Решение № 2-1556/19 от 04.09.2019 Глазовского районного суда (Удмуртская Республика)

дело № 2-1556/2019

Решение

именем Российской Федерации

04 сентября 2019 года г. Глазов УР

Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Рубановой Н.В., при секретаре Ившиной О.А., с участием представителя истца Администрации муниципального образования «Верхнебогатырское» Булдакова Р.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Муниципального образования «Верхнебогатырское» к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области о признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю, принадлежащую АЕН,

установил:

Администрация муниципального образования «Верхнебогатырское» (далее по тексту Администрация МО «Верхнебогатырское») обратилась в суд к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области (далее по тексту МТУ Росимущества в УР и Кировской области) с иском о признании права собственности на невостребованную земельную долю, принадлежащую АЕН Исковые требования мотивированы тем, что во исполнение Указа Президента РФ №323 от 27.12.1991 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», Постановления Правительства РФ №86 от 29.12.1991 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Постановления Правительства РФ №708 от 04.09.1992 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», Администрацией «Глазовского район было вынесено постановление №60.2.2 от 24.03.1994 «О внесении изменений в списки собственников земельных долей ассоциаций крестьянских хозяйств района «Путь к коммунизму» и «Богатырка», сельскохозяйственного кооператива «Парзинский», в соответствии с которым в общую долевую собственность граждан был передан земельный участок размером 1992,5 га категории «земли сельскохозяйственного назначения» из состава земель, предоставленных ранее колхозу «Богатырка» Глазовского района. Доля каждого собственника была определена в размере 7,4 гектара.

Администрация МО «Верхнебогатырское», руководствуясь нормами ст. 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», подготовила список земельных долей, принадлежащих на праве собственности гражданам, которые могут быть признаны невостребованными. Данный список был опубликован в общественно-политической газете северных удмуртов «Иднакар» Глазовского района Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, а также размещен на официальном сайте в сети «Интернет» на портале Глазовского района Удмуртской Республики на странице муниципального образования «Верхнебогатырское». Указный список был размещен на информационных щитах МО «Верхнебогатырское». Первоначально в список невостребованных земельных долей были включены 228 собственников земельных долей. С момента публикации списка поступило в Администрацию МО «Верхнебогатырское» 20 возражений в письменной форме об исключении из списка невостребованных земельных долей в связи с необоснованным включением их земельной доли в список невостребованных ввиду осуществления ими необходимых действий по распоряжению своей земельной доли. Общее собрание участников долевой собственности не состоялось из-за отсутствия кворума. ДД.ММ.ГГГГ на собрание явилось 11 человек. Постановлением Администрации МО «Верхнебогатырское» .3 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списка собственников невостребованных земельных долей» утвержден список в количестве 208 невостребованных земельных долей. В список невостребованных земельных долей включена АЕН, умершая ДД.ММ.ГГГГ. После смерти АЕН наследственное дело не заводилось. Истец просил признать право собственности муниципального образования «Верхнебогатырское» на земельную долю, площадью 7,4 га, принадлежащую АЕН на праве собственности на земельный участок с кадастровым номером , площадью 1992,5 га.

В судебном заседании представитель истца Булдаков Р.А. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика – МТУ Росимущества в УР и Кировской области в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела. Представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело без его участия, также указал, что в соответствии со ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации органы государственной власти выступают в суде в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Приказом от 19.12.2016 № 462 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом утвердило Положение о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в УР и Кировской области (далее – положение), согласно которому МТУ осуществляет функции по управлению федеральным имуществом. В пункте 4.1.4 Положения закреплено, что МТУ принимает выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством РФ переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации. Полученные ответы нотариуса о том, что наследники с заявлением о принятии наследства и выдаче свидетельства о праве на наследство не обращались, не является безусловным доказательством того, что после смерти умершего собственника отсутствуют наследники, либо наследники не приняли наследство, в том числе фактически. Получение свидетельства о праве на наследство является правом наследников, а не обязанностью. Существенных доказательств того, что наследники отсутствуют, не представлено. Представитель ответчика указывает, что только лишь иное имущество, не указанное в ст.1151 ГК РФ переходит в порядке наследования по закону в собственность РФ. Истцом не учтено, что в порядке ст.61 Основ законодательства о нотариате нотариус не извещал МТУ об открытии наследства умершего собственника и о том, что оно является выморочным. Администрация МО «Верхнебогатырское» не извещала МТУ о том, что на территории МО «Верхнебогатырское» имеются участки земли с признаками выморочного имущества, равно как и о том, что спорная земельная доля перешла в собственность РФ. С учетом того, что МТУ не было проинформировано ни со стороны нотариуса, ни со стороны Администрации, Российская Федерация не имела возможности вступить в наследственные права, зарегистрировать право собственности Российской Федерации на выморочную земельную долю, распорядиться данным земельным участком. Ни в одном из имеющихся в материалах дела списках не указана Российская Федерация, равно как и МТУ. Следовательно, Администрация МО «Верхнебогатырское» не предоставила МТУ предусмотренного законом права направить свои возражения в установленный законом срок, предназначенный для установления лиц, необоснованно включенных в список невостребованных земельных долей и нарушила порядок, установленный п.6 ст.12.1 ФЗ от 24.07.2002 № 101-ФЗ. В соответствии с п.77 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» признанные в установленном порядке невостребованными земельные доли, принадлежащие на праве собственности гражданам, которые не передали эту земельную долю в аренду или не распорядились ею иным образом в течение трех и более лет подряд, до их передачи решением суда в муниципальную собственность входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных ГК РФ. Истец не учитывает, что РФ стало известно о наличии земельной доли, имеющей признаки выморочного имущества, только со дня поступления в адрес МТУ искового заявления Администрации МО «Верхнебогатырское», с данного момента не прошло трех и более лет, соответственно, у истца не было оснований прийти к выводу, что Российская Федерация не распорядилась данной земельной долей в установленный законом срок. Данный вывод сделан истцом при неправильном применении материального права. Исходя из смысла Федерального закона № 101-ФЗ от 24.07.2002 года, следует понимать, что выморочная земельная доля может быть признана невостребованной, если государство знало или должно было знать о перешедшей к нему по наследству земельной доле и по неизвестным причинам сознательно не распоряжалось земельной долей на протяжении трех и более лет. В исковом заявлении истец не делает вывод, по каким основаниям МТУ должно было узнать о наличии выморочного имущества, расположенного на территории МО «Верхнебогатырское» для вступления в наследственные права на земельные доли, оставшиеся после смерти собственника и дальнейшего распоряжения ими. Истец не указывает, по каким признакам, в опубликованных Администрацией МО «Верхнебогатырское» списках МТУ должно было определить, что в указанных в списке лиц, именно доля умершего собственника является выморочной и реализовать свое право, предусмотренное п.6 ст.12.1 ФЗ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ. Считает, что МТУ является ненадлежащим ответчиком по данному иску. Просит в удовлетворении исковых требований к МТУ отказать. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика на основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Выслушав представителя истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Постановлением Администрации МО «Верхнебогатырское» от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список невостребованных земельных долей. АЕН состоит в данном списке под номером 25.

Постановлением Главы Администрации Глазовского района Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в списки собственников земельных долей ассоциации крестьянских хозяйств района, колхозов «Путь к коммунизму», «Богатырка», сельскохозяйственного кооператива «Парзинский» выделены земельные участки членам АКХ «Путь к коммунизму», «Богатырка», сельскохозяйственного кооператива «Парзинский» для ведения крестьянских хозяйств согласно прилагаемому списку.

Согласно свидетельству на право собственности на землю , выданному ДД.ММ.ГГГГАЕН, на основании постановления главы администрации Глазовского района от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационной записи в Глазовском райкомземе предоставлен земельный участок по адресу: колхоз «Богатырка» Глазовского района, общей площадью 7,4 га пашни.

Из кадастрового паспорта следует, что по адресу: Удмуртская Республика, Глазовский район, колхоз «Богатырка» расположен земельный участок, площадью 19925000 кв.м. с кадастровым номером . Категория земель – земли сельскохозяйственного назначения.

Представленные в суд доказательства свидетельствуют о том, что АЕН при жизни являлась собственником земельной доли в размере 7,4 га, полученной в порядке, установленном ранее действовавшими нормативно-правовыми актами: Указом Президента РФ от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», Постановлением Правительства РФ от 04.09.1992 № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса».

Согласно справке о смерти от ДД.ММ.ГГГГАЕН, умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта о смерти .

Из справки Администрации МО «Верхнебогатырское» следует, что умершая АЕН постоянно по день смерти была зарегистрирована по месту жительства: &lt,адрес&gt, На момент смерти проживала одна.

Согласно справке нотариуса от ДД.ММ.ГГГГ, после смерти АЕН, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ, наследственное дело не заводилось.

Согласно ст. 284 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

В соответствии с п. 5 ст. 79 Земельного кодекса РФ использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом Об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно п.1 ст.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» названный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Пунктом 8 ст. 12.1 вышеуказанного Закона установлено право органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.

Согласно п. 1 ст. 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд.

Согласно п. 2 этого же Закона невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой, не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ О государственной регистрации недвижимости решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер, и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

Из положений п. п. 3, 4 ст. 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» следует, что орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, затем опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети Интернет (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

Согласно п.п. 5,7 ст. 12.1 Закона на общем собрании участников долевой собственности утверждается Список невостребованных земельных долей. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно. С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными.

Порядок признания спорных земельных долей невостребованными истцом соблюден, о чем свидетельствуют копии газеты «Иднакар» Глазовского района УР от ДД.ММ.ГГГГ, где были опубликованы списки невостребованных земельных долей и информационное сообщение о проведении общего собрания собственников земельных долей, копией протокола общего собрания участников долевой собственности бывшего колхоза «Богатырка», согласно которому собрание участников долевой собственности колхоза «Богатырка», признано несостоявшимся, постановлением главы МО «Верхнебогатырское» .3 от ДД.ММ.ГГГГ, утвердившим список лиц, земельные доли которых признаны востребованными и земельных долей, которые признаны невостребованными.

Принимая во внимание приведенные положения закона и установленные судом обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что земельная доля, предоставленная АЕН, является невостребованной.

Суд считает, что надлежащим ответчиком по делу является Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области.

Согласно приказу Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 № 462 «О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом» Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике 17.03.2017 переименовано в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области.

Приказом от 19.12.2016 № 462 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом утвердило Положение о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области, согласно которому Межрегиональное территориальное управление осуществляет функции по управлению федеральным имуществом.

В пункте 4.1.4 Положения закреплено, что Межрегиональное территориальное управление принимает выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.1151 ГК РФ (в редакции, действующей на момент смерти собственника спорной земельной доли) в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным. Выморочное имущество, за исключением жилых помещений, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.

В силу ч.1 ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Из разъяснений, содержащихся в п.5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что на основании пункта 3 статьи 1151 ГК РФ, а также ст.4 Федерального закона от 26.11. 2001 № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п.5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432).

Согласно п.50 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.

Вместе с тем с тем, Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ не содержит запрета на признание за муниципальным образованием права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, перешедших по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшихся невостребованными государством.

Суд приходит к выводу о том, что согласно действующему законодательству, все функции по осуществлению работы с выморочным имуществом – невостребованными земельными долями возложены на Росимущество в лице его территориальных органов, к каковым относится ответчик по делу, поскольку указанное выморочное имущество, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации со дня открытия наследства, без акта принятия наследства, вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации, а свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, в лице Росимущества, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.

Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения не обязывает орган местного самоуправления при решении вопроса о признании земельных долей невостребованными уведомлять уполномоченный орган о существовании выморочных земельных долей.

Порядок уведомления заинтересованных лиц о включении земельной доли в список невостребованных земельных долей, установлен в п.4 ст.12.1 Закона РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Данный порядок Администрацией МО «Верхнебогатырское» соблюден.

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области при соблюдении истцом процедуры признания спорной земельной доли невостребованной по правилам ст.12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не заявило права собственника на указанную земельную долю, свидетельства о праве на выморочное имущество не получило, не распорядилось им, следовательно, Российская Федерация не реализовала полномочия собственника в отношении спорного имущества.

Согласно ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданского права является признание права.

Признание права собственности Администрации МО «Верхнебогатырское» на спорный земельный участок влечет прекращение права собственности у собственника земельной доли.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований о признании права собственности муниципального образования «Верхнебогатырское» Глазовского района Удмуртской Республики на невостребованную земельную долю, принадлежавшую АЕН, умершей ДД.ММ.ГГГГ, площадью 7,4 га в составе земельного участка с кадастровым номером , площадью 1992,5 га.

В соответствии с п.19 ч.1 ст.333 НК РФ ответчик Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины как государственный орган.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Администрации Муниципального образования «Верхнебогатырское» к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области о признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю, принадлежащую АЕН удовлетворить.

Прекратить право собственности на земельную долю, принадлежащую АЕН, площадью 7,4 га в составе земельного участка с кадастровым номером из состава земель, предоставленных ранее колхозом «Богатырка» Глазовского района.

Признать право муниципальной собственности Муниципального образования «Верхнебогатырское» на невостребованную земельную долю площадью 7,4 га, принадлежавшую АЕН на праве собственности, в земельном участке с кадастровым номером , площадью 1992,5 га.

Право собственности Муниципального образования «Верхнебогатырское» на земельную долю площадью 7,4 га, в составе земельного участка с кадастровым номером 18:05:000000:48 подлежит обязательной государственной регистрации в регистрирующем органе.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Глазовский районный суд Удмуртской Республики.

Датой составления мотивированного решения определить 09.09.2019.

Судья Н.В. Рубанова