56RS0019-01-2020-002345-33
№2-51/2021
Р Е ШЕ Н И Е
именем Российской Федерации
12 января 2021 года город Орск
Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области, в составе председательствующего судьи Сбитневой Ю.Д.,
при секретаре Митрохиной Ю.В.,
с участием истца Трембач В.Б.,
представителя ответчика Телиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Трембач Валерия Борисовича к Межмуниципальному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации «Орское» о признании права собственности в отношении транспортного средства, обязании провести регистрационные действия в отношении транспортного средства,
У С Т А Н О В И Л:
Трембач В.Б. обратился в суд с исковым заявлением к МУ МВД России «Орское», в котором просил установить факт владения им на праве частной собственности автомобильным прицепом марки №, обязать РЭО ГИБДД МУ МВД России «Орское» произвести регистрационные действия в отношении указанного автомобильного прицепа, выдать ему учетно-регистрационные документы, в том числе свидетельство о регистрации транспортного средства, государственные номера и паспорт транспортного средства либо создать электронный ПТС.
В обоснование исковых требований Трембач В.Б. указал, что 8 ноября 2017 года умерла его мать Трембач З.М., от которой на основании свидетельства о праве на наследство по закону, ему перешла часть ее имущества, в том числе новый, ранее не эксплуатировавшийся и не состоящий на государственном регистрационном учете в МРЭО ГИБДД ОВД автомобильный прицеп марки №. Указанный автомобильный прицеп ранее принадлежал отцу истца ФИО4, умершему ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в РЭО ГИБДД МУ МВД России «Орское» с заявлением о постановке на государственный регистрационный учет автомобильного прицепа, предоставив все необходимые документы, сам прицеп на сверку его номерных агрегатов. При сверке никаких изменений идентификационного номера, иных обстоятельств, препятствующих его регистрации, не было выявлено. В производстве регистрационных действий в отношении автомобильного прицепа истцу было отказано в виду отсутствия у него паспорта транспортного средства и доказательств, принадлежности истцу на праве собственности указанного прицепа. Полагает, что отказ в регистрационных действиях в отношении автомобильного прицепа является незаконным.
Определением Ленинского районного суда г.Орска от 16 декабря 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено РЭО ГИБДД МУ МВД России «Орское».
Истец Трембач В.Ю. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал по изложенным в иске основаниям. Пояснил, что в регистрации автомобильного прицепа ему было отказано в связи с отсутствием у него паспорта транспортного средства. Его право собственности на прицеп никто не оспаривал. Его отец ФИО4 5 февраля 1991 года приобрел в магазине автомобильный прицеп № за 1980 руб., который, согласно руководству по эксплуатации, приемо-сдаточному акту, был выпущен 31 января 1991 г. на Орском заводе тракторных прицепов. Данный факт подтверждается справкой-счетом № от ДД.ММ.ГГГГ. Так как автомобиля у них не было, данный прицеп не был поставлен на учет в ГИБДД. ДД.ММ.ГГГГФИО6 умер. В последующем в порядке наследования собственником автоприцепа стала его мать ФИО3, которая умерла ДД.ММ.ГГГГ. После смерти матери он унаследовал спорный автоприцеп. Для использования прицепа в дорожном движении он обратился в РЭО ГИБДД МУ МВД России «Орское» с заявлением о государственной регистрации прицепа. В регистрации прицепа ему было отказано на том основании, что отсутствует паспорт транспортного средства. Вместе с тем, на момент выпуска автомобильного прицепа, паспорт транспортного средства заводом-изготовителем на него не выдавался, так как это не было предусмотрено действующим на тот момент законодательством.
Представитель ответчика Телина О.А. в судебном заседании исковые требования Трембач В.Б. не признала. Пояснила, что право собственности истца на автомобильный прицеп МУ МВД России «Орское» не оспаривает. Согласно Правилам дорожного движения прицеп – транспортное средство, необорудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона «О государственной регистрации транспортных средств в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» для совершения регистрационных действий необходимо представление следующих документов:
1) заявление владельца транспортного средства о совершении регистрационных действий,
2) документ, удостоверяющий личность физического лица, являющегося владельцем транспортного средства,
3) документы, идентифицирующие транспортное средство. Представление указанных документов не требуется в случае оформления этих документов взамен утраченных,
4) страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств — в случае постановки транспортного средства на государственный учет и в случае совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства,
5) документы, устанавливающие основания для постановки транспортного средства на государственный учет, внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства, прекращения государственного учета транспортного средства или снятия транспортного средства с государственного учета,
6) документ об уплате государственной пошлины за осуществление юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией транспортных средств.
Пунктом 27 Административного регламента МВД РФ предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подлежащих предоставлению заявителем, в том числе, в электронной форме.
Согласно п.27.3 Административного регламента документы, идентифицирующие транспортное средство (шасси транспортного средства):
паспорта транспортных средств (шасси транспортных средств) — для транспортных средств (шасси транспортных средств) в отношении которых в системе электронных паспортов отсутствуют сведения об оформлении соответствующих электронных паспортов транспортных средств (шасси транспортных средств),
регистрационные документы (свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт транспортного средства, технический талон транспортного средства) для транспортных средств, состоящих на государственном учете.
Представление указанных документов не требуется в случае оформления этих документов взамен утраченных.
Наличие паспорта транспортного средства является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.
В июне 2020 года Трембач В.Б. обратился в РЭО ГИБДД МУ МВД России «Орское» с заявлением о регистрации автомобильного прицепа с выдачей ему паспорта транспортного средства. В удовлетворении заявления Трембач В.Б. было отказано на основании п.27.3 Административного регламента, поскольку заявителем не предоставлен полный перечень документов, необходимых для оказания государственной услуги, а именно, не предоставлен паспорт транспортного средства.
В судебное заседание представитель третьего лица, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, не явился, представил отзыв на исковое заявление Трембач В.Б., в котором просил в удовлетворении исковых требований Трембач В.Б. отказать. Полагал, что РЭО ГИБДД МУ МВД России «Орское» не может выступать в качестве третьего лица, поскольку, согласно п.2 Положения о РЭО ГИБДД МУ МВД России «Орское», РЭО ГИБДД является структурным подразделением МУ МВД России «Орское», статусом юридического лица не обладает. В соответствии с требованиями Федерального закона «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории РФ, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию РФ на срок не более 6 месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством РФ путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документов, удостоверяющих его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Согласно п.14 постановления Правительства РФ от 21 декабря 2019 года № 1764 «О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях ГИБДД МВД РФ» регистрационные действия, за исключением случаев постановки на государственный учет транспортного средства, являющегося опытным (испытательным) образцом, прекращения государственного учета транспортного средства или снятия транспортного средства с государственного учета, производятся при наличии действительного паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) или электронного паспорта транспортного средства (электронного паспорта шасси транспортного средства) со статусом действующий в системе электронных паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств), оформленного в порядке, предусмотренном Соглашением о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов от 15 августа 2014 г. (далее — электронный паспорт).
В соответствии с п.2 приложения № 3 к приказу МВД России от 23 апреля 2019 года № 267 «Об утверждении формы документов, идентифицирующих транспортное средство, и требования к ним» оформление паспорта производится подразделениями ГИБДД МВД РФ, на которые возложены обязанности по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, взамен утраченных, пришедших в негодность, а также при невозможности их дальнейшего использования вследствие заполнения всех реквизитов об изменении собственников транспортного средства по заявлению собственника транспортного средства при совершении регистрационных действий.
Документами, идентифицирующими транспортное средство, являются паспорт транспортного средства, регистрационный документ. Заявителем Трембач В.Б. документы, идентифицирующие транспортное средство не были представлены.
Принимая во внимание надлежащее извещение третьего лица, суд на основании ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя РЭО ГИБДД МУ МВД России «Орское».
Выслушав истца, представителя ответчика, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что согласно справке –счету № от ДД.ММ.ГГГГФИО11 приобрел в магазине № прицеп марки №, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, изготовленный на Орском заводе тракторных прицепов. ФИО4 были выданы руководство по эксплуатации прицепа автомобильного, приемо-сдаточный акт, который являлся основанием для регистрации автомобильного прицепа в ГАИ, руководство по эксплуатации устройства тягово-сцепного для легкового автомобиля «Жигули» моделей ВАЗ 2101, 21011, 2013.
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
Согласно свидетельству о праве собственности, выданному государственным нотариусом Первой Орской государственной нотариальной конторы 6 февраля 1993 года, ФИО3 являющейся пережившим супругом ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ, принадлежит на праве собственности имущество, в том числе, прицеп к автомобилю марки №, принадлежащего наследодателю на основании справки-счета №, выданной магазином № 97 «Металлоизделия» г.Орска 5 февраля 1991 года, стоимостью 1980 руб.
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 22 мая 2018 года, удостоверенного нотариусом г.Орска ФИО8, истец Трембач В.Б. является наследником имущества, в том числе, прицепа марки №, принадлежащего наследодателю ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
18 июня 2020 года Трембач В.Б. обратился в РЭО ГИБДД МУ МВД России «Орское» с заявлением о регистрации транспортного средства – прицепа марки ММЗ-81024, 1991 года выпуска, с выдачей ПТС.
В удовлетворении заявления Трембач В.Б. отказано.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля старший государственный инспектор РЭО ГИБДД МУ МВД России «Орское» ФИО9 показал, что в июне 2020 года Трембач В.Б. обратился в РЭО ГИБДД с заявлением о постановке на учет автомобильного прицепа. В удовлетворении заявления Трембач В.Б. было отказано, так как заявитель не предоставил паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, техталон на прицеп. Трембач В.Б. предоставил лишь свидетельство о праве на наследство по закону, паспорт, удостоверяющий его личность, техпаспорт на прицеп, справку-счет. Данный прицеп не мог быть поставлен на учет в отсутствие идентифицирующих документов. Паспорт транспортного средства выдается только взамен утраченного.
В соответствии с ч.2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Частью 1 ст. 1112 ГК РФ установлено, что в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу ст.1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
В соответствии с ч.1 ст.1152 и ст.1154 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Исходя из положений ст.1153 ГК РФ, наследство может быть принято как путем подачи наследником нотариусу заявления о принятии наследства (о выдаче свидетельства о праве на наследство), так и путем осуществления наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства.
Из материалов дела следует, что Трембач В.Б. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 22 мая 2018 года является собственником спорного прицепа.
Ответчиком право собственности в порядке наследования по закону истца на автомобильный прицеп марки №, 1991 года выпуска, добросовестность приобретения истцом транспортного средства не оспаривается, а из смысла ст. 12 ГК РФ защите в судебном порядке подлежит нарушенное право гражданина.
При таких обстоятельствах оснований для установления факта владения Трембач В.Б. спорным прицепом на праве собственности не имеется, в связи с чем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Трембач В.Б. в указанной части.
Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации и его задачами являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии с ч.3 ст.15 названного Федерального закона транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации. Требования, касающиеся государственного учета, не распространяются на транспортные средства, участвующие в международном движении или ввозимые на территорию Российской Федерации на срок не более одного года.
Согласно ч.1 ст.16 Федерального закона № 196-ФЗ техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Согласно п.4 ст.4 Федерального закона «О государственной регистрации транспортных средств в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» прицеп (полуприцеп) — несамоходное устройство, которое спроектировано и изготовлено для его буксировки транспортным средством.
Согласно ст.10 указанного Федерального закона регистрационное действие — действие регистрационного подразделения по установлению или изменению регистрационных данных транспортного средства, замене документов, идентифицирующих транспортное средство.
Регистрационные действия совершаются регистрационными подразделениями в срок, установленный административным регламентом предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
К регистрационным действиям относятся, в том числе постановка транспортного средства на государственный учет — включение в государственный реестр транспортных средств записи, содержащей регистрационные данные транспортного средства и иные данные, оформление документа, идентифицирующего транспортное средство, взамен утраченного, пришедшего в негодность или устаревшего.
Постановка транспортного средства на государственный учет сопровождается присвоением транспортному средству государственного регистрационного номера. Внесение изменений в регистрационные данные транспортного средства может сопровождаться присвоением транспортному средству нового государственного регистрационного номера взамен ранее присвоенного. Порядок и условия присвоения транспортному средству государственного регистрационного номера определяются Правительством Российской Федерации.
После совершения регистрационного действия, не связанного с прекращением государственного учета транспортного средства или со снятием транспортного средства с государственного учета после его утилизации, регистрационным подразделением выдается регистрационный документ с отраженным в нем результатом регистрационного действия.
После совершения регистрационного действия, сопровождавшегося присвоением транспортному средству государственного регистрационного номера, государственные регистрационные знаки в соответствии с заявлением владельца транспортного средства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, выдаются регистрационным подразделением или изготавливаются у изготовителя государственных регистрационных знаков транспортных средств.
В соответствии со ст.14 Федерального закона «О государственной регистрации транспортных средств в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» документами, идентифицирующими транспортное средство, являются: 1) паспорт транспортного средства (паспорт шасси транспортного средства), 2) регистрационный документ. Регистрационными документами являются: 1) свидетельство о регистрации транспортного средства, 2) регистрационные документы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, РСФСР, СССР, выданные до 1993 года, в том числе свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт транспортного средства, технический талон транспортного средства.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ», действующими на момент обращения истца в РЭО ГИБДД МУ МВД России »Орское» с заявлением о постановке на учет прицепа, а также на момент подачи иска в суд, регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее именуется — Государственная инспекция) — автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Согласно п.4 указанного постановления регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов транспортных средств, паспортов самоходных машин и других видов техники или электронных паспортов транспортных средств со статусом действующий, оформленных в системе электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств), а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Согласно п.1 и п.2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года № 711, государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения.
Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее именуются — граждане) законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм (далее именуются — нормативные правовые акты) по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
Согласно пп. «в» п.11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года № 711 на Госавтоинспекцию возлагаются обязанности по регистрации и учету автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, выдача регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним, а также выдача паспортов транспортных средств в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. «з» п.12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения, Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов следующие автомототранспортные средства и прицепы к ним: изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, или в конструкцию которых внесены изменения, — без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки, владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности.
Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2019 года № 1764 утверждены Правила государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях ГИБДД МВД РФ.
Указанные Правила устанавливают единый порядок государственной регистрации наземных самоходных устройств категорий L, M, N на колесном ходу с мощностью двигателя (двигателей) более 4 киловатт или с максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, предназначенных для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на них, а также прицепов (полуприцепов) (далее — транспортные средства) подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которые возложена функция по регистрации транспортных средств (далее соответственно — регистрационные подразделения, Госавтоинспекция).
Согласно п.28 указанных Правил документами, являющимися основаниями для постановки транспортного средства на государственный учет за его владельцем, являются документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, а также документы, удостоверяющие иные права владельца транспортного средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Представитель ответчика в судебном заседании поясняла, что инспектор РЭО ГИБДД МУ МВД России «Орское» отказал в проведении регистрационных действий, в том числе и выдаче ПТС в связи с отсутствием у заявителя паспорта транспортного средства, документов, идентифицирующих транспортное средство-прицеп.
Согласно положениям пунктов 1, 2 Постановления Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 года N 477 О введении паспортов транспортных средств, действовавшего на момент обращения истца в суд с исковым заявлением, и которое утратило силу 1 ноября 2020 года, паспорт технического средства введен в действие с 1 июля 1993 года на транспортные средства с рабочим объемом двигателя 50 куб. см и более, максимальной конструктивной скоростью не менее 50 км/час, прицепы к ним (далее — транспортные средства), а также шасси транспортных средств (далее — шасси) в случае поставки шасси их потребителям. С указанного времени наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.
Данным постановлением Правительства было установлено, что паспорта транспортных средств выдаются: предприятиями-изготовителями на транспортные средства и шасси, выпущенные ими после 1 июля 1993 года, а подразделениями Госавтоинспекции на транспортные средства, выпущенные предприятиями-изготовителями до 1 июля 1993 года.
Таким образом, на транспортные средства, в том числе и на прицепы, которые выпущены предприятиями-изготовителями до 01 июля 1993 года, ПТС выдавались подразделениями Госавтоинспекции.
В соответствии постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2019 года № 166 «О некоторых вопросах, связанных с эксплуатацией автомототранспортных средства и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства РФ» с 1 ноября 2020 бумажные ПТС не оформляются.
Приказом МВД РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ и Минэкономразвития РФ от 23 июня 2005 года № 496/192/134 утверждено Положение о ПТС и паспортах шасси транспортных средств. Данное положение утратило силу с 1 ноября 2020 года в связи с изданием приказа МВД России № 135, Минпромторга России № 857, ФТС России № 409 от 18 марта 2019 года.
Согласно п.7 указанного положения, действовавшего на момент обращения Трембач В.Б. с заявлением о постановке на учет прицепа, выдачи ПТС, подразделениями Госавтоинспекции паспорта выдаются на транспортные средства, изготовленные организациями-изготовителями до 1 июля 1993 года или ввозимые в Российскую Федерацию до 1 июля 1997 года, при предъявлении их для регистрации, и на транспортные средства, зарегистрированные в подразделениях Госавтоинспекции до указанных дат, в случае изменения регистрационных данных либо при снятии их с учета в установленном порядке, а также на транспортные средства, отнесенные к единичным транспортным средствам, изготовленным в Российской Федерации или выпускаемым в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу при наличии выданного на них Свидетельства.
В силу ст.20 Федерального закона «О государственной регистрации транспортных средств в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» запрещается совершение регистрационных действий: 1) в случае невозможности идентификации транспортного средства вследствие подделки, сокрытия, изменения и (или) уничтожения маркировки транспортного средства и (или) маркировки основного компонента транспортного средства,
2) в случае замены имеющего маркировку основного компонента транспортного средства на аналогичный компонент, не имеющий маркировки, если это препятствует идентификации транспортного средства, или на аналогичный компонент, имеющий идентификационный номер другого транспортного средства,
3) в отношении транспортного средства, снятого с государственного учета после утилизации,
4) в случае несоответствия регистрационных данных или конструкции транспортного средства сведениям, указанным в документах, идентифицирующих транспортное средство, за исключением регистрационных и иных данных транспортного средства, подлежащих изменению (внесению в документ, идентифицирующий транспортное средство) на основании представленных документов,
5) в отношении транспортного средства, которое находится в розыске либо основной компонент которого находится в розыске.
К основаниям для отказа в совершении регистрационных действий относятся:
1) запрет на совершение регистрационных действий в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи,
2) неуплата в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, государственной пошлины за осуществление юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией транспортных средств,
3) обращение в регистрационное подразделение лица, не являющегося владельцем транспортного средства и (или) не имеющего полномочий его представлять,
4) непредставление документов, необходимых для совершения регистрационных действий в соответствии с порядком государственной регистрации транспортных средств, либо представление документов, исполненных карандашом либо имеющих подчистки или приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, а также документов с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание и иные.
Представленный заявителем подлинник справки-счета от 5 февраля 1991 года № указывает на то, что он выдан магазином № 97 «Металлоизделия» при покупке ФИО4 прицепа № за 1980 рублей.
Согласно подлинникам руководства по эксплуатации «Прицеп автомобильный», приемо-сдаточному акту, прицеп выпущен Орским заводом тракторных прицепов, предназначен для легковых автомобилей, имеет заводской №, соответствует ТУ 37.00I. 1549-88, признан годным к эксплуатации. Приемо-сдаточный акт является основанием для регистрации автомобильного прицепа в ГАИ.
В настоящее время собственником прицепа является истец Трембач В.Б.
Доводы представителя ответчика о том, что ГИБДД может выдавать ПТС только лишь взамен утраченного, являются несостоятельными. Поскольку оформление паспорта транспортного средства и его выдача на выпущенный предприятием-изготовителем до 1 июля 1993 года прицеп были возложены именно на подразделение Госавтоинспекции. После июля 1993 года паспорт транспортного средства должен был быть выдан заводом-изготовителем.
В рассматриваемом случае прицеп выпущен заводом-изготовителем в 1991 году. С учетом этого обстоятельства суд не может согласиться с доводами ответчика, третьего лица об обоснованности отказа в совершении регистрационных действий по мотиву непредставления истцом паспорта транспортного средства.
Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации прицеп — это транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством.
Отнесение транспортных средств к источникам повышенной опасности обусловливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска к эксплуатации в частности.
Приказом МВД РФ от 21 декабря 2019 г. № 950 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, согласно которому для получения государственной услуги заявители представляют документы, предусмотренные статьей 15 Федерального закона (п.27), в том числе документы, идентифицирующие транспортное средство (шасси транспортного средства): паспорта транспортных средств (шасси транспортных средств) — для транспортных средств (шасси транспортных средств) в отношении которых в системе электронных паспортов отсутствуют сведения об оформлении соответствующих электронных паспортов транспортных средств (шасси транспортных средств), регистрационные документы (свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт транспортного средства, технический талон транспортного средства) — для транспортных средств, состоящих на государственном учете.
Представление указанных документов не требуется в случае оформления этих документов взамен утраченных. (п.27.3 Административного регламента).
Из материалов дела следует, что Трембач В.Б. при обращении в РЭО ГИБДД МУ МВД России «Орское» с заявлением о регистрации принадлежащего ему автомобильного прицепа, предоставил необходимые и достаточные документы для совершения регистрационных действий – технические документы на прицеп, дающие его характеристику, марку, цвет, номер агрегата, дату выпуска и сведения о его продаже через торговую сеть, с указанием места и даты продажи.
По мнению суда, указанные документы позволяют произвести с прицепом регистрационные действия. По смыслу вышеизложенных нормативных документов регистрационные действия могут производиться при отсутствии оснований для отказа в производстве указанных действий.
В соответствии с п.92 Административного регламента основаниями для отказа в совершении регистрационных действий в соответствии со статьей 20 Федерального закона являются:
92.1. Невозможность идентификации транспортного средства вследствие подделки, сокрытия, изменения и (или) уничтожения маркировки транспортного средства и (или) маркировки основного компонента транспортного средства.
92.2. Замена имеющего маркировку основного компонента транспортного средства на аналогичный компонент, не имеющий маркировки, если это препятствует идентификации транспортного средства, или на аналогичный компонент, имеющий идентификационный номер другого транспортного средства.
92.3. Снятие транспортного средства с государственного учета после утилизации.
92.4. Несоответствие регистрационных данных или конструкции транспортного средства сведениям, указанным в документах, идентифицирующих транспортное средство, за исключением регистрационных и иных данных транспортного средства, подлежащих изменению (внесению в документ, идентифицирующий транспортное средство) на основании представленных документов.
92.5. Наличие сведений о нахождении транспортного средства или основного компонента транспортного средства в розыске.
92.6. Неуплата в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, государственной пошлины за осуществление юридически значимых действий, связанных с регистрацией транспортных средств.
92.7. Обращение в регистрационное подразделение лица, не являющегося владельцем транспортного средства и (или) не имеющего полномочий его представлять.
92.8. Непредставление документов, необходимых для совершения регистрационных действий в соответствии с порядком регистрации транспортных средств, либо представление документов, исполненных карандашом либо имеющих подчистки или приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, а также документов с повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание.
92.9. Отсутствие электронного паспорта транспортного средства (электронного паспорта шасси транспортного средства) со статусом действующий в системе электронных паспортов в отношении транспортного средства (шасси транспортного средства), на которое оформлен электронный паспорт.
92.10. Непредставление транспортного средства для осмотра в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 16 Федерального закона.
92.11. Наличие запретов и (или) ограничений, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Доказательств наличия на прицепе признаков подделки, скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на прицеп изготовителем, иных обстоятельств, препятствующих регистрации прицепа, суду не представлено. В материалах дела отсутствуют доказательства нахождения автомобильного прицепа в технически неисправном состоянии, представляющим опасность для участия в дорожном движении.
Учитывая, что признаков подделки, скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на прицеп организацией-изготовителем, либо подделки представленных документов, несоответствия прицепа и номерных агрегатов сведениям, указанных в представленных документах, не установлено, транспортное средство — прицеп не находится в розыске, суд считает возможным удовлетворить исковые требования Трембач В.Б. в части возложения на ответчика обязанности осуществить регистрационные действия в отношении прицепа марки №
Кроме того, суд учитывает также отсутствие в материалах дела доказательств того, что эксплуатация прицепа на дороге может повлечь возникновение угрозы безопасности дорожному движению.
В соответствии с п.117 Административного регламента после совершения регистрационных действий на зарегистрированное транспортное средство заявителю выдаются свидетельство о регистрации транспортного средства, паспорт транспортного средства (при отсутствии сведений в системе электронных паспортов об оформлении электронного паспорта).
Таким образом, необходимости вынесения решение суда в части возложения на регистрирующий орган обязанности по выдаче истцу учетно-регистрационных документов в данном случае не требуется.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Трембач Валерия Борисовича к Межмуниципальному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации «Орское» о признании права собственности в отношении транспортного средства, обязании провести регистрационные действия в отношении транспортного средства, удовлетворить частично.
Обязать Межмуниципальное Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации «Орское» произвести регистрационные действия в отношении, принадлежащего на праве собственности Трембач Валерию Борисовичу прицепа марки №
В остальной части в удовлетворении исковых требований Трембач Валерию Борисовичу, отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд, через Ленинский районный суд г. Орска, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.Д. Сбитнева
Мотивированное решение изготовлено 19 января 2021 года.
Судья Сбитнева Ю.Д.