Решение № 2-1833/20 от 27.08.2020 Ялтинского городского суда (Республика Крым)

Производство №2-1833/2020

(уникальный идентификатор дела

91RS0024-01-2020-002292-22)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 августа 2020 года г. Ялта

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Дацюка В.П., при секретаре Постниковой Я.В.,

с участием истца Мандраджи Э.Д., её представителя Ржевского М.С., представителей ответчика Госкомнаца Крыма Саттарова Л.С., Сенянского Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мандраджи Эльмиры Дляверовны к администрации города Ялты Республики Крым, Государственному комитету по делам межнациональных отношений Республики Крым о включении в состав наследства имущественного права на оформление прав на земельный участок, признании права на включении в реестр,

третьи лица: Совет Министров Республики Крым, нотариус Ялтинского городского нотариального округа Республики Крым Кузнецова Ольга Валентиновна, Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым, Комиссия по вопросам защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым,

УСТАНОВИЛ:

Мандраджи Э.Д. обратилась в Ялтинский городской суд Республики Крым с настоящим исковым заявлением, в котором просит включить в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО-3, умершего &lt,дата&gt,, имущественное право на оформление прав на земельный участок, расположенный по адресу: &lt,адрес&gt,, признать за истцом право на включение в реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия с последующим правом оформить за ней право на указанный участок.

Требования мотивированы тем, что &lt,дата&gt, умер ФИО-3, дочерью которого является истец. В установленный срок истец обратилась к нотариусу, иные наследники подали заявление об отказе от принятия наследства. Умерший был включен в список льготной категории граждан под №967 по основаниям, предусмотренным статьей 22.2 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года №66-ЗРК «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений», как гражданин, определившийся с выбором земельного участка путем его самовольного занятия. Истец обращалась в Комиссию по вопросам защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым с вопросом о включении её в реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия как наследницы умершего. Вместе с тем, ей было отказано во включении в реестр АИС «Земля», поскольку истек срок действия постановления №169 от 25 июня 2016 года. Однако полагает указанный отказ незаконным, поскольку наследодатель своевременно обратился в администрацию города Ялты Республики Крым с заявление о предоставлении земельного участка в собственность, был включен в соответствующий список льготной категории граждан под №967. В связи с указанным полагает, что в случае завершения оформления прав на земельный участок ФИО-3 приобрел бы его в собственность, в связи с чем полагает, что указанное право должно было быть включено в состав наследства умершего ФИО-3

В судебном заседании истец, её представитель исковые требования поддержали, полагали, что указанное право на завершение оформления прав является наследуемым, последний обращался в администрацию города Ялты Республики Крым за получение земельного участка в собственностью.

Представители ответчика Государственного комитета по делам межнациональных отношений Республики Крым в судебном заседании просили отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку данное право не может быть наследовано, наследодатель не обратился в орган местного самоуправления о получении земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав. Также указали, что в настоящее время формирование реестра соответствующих лиц окончено, изменения внесены быть не могут.

Ответчик администрация города Ялты Республики Крым, третьи лица Совет Министров Республики Крым, нотариус Ялтинского городского нотариального округа Республики Крым Кузнецова Ольга Валентиновна, Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым, Комиссия по вопросам защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом и заблаговременно.

В письменном заявлении врио нотариуса Кузнецовой О.В. ФИО-4 просила рассматривать дело в отсутствие нотариуса, решение вынести на усмотрение суда.

Представитель Совета министров Республики Крым в письменных возражениях просил отказать в удовлетворении требований по мотиву их необоснованности, поскольку указанное право является личным неимущественным правом наследодателя, не может быть передано в порядке наследования, при этом наследодателем не была завершено процедура надлежащего оформления земельного участка в собственность.

Информация о дате и месте судебного разбирательства также своевременно размещена на официальном сайте Ялтинского городского суда Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в указанный способ извещались дополнительно органы государственной власти, органы местного самоуправления.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

В силу статьи 35 ГПК РФ, которой предусмотрены процессуальные права лиц, участвующих в деле, лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства оценив эти доказательства с учетом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности как в отдельности, так и их взаимной связи в совокупности, а установленные судом обстоятельства с учетом характера правоотношений сторон и их значимости для правильного разрешения спора, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО-3&lt,дата&gt, года рождения был включен под №967 в список льготной категории граждан по основаниям, предусмотренным ст. 22.2 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года №66-ЗРК «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» как гражданин, определившийся с выбором земельного участка путем его самовольного занятия, без привязки к конкретному земельного участку.

Как следует из свидетельства о смерти от 24 октября 2019 года серии 1-АЯ №&lt,номер&gt,ФИО-3 умер &lt,дата&gt,.

К имуществу ФИО-3 нотариусом Ялтинского городского нотариального округа Республики Крым Кузнецовой О.В. заведено наследственное дело №18/2020.

Из материалов указанного наследственного дела следует, что с заявлением о принятии наследства обратилась 15 апреля 2020 года Мандраджи Э.Д.

Иные наследники ФИО-5 – жена, ФИО-1 – сын, ФИО-2 – сын &lt,дата&gt, подали заявление об отказе от причитающейся им доли на наследство, открывшееся после смерти ФИО-3

Постановлением Совета министров Республики Крым от 25.04.2016 г. №169 был утвержден Порядок ведения Реестра граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона от 21.03.2014 г. №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города Федерального значения Севастополя», которым на Государственный комитет по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым возложены функции уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Крым по формированию и ведению в срок до 01.07.2016 г. вышеуказанного Реестра.

После истечения срока формирования Реестра граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона от 21.03.2014 г. №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города Федерального значения Севастополя», постановлением Совета министров Республики Крым от 27.07.2016 г. №365 был утвержден Порядок определения и предоставления гражданам под индивидуальное жилищное строительство земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, по обращению органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования в Республике Крым, в соответствии с п. 1.2 которого действие данного Порядка распространяется на правоотношения, возникающие при обращении органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования в Республике Крым в Совет министров Республики Крым в случае отсутствия в муниципальной собственности соответствующего муниципального образования земельных участков для предоставления под индивидуальное жилищное строительство гражданам, в порядке п. 2-1 ч. 3 ст. 6 Закона Республики Крым от 15.01.2015 г. №66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений».

Согласно п. 2.3 указанного Порядка в случае отсутствия у муниципального образования в Республике Крым земельных участков для предоставления гражданам, уполномоченный орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования в Республике Крым, в течение трех месяцев с момента предоставления заключения подает в Совет министров Республики Крым Обращение об определении и предоставлении гражданам под индивидуальное жилищное строительство земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым.

В силу п. 2.4 Порядка к Обращению в обязательном порядке прилагается согласованный уполномоченным органом местного самоуправления список граждан, нуждающихся в предоставлении земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, с указанием фамилий, имен, отчеств, паспортных данных, их порядкового номера в очереди органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования в Республике Крым на бесплатное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства и, при наличии, сведений о привязке гражданина к земельному участку в соответствии с п.4.3 разд. 4 Порядка ведения Реестра граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона от 21.03.2014 г. №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Согласно ст. 6 Закона Республики Крым от 15.01.2015 №66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» граждане, определенные статьей 4 настоящего Закона, желающие приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок, подают заявление в уполномоченный орган.

В заявлении указываются вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка и другие сведения, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие право гражданина на приобретение земельного участка в собственность бесплатно или в аренду.

Земельные участки в соответствии с настоящей статьей предоставляются в порядке очередности. Порядок постановки заявителя в очередь на получение находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, снятия его с очереди, типовая форма заявления о постановке гражданина в очередь, а также перечень прилагаемых к заявлению документов определяются Советом министров Республики Крым.

Уполномоченный орган обеспечивает предоставление земельных участков в следующем порядке:

1) обеспечивает самостоятельно выбор земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, из которых возможно образование земельных участков для предоставления гражданам, и (или) обеспечивает подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории или проекта межевания территории в соответствии с порядком, установленным Советом министров Республики Крым,

2) в случае если земельный участок находится в государственной собственности Республики Крым и предоставляется для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, может обратиться за передачей данного земельного участка в муниципальную собственность в порядке, установленном в соответствии с настоящим Законом,

2-1) в случае отсутствия в муниципальной собственности соответствующего муниципального образования земельных участков для предоставления под индивидуальное жилищное строительство гражданам, указанным в статье 4 настоящего Закона, уполномоченный орган местного самоуправления обращается в Совет министров Республики Крым о рассмотрении вопроса о возможности определения для этих целей находящихся в государственной собственности Республики Крым земельных участков с последующим предоставлением их гражданам в установленном Советом министров Республики Крым порядке,

3) сообщает заявителю о возможности получения определенного земельного участка, в том числе подлежащего образованию, который находится в муниципальной собственности,

4) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (при необходимости),

5) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или подписывает и направляет заявителю договор аренды земельного участка (в случае если заявлено о предоставлении земельного участка в аренду).

При наличии подходящего земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определенного схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории или проектом межевания территории, действия, предусмотренные пунктами 3 и 4 части 3 настоящей статьи, должны быть совершены в течение двух месяцев со дня поступления заявления.

Уполномоченный орган уведомляет гражданина, стоящего в очереди, о возможности предоставления земельного участка (с указанием месторасположения и площади земельного участка) почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Гражданин вправе получить уведомление о возможности предоставления земельного участка лично под роспись.

Вместе с тем, как было установлено судом и не оспаривается сторонами, каких-либо сведений о привязке ФИО-3, указанного в Реестре под номером 967, к конкретному земельному участку не имеется.

Как установлено судом и из ответов Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым как уполномоченного органа по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта следует, что ФИО-3 с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав не обращался.

Как следует из сообщения Государственного комитета по делам межнациональных отношений Республики Крым отсутствуют сведения об обращении ФИО-3 с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав, решения о предоставлении земельного участка ФИО-3 не принимались.

Доказательств обратного суду не предоставлено, судом не установлено, уполномоченным органом отрицается факт такого обращения.

Согласно ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.

Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.

Из анализа приведенных выше положений Закона Республики Крым №66-3PK, следует, что правовые основания завершения оформления права на земельные участки установлены в отношении тех лиц, которые определились с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона от 21.03.2014 г. №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города Федерального значения Севастополя» и которые соответствующим образом обратились в орган местного самоуправления с целью предоставления земельного участка.

Исходя из содержания вышеприведенных правовых норм, у наследодателя ФИО-3 при жизни возникло право на получение указанного земельного участка в собственность, однако возможность наследования данного права действующим законодательством не предусмотрена.

При жизни ФИО-3 решение о передаче в собственность земельного участка органом местного самоуправления не принималось, право собственности в едином государственном реестре прав собственности и сделок с ними не зарегистрировано.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для включения в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО-3, умершего &lt,дата&gt,, права на оформление прав на земельный участок, расположенный по адресу: &lt,адрес&gt,, и, соответственно, об отсутствии оснований для признания за истцом в порядке наследования права на включение в реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия с последующим правом оформить за ней право на указанный участок

При указанных обстоятельствах, исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Мандраджи Эльмиры Дляверовны к администрации города Ялты Республики Крым, Государственному комитету по делам межнациональных отношений Республики Крым о включении в состав наследства имущественного права на оформление прав на земельный участок, признании права на включении в реестр – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Председательствующий судья В.П. Дацюк

Мотивированное решение составлено в окончательной форме 03 сентября 2020 года