Решение № 2-272/18 от 26.04.2018 Смольнинского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2-272/18 26 апреля 2018 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Смольнинский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Яковлевой М.О.

с участием адвоката Ивановой Е.Н.

при секретаре Бриали К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного областного автономного учреждения социального обслуживания населения «Алакурттинский психоневрологический интернат» к Васильевой Г.В. о взыскании суммы,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с иском к ответчику о взыскании задолженности по договору о предоставлении социальных услуг в стационарной форме от 03.06.2015 г. в размере 47 447,95 руб., расходов по уплате государственной пошлины в размере 1623,43 руб.

В обоснование исковых требований истец указал, что ФИО1, дееспособный совершеннолетний гражданин 23.02.1958 года рождения, поступил в ГОАУСОН «Алакурттинский ПНИ» 03.06.2015 г. С ним был заключен договор о предоставлении социальных услуг в стационарной форме от 03.06.2015 г. по которому он должен был ежемесячно выплачивать сумму в размере 9489,59 руб. ФИО1 умер 25.04.2016 г., при этом у него образовалась задолженность перед учреждением в размере 47 447,95 руб. На запрос учреждения нотариусом был дан ответ о том, что после смерти ФИО1 было заведено наследственное дело, наследником является Васильева Г.В., в адрес которой была направлена претензия, ответа на претензию не последовало, что явилось поводом для обращения истца в суд.

Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчик Васильева Г.В. в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, поддержала представленные ранее письменные возражения на иск, в которых указано, что она являлась родной сестрой умершего ФИО1, оплата по договору о предоставлении социальных услуг производились за счет пенсионных средств ФИО1, которые он получал, будучи в установленном порядке признанным инвалидом 2 группы по общему заболеванию. Инвалидность ФИО1 была установлена до 01.12.2015 г., дата очередного переосвидетельствования была назначена на 03.11.2015 г., однако в указанный срок переосвидетельствование не было проведено, в результате чего ФИО1 выплата пенсии по инвалидности была фактически прекращена с 01.12.2015 г. В ходе проведения прокуратурой г. Кандалакша проверки законности действий должностных лиц ГОАУСОН «Алакурттинский ПНИ» были установлены нарушения требований федерального законодательства об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации и законодательства о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании. Несмотря на то, что ФИО1 не был признан недееспособным в установленном порядке, в силу имеющегося у него психического заболевания он не мог самостоятельно принимать решения о необходимости прохождения врачебной комиссии и оформлении необходимых документов, в том числе и написании заявления о проведении медико-социальной экспертизы. Услуги по оказанию помощи и оформлению документов, защита прав и законных интересов ФИО1 отнесены к социально-правовым услугам, которые включены в условия договора о предоставлении социальных услуг в стационарной форме и которые ГОАУСОН «Алакурттинский ПНИ» обязано было оказывать ФИО1 в период его нахождения на социальном обслуживании. Стоимость данных услуг включена в размере ежемесячной платы по договору о предоставлении социальных услуг в стационарной форме, рассчитанной на основе тарифов на социальные услуги (Приложение № 1 к договору от 03.06.2015 г). Проверка показала, что в ГОАУСОН «Алакурттинский ПНИ» не обеспечивается своевременное прохождение врачебной комиссии, не контролируется своевременное прохождение медико-социальной экспертизы и установление инвалидности. ФИО1 являлся получателем страховой пенсии по инвалидности по 30.11.2015 г., выплата пенсии была приостановлена с 01.12.2015 г. в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24 Федерального закона РФ от 28.12.2013 г № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с неявкой инвалида в назначенный срок на переосвидетельствование в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы. С 01.03.2016 г. в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 25 указанного федерального закона выплата пенсии прекращена в связи с истечением срока признания лица инвалидом. Заявления от ФИО1 о досрочном назначении ему страховой пенсии по старости не поступило. Перечисление платы за содержание в ГОАУСОН «Алакурттинский ПНИ» прекращено с 01.12.2015 г. Право на получение страховой пенсии по старости возникло у ФИО1 в 2013 г. в связи с достижением им 55-летнего возраста при полностью выработанном стаже в районе Крайнего Севера, однако его право также не было реализовано им по причине бездействия сотрудников ГОАУСОН «Алакурттинский ПНИ». Таким образом, в результате бездействия должностных лиц ГОАУСОН «Алакурттинский ПНИ» было нарушено конституционное право ФИО1 на пенсионное обеспечение. О данных нарушениях ответчик узнала после смерти брата, поскольку никакой информации об имеющихся проблемах, связанных с задолженностью по договору о предоставлении социальных услуг в стационарной форме администрация ГОАУСОН «Алакурттинский ПНИ» ей не предоставляла, ее даже не уведомили об ухудшении состояния его здоровья, вследствие чего наступила смерть. Неисполнение обязательства по договору возникло исключительно по вине ГОАУСОН «Алакурттинский ПНИ», что, по мнению ответчика, является основанием для отказа в иске.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Представитель ответчика адвокат Иванова Е.И., действующая на основании ордера, в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения заявленных требований.

Выслушав ответчика и его представителя, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг.

Согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг, предусмотренных пунктами 1 — 7 статьи 20 настоящего Федерального закона.

Частями 3, 4, 5 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации Социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются их получателям за плату или частичную плату, за исключением получателей социальных услуг, указанных в частях 1 и 3 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать семьдесят пять процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Плата за предоставление социальных услуг производится в соответствии с договором о предоставлении социальных услуг, предусмотренным статьей 17 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Судом установлено, что 03.06.2015 г. между ФИО1 и ГОАУСОН «Алакуртинский ПНИ» заключен договор о предоставлении социальных услуг в стационарной форме, по условиям которого ФИО1 поручает, а учреждение обязуется оказать социальные услуги заказчику на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг заказчика, выданной в установленном порядке, которая является неотъемлемой частью настоящего договора, а заказчик обязуется оплачивать указанные услуги, за исключением случаев, когда законодательством о социальном обслуживании граждан в Российской Федерации предусмотрено предоставление социальных услуг бесплатно.

В соответствии с п. 2.1 и 2.2 договора размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг рассчитываются на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода заказчика. Плата производится ежемесячно путем безналичного перечисления денежных средств на счет исполнителя социальных услуг органом, осуществляющим пенсионное обеспечение получателя социальных услуг, на основании заявления получателя социальных услуг, а в случае его недееспособности — законного представителя, поданного в указанный орган, безналичного перечисления денежных средств на счет поставщика через кредитные организации или наличными денежными средствами непосредственно в кассу исполнителя не позднее 20 числа, следующего за месяцем оказания социальных услуг.

Факт предоставления ФИО1 социальных услуг, предусмотренных условиями договора, за период с июня 2015 г. по апрель 2016 г. подтверждается актами сдачи-приемки оказанных социальных услуг, подписанными сторонами.

Довод ответчика о том, что акты сдачи-приемки оказанных социальных услуг по договору подписаны не ФИО1 суд считает необоснованным, не подтвержденным никакими доказательствами.

Также ответчиком оспорен факт предоставления ФИО1 социально-правовых услуг, направленных на обеспечение пенсионных прав заказчика, что и привело к образованию задолженности перед истцом.

В подтверждение своих доводов ответчица представила письмо и.о. прокурора г. Кандалакши от 08.07.2016 г., из которого следует, что в ходе проведения прокуратурой г. Кандалакша проверки законности действий должностных лиц ГОАУСОН «Алакурттинский ПНИ» были установлены нарушения требований федерального законодательства об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации и законодательства о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании. Так, срок очередного освидетельствования ФИО1 был установлен 03.11.2015 г., однако к указанному сроку освидетельствование ФИО1 не проведено по причине несвоевременного направления инвалида на медико-социальную экспертизу. Несмотря на то, что ФИО1 не был признан недееспособным в установленном порядке, в силу имеющегося у него психического заболевания он не мог самостоятельно принимать решения о необходимости прохождения врачебной комиссии и оформлении необходимых документов, в том числе и написании заявления о проведении медико-социальной экспертизы. Услуги по оказанию помощи и оформлению документов, защита прав и законных интересов ФИО1 отнесены к социально-правовым услугам, которые включены в условия договора о предоставлении социальных услуг в стационарной форме и которые ГОАУСОН «Алакурттинский ПНИ» обязано было оказывать ФИО1 в период его нахождения на социальном обслуживании. Стоимость данных услуг включена в размер ежемесячной платы по договору о предоставлении социальных услуг в стационарной форме, рассчитанной на основе тарифов на социальные услуги (Приложение № 1 к договору от 03.06.2015 г). Проверка показала, что в ГОАУСОН «Алакурттинский ПНИ» не обеспечивается своевременное прохождение врачебной комиссии, не контролируется своевременное прохождение медико-социальной экспертизы и установление инвалидности.

Из письма ГУ УПФР в г. Кандалакша Мурманской области от 06.12.2017 г. следует, что ФИО1 являлся получателем страховой пенсии по инвалидности по 30.11.2015 г., выплата пенсии была приостановлена с 01.12.2015 г. в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24 Федерального закона РФ от 28.12.2013 г № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с неявкой инвалида в назначенный срок на переосвидетельствование в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы. С 01.03.2016 г. в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 25 указанного федерального закона выплата пенсии прекращена в связи с истечением срока признания лица инвалидом. Заявления от ФИО1 о досрочном назначении ему страховой пенсии по старости не поступило. Перечисление платы за содержание в ГОАУСОН «Алакурттинский ПНИ» прекращено с 01.12.2015 г.

Как следует из представленных суду актов сдачи-приемки оказанных услуг, социально-правовые услуги ФИО1 в спорный период были оказаны только в марте 2016 года на сумму 68 рублей 45 коп., то есть оплата этих услуг не была включена в оплату по договору, за исключением платы за март 2016 года, а соответственно возражения ответчика в этой части правового значения не имеют.

Доводы ответчика о том, что по вине сотрудников ГОАУСОН «Алакурттинский ПНИ» ФИО1 своевременно не прошел переосвидетельствование и ему была прекращена выплата пенсии по инвалидности, а также не была назначена страховая пенсия по старости, не принимаются судом, поскольку указанные обстоятельства не является основанием для освобождения от обязательств оплаты оказанных услуг по договору. Кроме того, как указывает сама Васильева Г.В., право на страховую пенсию возникло у ФИО1 в 2013 г. в связи с достижением им 55-летнего возраста при полностью выработанном стаже в районе Крайнего Севера, в то время как договор с ГОАУСОН «Алакурттинский ПНИ» был заключен им 03.06.2015 г., то есть спустя два года после возникновения такого права.

Заявленную к взысканию задолженность в сумме 47.447 рублей 95 копеек за период с декабря 2015 г. по апрель 2016 г., представленный истцом расчет суд находит обоснованным, поскольку он основан на условиях заключенного сторонами договора, фактически оказанных истцом ФИО1 услугах.

Согласно акту сдачи-приемки оказанных социальных услуг по договору о предоставлении социальных услуг за апрель 2016 г. к оплате предъявлены услуги за 15 календарных дней, то есть в период нахождения ФИО1 в ГОАУСОН «Алакурттинский ПНИ».

Как указал истец, акт приема-сдачи социальных услуг является программным документом, который формируется автоматически в АИС «Электронный регистр населения Мурманской области» с указанием полного периода месяца – с 01.04.2016 г. по 30.04.2016 г., специалистами по социальной работе в АИС «Электронный регистр населения Мурманской области» вносятся сведения об фактически оказанных услугах до 5 числа месяца, следующего за отчетным, то есть в табличной расшифровке указано фактическое количество 15 дней, то есть за период с 01.04.2016 г. по 15.04.2016 г.

Расчет задолженности со стороны ответчика, опровергающий расчет истца, суду не предоставлялся.

ФИО1 умер 25.04.2016 г., его наследником по закону является Васильева Г.В., приходящаяся ему сестрой, которой нотариусом нотариального округа Кандалакшского района Мурманской области ФИО2 выдано свидетельство о праве на наследство по закону, согласно которому она приняла наследство в виде денежных вкладов в ПАО * в общей сумме 302 325,54 руб.

Обязательство, возникающее из договора оказания социальных услуг, не связано неразрывно с личностью должника: учреждение может принять исполнение от любого лица. Поэтому такое обязательство смертью должника на основании пункта 1 статьи 418 ГК РФ не прекращается.

Согласно статье 1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества. До принятия наследства требования кредиторов могут быть предъявлены к наследственному имуществу. Наследник должника при условии принятия им наследства становится должником перед кредитором в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 60 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 О судебной практике по делам о наследовании, ответственность по долгам наследодателя несут все принявшие наследство наследники независимо от основания наследования и способа принятия наследства.

Поскольку у умершего ФИО1 имелось неисполненное обязательство перед ГОАУСОН «Алакурттинский ПНИ» по погашению задолженности по договору о предоставлении социальных услуг в стационарной форме, размер которой составляет 47.447 рублей 95 копеек, в силу статьи 1175 ГК РФ и пункта 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ О судебной практике по делам о наследовании у истца возникло право на взыскание указанных денежных средств с наследника, принявшего наследство, то есть с Васильевой Г.В.

В соответствии со статьей 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца также подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в размере 1623 рублей 43 копеек.

На основании ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Васильевой Г.В. в пользу Государственного областного автономного учреждения социального обслуживания населения «Алакурттинский психоневрологический интернат» задолженность по договору о предоставлении социальных услуг в стационарной форме в размере 47.447 рублей 95 копеек, расходы по уплате государственной пошлины в размере 1623 рублей 43 копеек, а всего 49.071 рубль 38 копеек.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в Смольнинский районный суд города Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.О. Яковлева