Решение № 2-19/2022 от 01.02.2022 Каргасокского районного суда (Томская область)

дело № 2-19/2022

УИД 70RS0016-01-2021-000603-40

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 февраля 2022 года Каргасокский районный суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Аникановой Н.С.

при секретаре Набойщиковой А.Н.,

помощник судьи Борщева Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Каргасок Каргасокского района Томской области гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 к Администрации Каргасокского района об установлении юридического факта постоянного совместного проживания, о признании права на предоставление единовременной социальной выплаты на приобретение жилых помещений, возложении обязанности включить в список граждан на получение социальной выплаты и восстановить в очередности ее предоставления,

с участием истца ФИО4, её представителя ФИО13,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 обратилась в суд с иском к Администрации Каргасокского района, в котором просит установить юридический факт постоянного совместного проживания ФИО3 и ФИО4 в жилом помещении, расположенном по адресу: &lt,адрес&gt,, признать право ФИО4 на предоставление единовременной социальной выплаты на приобретение жилых помещений, возложить на Администрацию Каргасокского района обязанность включить ФИО4 в список граждан, на получение социальной выплаты по категории «Инвалиды» и восстановить в очередности ее предоставления.

В обоснование своих требований указала, что её мать ФИО3, являвшаяся инвалидом первой группы, состояла на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». По состоянию здоровья ФИО3 проживала совместно с ней по &lt,адрес&gt,, являлась членом ее семьи с ДД.ММ.ГГГГ. При постановке на учет заявление ФИО3 было заполнено ею и подписано от имени ее матери, также ею (ФИО4) были предоставлены справка о составе семьи из трех человек, и копии паспортов: своего и ФИО3 Она изначально подразумевала о включении себя в список с членами семьи своей матери, так как о том, что ФИО3 будет включена в список одна не могло быть и речи, поскольку та не могла обходиться без посторонней помощи. Решение об отказе включения в список членов семьи заявителя в ее адрес не поступало и обстоятельства не включения ее в список как члена семьи ФИО3 ей известны не были. ДД.ММ.ГГГГФИО3 умерла, на день смерти ФИО3 проживала по адресу &lt,адрес&gt,. На данный адрес поступило уведомление о снятии ФИО3 с учета в связи со смертью, что опять же не вызвало у нее никаких сомнений относительно своих прав, она полагала, что продолжает состоять на учете как член семьи заявителя ФИО3ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о включении ее в список инвалидов, имеющих право на получение социальной выплаты, так как умерший член семьи состоял на учете граждан по категории «Инвалиды», и восстановлении ее в очередности предоставления. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в удовлетворении данного заявления, поскольку ФИО3 была поставлена на учет одна. Бездействия ответчика нарушают ее права и законные интересы на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений, предусмотренных Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 25.10.2002 № 125-ФЗ, согласно которому в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи.

Истец ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержала. Дополнительно пояснила, что материалами дела подтверждается факт ее совместного проживания с ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ до момента смерти последней. Она осуществляла уход за матерью, поскольку та сама не в силах была о себе заботиться по состоянию здоровья. Заявление в Администрацию Каргасокского района Томской области об участии в программе получения социальных выплат на приобретение жилья от имени ФИО3 подавала она, заявление было принято секретарем ФИО8 Насколько она помнит, подавая заявление о включении ФИО3 в список граждан на участие в программе, она указывала себя в качестве члена семьи ФИО3 Если не указывала, считает это недочетом работника Администрации Каргасокского района, который не разъяснил ей ее право участия в программе и возможность указания себя в качестве члена семьи своей матери. Одновременно с заявлением от имени ФИО3 она подавала в Администрацию Каргасокского района справку о составе семьи, согласно которой она проживает совместно с ФИО3, но ФИО5 данный факт не учтен. На момент включения ФИО3 в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, она являлась членом семьи своей матери, проживали они совместно, в связи с чем очередь ее матери должна быть сохранена за ней. Таким образом, орган местного самоуправления обязан был поставить на учет ФИО3 с составом семьи (дочь ФИО4), корректно отразить информацию в книге регистрации, корректно сформировать список и утвердить список после снятия с учета ФИО3 по причине ее смерти, включив в него члена семьи ФИО3ФИО4 ввиду их постоянного совместного проживания.

Представитель истца ФИО13 пояснила, что факт постоянного совместного проживания ФИО4 и ФИО3 в жилом помещении, расположенном по адресу: &lt,адрес&gt, признается ФИО2. У истца на момент обращения к ФИО2 с заявлением имелось право на включение в список граждан, как у члена семьи заявителя. Намерения быть включенным в список граждан у истца имелись, поскольку именно истец заполняла заявление и собирала все необходимые документы ввиду заболевания матери. Возможное неверное заполнение заявления не может в силу закона ограничивать права лиц, являющихся членом семьи участника программы. Тем более, исходя из фактических обстоятельств, заявление заполнялось членом семьи, а недостатки его заполнения не были выявлены и устранены ФИО2 при формировании списка. Таким образом, при постановке на учет ФИО3, ФИО2 допущено некорректное формирование списка граждан, которое повлияло на право истца быть включенной в список граждан, на получение социальной выплаты, как члена семьи.

Ответчик Администрация Каргасокского района, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание представителя не направил, представил в суд отзыв на исковое заявление и дополнения к нему за подписью представителя ФИО9, согласно которым ФИО2 считает исковые требования не подлежащими удовлетворению. Юридический факт постоянного совместного проживания ФИО4 и ФИО3 в жилом помещении, расположенном по адресу: &lt,адрес&gt,, не может быть установлен в судебном порядке, поскольку у ФИО4 имеются документы, подтверждающие указанный факт (справка о составе семьи). Очередность ФИО3 в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, была неразрывно связана с ее личностью (учитывая, что в список была включена только сама ФИО3) и указанная очередность не является имущественным правом ФИО3 В связи с этим наследование упомянутой очередности на основании общих правил наследования, установленных Гражданским кодексом РФ, не допускается. Принимая во внимание, что ФИО3 была одна включена в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, Администрация Каргасокского района полагает невозможным удовлетворение исковых требований ФИО4 о возложении на Администрацию Каргасокского района обязанности по включению ФИО4 в список граждан на получение социальной выплаты по категории «Инвалиды» и восстановлении в очередности ее предоставления.

Законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации на Администрацию Каргасокского района не возложена обязанность по выяснению действительного волеизъявления лиц, подавших заявление на участие в программе, и по устранению недостатков поданных заявлений (в части включения в состав участников программы кого-либо из членов семьи такого гражданина, не указанных в поданном заявлении). Истец на дату смерти участника программы членом его семьи, применительно к условиям получения жилищной субсидии, не являлась. Отзыв также содержит ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации района.

Третье лицо Департамент архитектуры и строительства Томской области, будучи надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание представителя не направил, представил в суд отзыв на исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, считает, что сохранение права на получение жилищной субсидии умершего гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на ее получение, возможно только за членами его семьи, которые именно на дату его смерти обладали таким правом, а именно являлись членами семьи такого гражданина и являлись гражданами Российской Федерации.

Выслушав истца, ее представителя, определив на основании ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика Администрации Каргасокского района, представителя третьего лица Департамента архитектуры и строительства Томской области, изучив письменные доказательства, оценив их, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Перечень фактов, имеющих юридическое значение, указан в ч. 2 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Статьей 267 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления.

В силу статьи 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является дочерью ФИО3, что следует из свидетельства о рождении , выданного ДД.ММ.ГГГГ&lt,данные изъяты&gt,, свидетельства о заключении брака , выданного ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ являлась &lt,данные изъяты&gt,, что подтверждается выпиской из акта освидетельствования гражданина, признанного &lt,данные изъяты&gt, серии от ДД.ММ.ГГГГ. Из сведений амбулаторной карты следует, что ФИО3 передвигалась в инвалидной коляске, прием врача осуществлялся на дому.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Согласно свидетельству о смерти , выданному ДД.ММ.ГГГГ&lt,данные изъяты&gt,, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., умерла в &lt,адрес&gt,ДД.ММ.ГГГГ.

Обращаясь с исковыми требованиями об установлении юридического факта постоянного совместного проживания ФИО4 и ФИО3 в жилом помещении, расположенном по адресу: &lt,адрес&gt,, истец ФИО4 представила в суд справку о проживающих на день смерти , и справку о составе семьи на ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО3, выданные ФИО2 сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно вышеприведенным справкам , ФИО3 на день смерти, наступившей ДД.ММ.ГГГГ, проживала и состояла на регистрационном учете по адресу: &lt,адрес&gt, составом семьи: дочь ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.&lt,адрес&gt, справки выданы на основании похозяйственных книг за ДД.ММ.ГГГГ годы.

Факт совместного проживания ФИО3 и ФИО4 с &lt,данные изъяты&gt, года, осуществления ухода со стороны истца за ФИО3 до момента смерти последней подтвердила в судебном заседании свидетель ФИО10, допрошенная по ходатайству истца.

Таким образом, представленной в суд справкой о проживающих на день смерти от ДД.ММ.ГГГГ юридический факт постоянного совместного проживания ФИО4 и ФИО3 в жилом помещении, расположенном по адресу: &lt,адрес&gt, подтвержден.

Поскольку истцом ФИО4 предоставлены документы, удостоверяющие юридический факт, об установлении которого просит истец, таким образом в судебном заседании установлена возможность получения заявителем в несудебном порядке надлежащих документов, удостоверяющих факт совместного проживания, исковые требования в данной части удовлетворению не подлежат.

Разрешая исковые требования ФИО4 о возложении обязанности на ответчика включить ФИО4 в список граждан, на получение социальной выплаты по категории «&lt,данные изъяты&gt,» и восстановить в очередности ее предоставления, суд руководствуется следующим.

Федеральный закон от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.

В соответствии со ст. 1 Закона Томской области от 13.04.2006 №73-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» органы местного самоуправления муниципального образования «Каргасокский район» наделены государственными полномочиями по регистрации и учету граждан, выезжающих из местностей, приравненных к районам Крайнего Севера и имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Постановлением Правительства РФ №879 от 10.12.2002 утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, которое устанавливает порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

В соответствии с п. 9 вышеприведенного Положения (здесь и далее по тексту в редакции от 07.11.2008), для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) по месту жительства следующие документы: заявление по форме согласно приложению №1 к Положению, копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи, заверенные копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи, справку о составе семьи заявителя и занимаемом жилом помещении, заверенные копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, заверенную копию пенсионного удостоверения — для пенсионеров, справку об инвалидности — для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства, справку органов службы занятости населения о признании заявителя в установленном порядке безработным — для безработных, состоящих не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания.

Приложением № 1 Положения установлена форма заявления о включении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, согласно которому в заявлении подлежат указанию состав семьи заявителя с указанием степени родства и места жительства. Кроме того, заявление должно быть подписано как заявителем, так и каждым совершеннолетним членом семьи.

Заявление регистрируется в книге регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, согласно приложению №2 Положения, к заявлению прилагаются документы в соответствии с пунктом 9 Положения.

Книга регистрации и учета является документом строгой отчетности. В ней не допускаются подчистки. Поправки, а также изменения, вносимые на основании документов, заверяются подписью должностного лица, на которое возложена ответственность за осуществление регистрации и ведение учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, и печатью.(пункт 10 Положения)

В соответствии с приложением №2 к Положению в книге регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в графе 3 указывается «Ф.И.О. поставленного на учет. Состав семьи (Ф.И.О., родственные отношения)».

Согласно ст. 4 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» государственным жилищным сертификатом является именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии и выдаваемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Жилищные субсидии могут использоваться гражданами только на приобретение или строительство жилых помещений.

Судом установлено, что ФИО3 обратилась ДД.ММ.ГГГГ в ФИО2&lt,адрес&gt, с заявлением о включении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

Согласно протоколу заседания комиссии по реализации жилищных программ на территории ФИО2&lt,адрес&gt, от ДД.ММ.ГГГГ для участия в подпрограмме по переселению из районов Крайнего Севера поступили документы от ФИО3 (инвалид), состав семьи: 1 человек. Члены комиссии решили утвердить документы, поступившие на получение социальной выплаты для переселения и включить в список инвалидов ФИО3, учетное дело ).

В Книге регистрации и учета граждан, принимающих участие в программе на переселение из районов Крайнего Севера, под (624) зарегистрирована ФИО3. Дата поступления заявления со всеми документами ДД.ММ.ГГГГ. Сведения о составе семьи ФИО3 в указанной Книге не отражены. Адрес занимаемого жилого помещения: &lt,адрес&gt,. Решение о постановке на учет: протокол от ДД.ММ.ГГГГ, год и категория граждан: &lt,данные изъяты&gt,. Также имеются сведения о снятии с учета на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ заявителю ФИО3 направлено письмо исходящий номер -О о включении её в список инвалидов, номер учетного дела (624).

В соответствии с п. 16 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на каждого гражданина, поставленного на учет, заводится учетное дело, которое содержит все документы, являющиеся основанием для постановки на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. Учетному делу присваивается номер, соответствующий номеру в книге регистрации и учета.

В соответствии с п. 17 указанного Положения одновременно с постановкой на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируются списки по форме согласно приложению №3 к Положению по следующим категориям граждан: а) инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности), б) пенсионеры, в) граждане, признанные в установленном порядке безработными и состоящие не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, г) работающие граждане, д) граждане, выезжающие из населенных пунктов (в том числе из городов, поселков), с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 19 Положения органы местного самоуправления, наделенные согласно пункту 3 настоящего Положения соответствующими полномочиями, ежегодно утверждают указанные в пункте 17 настоящего Положения списки и до 1 февраля направляют их заверенные копии в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Соответствующие списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат, утверждались ФИО2&lt,адрес&gt,.

Так, в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья (категория «Инвалиды»), утвержденном постановлением ФИО2&lt,адрес&gt, от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат по ФИО2&lt,адрес&gt, на ДД.ММ.ГГГГ года» ФИО3 указана под номером одна.

Аналогичные сведения по составу семьи ФИО3 (одна) указаны в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья «Инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей, в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности», утвержденном постановлением ФИО2&lt,адрес&gt, от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат по ФИО2&lt,адрес&gt, на ДД.ММ.ГГГГ и списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья «Инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей, в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности», утвержденном постановлением ФИО2&lt,адрес&gt, от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат по ФИО2&lt,адрес&gt, на ДД.ММ.ГГГГ ».

Как указано в п.п. «з» п. 21 Положения регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае смерти (при этом право на получение социальной выплаты сохраняется за членами семьи умершего гражданина (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности ее предоставления). В этом случае получателем социальной выплаты становится один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности на право получения социальной выплаты, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи).

Таким образом, по смыслу вышеприведенных положений закона, в случае смерти гражданина, состоящего на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, право на получение такой выплаты и очередность ее предоставления сохраняется только за теми членами его семьи, которые были совместно с ним поставлены на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат в предусмотренном законом порядке.

Согласно протоколу заседания комиссии по реализации целевых программ на территории ФИО2&lt,адрес&gt, от ДД.ММ.ГГГГ в комиссию поступила информация от ФИО2 сельского поселения (справка о проживающих на день смерти от ДД.ММ.ГГГГ) о том, что ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ. В списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей состояла одна. В связи с чем члены комиссии единогласно проголосовали о снятии ФИО3, состоявшей на учете с ДД.ММ.ГГГГ по категории «Инвалиды», в связи со смертью с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья на основании п.п. «з» п. 21 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Учетное дело ФИО3 было уничтожено в &lt,данные изъяты&gt, году, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению.

Факт того, что ФИО3 состояла на учете одна и снятия её с учета в связи со смертью подтверждается показаниями свидетеля ФИО8, являющейся в &lt,данные изъяты&gt, годах секретарем комиссии по реализации жилищных программ на территории ФИО2&lt,адрес&gt,, которая суду пояснила, что занималась, в том числе приемом заявлений от граждан. Истца не помнит, возможно та и подавала заявление о постановке ФИО3 на учет на получение социальных выплат для приобретения жилья. Обязанности выяснять противоречия между справкой о составе семьи и сведениями, указанными в заявлении у нее не было. Постановка на учет членов семьи гражданина, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья, носит заявительный характер. При обозрении копии заявления ФИО3 пояснила, что та состояла на учете одна, поскольку иные члены семьи в заявлении не указаны. В случае, если бы ФИО3 в качестве членов семьи были указаны в заявлении лица, они были бы внесены в книгу учета граждан, принимающих участие в программе на переселение из районов Крайнего Севера, имелся бы соответствующий протокол, и данные лица продолжили бы стоять на учете после смерти ФИО3 с сохранением номера ее очередности.

Указанные обстоятельства согласуются с копией первой страницы заявления ФИО3 о включении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, представленной ФИО2. На копии заявления имеется штамп ФИО2&lt,адрес&gt, о том, что обращение получено ДД.ММ.ГГГГ вход. № , имеется резолюция «ФИО11 на рассмотрение ДД.ММ.ГГГГ». Форма заявления полностью соответствует приложению Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В графах о составе семьи заявителя в заявлении ФИО3 никто не указан.

Из пояснений истца ФИО4 следует, что заявление ФИО3 было заполнено, подписано и подано ею. В судебном заседании истец ФИО4 подтвердила, что почерк в представленной ФИО2 копии заявления имеет сходство с её подчерком.

С доводом истца и его представителя, что представленная ФИО2 копия первой страницы заявления ФИО3 является недостоверным доказательством, поскольку не представлен подлинник заявления, суд согласиться не может ввиду следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из письменных доказательств.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 71 ГПК РФ письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела, акты, договоры, справки, деловая корреспонденция, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой, графической записи, в том числе полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», документы, подписанные электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, либо выполненные иным позволяющим установить достоверность документа способом. Письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Подлинные документы представляются тогда, когда обстоятельства дела согласно законам или иным нормативным правовым актам подлежат подтверждению только такими документами, когда дело невозможно разрешить без подлинных документов или когда представлены копии документа, различные по своему содержанию.

Гражданский процессуальный кодекс РФ устанавливает, что суд не может считать доказанными обстоятельства, подтверждаемые только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен и не передан суду оригинал документа, и представленные каждой из спорящих сторон копии этого документа не тождественны между собой, и невозможно установить подлинное содержание оригинала документа с помощью других доказательств (ч. 7 ст. 67 ГПК РФ).

Копия заявления ФИО3 представлена в материалы дела в форме копии, заверенной простой электронной подписью представителя ФИО5 по доверенности ФИО9, оснований сомневаться в достоверности копии данного документа у суда не имеется.

При рассмотрении гражданского дела суду истцом не представлена копия заявления ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, не тождественная с представленной ФИО2&lt,адрес&gt, копией названного заявления, таким образом, вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ истцом не опровергнуты сведения, изложенные в данной копии заявления.

Кроме того, содержание копии заявления ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ в части не включения в состав семьи дочери ФИО4 подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, а именно выпиской из книги учета граждан, принимающих участие в программе на переселение из районов Крайнего Севера, копией протокола от ДД.ММ.ГГГГ, списками граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретение жилья по категории «Инвалиды», показаниями свидетеля ФИО8

Таким образом, у суда отсутствуют основания для признания копии заявления ФИО3 недопустимым доказательством, поскольку представленная копия заявления ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям ст. 67 ГПК РФ: относимости, допустимости и достоверности.

Как установлено в ходе рассмотрения гражданского дела на основании пояснений сторон, государственный жилищный сертификат ФИО3 в установленном порядке не выдавался.

Довод истца о том, что сотрудник ФИО5&lt,адрес&gt, должен был указать на неправильное заполнение ею заявления не состоятелен, поскольку на ФИО2&lt,адрес&gt, не возложена обязанность по выяснению действительного волеизъявления лиц, подавших заявление на участие в программе, и по устранению недостатков поданных заявлений, в том числе в части включения в состав участников программы кого-либо из членов семьи такого гражданина, не указанных в поданном заявлении, а указанных в справке о составе семьи.

При таких обстоятельствах, доводы истца о наличии у нее доверенности от ДД.ММ.ГГГГ от имени ФИО3 на оформление в собственность доверителя жилого дома и земельного участка по адресу: &lt,адрес&gt,, что подтверждается ответом нотариуса от ДД.ММ.ГГГГ, основанием для удовлетворения заявленных требований не являются, поскольку факт постановки истца в надлежащем порядке на учет в качестве члена семьи заявителя ФИО3 не подтверждают.

Согласно абзацу четвертому статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года №125- ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.

Право на получение жилищной субсидии неразрывно связано с личностью конкретного гражданина, обратившегося за ее получением, и добровольное волеизъявление самого гражданина о намерении получить жилищную субсидию только на себя является юридически значимым обстоятельством при разрешении настоящего гражданского дела.

В соответствии с п. 1 ст. 1110 Гражданского кодекса РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил Гражданского кодекса РФ не следует иное.

Согласно ст. 1112 Гражданского кодекса РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается Гражданским кодексом РФ или другими законами. Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.

Принятие ФИО3 на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, было неразрывно связано с ее личностью и не является имущественным правом ФИО3, в связи с чем наследованию на основании общих правил наследования, установленных Гражданским кодексом РФ, не допускается.

Установленная Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей обязанность по подписанию заявления не только заявителем, но и членами его семьи, является подтверждением волеизъявления заявителя и члена его семьи на постановку на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии.

В нарушение ч. 1 ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено доказательств волеизъявления ФИО3 о намерении получить жилищную субсидию в том числе на члена её семьи ФИО4

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец ФИО4 на дату смерти участника программы ФИО3 членом её семьи, применительно к условиям получения жилищной субсидии, не являлась, поскольку ФИО3 была поставлена на учет одна. При таких обстоятельствах факт совместного проживания истца и ФИО3 правового значения для рассмотрения спора не имеет, так как в установленном порядке, путем подачи заявления на участие в программе на получение социальной выплаты ФИО4 в качестве члена семьи ФИО3 поставлена на учет не была.

В связи с чем исковые требования о признании права на предоставление единовременной социальной выплаты на приобретение жилых помещений, возложении на ФИО2&lt,адрес&gt, обязанности по включению ФИО4 в список граждан на получение социальной выплаты по категории «Инвалиды» и восстановлении в очередности ее предоставления удовлетворению не подлежат.

Таким образом, правовых оснований для удовлетворения требования ФИО4 о признании за ней права на предоставление единовременной социальной выплаты на приобретение жилых помещений и возложении на ФИО2&lt,адрес&gt, обязанности включит

ь ФИО4 в список граждан на получение социальной выплаты по категории «Инвалиды» и восстановить в очередности ее предоставления у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления ФИО4 к ФИО2&lt,адрес&gt, об установлении юридического факта постоянного совместного проживания, о признании права на предоставление единовременной социальной выплаты на приобретение жилых помещений, возложении обязанности включить в список граждан на получение социальной выплаты и восстановить в очередности ее предоставления отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Каргасокский районный суд Томской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Аниканова Н.С.