Решение № 2-1633/2022 от 26.04.2022 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело №2-1633/2022

51RS0007-01-2022-000148-45

Изготовлено 26 апреля 2022 года

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

19 апреля 2022 года Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе председательствующего судьи Матвеевой О.Н.,

при секретаре Саакян Г.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску государственного областного автономного учреждения социального обслуживания населения «Апатитский психоневрологический интернат №1» к Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия о взыскании задолженности по оплате за предоставленные социальные услуги за счет наследственного имущества &lt,данные изъяты&gt,,

УСТАНОВИЛ:

государственное областное автономное учреждение социального обслуживания населения «Апатитский психоневрологический интернат №1» (далее – ГОАУСОН «АПНИ №1») обратилось в суд с иском к Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия (далее – МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия) о взыскании задолженности по оплате за предоставленные социальные услуги за счет наследственного имущества &lt,данные изъяты&gt,

В обоснование требований указано, что 20.09.1982 &lt,данные изъяты&gt, была выдана путевка Мурманского областного управления социальной защиты от 31.08.1982.

Впервые &lt,данные изъяты&gt, помещена в ГОАУСОН «АПНИ №1» 01.08.2002 с целью предоставления ей социальных услуг в стационарной форме.

18.05.2015 в ГОКУ «Апатитский межрайонный ЦСПН» принято решение , согласно которому &lt,данные изъяты&gt, признана гражданином, нуждающимся в социальном обслуживании в стационарной форме в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона РФ от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

01.01.2016 ГОАУСОН «АПНИ №1» была разработана индивидуальная программа предоставления социальных услуг , а также 01.01.2018 ГОКУ «Апатитский межрайонный ЦСПН» разработана индивидуальная программа предоставления социальных услуг .

ГОАУСОН «АПНИ №1» заключило договоры от 01.08.2002, от 01.02.2010, от 01.06.2015, согласно которым &lt,данные изъяты&gt, оказывались платные социальные услуги в стационарной форме. Плата вносится ежемесячно путем безналичного перечисления на депозитный счет Учреждения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.

Договором от 01.06.2015 определен ежемесячный размер платы – 6.305 рублей 36 копеек. При этом, из договора следует, что поставщик имеет право в одностороннем порядке изменить обусловленную Договором сумму платы в случае изменения среднедушевого дохода Получателя и тарифов на оказываемые социальные услуги.

Среднедушевой доход получателя социальных услуг &lt,данные изъяты&gt, составлял 13.735 рублей 23 копейки, в связи с чем размер ежемесячной платы в соответствии со статьей 32 Федерального закона от 28.12.2013 №442-ФЗ составляет 10.301 рубль 42 копейки.

28.05.2020 &lt,данные изъяты&gt, умерла, в связи с чем на основании приказа от 29.05.2020 была снята с социального обслуживания в стационарной форме.

За период с 01.07.2016 по 28.05.2020 начислена плата за стационарное обслуживание в размере 396.398 рублей 77 копеек. За указанный период поступила оплата из ОПФ РФ по мурманской области в размере 387.920 рублей 37 копеек, 1.717 рублей 65 копеек возвращено клиенту. В связи с чем, по состоянию на 28.05.2020 задолженность составляет 10.196 рублей 05 копеек.

Ссылаясь на нормы действующего законодательства, просит суд взыскать с задолженность по оплате за предоставленные социальные услуги по стационарному обслуживанию за период с 01.07.2016 по 28.05.2020 в размере 10.196 рублей 05 копеек, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 408 рублей.

Представитель истца ГОАУСОН «АПНИ №1» в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени надлежащим образом, просил дело рассмотреть в свое отсутствие.

Представитель МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в свое отсутствие, представил письменный отзыв, в котором указал, что МТУ Росимущества не получало свидетельства о праве на наследство по закону на какое-либо имущество &lt,данные изъяты&gt,., доказательства передачи наследственного имущества в собственность РФ отсутствуют. Поскольку отсутствуют доказательства отказа всех наследников от наследства, факт того, что имущество, оставшееся после смерти наследодателей является выморочным, не установлен. Просил в удовлетворении требований отказать.

В соответствии со статьями 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд полагает возможным рассмотреть дела в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Регулирование отношений в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также вопросы установления экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов производится в соответствии с Федеральным законом №442-ФЗ от 28 декабря 2013 года «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

В статье 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» даны понятия, используемые в целях названного федерального закона, в том числе получателя социальных услуг – гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги, и поставщика социальных услуг – юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание (пункты 3 и 4 статьи 3 названного федерального закона).

В статье 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» закреплены права получателей социальных услуг, в том числе право на получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг, право на защиту своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации, право на участие в составлении индивидуальных программ.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Согласно статье 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ индивидуальная программа предоставления социальных услуг гражданину является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению, осуществляемые в соответствии со статьей 22 данного федерального закона.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг. Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату.

В силу части 4 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 этого федерального закона.

Частью 4 статьи 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» определено, что порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей этого федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации. В соответствии с названной нормой Правительством Российской Федерации утверждено постановление от 18 октября 2014 г. №1075 «Об утверждении правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно».

В статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания, в числе которых утверждение порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг, утверждение норм питания в организациях социального обслуживания субъекта Российской Федерации, установление порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утверждение размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания (пункты 6, 10, 11, 14 статьи 8 указанного федерального закона).

В Мурманской области установлена предельная величина среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, которая равна двукратной величине прожиточного минимума, установленного в Мурманской области для основных социально-демографических групп населения (Закон Мурманской области от 19.12.2014 №1818-01-ЗМО «О социальном обслуживании граждан в Мурманской области»).

Согласно пункту постановления Правительства Мурманской области от 03.12.2014 №608-ПП «Об установлении порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг ежегодно утверждаются приказом Министерства труда и социального развития Мурманской области в срок до 31 декабря года, предшествующего планируемому периоду.

В соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 03.12.2014 №608-ПП «Об утверждении порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования на территории Мурманской области», приказа Минсоцразвития Мурманской области от 26.12.2017 №625 «Об утверждении тарифов на социальные услуги на 2018 год», в 2018 году установлены тарифы на социальные услуги, оказываемые в форме стационарного социального обслуживания.

Исходя из приведенных нормативных положений социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются гражданину – получателю социальных услуг на основании договора о предоставлении социальных услуг между поставщиком – юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и гражданином. Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату. В договоре должны быть определены размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг и порядок взимания платы за эти услуги.

Судом установлено, что 20.09.1982 &lt,данные изъяты&gt, была выдана путевка Мурманского областного управления социальной защиты от 31.08.1982.

Впервые &lt,данные изъяты&gt, помещена в ГОАУСОН «АПНИ №1» 01.08.2002 с целью предоставления ей социальных услуг в стационарной форме.

На основании заявления от 18.05.2015, поступившего от &lt,данные изъяты&gt,ДД.ММ.ГГГГ г.р., ГОКУ «Апатитский межрайонный центр социальной поддержки населения» 18.05.2015 принято решение , согласно которому &lt,данные изъяты&gt, признана гражданином, нуждающимся в социальном обслуживании в стационарной форме в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона РФ от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

01.01.2016 ГОАУСОН «АПНИ №1» была разработана индивидуальная программа предоставления социальных услуг , а также 01.01.2018 ГОКУ «Апатитский межрайонный ЦСПН» разработана индивидуальная программа предоставления социальных услуг .

ГОАУСОН «АПНИ №1» заключило договоры от 01.08.2002, от 01.02.2010, от 01.06.2015, согласно которым &lt,данные изъяты&gt, оказывались платные социальные услуги в стационарной форме. Плата вносится ежемесячно путем безналичного перечисления на депозитный счет Учреждения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.

Договором от 01.06.2015 определен ежемесячный размер платы – 6.305 рублей 36 копеек. При этом, из договора следует, что поставщик имеет право в одностороннем порядке изменить обусловленную Договором сумму платы в случае изменения среднедушевого дохода Получателя и тарифов на оказываемые социальные услуги.

Среднедушевой доход получателя социальных услуг &lt,данные изъяты&gt, составлял 13.735 рублей 23 копейки, в связи с чем размер ежемесячной платы в соответствии со статьей 32 Федерального закона от 28.12.2013 №442-ФЗ составляет 10.301 рубль 42 копейки.

Факт оказания услуг подтверждается актами об оказании услуг.

28.05.2020 &lt,данные изъяты&gt, умерла, что подтверждается свидетельством о смерти , выданным ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС &lt,данные изъяты&gt,. На основании приказа от 29.05.2020 она была снята с социального обслуживания в стационарной форме.

За период с 01.07.2016 по 28.05.2020 начислена плата за стационарное обслуживание в размере 396.398 рублей 77 копеек. За указанный период поступила оплата из ОПФ РФ по мурманской области в размере 387.920 рублей 37 копеек, 1.717 рублей 65 копеек возвращено клиенту. В связи с чем, по состоянию на 28.05.2020 задолженность составляет 10.196 рублей 05 копеек.

Согласно ответам нотариусов г.Апатиты наследственное дело к имуществу умершей &lt,данные изъяты&gt, ими не заводилось.

Недвижимого имущества на территории РФ на момент смерти у &lt,данные изъяты&gt, не имелось.

Транспортных средств, маломерных судов за &lt,данные изъяты&gt, зарегистрировано не было.

В ПАО Сбербанк на имя &lt,данные изъяты&gt, открыты два счета: с остатком по состоянию на 07.02.2022 в размере 9.501 рубля 09 копеек и с остатком по состоянию на 07.02.2022 – 312.687 рублей 01 копейка.

В иных финансово-кредитных учреждениях денежных средств у &lt,данные изъяты&gt, не имелось.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1151 Гражданского кодекса РФ в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.

В силу пункта 1 статьи 1157 Гражданского кодекса РФ при наследование выморочного имущества отказ от наследства не допускается.

Согласно пунктам 1 и 4 статьи 1152 Гражданского кодекса РФ для приобретения выморочного имущества (статья 1151) принятие наследства не требуется. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

В пункте 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. №9 «О судебной практике по делам о наследовании» дано разъяснение о том, что выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 Гражданского кодекса РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.

Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время – в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.

В пункте 34 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).

Ответственность по долгам наследодателя несут все принявшие наследство наследники независимо от основания наследования и способа принятия наследства, а также Российская Федерация, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург или муниципальные образования, в собственность которых переходит выморочное имущество в порядке наследования по закону (пункт 60 Постановления).

Неполучение свидетельства о праве на наследство не освобождает наследников, приобретших наследство, в том числе при наследовании выморочного имущества, от возникших в связи с этим обязанностей (выплаты долгов наследодателя, исполнения завещательного отказа, возложения и т.п.) (пункт 49 Постановления).

Поскольку судом установлено и подтверждено материалами дела, что с момента смерти наследодателя &lt,данные изъяты&gt, до настоящего времени никто из её наследников не обратился за принятием наследства, и не имеется сведений о фактическом принятии ими наследства, то имущество, оставшееся после смерти Серовой Е.Г., является выморочным и в силу закона переходит в собственность Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия, которое и должно отвечать по долгам &lt,данные изъяты&gt, перед ГОАУСОН «АПНИ №1», независимо от того, что свидетельство о праве на наследство не получено.

В силу приведенных правовых норм исковые требования ГОАУСОН «АПНИ №1» к Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия о взыскании задолженности за предоставленные социальные услуги наследователю – &lt,данные изъяты&gt, подлежат удовлетворению в пределах перешедшего наследственного имущества, состоящего из денежных средств, находящихся на счетах в ПАО Сбербанк, в общем размере 322.188 рублей 10 копеек.

Расчет задолженности судом проверен, является арифметически верным.

В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенной части исковых требований.

Из материалов дела следует, что истцом при обращении в суд понесены расходы по уплате государственной пошлины в размере 408 рублей.

При разрешении спора суд пришел к выводу о том, что в связи с наличием выморочного имущества, оставшегося после смерти &lt,данные изъяты&gt, ответственность по его долгам несет МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия в пределах стоимости наследственного имущества.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины.

Вместе с тем, Налоговый кодекс РФ не регулирует вопросы, связанные с возмещением судебных расходов стороне, в пользу которой принят судебный акт.

Из анализа приведенных законоположений следует, что выступающие в качестве ответчиков государственные органы в случае удовлетворения искового заявления не освобождены от возмещения судебных расходов, включая уплаченную истцом при обращении в суд государственную пошлину.

Расходы истца по оплате госпошлины взыскиваются с МТУ Росимущества по правилам статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ с учетом толкования положений статьи 1175 Гражданского кодекса РФ, безотносительно к стоимости выморочного имущества, поскольку в состав обязательств умершего заемщика судебные расходы не включаются.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования государственного областного автономного учреждения социального обслуживания населения «Апатитский психоневрологический интернат №1» к Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия о взыскании задолженности по оплате за предоставленные социальные услуги за счет наследственного имущества &lt,данные изъяты&gt, – удовлетворить.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия за счет казны Российской Федерации в пользу государственного областного автономного учреждения социального обслуживания населения «Апатитский психоневрологический интернат №1» денежные средства в размере 10.196 рублей 05 копеек в счет задолженности по оплате стоимости социальных услуг, в пределах стоимости наследственного имущества, оставшегося после смерти &lt,данные изъяты&gt, в виде денежных средств, находящихся на счетах , , открытых в ПАО Сбербанк.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия за счет казны Российской Федерации в пользу государственного областного автономного учреждения социального обслуживания населения «Апатитский психоневрологический интернат №1» расходы по уплате государственной пошлины в размере 408 рублей.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: О.Н. Матвеева