Решение № 2-4502/18 от 13.02.2019 Гагаринского районного суда (город Севастополь)

Дело №2-762/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИг. Севастополь 13 февраля 2019 года

Гагаринский районный суд г. Севастополя в составе:

председательствующего судьи Кныш Н.Н., при секретаре судебного заседания Айталиевой А.Г.,

рассмотрев гражданское дело по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Гришиной Ирине Григорьевне о взыскании задолженности,

УСТАНОВИЛ:

Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в суд с иском к Гришиной И.Г. о взыскании задолженности по арендной плате по договору земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 3 192 328,28 рублей, пени в размере 870 211,56 рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 408 970,14 рублей.

В судебном заседании представитель ДИЗО по доверенности Воловикова А.А. подержал доводы, изложенные в исковом заявлении, и просила требования иска удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Шеремет А.И. представил письменные возражения на иск, просил суд отказать в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами, уменьшить процент неустойки.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.

В ходе рассмотрения дела, установлено, что Севастопольский городской Совет (арендодатель) и Гришина И.Г. (арендатор) заключили договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в срочное платное пользование земельный участок площадью 0,3419 га для строительства и обслуживания торгового комплекса с отнесением этих земель к категории земель жилой и общественной застройки, который находится по адресу: г. Севастополь, &lt,адрес&gt, (далее – договор). Государственная регистрация договора осуществлена ДД.ММ.ГГГГ.

В пункте 2.3 договора установлено, что нормативная денежная оценка земельного участка составляет: на период строительства, до сдачи объекта в эксплуатацию – 293 190 гривен, что подтверждается выпиской из технической документации выпиской из технической документации по нормативной денежной оценке земельного участка , выданной Главным управлением земельных ресурсов в г. Севастополе ДД.ММ.ГГГГ,

на последующий период – 1 465 594 гривен, что подтверждается выпиской из технической документации по нормативной денежной оценке земельного участка , выданной Главным управлением земельных ресурсов в г. Севастополе ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 3.1 договора последний заключен сроком на 25 лет.

Согласно пункту 4.1 договора годовая арендная плата за пользование земельным участком устанавливается в соответствии с методикой определения размера арендной платы при заключении договоров аренды земли, утвержденной решением СГС от ДД.ММ.ГГГГ, в размере 2,5% от денежной оценки земельного участка.

Величина годовой арендной платы за пользование земельным участком согласно расчету составляет 36 648,73 гривен на последующий после строительства период (пункт 4.2 договора), на период строительства — 7 329,75 гривен.

При этом денежная оценка земельного участка для периода строительства принимается во внимание не дольше, чем в течение двух лет от даты приема- передачи земельного участка. Денежная оценка для последующего периода принимается с момента ввода в эксплуатацию объекта реконструкции, но не позже двух лет от даты приема-передачи земельного участка.

В силу пункта 4.3 договора приведенный расчет величины годовой арендной платы ежегодно корректируется в соответствии с пунктом 4.5 договора.

В пункте 4.5 договора установлено, что начисление размера арендной платы за землю осуществляется с учетом индексов инфляции. Величина годовой арендной платы подлежит ежегодному перерасчету в срок до 1 февраля текущего года в зависимости от ежегодно индексируемой денежной оценки земельного участка. Ежегодный расчет арендной платы производится арендатором в соответствии с условиями договора и требованиями действующего законодательства.

Согласно пункту 4.4 договора арендная плата за землю оплачивается арендатором ежемесячно в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного периода (налогового) месяца.

В соответствии с пунктом 4.8 договора размер арендной платы пересматривается в случае: изменения условий хозяйствования, предусмотренных договором, изменения размеров земельного налога, повышения нормативной денежной оценки земельного участка, в том числе вследствие инфляции и индексации, ухудшения состояния земельного участка, в иных случаях, предусмотренных законом.

В пункте 4.9 договора установлена пеня за несвоевременное внесение арендной платы в размере ставки пени за несвоевременную уплату земельного налога в соответствии с законодательством Украины.

Согласно пункту 12.1 договора изменение условий договора осуществляется в письменной форме с взаимного согласия сторон.

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ изменен пункт 2.3 договора, согласно которому в новой редакции нормативная денежная оценка земельного участка с учетом коэффициента индексации нормативной денежной оценки земель за 2007 – 2008 г.г. составляет: на период строительства 293 190 х 1,028 х 1,152 = 347 212,02 гривен,

последующий период – 1 465 949 х 1,028 х 1,152 = 1 736 058,90 гривен, что подтверждается выпиской из технической документации по нормативной денежной оценке земельного участка , выданной Главным управлением земельных ресурсов в г. Севастополе ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту 4.2 в новой редакции величина годовой арендной платы за пользование земельным участком согласно расчету на период строительства составляет 10 416,36 гривен, на последующий период составляет 552 081,77 гривен.

Государственная регистрация дополнительного соглашения осуществлена ДД.ММ.ГГГГ.

Решением V11 сессии VI созыва Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ продлен предпринимателю Гришиной И.Г. срок строительства торгового комплекса на 40 месяцев с момента принятия решения с оплатой арендной платы от нормативной денежной оценки земельного участка на период эксплуатации объекта строительства без применения повышающего коэффициента 2,5 к ставке арендной платы.

Пунктом 2 данного решения Гришина И.Г. обязана внести изменения в договор аренды путем заключения с СГС дополнительного соглашения к договору аренды.

В пункте 3 решения указано Главному управлению Госкомзема Украины в г. Севастополе осуществить государственную регистрацию дополнительного соглашения к договору аренды.

ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация дополнительного соглашения, в соответствии с которым величина годовой арендной платы за пользование земельным участком на период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ 3 139 838 х 0,03 х 2,5:366 х 37 = 23 806,15 гривен, на период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ – 64 855,68 гривен, с ДД.ММ.ГГГГ составляет 156 991,93 гривен.

По акту приема-передачи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ участок передан Гришиной И.Г.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Ответчиком обязательства по уплате арендной платы не исполнялись надлежащим образом, в результате чего возникла задолженность по уплате арендной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что явилось основанием для предъявления данного иска. Доказательств обратного суду не представлено.

ДД.ММ.ГГГГ между Российской ФИО1 и Республикой Крым подписан Договор «О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», ратифицированный Российской ФИО1ДД.ММ.ГГГГ.

Со дня принятия в ФИО1 Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты — &lt,адрес&gt, и город федерального значения Севастополь (статья 2 Договора о принятии в РФ).

Согласно части 3 статьи 1 Федерального конституционного закона «О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от ДД.ММ.ГГГГ-ФКЗ (далее – Федеральный закон -ФКЗ) &lt,адрес&gt, считается принятой в ФИО1 с даты подписания договора между Российской ФИО1 и Республикой Крым о принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.

Спорный Договор был заключен сторонами на территории города Севастополя до ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из статьи 12 Федерального закона -ФКЗ, на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Принимая во внимание положения части 3 статьи 1, статьи 23 Федерального закона -ФКЗ, статей 4, 422, 1211 Гражданского кодекса Российской Федерации к вопросам правовой квалификации договора подлежит применению законодательство, действовавшее в период возникновения соответствующих правоотношений. Правоотношения, возникшие из заключенных до ДД.ММ.ГГГГ договоров, регулируются нормами материального права украинского законодательства, которое применяется в случае отсутствия противоречий с нормами ФИО1 законодательства. При таких обстоятельствах к спорным правоотношениям подлежат применению нормы гражданского законодательства Украины в случае, если они не противоречат нормам ФИО1 права.

Вышеуказанный договор по своей правовой природе является договором аренды, отношения по которому регулируются как законодательством Украины, так и главой 34 ГК РФ ввиду того, что правоотношения по указанному договору аренды земли являются длящимися: такие правоотношения возникли до ратификации договора «О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов» от ДД.ММ.ГГГГ и вступления в силу Федерального закона -ФКЗ и продолжают действовать по настоящее время.

Согласно части 2 статьи 31 Устава города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ЗС Правительство Севастополя является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти города Севастополя.

Согласно статье 2 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ЗС «О Правительстве Севастополя» (далее – -ЗС) Правительство Севастополя является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Севастополя, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Севастополя.

Согласно пункту 2 статьи 25 -ЗС Правительство Севастополя организует и осуществляет управление и распоряжение собственностью города Севастополя и контроль, за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующие органы исполнительной власти.

В соответствии со статьей 23 -ЗС Правительство Севастополя осуществляет свои полномочия непосредственно или через подведомственные ему исполнительные органы.

ДД.ММ.ГГГГ Правительством Севастополя принято постановление -ПП, в соответствии с которым утверждено Положение о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в новой редакции (далее – Положение).

Пунктом 1.1 Положения предусмотрено, что Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя — исполнительный орган государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжению государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти города Севастополя.

К основным задачам Департамента отнесены, в том числе проведение единой государственной политики в сфере управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами города Севастополя, осуществление управления и распоряжения имуществом и землями в пределах своей компетенции (пункты 2.1, 2.3 Положения).

Департамент осуществляет от имени города Севастополя управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Севастополя (пункт 4.2 Положения).

В соответствии с пунктом 1.8 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ПП, департамент является стороной правоотношений в сфере аренды, приватизации собственности города Севастополя, иных правоотношений имущественного характера, стороной в которых является город Севастополь, и корпоративных правоотношений, стороной в которых ранее являлся Фонд коммунального имущества Севастополя, Севастопольское региональное отделение Фонда государственного имущества Украины, в пределах законодательства города Севастополя.

Таким образом, права и обязанности арендодателя по договору, в силу указанных выше положений, перешли к ДИЗО, в связи с чем, последний является надлежащим истцом по делу.

В соответствии частями 1, 2 статьи 21 Закона Украины от ДД.ММ.ГГГГ-XIV «Об аренде земли» арендная плата за землю представляет собой платеж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком. Размер, форма и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются по соглашению сторон в договоре аренды (кроме сроков внесения арендной штаты за земельные участки государственной, и коммунальной собственности).

Исходя из части 1 статьи 632 Гражданского кодекса Украины (далее – ГК Украины), цена в договоре устанавливается по договоренности сторон. В случаях, определенных законом, применяются цены (тарифы, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Согласно пунктам 34, 35 части 1 статьи 26 Закона Украины «О местном самоуправлении» к исключительной компетенции городского совета входит принятие решений на пленарных заседаниях по вопросам регулирования земельных отношений, утверждение в соответствии с законом ставок земельного налога, размеров платы за пользование природными ресурсами, находящимися в собственности соответствующих территориальных общин.

В соответствии со статьей 13 Закона Украины «Об оценке земли» нормативная денежная оценка земельных участков проводится в случае: определения размера земельного налога, определения размера арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности.

В соответствии со статьей 18 Закона Украины «Об оценке земли» нормативная денежная оценка земельных участков проводится в соответствии с государственными стандартами, нормами, правилами, а также других нормативно-правовых актов на землях всех категорий и форм собственности. Нормативная денежная оценка земельных участков, расположенных в пределах населенных пунктов независимо от их целевого назначения, проводится не реже чем один раз в 5 — 7 лет.

В соответствии с частями 1 и 11 статьи 59 Закона Украины «О местном самоуправлении» Совет в пределах своих полномочий принимает нормативные акты в форме решений. Акты органов и должностных лиц местного самоуправления доводятся до сведения населения. По требованию граждан им может быть выдана копия соответствующих актов органов и должностных лиц местного самоуправления.

Акты совета, сельского, поселкового, городского председателя, председателя районного в городе совета, исполнительного комитета сельского, поселкового, городского, районного в городе (в случае его создания) совета, принятые в пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории органами исполнительной власти, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами, а также гражданами, постоянно или временно проживающих на соответствующей территории (часть 1 статьи 73 Закона Украины «О местном самоуправлении»).

Согласно статье 206 Земельного кодекса Украины от ДД.ММ.ГГГГ пользование землей является платным. Объектом платы за землю является земельный участок. Плата за землю взымается в соответствии с законом.

В соответствии со статьей 269 Налогового кодекса Украины плательщиком налога является собственники земельных участков, земельных долей (паев), землепользователи.

Размер и порядок платы за пользование земельными ресурсами, а также ответственность плательщиков и контроль за правильным исчислением и взиманием земельного налога определяются Налоговым кодексом Украины.

В статье 271 Налогового кодекса Украины указано, что базой налогообложения является нормативная денежная оценка земельных участков с учетом коэффициента индексации, определенного в соответствии с порядком, установленным этим разделом.

Расчет истца в части размера задолженности по арендной плате проверен судом и как обоснованный признан верным по размеру, контррасчет ответчиком не представлен.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о взыскании с Гришиной И.Г. задолженности по арендной плате за по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 3 192 328,28 рублей являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Относительно начисления истцом пеней по пункту 4.9 договора суд приходит к следующему выводу. Согласно поименованному пункту договора за несвоевременное внесение арендной платы взимается пеня в размере ставки пени за несвоевременную уплату земельного налога в соответствии с законодательством Украины.

В силу пункта 16.4.1 Закона Украины от ДД.ММ.ГГГГ-III «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» пеня насчитывается на сумму налогового долга (включая сумму штрафных санкций при их наличии) из расчета 120 процентов годовых учетной ставки Национального банка Украины, действующей на день возникновения такого налогового долга или на день его (его части) погашения, в зависимости от того, которая из величин таких ставок является большей, за каждый календарный день просрочки в его уплате.

Вместе с тем, этот Закон Украины утратил силу ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием Налогового кодекса Украины.

Согласно статье 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом, независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон. Однако действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена законная неустойка за нарушения денежного обязательства в сфере арендных правоотношений. Заявляя исковые требования о взыскании пени, установленной утратившим силу нормативным актом, истец в нарушение статьи 450 ГК РФ в одностороннем порядке пытается внести изменения в условия договора, что противоречит действующим положениям гражданского законодательства Российской Федерации об аренде. В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Севастополя -ПП задолженность по арендой плате за период, предшествующий ДД.ММ.ГГГГ, суммы штрафных санкции и других платежей по договорам аренды, не оплаченные по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, пересчитываются в рубли по курсу, установленному ЦБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ПП» определено, что с ДД.ММ.ГГГГ до момента приведения договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, и заключенных до ДД.ММ.ГГГГ, в соответствиями с требованиями Российской Федерации, арендная плата за такие земельные участки рассчитывается согласно условиям договоров аренды с применением нормативной денежной оценки земельных участков, действующих на территории города Севастополя с ДД.ММ.ГГГГ, переведенной в рубли по курсу, установленному ЦБ РФ на ДД.ММ.ГГГГ.

Вышеуказанные нормативные акты устанавливают порядок исчисления именно арендной платы, а не штрафных санкций. Пересчет в рубли возможен лишь суммы штрафных санкций, возникшей и не оплаченной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. При этом, порядок начисления штрафных санкций после ДД.ММ.ГГГГ законодатель не определил, а начисление законной неустойки за нарушения денежного обязательства в сфере арендных правоотношений ФИО1 законодательством не предусмотрено.

Таким образом, истцом насчитаны штрафные санкции, на основании Закона Украины, который с ДД.ММ.ГГГГ утратил силу, при этом, применена учетная ставка НБУ. Поскольку действующим законодательством определен порядок перерасчёта арендной платы и сумм штрафных санкций, возникших до ДД.ММ.ГГГГ в рубли, то базой для начисления каких — либо штрафных санкций может выступать лишь сумма, указанная в рублях. Поэтому начисление пени в размере учетной ставки НБУ на задолженность, которая определена с ДД.ММ.ГГГГ в рублях, в качестве базы недопустимо и противоречит нормативно-правовому регулированию в части применения меры ответственности за нарушения обязательств.

В этой связи иск ДИЗО в части указанных требований подлежит отклонению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Так как материалами данного дела подтверждено ответчиком нарушение сроков внесения арендной платы по договору в соответствующей сумме, то требование истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами является правомерным.

Суд проверил представленный ДИЗО расчет и признает его обоснованным и правильным по сумме.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных департаментом требований в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 408 970,14 рублей.

В соответствии со ст.98, 103 ГПК РФ подлежат взысканию с ответчика в доход бюджета государственная пошлина за рассмотрение искового заявления в размере 26 206,49 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя удовлетворить частично.

Взыскать с Гришиной Ирины Григорьевны в пользу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя задолженность по арендной плате по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 3 192 328,28 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 408 970,14 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Гришиной Ирины Григорьевны в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 26 206,49 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.

Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Гагаринского районного

суда г. Севастополя Н.Н. Кныш