Решение № 2-3499/2016 от 30.11.2016 Промышленного районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Дело № 2-3499/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Смоленск 30 ноября 2016 года

Промышленный районный суд г. Смоленска

В составе:

председательствующего судьи Калинина А.В.,

при секретаре Зориной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хаблученко В.В. к Военному комиссариату Смоленской области Минобороны РФ о признании права на получение удостоверения инвалида о праве на льготы, удостоверения ветерана военной службы, внесения записей об объеме льгот в пенсионное удостоверение, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Хаблученко В.В., уточнив требования, обратился в суд с иском к Военному комиссариату Смоленской области Минобороны РФ о признании права на получение удостоверения инвалида о праве на льготы, удостоверения ветерана военной службы, к внесению записей об объеме льгот в пенсионное удостоверение, взыскании компенсации морального вреда, указав, что является гражданином РФ. Военную службу после окончания Пушкинского военного строительно-технического училища проходил в рядах Советской Армии на территории РСФСР. В 1975 году истец получил травму правого коленного сустава на территории воинской части. В 1976 году был прооперирован в Воронежском окружном госпитале. После операции по удалению мениска состояние ухудшилось. Появились боли и неустойчивость при ходьбе. В 1979 году, в связи с ухудшением состояния здоровья, был госпитализирован в Смоленский госпиталь и согласно свидетельству о болезни № 1932 от 11.12.1979 решением ВВК на основании статей 8-б, 39-б гр. 3 приказа МО СССР № 185 от 1973 года признан негодным к прохождению военной службы с формулировкой: «Не годен в мирное время. Ограниченно годен второй степени в военное время». Диагноз утвержден решением окружной 19 ВВК по пункту 17-б: «Заболевание — неврастения, гиперстеническая форма с умеренно выраженными, но стойкими проявлениями. Хроническая язвенная болезнь в фазе ремиссии, получена в период прохождения военной службы. Застарелое повреждение связок правого коленного сустава – травма, получено при исполнении обязанностей военной службы». Согласно приказу заместителя Министра Обороны СССР по строительству и расквартированию № 0110 п. 4 от 22.04.1980 был уволен с действительной военной службы в запас. Выслуга -13 лет 8 месяцев. В 1998 году истец переехал из России на работу в Республику Беларусь, где проживал на основании вида на жительство и работал на совместном российско-белорусском предприятии СП ОАО «Брестгазоаппарат» в г. Бресте. 24 года после увольнения не обращался за пенсией. В 2004 году был вынужден обратиться в МРЭК г. Бреста в связи с ухудшением состояния здоровья, а именно осложнения застарелого повреждения связок правого коленного сустава. Был признан инвалидом 3 группы с диагнозом «Нарушение функций опорно-двигательного аппарата» — «Травма получена при исполнении обязанностей военной службы». Для назначения пенсии, в качестве доказательства причинной связи инвалидности с военной травмой, Брестским облвоенкоматом было принято свидетельство о болезни № 1932 от 11.12.1979 Смоленского госпиталя с решением 19-й ВВК. Истец обращался к военкому Жабинковского района по поводу выданного «Удостоверения инвалида о праве на льготы», так как не мог поставить себя на один уровень с инвалидами ВОВ по льготам. Получил разъяснение, что относится к категории инвалидов Советской Армии вследствие травмы, полученной при исполнении обязанностей военной службы, и пенсия назначена в соответствии с Постановлением Совмина СССР от 1981 года и соглашением глав государств СНГ о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих», от 15 апреля 1994 года. В 2007 году после 4-х освидетельствований на МРЭК истец получил 3 группу инвалидности бессрочно, по причине травмы, полученной при исполнении обязанностей военной службы. Истцу выдана справка МРЭК №4 г. Бреста серии XVII № 255311 от 12.12.2007 об установлении 3 группы инвалидности по причине «Травма получена при исполнении обязанностей военной службы». Брестским облвоенкоматом истцу выдано «Удостоверение инвалида о праве на льготы» серия XVI № 255338 бессрочно и сделана отметка в пенсионном удостоверении Серия Б № 0029315 о правах на льготы, как инвалиду военной травмы, приравненному по льготам к инвалидам Отечественной войны. В 2011 году, в возрасте 62 лет, истец переехал на постоянное место жительства в РФ, по своему постоянному месту прописки с 1995 года. Согласно пенсионному делу истца, Смоленским облвоенкоматом была признана и назначена пенсия по инвалидности, с 2004 года как инвалиду военной травмы, 3 группа, бессрочно, что подтверждается справками, выданными для предъявления в ПФР и отметками в пенсионном удостоверении. В пенсионном удостоверении серия ГФ № 569474 от 18.11.2011 сделана запись «пенсия назначена по инвалидности «А», 3 группа, бессрочно. Полагает, что данная запись подтверждает признание истца «инвалидом вследствие травмы полученной при исполнении обязанностей военной службы», так как согласно ФЗ «О ветеранах военной службы» инвалиды разделены на две группы: «А» — инвалиды вследствие травмы, «Б» — вследствие болезни. Истцу выдана справка для предъявления в ПФР за № 57469 от 06.10.2011 для решения вопроса об установлении страховой части трудовой пенсии в соответствии с п. 6 ст. 3 ФЗ № 166-ФЗ от 15.12.2001 (в редакции ФЗ от 22.07.2008 № 156-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам пенсионного обеспечения территориальными органами ПФР». В данной справке указано, что истец является получателем пенсии по инвалидности, назначенной в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионом обеспечении лиц, проходивших военную службу…» с 20.12.2004 года — пожизненно. При назначении учтены периоды службы с 01.10.1966 по 14.06.1980. Полагает, что данная справка подтверждает преемственность статуса инвалида вследствие военной травмы, полученного в Республике Беларусь. ПФР по Рославльскому району Смоленской области назначил истцу вторую пенсию по старости, ЕДВ и ЕДК. в соответствии со ст. 3 ФЗ № 166-ФЗ от 15.12.2001, что также полагает подтверждающим его статус, как инвалида вследствие военной травмы.

05.11.2015 в связи с необходимостью эндопротезирования правого коленного сустава (травма при исполнении обязанностей военной службы) истец письменно обратился в ЦСО Смоленского облвоенкомата с просьбой сделать ему отметку о льготах в пенсионном удостоверении и выдать «Удостоверение инвалида о праве на льготы», так как без этих документов, по разъяснению начальника Смоленского военного госпиталя, его не примут на операцию. В письме от 23.11.2015 года № 57409 ВКСО истцу отказано в выдаче удостоверения инвалида о праве на льготы, а кроме того, указано, что на основании п. 5 ст. 16 ФЗ № 76 «О статусе военнослужащих», инвалиды вследствие военной травмы не имеют права на медицинское обслуживание в учреждениях МО. Полагает данную позицию не соответствующей ст. 5 и правоприменительной практике Конституционного суда. В рамках досудебного урегулирования все это истец изложил в письме на имя Министра Обороны Шойгу С.К. и Председателя Комитета Госдумы по обороне Комаедова. В ответах МО от 16.03.2016 и военной прокуратуры ЗВО от 22.03.2016 истец получил объяснение, что к установлению инвалидности и назначению пенсии нет никаких претензий, но льготы без МСЭ ему не положены. Основная причина отказа в предоставлении льгот: прохождение МСЭ не в Российской Федерации, а в Республике Беларусь. Истец полагает, что с данным утверждением согласиться нельзя по причине неправильного толкования законов. Считает, что исходя из смысла ст. 1 и 20 «Правил признания инвалидом», медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения дела инвалида, выехавшего на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации)», прохождение МСЭ в Республике Беларусь является обоснованным и не предполагает повторного переосвидетельствования. Ссылаясь на письмо Министерства труда и социального развития РФ от 28.10.1997 № 5309-АО «О порядке освидетельствования и переосвидетельствования граждан, прибывающих из государств ближнего зарубежья», также считает, что переосвидетельствование граждан, достигших пенсионного возраста, которым группа инвалидности была установлена бессрочно, не может быть проведено (изменено) даже в тех случаях, когда принятые решения не отвечали требованиям российских нормативных правовых актов о врачебно-трудовой (медико-социальной) экспертизе». Считает, что формулировки в справке, выданной МРЭК РБ выполнены в строгом соответствии с разъяснением Минтруда России от 15.04.2003 «Об определении федеральными государственными учреждениями экспертизы причин инвалидности». Личное дело истца находилось в Брестском облвоенкомате, так как он проживал в РБ по виду на жительство, работал на российско-белорусском предприятии СП ОАО «Брестгазоаппарат» и, соответственно, имел право на установление инвалидности именно там. Также в обоснование своей позиции ссылается на Соглашение глав СНГ о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих от 15.04.1994, которое полагает применимым в отношении себя, поскольку ему выдавалось такое удостоверение в 2008 году военным комиссариатом в РБ. Указывает, что, на военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы, распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» для инвалидов боевых действий.

Также указал, что указанным в иске длительным негативным воздействием на него в связи с нарушением его прав, ему был причинен моральный вред, выразившийся в чувстве страха за свое будущее и невозможность получения социальной поддержки, бесплатного получения необходимого ему дорогостоящего лечения. В связи с этим, у истца обострились иные заболевания приобретенные в армии и появились новые – ИБС, аритмия, истец неоднократно находился на лечении в стационаре. Размер компенсации причиненного морального вреда оценивает в 100 000 руб.

Уточнив исковые требования, в окончательной редакции, просит суд признать право истца на получение удостоверения инвалида о праве на льготы, на получение удостоверения ветерана военной службы, внесение соответствующей записи об объеме предоставляемых льгот в пенсионное удостоверение истца, взыскать в пользу истца с ответчика 100 000 руб. в счет компенсации причиненного ему ответчиком морального вреда.

Истец Хаблученко В.В. и его представитель по доверенности Новиков И.Е. уточненные исковые требования с учетом дополнительно представленных письменных доводов (л.д. 149-153, 164-167) поддержали, настаивали на удовлетворении иска. Дополнительно пояснили, что отказ в выдаче удостоверения инвалида о праве на льготы является незаконным, так как факт установления инвалидности вследствие травмы, полученной при прохождении военной службы, установлен неоднократно. Факт установления инвалидности как таковой, ответчиком не оспаривается, но при этом ссылается на отсутствие заключения МСЭ, проведенной на территории РФ. Полагали, что подтверждением факта инвалидности и достаточным основанием для удовлетворения требований является само установление истцу пенсии по инвалидности.

Представитель ответчика Военного комиссариата Смоленской области Городничев Ю.М. исковые требования не признал по изложенным в возражениях на исковые требования (л.д. 117-119), с учетом их уточнений обстоятельствам, указав, что истец проходил военную службу с 01.10.1966 по 14.06.1980, уволен приказом заместителя Министра Обороны СССР по строительству и расквартированию войск 22.04.1980 года. 17.12.2007 года Хаблученко В.В. МРЭК Республики Беларусь установлена 3 группа инвалидности и выдано удостоверение инвалида, в котором указано, что Хаблученко В.В. установлена 3 группа инвалидности бессрочно, причина инвалидности «травма получена при исполнении обязанностей военной службы». До указанного освидетельствования истец также являлся инвалидом третий группы. Пенсия по инвалидности назначена военным комиссариатом Брестской области с 20.12.2004. 12.09.2011 года Хаблученко В.В. обратился в Военный комиссариат Смоленской области с заявлением о назначении выплаты пенсии по инвалидности. Им были представлены документы, подтверждающие его право на получение пенсии по инвалидности, медицинские документы, а также выписка из акта освидетельствования в МРЭК. Поскольку выплата пенсии по прежнему месту жительства была назначена в государстве — участнике СНГ прекращена, военный комиссариат Смоленской области обязан выплачивать пенсию категории граждан, к которой относится истец, предусмотрена Соглашением стран СНГ от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» последнему была назначена пенсия по инвалидности. По всем остальным требованиям, изложенным в исковом заявлении Соглашение между участников Содружества Независимых Государств, отсутствует. Истцу было отказано в выдаче удостоверения «Инвалида о праве на льготы» российского образца, поскольку органами МСЭ Российской Федерации группа инвалидности и причина инвалидности не установлена. Удостоверение «Инвалида о праве на льготы», выданное в Республике Беларусь после распада СССР, действия на территории Российской Федерации не имеет. Кроме того, причина установления в справке МРЭК, выданной 17.12.2007, не соответствует причине, указанной в Федеральном законе «О ветеранах», что не позволяет отнести его к названной категории граждан. Полагает, что в силу статьи 28 Федерального закона «О ветеранах», п. 28 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 23.02.1981 №209, истцом не представлен документ подтверждающий его право инвалида на льготы, а удостоверение, выданное в Республики Беларусь не может быть признано таковым. Указывает, что меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, в силу пункта 3 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 №5-ФЗ, распространяются на граждан, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), то есть при наличии формулировки инвалидности «военная травма». Определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих производится военно-врачебными комиссиями в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565. Пунктами 9-12 Разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15.04.2003 №17 определены причины инвалидности. Причинная связь заболевания и инвалидности определяется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, что в данном случает истцом не выполнено. В связи с тем, что истец в установленном порядке не признан инвалидом по законодательству Российской Федерации, права на получение удостоверения «Ветеран военной службы» так же не имеет.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 28.03.2008 №139 «О формах документов, используемых в финансово-хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации» определен порядок заполнения пенсионного удостоверения. Согласно статьи 16 Федерального Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» истец право на медицинское обеспечение в медицинских организациях Министерства обороны российской Федерации не имеет, т.к. выслуга лет менее 20 лет. Полагает, что основания для удовлетворения требования морального вреда не имеется в связи с тем, что доказательства о его причинении отсутствует, кроме этого истцу предлагалось пройти освидетельствование в органах МСЭ РФ.

Представитель третьего лица ФКУ «ГБ МСЭ по Смоленской области» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица.

Суд, выслушав истца, представителя истца и ответчика, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

Судом по делу установлено, что согласно свидетельству о болезни №1932 от 11.12.1979, выданному ВВК ВЧ-44878 Хаблученко В.В. установлен диагноз неврастения гиперстеническая форма с умеренно выраженными стойкими болезненными проявлениями. Застарелое повреждение передней крестообразной и внутренней боковой связок правого коленного сустава с нарушением его функции. Хроническая язвенная болезнь в фазе ремиссии. На основании статей 8-б, 39-б гр. 3 приказа МО СССР № 185 от 73-г признан негодным к службе в мироне время ограниченного годен второй степени в военное время. Имеется указание на то, что заболевание получено в период прохождения военной службы. Застарелое повреждение передней крестообразной и внутренней боковой связок правого коленного сустава с нарушением его функции указано, как травма полученная при исполнении обязанностей военной службы (л.д. 12).

В соответствии с выпиской из приказа Заместителя Министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск №0110 от 22.04.1980 капитан Хаблученко В.В.уволен с действительной военной службы в запас по статье 59 пункту «б» — по болезни (л.д. 95).

20.12.2004 истец направлен на проведение МРЭКв связи с наличием признаков инвалидности (л.д. 92).

Экспертным решением Брестской областной медико-реабилитационной экспертной комиссией от 20.12.2004 Хаблученко В.В. установлена третья группа инвалидности с указанием причины – травма, полученная при исполнении обязанности военной службы (л.д. 96).

С 20.12.2004 Хаблученко В.В. назначена пенсия по инвалидности в соответствии с законодательством Республики Беларусь о пенсионном обеспечении военнослужащих и их семей, с выдачей пенсионного удостоверения Серии Б №0029315 (л.д. 14).

12.12.2005 истец повторно направлен для прохождения МРЭК в связи с окончанием срока инвалидности (л.д. 100).

Актом повторного освидетельствования от 12.12.2005, для установления инвалидности Хаблученко В.В. установлена третья группа инвалидности с указанием причины – травма, полученная при исполнении обязанности военной службы (л.д. 97-98).

Актами повторных освидетельствований от 18.12.2006 и 17.12.2007 проведенных Брестской областной медико-реабилитационной экспертной комиссией Хаблученко В.В. также установлена третья группа инвалидности с указанием причины – травма, полученная при исполнении обязанности военной службы (л.д. 104-106)

Согласно выписке из акта освидетельствования во МРЭК №4 г. Бреста серии XVII № 255328 от 22.12.2007 установлено, что травма получена при исполнении обязанностей военной службы (л.д. 13).

07.08.2008 Жабинковским районным военным комиссариатом Брестской области РБ истцу выдано удостоверение инвалида 3 группы и праве на льготы, установленные законодательством СССР и союзных республик для инвалидов Отечественной войны (л.д. 180).

С 01.09.2011 истцу назначена пенсия по инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении военнослужащих, с выдачей удостоверения №569474 (л.д. 15).

Согласно справки №57469 от 06.10.2011, выданной Военным комиссариатом Смоленской области, Хаблученко В.В. является получателем пенсии по инвалидности, назначенной в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» с 20.12.2004 пожизненно. При назначении пенсии включены периоды военной службы с 01.10.1966 по 14.06.1980 (л.д. 16).

05.11.2015 истец обратился к начальнику ЦСО при Смоленском облвоенкомате с заявлением о проставлении отметки в пенсионном удостоверении о праве на льготы, как инвалиду вследствие военной травмы (л.д. 18).

23.11.2015 Военным комиссариатом Смоленской области направлен ответ, в соответствии с которым, ввиду того, что в военном комиссариате Смоленской области отсутствует выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выданная МСЭ РФ, законные основания для выдачи удостоверения отсутствуют (л.д. 18).

Ответом Штаба объединенного стратегического командования Западного военного округа Минобороны РФ от 16.03.2016 истцу разъяснено, что согласно п. 5 ст. 16 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «о статусу военнослужащих» право на социальные гарантии распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижению ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения, и на членов семей. В Российской Федерации определение причинной связи увечий, заболеваний граждан, проходивших военную службу, производится ВВК в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 №565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе», на основании медицинских документов о причинной связи увечий, заболеваний в порядке, определенном в пункте 94 раздела IX данного Положения, а установление инвалидности – органы медико-социальной экспертизы. Поскольку выслуга Хаблученко В.В. на военной службе составляет 13 лет, оснований для внесения соответствующей отметки в пенсионное удостоверение о праве на льготы не имеется. Указывается, что при признании органами медико-социальной экспертизы РФ Хаблученко В.В. инвалидом вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы, ему будут предоставлены меры социальной поддержки (л.д. 23-24).

Согласно ответу Военной прокуратуры Западного военного округа от 22.03.2016, обстоятельства получения травмы истцом и ее взаимосвязи с исполнением обязанностей военной службы сомнению не подвергаются. При этом, прохождение медико-социальной экспертизы в РФ, в первую очередь, необходимо в силу прямого указания об этом в постановлении Правительства РФ от 20.02.2006 №95 и постановлении Минтруда РФ от 11.10.2000 №69, кроме того, с учетом возможных изменений, произошедших с 2007 года в состоянии здоровья Хаблученко В.В., в ходе повторного освидетельствования ранее установленная ему группа инвалидности может быть скорректирована, что повлияет на размер назначенных выплат. При реализации прав на получение социальной поддержки в Российской Федерации Хаблученко В.В. рекомендовано обратиться с заявлением в учреждение медико-социальной экспертизы РФ (л.д. 19-21).

Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.

Истец просит признать за ним право на получение удостоверения инвалида о праве на льготы.

Согласно ч. 1 ст. 1195 ГК РФ, личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», к инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий (далее также — инвалиды войны) относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, партизаны, члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР, рабочие и служащие, работавшие в районах боевых действий, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны в районах боевых действий, и приравненные по пенсионному обеспечению к военнослужащим воинских частей, входивших в состав действующей армии (ч. 1), военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в периоды, указанные в настоящем Федеральном законе (ч. 2), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий (ч. 3), военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении боевых заданий в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1951 года, а также при разминировании территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств, включая операции по боевому тралению в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1957 года согласно решениям Правительства СССР (ч. 4), лица, привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов в период с 22 июня 1941 года по декабрь 1951 года и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных в указанный период (ч. 5), лица, обслуживавшие действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств, и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения в этих государствах боевых действий (ч. 6).

Согласно ст. 5 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», ветеранами военной службы являются военнослужащие Вооруженных Сил СССР, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, Объединенных Вооруженных Сил государств — участников Содружества Независимых Государств, созданных в соответствии с Уставом Содружества Независимых Государств, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия, при условии, что общая продолжительность военной службы указанных военнослужащих составляет 20 лет и более, а также военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей военной службы. Указанные требования распространяются на военнослужащих, уволенных с военной службы в запас (отставку).

Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам боевых действий, распространяются на военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Согласно статье 28 Федерального закона «О ветеранах», реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации. Реализация мер социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны и боевых действий осуществляется на основании соответственно удостоверения инвалида Великой Отечественной войны и удостоверения инвалида о праве на льготы, установленным для данной категории граждан Постановлениями Совета Министров СССР от 18 апреля 1975 года № 304 и от 23 февраля 1981 года № 209.

Согласно п. 27 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 года № 209 льготы, предусмотренные настоящим Положением для инвалидов Отечественной войны, включая инвалидов из числа партизан Отечественной войны и рабочих и служащих соответствующих категорий, ставших инвалидами в связи с ранением, контузией, увечьем или заболеванием, полученными в период Отечественной войны в районе военных действий, на прифронтовых участках железных дорог, на сооружении оборонительных рубежей, военно-морских баз и аэродромов, и приравненных по пенсионному обеспечению к военнослужащим согласно специальным постановлениям и распоряжениям Правительства СССР, предоставляются также: инвалидам из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте в другие периоды, а также инвалидам из числа партизан гражданской войны

Согласно п. 28 указанного Положения о льготах инвалидам Отечественной войны и инвалидам, приравненным к ним, выдаются соответственно «Удостоверение инвалида Отечественной войны» и «Удостоверение инвалида о праве на льготы», являющиеся документами, подтверждающими право на установленные льготы. Формы указанных удостоверений утверждаются Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам по согласованию с Министерством финансов СССР, Министерством обороны, Комитетом государственной безопасности СССР и Министерством внутренних дел СССР.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» утверждены Правила признания лица инвалидом.

Согласно п. 1 Правил, признание лица (далее — гражданин) инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее — Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее — главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее — бюро), являющимися филиалами главных бюро.

Пунктом 2 Правил определено, что признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Согласно п. 20 Правил, медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации).

Постановлением Минтруда РФ от 15.04.2003 № 17 утверждено разъяснение «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности».

В силу п. 7 Разъяснения, причина инвалидности с формулировкой «военная травма» определяется гражданам, уволенным с военной службы (далее — бывшим военнослужащим), в случаях, если инвалидность бывших военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.

Причина инвалидности с формулировкой «военная травма» определяется как по прямым последствиям вышеуказанных увечий (ранений, травм, контузий) или заболеваний, так и по различным их осложнениям и последствиям, отдаленным по времени от увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, независимо от срока обращения гражданина в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы.

Бывшим военнослужащим, проходившим освидетельствование в военно-врачебных комиссиях (далее — ВВК) и имеющим врачебно-экспертные документы (свидетельство о болезни, справка ВВК) с заключением ВВК о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, при установлении инвалидности по тому увечью (ранению, травме, контузии), заболеванию, которое указано в заключении ВВК, причина инвалидности определяется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в точном соответствии с формулировкой заключения ВВК о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний.

Если увечье (ранение, травма, контузия), заболевание бывшего военнослужащего, ставшие причиной инвалидности, не упоминаются в заключении ВВК о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, то причина инвалидности устанавливается с формулировкой «общее заболевание».

Как следует из пояснений истца и представителя ответчика, вышеприведенных письменных материалов дела, истец в установленном порядке в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы РФ для проведения медико-социальной экспертизы для признания инвалидности и установления ее причин не обращался. В период прохождения военной службы и до момента распада СССР инвалидность по основанию «военная травма» или аналогичным ему истцу не устанавливалась, удостоверение о праве на льготы не выдавалось. Первоначально истец, являясь гражданином РФ обратился за признанием инвалидности и ее причин на территории иностранного государства в 2004 году.

При рассмотрении дела, истцу разъяснялось право назначения и проведения по делу медико-социальной экспертизы, от проведения которой истец категорически отказался, мотивируя это правовым характером спора и отсутствием обязанности проходить такую экспертизу.

Таким образом, истец в установленном порядке на территории РФ инвалидом не признавался, причинно-следственная связь наступления инвалидности вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей военной службы по нормам законодательства РФ уполномоченным органом не устанавливалась.

При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истца о выдаче ему удостоверения инвалида о праве на льготы, поскольку инвалидом вследствие военной травмы для целей реализации вышеуказанных положений закона истец в установленном порядке не признан.

Доводы истца о том, что п. 20 Правил признания лица инвалидом предусматривает возможность принятия документов об инвалидности выданных в ином государстве по месту пребывания судом отклоняются, поскольку его буквальное толкование во взаимосвязи с положениями закона, не исключает необходимость проведения медико-социальной экспертизы уполномоченным бюро МСЭ РФ, в том числе по месту нахождения документов лица, выехавшего за пределы РФ, которое не может лично явиться для проведения МСЭ, по месту нахождения его документов, что не противоречит Приказу Минтруда России от 29.01.2014 № 59н «Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы».

Ссылки истца на письмо Минтруда и социального развития № 5309-АО от 28.10.1997 суд находит несостоятельными, поскольку последнее не является нормативным документом, не проходило государственную регистрацию, основано на утратившем силу на Постановлении Правительства РФ от 13.08.1996 № 965 «О порядке признания граждан инвалидами», а кроме того в приведенной истцом части не противоречит вышеприведенным в решении нормам, поскольку доказательств соответствия принятого решения МРЭК г. Бреста требованиям российских нормативно-правовых актов не представлено и от проверки данного обстоятельства экспертным путем истец также отказался.

Истец также ссылается на подтверждение факта признания органами исполнительной власти РФ наличия у него инвалидности вследствие травмы, полученной при исполнении обязанностей военной службы в связи с назначением ему пенсии по основанию, предусмотренному ст. 21 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».

Согласно ст. 19 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1, право на пенсию по инвалидности имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы.

Сторонами не оспаривалось, подтверждено письменными материалами дела и истец также непосредственно ссылается на данное обстоятельство, как правовое обоснование своих доводов, что по прибытии на постоянное место жительства на территорию РФ, пенсия ему была назначена, в том числе в порядке реализации Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» в связи с признанием ответчиком пенсии по инвалидности, назначенной ему в Республике Беларусь.

В соответствии со ст. 1 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», пенсионное обеспечение граждан государств — участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Согласно ч. 1 ст. 6 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 назначение пенсий гражданам государств — участников Соглашения производится по месту жительства.

Положениями ст. 11 вышеуказанного Соглашения, в соответствии с которыми, необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств — участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 01 декабря 1991 года, принимаются на территории государств — участников Содружества без легализации.

Соглашение от 13.03.1992, как указано в его преамбуле, распространяет свое действие и устанавливает гарантии для граждан СНГ, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на территории участников Содружества и реализуют это право на территории других государств-участников Соглашения, то есть при их переселении.

Суд учитывает, что присвоение статуса «Инвалид военной службы» имеет правовую природу, отличную от правоотношений, связанных с пенсионным обеспечением.

Таким образом, вышеуказанные Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 и Соглашение регламентируют лишь вопросы пенсионного обеспечения поименованных в нем категорий лиц, возможность продолжения выплаты пенсии назначенной по соответствующим основанием на территории одного участника соглашения при переселении на территорию другого участника и не регулирует вопросов, связанных с установлением льгот инвалидам вследствие военной службы имеющим специальное законодательное регулирование на территории РФ, приведенное выше, в связи с чем не подлежат применению в настоящем деле при разрешении заявленных требований, применительно к предмету иска.

По тем же основаниям не подлежит применению договор между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006 «О сотрудничестве в области социального обеспечения», как регламентирующее вопросы относящиеся к: пособиям по временной нетрудоспособности и материнству, пособиям по безработице, трудовым пенсиям по возрасту (по старости), инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) и социальным пенсиям, пособиям в случае трудового увечья или профессионального заболевания, пособиям для семей с детьми, пособиям на погребение (статя 3 Соглашения), то есть не являющимся предметом правового регулирования льгот, устанавливаемых военнослужащим и приравненным к ним лицам.

Истец также ссылается на то, что Российская Федерация является участником Соглашения «О взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих», совершенного в Москве 15.04.1994, указывая, что относится к категории лиц, указанных в ст. 1 Соглашения, с учетом п. 2.2 Приложения № 1 к нему.

Между тем, статьей 8 указанного Соглашения предусмотрено, что основанием для предоставления льгот являются документы, выданные соответствующими органами бывшего Союза ССР или Сторонами по формам, действовавшим на 1 января 1992 года, по месту постоянного жительства лица, имеющего право на льготы.

В случае выдачи в соответствии с национальным законодательством Сторон указанных документов лицам, не упомянутым в Приложении 1 к настоящему Соглашению, уполномоченные органы Сторон делают в них отметку о действии этих документов только на территории государства данной Стороны.

То есть стороны признают на своей территории действия документов, которые по смыслу соглашения выданы на 01 января 1992 года и по месту постоянного жительства лица, представленные же истцом документы – удостоверение инвалида о праве на льготы Жабинковского РВК Брестской области, выдано после указанной даты.

Кроме того, указанное Соглашение не применяется на территории Российской Федерации в связи с невступлением его в силу по причине не выполнения внутригосударственных процедур, необходимых для вступления его в силу, исходя из статьи 11 Соглашения, поскольку Российская Федерация не сдала депозитарию уведомление, подтверждающее выполнение внутригосударственных процедур, необходимых для вступления Соглашения в силу, и ратификационную грамоту.

Ссылки истца на правоприменительную практику решений Экономического суда СНГ, суд полагает не применимыми при разрешении настоящего спора, отмечая то, что правовая сила решений Экономического суда СНГ прямо не установлена соответствующим учредительным документом.

Разрешая требования о признании права истца на получение удостоверения «ветерана военной службы», суд приходит к следующему.

Как следует из прямого указания вышеприведенной ст. 5 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» для присвоения звания ветеран военной службы при отсутствии стажа военной службы 20 лет и более, необходимо предоставление документов, удостоверяющих наступление инвалидности, а также подтверждение причинно-следственной связи наступления инвалидности вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей военной службы.

Учитывая, что как указано выше, истец в установленном законом порядке не подтвердил инвалидность, полученную вследствие травмы, полученной в период военной службы на территории РФ, суд отказывает в удовлетворении требования о признании права на получение удостоверения ветерана военной службы.

Кроме того суд считает необходимым отметить, что, в соответствии с Указом Президента РФ от 19.05.1995 №501 «Об утверждении порядка и условий присвоения звания «Ветеран военной службы», данное звание присваивается федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Лицо, претендующее на звание «Ветеран военной службы», подает заявление и документы, подтверждающие основания для присвоения звания «Ветеран военной службы», предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах», в соответствующее кадровое или пенсионное подразделение. Заявление и необходимые документы в 3-недельный срок направляются для принятия по ним решения в соответствующий федеральный орган исполнительной власти. Решение о присвоении звания «Ветеран военной службы» принимается федеральным органом исполнительной власти в месячный срок. В случае отказа в присвоении звания «Ветеран военной службы» соответствующие федеральные органы исполнительной власти сообщают ходатайствующим причины и основания отказа. Лицам, которым присвоено звание «Ветеран военной службы», вручается удостоверение ветерана военной службы. Однако, как следует из материалов дела, истец по данному вопросу к ответчику или в иной уполномоченный орган Министерства обороны РФ с предоставлением предусмотренного законом пакета документов не обращался, что также не дает оснований для удовлетворения заявленных требований в данной части.

Разрешая требования о внесении записи об объеме предоставляемых льгот в пенсионное удостоверение истца, суд также находит их не подлежащими удовлетворению.

Согласно п. 5 ст. 16 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в пунктах 2 — 4 настоящей статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.

Как следует из материалов дела выслуга истца составила 13 лет 08 месяцев, что менее установленного законом срока службы, поэтому учитывая вышеприведенные основания для отказа в признании права истца на получение удостоверения инвалида о праве на льготы и удостоверения ветерана военной службы, а также положения п. 5 ст. 16 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ, оснований для удовлетворения требований о проставлении отметки о праве на льготы в пенсионном удостоверении не имеется.

Разрешая требование о компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.

Согласно ст. 151 Гражданского Кодекса РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно разъяснений, указанных в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» суду следует также устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.

Суд приходит к выводу, что требование о взыскании компенсации морального вреда неразрывно связано с основными исковыми требованиями о признании права истца на выдачу удостоверения ветерана военной службы и удостоверения инвалида о праве на льготы. Таким образом, отказывая в удовлетворении основных исковых требований суд отказывает в удовлетворении производного требования о взыскании компенсации морального вреда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Хаблученко В.В. к Военному комиссариату Смоленской области Минобороны РФ о признании права на получение удостоверения инвалида о праве на льготы, удостоверения ветерана военной службы, на внесение записей об объеме льгот в пенсионное удостоверение, взыскании компенсации морального вреда отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья А.В. Калинин

мотивированное решение изготовлено 05.12.2016