Дело № 2-1327/2022
УИД 74RS0017-01-2022-000998-76
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 августа 2022 года г. Златоуст Челябинской области
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Буланцовой Н.В.,
при секретаре Поздеевой Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Столяровой Лидии Давыдовны к Государственному учреждению — Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области об установлении факта нахождения на иждивении, возложении обязанности, восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате пособия на погребение,
установил:
Столярова Л.Д. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному Учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области, в котором (с учетом уточнений от ДД.ММ.ГГГГ – л.д.184-190, от ДД.ММ.ГГГГ – л.д.191), просит:
— установить факт нахождения на иждивении умершего супруга ФИО15
— возложить на ответчика обязанность установить ее право на предоставление льгот и компенсаций в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее по тексту — Закон № 1244-1), назначить и выплатить следующие социальные выплаты:
ежемесячную компенсацию семьям за потерю кормильца — участника в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на основании ч.2 ст.41 Закона № 1244-1 в размере 240 руб. 11 коп.,
ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на основании п.15 ч.1 ст.14 Закона № 1244-1 в размере 23 071 руб. 70 коп.,
единовременную компенсацию семьям, потерявшим кормильца вследствие чернобыльской катастрофы на основании ч.4 ст. 39 Закона № 1244-1 в размере 36 780 руб. 90 коп. (п.2 ч.1 ст.13),
единовременную компенсацию за вред здоровью гражданам, ставшим инвалидами 1 группы вследствие чернобыльской катастрофы, указанным в п.2 ч. 1 ст.13 Закона, на основании ч.4 ст.39 Закона № 1244-1 в размере 36 780 руб. 90 коп., неполученную ФИО4 при жизни,
пособие на погребение на основании ч.2 ст.14 Закона № 1244-1 в размере 13 994 руб. 72 коп.,
— восстановить пропущенный срок для обращения с заявлением о выплате пособия на погребение ФИО4
В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее супруг ФИО4, являющийся инвалидом группы, в связи с работами в воинской части № по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Смерть супруга наступила вследствие полученного облучения.
На основании ст.15 Закона № 1244-1 вдовы погибших ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС имеют право на льготы, которые при жизни распространялись на их мужей.
Сразу после смерти супруга она обратилась в Органы социальной защиты населения и предоставила полный пакет документов, необходимых для назначения льгот. Однако весь список полагавшихся ей льгот и прав сотрудниками организации озвучен не был. Даже пособие на погребение не было выплачено, поскольку сотрудник УСЗН сообщила о возможности выплаты данного пособия лишь при наличии банковского счета, которого у нее не было. Сотрудники УСЗН ввели ее заблуждение, не уведомили об имеющихся правах, хотя свою обязанность она выполнила добросовестно – во время собрала и предоставила в УСЗН все необходимые документы для получения льгот. В качестве компенсационных выплат она получает только компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
При обращении в адрес ответчика в году по вопросу назначения компенсационных выплат, ей было отказано со ссылкой на необходимость установления факта нахождения на иждивении умершего супруга.
Между установлением ФИО4 инвалидности группы, установлением причинно-следственной связи инвалидности с последствиями аварии на ЧАЭС и его смертью прошли считанные часы. Социальная выплата за установление инвалидности в связи с последствиями аварии на ЧАЭС должна была быть назначена при жизни ФИО4, а следовательно должна быть получена ею после смерти ее мужа.
В письменных ответах на ее обращения УСЗН было отказано в назначении выплат, поскольку не был установлен факт ее нахождения на иждивении супруга ввиду того, что при жизни ФИО4 она работала. Однако, меры социальной поддержки такого рода оказываются членам семьи, вышедшим на трудовую пенсию в течение пяти последующих лет после смерти застрахованного лица, и не зависят от юридического понятия иждивенца. На основании того, что супруг умер ДД.ММ.ГГГГ, а она стала нетрудоспособной ДД.ММ.ГГГГ, полагает отказ УСЗН выплатить ей пособия является незаконным и необоснованным.
Узнав в 2021 году о полагающихся ей пособиях, вновь получила отказ УСЗН в реализации своих прав. Функции УСЗН в настоящее время переданы ответчику.
Ответчиком нарушены ее права на меры социальной поддержки как члену семьи (вдовы) погибшего ликвидатора последствий аварии на ЧАЭС – инвалида 1 группы, лица, приравненного к военнослужащим, умершего в результате военной травмы.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол предварительного судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социальных отношений Челябинской области (л.д.104).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, по ходатайству истца произведена замена ответчика – Управление социальной защиты населения Златоустовского городского округа Челябинской области – на Государственное Учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Вилкова Тамара Сергеевна и Куликова Ольга Сергеевна (дочери истца) (л.д.168 оборот)
Истец Столярова Л.Д., а также ее представитель – Картабаева И.В., допущенная к участию в деле по ходатайству истца (л.д.83), в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивали по основаниям изложенным в исковом заявлении.
Столярова Л.Д. дополнительно пояснила, что впервые обратилась в УСЗН ЗГО со всеми необходимыми документами сразу после смерти супруга – ДД.ММ.ГГГГ. Однако ей пояснили, что получать компенсационные выплаты она может только в случае подтверждения факта нахождения на иждивении супруга. Данный отказ УСЗН являлся незаконным, поскольку меры социальной поддержки, заявленные в иске, выплачиваются членам семьи, ставшим нетрудоспособным в течение пяти лет после смерти кормильца. На момент смерти Столярова С.В. она действительно работала, но вышла на пенсию через полтора года, то есть стала нетрудоспособной в течение пяти лет после смерти супруга.
В году и в году повторно обращалась в УСЗН по вопросам получения выплат, однако также получала отказы. До настоящего времени никакие выплаты, в том числе пособие на погребение не получала.
Представитель ответчика Государственного Учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области Герасимова Н.Н., действующая на основании доверенности (л.д.80) в судебном заседании заявила о пропуске истцом срока исковой давности, возражала против восстановления срока на обращение с заявлением о выплате пособия на погребение.
В письменном отзыве указала, с ДД.ММ.ГГГГ на Пенсионный фонд Российской Федерации возложены полномочия по рассмотрению следующих выплат: ежемесячная компенсация семьям за потерю кормильца, участвовавшего в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью (в зависимости от группы инвалидности), единовременная компенсация за вред, причиненный здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы, пособие на погребение членам семей или лицам, взявшим на себя организацию похорон граждан, погибших в результате катастрофы на ЧАЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с Чернобыльской катастрофой, а также умерших граждан из числа инвалидов вследствие Чернобыльской катастрофы.
После возложения обязанности на ОПФР, то есть после ДД.ММ.ГГГГ, Столярова Л.Д. в органы Пенсионного фонда с заявлением о назначении указанных выплат, не обращалась, необходимые документы не предоставляла.
Для назначения ежемесячной компенсации семьям за потерю кормильца, участвовавшего в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью (в зависимости от группы инвалидности) требуется решение суда о нахождении на иждивении умершего инвалида вследствие чернобыльской катастрофы. Столярова Л.Д. на момент смерти мужа не являлась нетрудоспособной, на его иждивении не находилась, поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в ОАО «РЖД», имела постоянный ежемесячный доход.
Единовременная компенсация за вред, причинённый здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, носит персональный характер, выплачивается исключительно гражданам, участвующим в ликвидации ЧАЭС. Члены семьи не относятся к категории граждан, претендующих на указанные выплаты.
Кроме того, из искового заявления Столяровой Л.Д. и ее пояснений в судебном заседании следует, что сразу после смерти супруга она обращалась в УСЗН с заявлением о начислении ей выплат. Следовательно, Столярова Л.Д. при обращении в УСЗН г.Златоуста в году узнала о нарушении своего права. Таким образом, Столяровой Л.Д. пропущен срок исковой давности для взыскания мер социальной поддержки, предоставляемых членам семьи участника ликвидации ЧАЭС (л.д.181-183).
Представитель третьего лица Управление социальной защиты населения Златоустовского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.176).
Представитель Управления социальной защиты населения Златоустовского городского округа в материалы дела представил письменный отзыв на исковое заявление (л.д.81, 96), из которого следует, что Столярова Л.Д. состоит на учете в УСЗН как вдова, умершего инвалида вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Меры социальной поддержки вдовам умерших инвалидов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, распространяются на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении умершего. Указанные меры социальной поддержки Столяровой Л.Д. не предоставлялись в связи с отсутствием документа, подтверждающего факт нахождения истца на иждивении умершего супруга.
ФИО4, умершему ДД.ММ.ГГГГ, установлена группа инвалидности по причине увечья, полученного при исполнении служебных обязанностей – ДД.ММ.ГГГГ. Соответствующее удостоверение датировано ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, ФИО4 не имел возможности обратиться в УСЗН для получения компенсационных выплат и мер социальной поддержки, поскольку умер в день выдачи удостоверения.
Представитель третьего лица Министерство социальных отношений Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.179).
Представитель Министерства социальных отношений Челябинской области Романов А.В., действующий на основании доверенности (л.д.121), в материалы дела представил письменный отзыв (л.д.120), в котором указал, что порядок и условия выплаты денежных компенсаций гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, и членам их семей, определен постановлениями Правительства РФ. К членам семьи, потерявшим кормильца из числа инвалидов, вследствие чернобыльской катастрофы, относятся нетрудоспособные члены семьи умершего, состоявшие на его иждивении, то есть если они находились на его полном содержании или систематически получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Полагал необходимым отказать Столяровой Л.Д. в удовлетворении заявленных требований.
Третьи лица Вилкова Т.С. и Куликова О.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д.177).
Заслушав истца и представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск Столяровой Л.Д. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ч.1 ст.7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.1 ст. 39).
Правовой основой регулирования отношений, связанных с возмещением вреда здоровью граждан, причиненного чернобыльской катастрофой, является Закон Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1, определивший государственную политику в области социальной поддержки граждан, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы (статья 1), и гарантирующий гражданам возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергнувшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки (часть первая статьи 3).
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
До 01.01.2022 выплаты денежных компенсаций, предусмотренных Законом №1244-1, производилась органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 06.12.2021 №409-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», вступившего в законную силу 01.01.2022, в ст.5.1 Закона №1244-1 внесены изменения, согласно которым предоставление, в том числе выплата и доставка, гражданам компенсаций и других выплат (за исключением предоставления компенсаций и других выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации, пенсионерам из числа этих лиц, в том числе работающим (независимо от места работы), гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти, а также пенсионерам из числа лиц, уволенных из федеральных органов налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе работающим (независимо от места работы), предусмотренных пунктами 5 (в части дополнительного оплачиваемого отпуска), 12 (в части ежемесячной денежной компенсации на питание ребенка), 13 и 15 части первой, частями второй и четвертой (в части пособия на погребение) статьи 14, пунктами 3 и 4 части первой статьи 15, пунктами 3 (в части среднего заработка), 4 — 6 и 13 статьи 17, пунктами 1 — 3, абзацем четвертым пункта 4, пунктами 5, 7 — 10 части первой статьи 18, пунктами 1 и 2, абзацем вторым пункта 3, пунктами 4, 6 и 7 части второй статьи 19, пунктами 1 — 3 и абзацем четвертым пункта 4 части второй статьи 20, пунктом 3 части первой статьи 25, частями первой, второй и четвертой статьи 39, статьями 40 и 41 настоящего Закона), осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Истцом Столяровой Л.Д. заявлены требования о возложении на ответчика обязанности по установлению ее права на получение социальных выплат, а именно:
ежемесячной компенсации семьям за потерю кормильца — участника в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на основании ч.2 ст.41 Закона № 1244-1,
ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на основании п.15 ч.1 ст.14 Закона № 1244-1,
единовременной компенсации семьям, потерявшим кормильца вследствие чернобыльской катастрофы на основании ч.4 ст.39 Закона № 1244-1,
единовременной компенсации за вред здоровью гражданам, ставшим инвалидами 1 группы вследствие чернобыльской катастрофы, на основании ст.39 Закона № 1244-1, неполученной ФИО4 при жизни,
пособия на погребение на основании ст.14 Закона № 1244-1.
В п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона № 1244-1 указано, что к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе, инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ.
Как установлено в п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона № 1244-1 инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в следующих размерах:
инвалидам I группы — 5 000 рублей,
инвалидам II группы — 2 500 рублей,
инвалидам III группы — 1 000 рублей.
В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.
Выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части первой настоящей статьи, производится государственными органами, Пенсионным фондом Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона № 1244-1 в редакции закона от 06.12.2021).
Частью 4 ст. 14 Закона № 1244-1 предусмотрено, что меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 15 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье.
Пунктом 2 Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 № 607, определено, что денежная компенсация выплачивается нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении умершего инвалида.
Частью 4 ст. 39 Закона № 1244-1 установлено, что семьям, потерявшим кормильца вследствие чернобыльской катастрофы, выплачивается единовременная компенсация в размере 10 000 руб.
В силу ч. 2 ст. 41 Закона № 1244-1 право на ежемесячную компенсацию за потерю кормильца — участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС имеют нетрудоспособные члены семьи, бывшие на его иждивении.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 907 утверждены «Правила предоставления гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца» (далее Правила № 907).
В перечне документов (сведений) необходимых для предоставления единовременной компенсации семьям, потерявшим кормильца вследствие чернобыльской катастрофы, предусмотренном Приложением № 4 к Правилам № 907, значится решение суда о нахождении на иждивении погибшего (умершего), за исключением нетрудоспособных членов семей погибших (умерших) из числа детей в возрасте до 18 лет, а также родителей и вдов (вдовцов), получающих (имеющих право на получение) пенсии по случаю потери кормильца, по старости или инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичное решение суда также является одним из обязательных документов и для предоставления ежемесячной компенсации семьям за потерю кормильца, участвовавшего в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, что предусмотрено Приложением № 5 к Правилам № 907.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что после смерти инвалида вследствие чернобыльской катастрофы меры социальной поддержки, указанные в п.15 ч.1 ст. 14, ч.4 ст.39 и ч.2 ст.41 Закона № 1244-I, распространяются на лиц, бывших на иждивении указанного лица. Установление факта нахождения на иждивении инвалида вследствие чернобыльской катастрофы является обязательным условием реализации членом семьи умершего предусмотренного законом права на получение компенсационных выплат.
Как следует из материалов дела, Шпанагель Лидия Давыдовна и ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ состояли в зарегистрированном браке. После заключения брака, жене присвоена фамилия – Столярова (л.д.36).
ДД.ММ.ГГГГФИО4 признан инвалидом группы в связи с увечьем, полученным при исполнении иных обязанностей воинской службы, связанной с аварией на Чернобыльской АЭС (л.д.55).
ДД.ММ.ГГГГФИО4 выдано удостоверение перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом (л.д.52).
ФИО4ДД.ММ.ГГГГ умер (л.д.35).
Согласно копии медицинского свидетельства о смерти серии № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.44), причиной смерти ФИО4 явилось:
Решением межведомственного экспертного совета от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.50), заболевание ФИО4 и его последующая смерть, признаны связанными с сочетанным воздействием радиационного и других неблагоприятных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Столярова Л.Д. является вдовой умершего участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС – ФИО4, который выполнял правительственное задание с ДД.ММ.ГГГГ – по ДД.ММ.ГГГГ при воинской части № (л.д.54).
Управлением социальной защиты населения Златоустовского городского округа Челябинской области по результатам рассмотрения обращения Столяровой Л.Д. от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу назначения денежной компенсации как вдове инвалида вследствие чернобыльской катастрофы было отказано в назначении компенсации, ввиду отсутствия документа, подтверждающего нахождение Столяровой Л.Д. на иждивении умершего инвалида-чернобыльца, а также по причине того, что на момент смерти Столярова С.В. заявитель являлась трудоспособной (л.д.20).
В ответах Министерства социальных отношений Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по вопросам предоставления мер социальной поддержки Столяровой Л.Д. даны аналогичные разъяснения. Указано на невозможность рассмотрения вопроса о назначении мер социальной поддержки, предусмотренных п.15 ч.1 ст.14, ч.2 ст.41 и ч.4 ст.39 Закона № 1244-1, как члену семьи, потерявшему кормильца из числа инвалидов, по причине отсутствие документа об установлении факта нахождения на иждивении умершего супруга (л.д.24, 27, 28).
В соответствии со ст. 264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, в том числе и факт нахождения на иждивении.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В обоснование требования об установлении факта нахождения на иждивении умершего ФИО4 истец указывает, что при жизни супруга она работала, однако на постоянной основе получала от ФИО4 материальную поддержку и содержание. Доход семьи состоял из заработной платы ФИО4, заработной платы истца, выплат ФИО4 за пребывание в зоне отчуждения Чернобыля, социальных дотаций на лечение ФИО4 Ежемесячный доход супруга значительно превышал размер ее заработной платы. Из общего бюджета несли расходы на ЖКХ, продукты, лечение, оплату транспорта для супруга, приобретение предметов личной гигиены, мебели для инвалидов, содержание дочери, учащейся в ПУ № 96.
В подтверждение факта нахождения на иждивении ФИО4 истцом в материалы дела представлена справка о составе семьи, из которой следует, что на день смерти ФИО4 с ним совместно проживала супруга – Столярова Л.Д. и дочь – Столярова О.С. (л.д.34).
Истец и ФИО4 являются родителями Столяровой (после заключения брака – Куликовой) Ольги Сергеевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.163, 164), а также Столяровой (после заключения брака – Вилковой) Тамары Сергеевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.165, 166).
Из архивной справки ОАО «РЖД» (л.д.40-41) следует, что в документах архивного фонда ОАО «РЖД» о лицевых счетах и заработной плате за — годы значится Столярова Лидия Давыдовна, работавшая с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях , Среднемесячный доход Столяровой Л.Д. от указанной трудовой деятельности за год составил
Аналогичные сведения о доходах истца значатся в табелях с места работы (л.д.128-135).
Согласно справок о доходах Столяровой Л.Д., предоставленных МИФНС России № 21 по Челябинской области, доход истца за год составил — л.д.122-124.
С ДД.ММ.ГГГГ Столяровой Л.Д. назначена пенсия по старости, что следует из копии пенсионного удостоверения (л.д.57).
Из документов архивного фонда Златоустовской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ Южно-Уральской железной дороги, лицевых счетах по начислению заработной платы за — годы следует, что ФИО4, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности , , (л.д.42).
Среднемесячный доход ФИО4 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил . (копия справки ОАО «РЖД» — л.д.42)
Аналогичные сведения о доходах ФИО4 значатся в лицевых счетах и табелях с места работы (л.д.139-150).
Согласно справок о доходах ФИО4, предоставленных МИФНС России № 21 по Челябинской области, доход ФИО4 за год составил . (л.д.122, 125), доход за год – . (л.д.126)
Как указано в исковом заявлении, помимо заработной платы доход ФИО4 состоял из единовременных выплат за пребывание супруга в зоне отчуждения Чернобыля, социальных дотаций на лечение супруга.
Однако установить размер выплат и объем мер социальной поддержки, получаемых ФИО4, в ходе рассмотрения дела не представилось возможным.
Согласно ответа на запрос суда сведения о размерах выплат, объеме мер социальной поддержки и периодичности выплат в отношении ФИО4 (умершего ДД.ММ.ГГГГ), как участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в период с по годы в Управлении социальной защиты населения Златоустовского городского округа отсутствуют, так как срок хранения личных дел получателей пособий из средств федерального бюджета, бюджета субъектов Российской федерации составляет 5 лет после снятия получателей с учета (л.д. 119).
В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 21.06.1985 № 9 «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение», суды должны иметь в виду, что установление факта нахождения лица на иждивении умершего имеет значение для получения наследства, назначения пенсии или возмещения вреда, если оказываемая помощь являлась для заявителя постоянным и основным источником средств к существованию. В тех случаях, когда заявитель имел заработок, получал пенсию, стипендию и т.п., необходимо выяснять, была ли помощь со стороны лица, предоставлявшего содержание, постоянным и основным источником средств к существованию заявителя.
Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 19.06.2002 № 11-П положения Закона РФ от 15.05.1991 №1244-I ни в первоначальной редакции, ни в действующей редакции не содержат определения понятий «иждивение» и «нетрудоспособный член семьи», они раскрываются в других федеральных законах, использование которых для уяснения смысла этих понятий является общим правилом и в данном случае подлежат применению соответствующие положения ст. 7 Федерального закона от 24.07.1998 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон №125).
В соответствии с ч.2.1 ст.7 Закона № 125 право на получение ежемесячных страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая, в том числе имеют нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания, а также лица, состоявшие на иждивении умершего, ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет со дня его смерти.
Под постоянным и основным источником средств к существованию понимается помощь умершего кормильца членам семьи, осуществлявшаяся систематически в течение определенного периода времени перед смертью кормильца, то есть эта помощь была не разовой. Понятие «основной источник средств к существованию» предполагает, что у членов семьи, кроме средств, предоставляемых умершим кормильцем, имелись и другие источники дохода (стипендия, зарплата, пенсия и т.д.). Помощь кормильца должна составлять основную часть средств, на которые жили члены семьи, и по своим размерам быть такой, чтобы без нее члены семьи, получавшие ее, не смогли бы обеспечить себя необходимыми средствами жизни.
Проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд полагает, что в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, истцом Столяровой Л.Д. не было представлено достаточных, объективных и достоверных доказательств нахождения ее на иждивении супруга ФИО4, то есть получения от него такой систематической помощи, которая была бы для нее постоянным и основным источником средств к существованию.
Размер получаемого ФИО4 дохода, превышающего доход истца, сам по себе не свидетельствует о том, что со стороны умершего, Столяровой Л.Д. оказывалась систематическая материальная помощь, которая являлась бы для нее постоянным и основным источником средств к существованию. Юридическое значение имеет не размер получаемого дохода, а размер содержания, которое предоставлял ФИО4 своей супруге, и соотношение дохода истца с тем содержанием, которое ей предоставлял ФИО4
Позиция истца о том, что с учетом положений ч.2.1 ст.7 Закона № 125-ФЗ она имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные п.15 ч.1 ст.14, ч.4 ст.39 и ч.2 ст.41 Закона № 1244-1, поскольку стала нетрудоспособной в течение пяти лет после смерти супруга, основана на ошибочном толковании норм права, поскольку, как указано выше, положения указанной нормы устанавливают права лиц, состоявших на иждивении умершего.
Однако нахождение Столяровой Л.Д. на иждивении ее супруга в ходе рассмотрения дела не установлено, в связи с чем, положения ст.7 Закона № 125-ФЗ на истца не распространяются. Соответственно срок, по истечении которого после смерти ФИО4 истцу была назначена пенсия по старости, также не имеет значения в рамках рассматриваемого дела.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями названных правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, применив положения ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, суд приходит к выводу об отказе Столяровой Л.Д. в удовлетворении исковых требований об установлении факта нахождения на иждивении ФИО4.
При этом суд учитывает, что Столярова Л.Д. при жизни супруга работала в филиале ОАО «РЖД», имела самостоятельный источник средств к существованию, доказательства того, что истец постоянно и беспрерывно обеспечивалась супругом всеми необходимыми жизненными благами в ходе слушания дела представлены не были.
Поскольку факт нахождения Столяровой Л.Д. на иждивении ее супруга ФИО4 не нашел своего подтверждения, следовательно отсутствуют правовые основания для возложения на ОПФР обязанности установить право истца на предоставление льгот и компенсаций в соответствии с Законом № 1244-1, назначить и выплатить социальные выплаты:
ежемесячную компенсацию семьям за потерю кормильца — участника в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на основании ч.2 ст.41 Закона № 1244-1,
ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на основании п.15 ч.1 ст.14 Закона № 1244-1,
единовременную компенсацию семьям, потерявшим кормильца вследствие чернобыльской катастрофы, на основании ч.4 ст. 39 Закона № 1244-1.
Требование истца Столяровой Л.Д. о возложении на ОПФР обязанности установить ее право на предоставление льгот и компенсаций в соответствии с Законом № 1244-1, назначить и выплатить неполученную ФИО4 при жизни единовременную компенсацию за вред здоровью гражданам, ставшим инвалидами 1 группы вследствие чернобыльской катастрофы, указанным в п.2 ч. 1 ст.13 Закона, на основании ст.39 Закона № 1244-1, является необоснованным и не подлежит удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с ч.2 ст.39 Закона №1244-1 гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, указанным в пункте 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выплачивается единовременная компенсация за вред здоровью в размере:
инвалидам I группы — 10 000 рублей.
Как установлено в ходе рассмотрения дела и следует из пояснений истца, ДД.ММ.ГГГГФИО4 была установлена инвалидность группы (л.д.55). В тот же день ФИО4 умер. Ранее инвалидность супругу истца не устанавливалась.
Согласно отзыва Управления социальной защиты населения ЗГО Челябинской области ФИО4 группа инвалидности по причине увечья, полученного при исполнении служебных обязанностей, установлена ДД.ММ.ГГГГ. Соответствующее удостоверение датировано ДД.ММ.ГГГГ. ФИО4 не имел возможности обратиться в УСЗН для получения компенсационных выплат и мер социальной поддержки, поскольку умер в день выдачи удостоверения.
В силу ч. 2 ст. 1112 ГК РФ не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.
Согласно разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 №9 «О судебной практике по делам о наследовании», имущественные права и обязанности не входят в состав наследства, если они неразрывно связаны с личностью наследодателя, а также если их переход в порядке наследования не допускается Гражданским кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами (ст. 418, ч.2 ст.1112 ГК РФ).
Часть 2 ст.39 Закона №1244-1, регламентирующая выплату единовременной компенсации за вред здоровью, содержит прямое указание на то, что данная выплата может быть получена только самим гражданином, ставшим инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы, следовательно, данная выплата неразрывно связана с личностью получателя.
То обстоятельство, что ФИО4 не успел получить ее при жизни, не свидетельствует о том, что у его супруги Соляровой Л.Д. возникло право на получение данной выплаты, в том числе как наследника.
При разрешении требований Столяровой Л.Д. о возложении на ответчика обязанности установить ее право на предоставление льгот и компенсаций в соответствии с Законом № 1244-1, назначить и выплатить пособие на погребение на основании ст.14 Закона № 1244-1, а также восстановить пропущенный срок для обращения с заявлением о выплате пособия на погребение умершего ФИО4, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 4 ст.14 Закона №1244-1 (в редакции, действовавшей на момент смерти ФИО4), членам семей или лицам, взявшим на себя организацию похорон, выплачивается пособие на погребение в размере 2 000 рублей.
Законом № 1244-1 срок на обращение с заявлением о выплате пособия на погребение и порядок подачи заявления не установлены.
В ответе ОПФР от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Столяровой Л.Д. разъяснено, что в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» пособие на погребение выплачивается если обращение за ним последовало не позднее 6 месяцев со дня смерти (л.д.161-162)
Истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате пособия на погребение, предусмотренного ст.10 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших и устанавливает, в частности, гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего.
В силу п. 3 ст. 10 указанного Закона социальное погребение выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти. Выплата социального пособия на погребение производится соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.
Представителем ОПФР заявлено о пропуске Столяровой Л.Д. срока исковой давности.
Из отзыва и пояснений представителя ОПФР следует, что о нарушении своих прав Столярова Л.Д. узнала в году после смерти своего супруга ФИО16 при обращении в УСЗН ЗГО с полным пакетом документов, следовательно, к моменту подачи искового заявления срок исковой давности, в том числе и относительно выплаты пособия на погребение ею пропущен.
Согласно ч.1 ст.196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.1 ст.200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В обоснование ходатайства о восстановлении срока на получение пособия на погребение истец указывает, что о праве на выплату пособия на погребение она узнала в году, а сразу после смерти супруга была введена в заблуждение сотрудниками УСЗН, при этом после смерти супруга находилась в стрессе, была эмоционально истощена, юридически неграмотна.
Из пояснений истца в судебном заседании и искового заявления установлено, что о праве на получение пособия на погребение истцу стало известно сразу после смерти ФИО4, так как в ДД.ММ.ГГГГ (как пояснила истец) она обращалась в УСЗН ЗГО с полным пакетом документов для получения мер социальной поддержки. Представителем УСЗН ей были даны разъяснения о том, что дополнительные компенсационные выплаты могут быть ей назначены при наличии документов, подтверждающих факт нахождения на иждивении у супруга. При этом сотрудник УСЗН, со слов истца, указала Столяровой Л.Д. на невозможность получения пособия на погребение по причине отсутствия у нее банковского счета.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что о праве на получение пособия на погребение на основании ч.4 ст.14 Закона № 1244-1 истцу стало известно в году.
Поскольку Столярова Л.Д. обратилась в суд с настоящим исковым заявлением ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10), тогда как узнала о нарушении своего права в году, срок исковой давности для предъявления требований о выплате членам семьи или лицам, взявшим на себя организацию похорон умерших (пособие на погребение) на основании ч.4 ст.14 Закона № 1244-1, а также на обращение с заявлением о выплате пособия на погребение.
В исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев — в течение срока давности (статья 205 ГК РФ).
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», в исключительных случаях суд может признать уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца — физического лица, если последним заявлено такое ходатайство и им представлены необходимые доказательства.
Из положений ст.205 ГК РФ и разъяснений Верховного суда РФ следует, что пропущенный срок исковой давности может быть восстановлен только по уважительным причинам, которые связаны с личностью истца и носят исключительный характер, имели место в последние шесть месяцев срока исковой давности и подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами, представленными истцом.
Истцом таких причин в ходатайстве о восстановлении срока исковой давности не приведено, соответствующих доказательств не представлено, а утверждение Столяровой Л.Д. о введении ее в заблуждение сотрудниками УСЗН, юридической неграмотности, эмоциональном состоянии в связи с смертью супруга, к таковым причинам в силу правил ст. 205 ГК РФ не относятся.
В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства наличия уважительных причин у Столяровой Л.Д. для восстановления срока на обращение с заявлением о выплате пособия на погребение.
Разрешая требования истца о возложении на ответчика обязанности установить ее право на предоставление льгот и компенсаций в соответствии с Законом № 1244-1, назначить и выплатить пособие на погребение на основании ст.14 Закона № 1244-1, суд также учитывает следующее.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в УСЗН Златоустовского городского округа отсутствуют сведения о выплате членам семьи ФИО4 пособия на погребение, предусмотренного ч.4 ст.14 Закона №1244-1 (ответ на запрос суда — л.д.94).
В ответе УСЗН также указано, что статьей 621 «Перечная типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков из хранения», утв. Приказом Федерального архивного агентства от 20.12.2019 №236, предусмотрен срок хранения личных дел получателей пособий из средств федерального бюджета, бюджета субъектов РФ, внебюджетных фондов – 5 лет после снятия получателя с учета (л.д.94).
При этом из пояснений Столяровой Л.Д. в ходе предварительного судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ (л.д.83 оборот) следует, что с заявлением о выплате пособия на погребение в УСЗН не обращалась, но помнит, что ей было выплачено около 3000 руб.
Принимая во внимание, что личное дело ФИО4 уничтожено по истечении срока его хранения и соответственно УЗСН в силу объективных причин лишено возможности предоставить сведения о выплате членам семьи пособия на погребение, учитывая также пояснения истца о выплате ей после смерти супруга 3000 руб., что соизмеримо с размером пособия на погребение, предусмотренного ч.4 ст.14 Закона № 1244-1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу о том, что в ходе рассмотрения дела доводы истца о том, что УСЗН ей не было выплачено пособие на погребение не нашли своего подтверждения.
Ссылка истца в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ на то, что указанная сумма (3000 руб.) была выплачена ей работодателем (филиалом ОАО «РЖД») является голословной, допустимыми доказательствами не подтверждена, кроме того противоречит, доводам Столяровой Л.Д. о том, что работодателем были организованы похороны ее супруга.
В представленных филиалом ОАО «РЖД» сведениях о доходах и выплатах истца отсутствуют сведения о выплате Столяровой Л.Д. после ДД.ММ.ГГГГ денежной суммы в указанном размере (л.д.127-135).
При установленных обстоятельствах, исковые требования Столяровой Л.Д. о возложении на ОПФР обязанности назначить и выплатить пособие на погребение на основании ст.14 Закона № 1244-1, а также о восстановлении пропущенного срока для обращения с заявлением о выплате пособия на погребение умершего ФИО4 удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, принимая во внимание, что ответчиком заявлено о пропуске Столяровой Л.Д. срока исковой давности, а в ходе рассмотрения дела установлено, что после смерти своего супруга в году Столярова Л.Д. обращалась в УСЗН с документами для оформления социальных выплат, однако не предоставила документы, подтверждающие нахождение на иждивении ФИО17 что стало препятствием к назначению дополнительных мер социальной поддержки, то есть об отказе ей мер социальной поддержки по причине отсутствия документа, подтверждающего факт нахождения на иждивении инвалида вследствие чернобыльской катастрофы истец узнала в году, суд приходит к выводу о том, что Столяровой Л.Д. пропущен срок исковой давности и по требованиям об установлении факта нахождения на иждивении, возложении на ответчика обязанности установить ее право на предоставление льгот и компенсаций в соответствии с Законом № 1244-1, назначить и выплатить социальные выплаты на основании п.15 ч.1 ст.14, ч.4 ст.39 и ч.2 ст.41 Закона № 1244-1.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Руководствуясь ст.ст. 12, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Столяровой Лидии Давыдовны к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области об установлении факта нахождения на иждивении, возложении обязанности, восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате пособия на погребение отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Златоустовский городской суд.
Председательствующий Буланцова Н.В.
мотивированное решение составлено 08.08.2022