авторских прав Тарасова ФИО29 на текст методического пособия: .

Взыскать с Дубровской ФИО27 в пользу Тарасова ФИО29: в счет компенсации за нарушение исключительных авторских прав Тарасова ФИО29 на часть текста методического пособия:  – , в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины – , а всего – .

Взыскать с Моздоковой ФИО28 в пользу Тарасова ФИО29: в счет компенсации за нарушение исключительных авторских прав Тарасова ФИО29 на часть текста методического пособия:  – , в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины – , а всего – .

Тарасову ФИО29 в удовлетворении остальной части искового заявления к Дубровской ФИО27 и Моздоковой ФИО28 о признании права авторства, нарушения авторских прав и взыскании компенсации за нарушение исключительных авторских прав – отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский городской суд через Зеленоградский районный суд города Москвы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Федеральный судья