Решение № 2-485/2022 от 09.06.2022 Фроловского городского суда (Волгоградская область)

УИД 34RS0-65

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 июня 2022 года

Фроловский городской суд в составе

председательствующего судьи Власовой М.Н.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев ДД.ММ.ГГГГ в открытом судебном заседании в городе гражданское дело по исковому заявлению Государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения по городу Фролово и » к ФИО1 о взыскании излишне выплаченных сумм социальных выплат в порядке наследования,

установил:

ГКУ «Центр социальной защиты населения по городу Фролово и » к ФИО1 о взыскании излишне выплаченных сумм социальных выплат в порядке наследования.

Указали что, ФИО3 состоял на учете получателей мер социальной поддержки в автоматизированной информационной системе «Социальный регистр населения » по категории «Инвалиды общего заболевания 3 группы» с ДД.ММ.ГГГГ и истец предоставлял ему меры социальной поддержки.

ФИО3 ежемесячная ЕДВ по оплате ЖКУ была назначена истцом распоряжением –расчетом о назначении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГФИО3 было подано заявление об изменении обстоятельств, в связи с изменением места жительства. Решением о назначении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГФИО3 с 01.04.20100 года была назначена ЕДВ на оплату ЖКУ …. ежемесячно.

С ДД.ММ.ГГГГФИО3 была назначена сумма ЕДВ на оплату ЖКУ …. ежемесячно. Также назначена доплата за 2016 год …. рублей. С ДД.ММ.ГГГГФИО3 была назначена сумма ЕДВ на оплату ЖКУ …. ежемесячно. Также назначена доплата за 2017 год ДД.ММ.ГГГГ.

С ДД.ММ.ГГГГФИО3 была назначена сумма ЕДВ на оплату ЖКУ …. ежемесячно.

ДД.ММ.ГГГГФИО3 умер на территории государства Украина, ГКУ «ЦСЗН по и » данный факт стал известен ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ прекращено предоставление ФИО3 ер социальной поддержки.

В результате произведённого перерасчета за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумма ЕДВ на оплату ЖКУ проавансированная сверх объема мер социальной поддержки составила 7434 рублей, которую просили взыскать с наследника умершего ФИО3

ДД.ММ.ГГГГ определением суда к участию в деле в качестве ответчика привлечена ФИО1.

В судебное заседание представитель ГКУ «ЦСЗН по и » не явился, о дате времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, обратились в суд с заявлением о рассмотрение дела в отсутствие их представителя. Исковые требования просили удовлетворить.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, в соответствии с письмом УФПС –филиала АО «Почта России» от ДД.ММ.ГГГГ.1.1.1-01/102 Почта России временно прекращает прием отправления на Украину в связи с остановкой работы Укрпошты и закрытием прямого почтового обмена между странами. Препровождение материалов украинской стороне в рамках международной правовой помощи не представляется возможным.

Учитывая отсутствие возможности надлежащего извещения ответчика о дате, времени и месте рассмотрения дела, по причине остановки работы Укрпошты, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие ответчика ФИО1

Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также пункта 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.

Российская Федерация — это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (далее — Федеральный закон О социальной защите инвалидов в Российской Федерации) в целях обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации предусмотрены меры социальной защиты инвалидов.

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона О социальной защите инвалидов в Российской Федерации социальная поддержка инвалидов — это система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

К числу мер социальной поддержки инвалидов Федеральным законом О социальной защите инвалидов в Российской Федерации отнесено в том числе предоставление мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (статья 17 Федерального закона О социальной защите инвалидов в Российской Федерации).

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

В соответствии со статьей 28.2 Федерального закона О социальной защите инвалидов в Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

Согласно статье 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).

По смыслу статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг — это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (пункт 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 22 О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности).

В предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, включая инвалидов, осуществляется в соответствии с от ДД.ММ.ГГГГ N 1735-ОД О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан.

Согласно части 1 статьи 1 названного закона меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории , предоставляются в форме ежегодных и ежемесячных денежных выплат на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ….

…. осуществляется в порядке, установленном . Меры социальной поддержки на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (статья от ДД.ММ.ГГГГ N 1735-ОД О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан).

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 478-п утвержден Порядок предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан (далее — Порядок).

К числу граждан, на которых распространяется данный порядок, как следует из содержания его пункта 1.2, относятся инвалиды.

Меры социальной поддержки предоставляются центрами социальной защиты населения в форме ежемесячной денежной выплаты на компенсацию части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (абзацы первый, второй пункта 1.3 Порядка).

Меры социальной поддержки назначаются гражданину на одно жилое помещение, являющееся его местом жительства (пребывания) (пункт 1.4 Порядка).

Меры социальной поддержки назначаются гражданину при отсутствии у него задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданином соглашений по ее погашению (пункт 1.5 Порядка).

В целях выявления обстоятельств, влияющих на право получения ежемесячной денежной выплаты на компенсацию части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, комитет социальной защиты населения обеспечивает информационное взаимодействие центров социальной защиты населения с организациями, предоставляющими гражданам жилищно-коммунальные услуги, в том числе путем заключения соответствующих соглашений (пункт 3.2 Порядка).

Пунктом 3.3 Порядка определено, что решение о приостановлении, прекращении выплаты ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, ее перерасчете принимается центром социальной защиты населения не позднее пяти рабочих дней со дня поступления соответствующего заявления гражданина или установления центром социальной защиты населения соответствующих обстоятельств. О принятом решении гражданин, являющийся получателем ежемесячной денежной выплаты, уведомляется не позднее пяти рабочих дней со дня его принятия с указанием причин, послуживших основанием для принятия решения, и документов, необходимых для возобновления выплаты ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В пункте 3.4 Порядка перечислены обстоятельства, при возникновении которых выплата ежемесячной денежной выплаты на компенсацию части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг приостанавливается. К таким обстоятельствам относится в том числе наличие задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг за три и более месяца и отсутствие соглашения о погашении задолженности или неисполнение указанного соглашения (подпункт в пункта 3.4 Порядка).

По смыслу положений пункта 3.6 Порядка, предоставление гражданину ежемесячной денежной выплаты на компенсацию части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг возобновляется центром социальной защиты населения в случае получения им в рамках информационного взаимодействия сведений об отсутствии у гражданина задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг либо в случае заключения и (или) выполнения гражданином соглашений по ее погашению. При этом гражданин, являющийся получателем ежемесячной денежной выплаты на компенсацию части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, вправе самостоятельно представить документы, подтверждающие отсутствие задолженности, или соглашение о ее погашении. Возобновление предоставления гражданину ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится, если со дня ее приостановления прошло не более трех лет.

ФИО3 состоял на учете в ГКУ «Центр социальной защиты населения по городу Фролово и » в качестве получателя мер социальной поддержки в автоматизированной информационной системе «Социальный регистр населения » по категории «Инвалиды общего заболевания 3 группы» с ДД.ММ.ГГГГ….

ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением ГКУ «Центр социальной защиты населения по городу Фролово и » ФИО3 была назначена ежемесячная ЕДВ по оплате ЖКУ по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ….

ДД.ММ.ГГГГФИО3 было подано заявление в ГКУ «Центр социальной защиты населения по городу Фролово и » об изменении обстоятельств, в связи с изменением места жительства. Решением о назначении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГФИО3 с 01.04.20100 года была назначена ЕДВ на оплату ЖКУ …. ежемесячно ДД.ММ.ГГГГ

С ДД.ММ.ГГГГФИО3 была назначена сумма ЕДВ на оплату ЖКУ …. ежемесячно. Также назначена доплата за 2016 год …. рублей. С ДД.ММ.ГГГГФИО3 была назначена сумма ЕДВ на оплату ЖКУ ДД.ММ.ГГГГ ежемесячно. Также назначена доплата за 2017 год …..

С ДД.ММ.ГГГГФИО3 была назначена сумма ЕДВ на оплату ЖКУ ДД.ММ.ГГГГ ежемесячно ДД.ММ.ГГГГ

ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ, место смерти –Волынский ….

На основании решения ГКУ «Центр социальной защиты населения по городу Фролово и » от ДД.ММ.ГГГГ прекращена ежемесячная денежная выплата на компенсацию части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ….

На основании пункта 1 статьи 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Согласно ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.

В соответствии с п. 1 ст. 1175 ГК РФ, каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.

Из разъяснений, данных в п. 58 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 9 от ДД.ММ.ГГГГ О судебной практике по делам о наследовании под долгами, по которым отвечают наследники, следует понимать все имевшиеся у наследодателя к моменту открытия наследства обязательства, не прекращающиеся смертью должника (ст. 418 ГК РФ), независимо от наступления срока их исполнения, а равно от времени их выявления и осведомленности о них наследников при принятии наследства.

Ответственность по долгам наследодателя несут все принявшие наследство наследники независимо от основания наследования и способа принятия наследства (п. 60 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 9 от ДД.ММ.ГГГГ О судебной практике по делам о наследовании).

Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 9 О судебной практике по делам о наследовании стоимость перешедшего к наследникам имущества, пределами которой ограничена их ответственность по долгам наследодателя, определяется его рыночной стоимостью на время открытия наследства вне зависимости от ее последующего изменения ко времени рассмотрения дела судом.

Поскольку смерть должника не влечет прекращения обязательств по заключенному им договору, наследник, принявший наследство, становится должником и несет обязанности по их исполнению со дня открытия наследства (например, в случае, если наследодателем был заключен кредитный договор, обязанности по возврату денежной суммы, полученной наследодателем, и уплате процентов на нее).

Из положений приведенных выше норм права следует, что наследник должника при условии принятия им наследства становится должником перед кредитором в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.

Как следует из наследственного дела к имуществу умершего ФИО3, с заявлением о принятии наследства обратилась супруга ФИО1, которой нотариусом выдано свидетельство о праве на наследство по закону.

Таким образом, ФИО1 принявшая наследство после смерти супруга, становится должником перед истцом и несет обязанность по исполнению обязательства наследодателя со дня открытия наследства.

В состав наследственной массы имущества, принадлежащего ФИО3 на день смерти ДД.ММ.ГГГГ, входит:

-жилой дом и земельный участок по адресу ,

денежные средства в ПАО Сбербанк № счета 42307.8ДД.ММ.ГГГГ.2751530 ДД.ММ.ГГГГ, счете .8ДД.ММ.ГГГГ.2601220 ДД.ММ.ГГГГ, счете .8ДД.ММ.ГГГГ.2777274 ДД.ММ.ГГГГ

Согласно компьютерной базе данных ФИС ГИБДД-М за ФИО3, 1951 года автомототранспорт не зарегистрирован.

В результате произведённого перерасчета за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумма ЕДВ на оплату ЖКУ проавансированная сверх объема мер социальной поддержки составила 7434 рублей ….

Доказательств, свидетельствующих об ином размере задолженности ответчиком в материалы дела не представлено, равно как и не представлено доказательств, свидетельствующих о частичном либо полном погашении задолженности.

Принимая во внимание, что ответчик ФИО1 является единственным наследником, принявшим наследство после смерти супруга ФИО3 размер задолженности по излишне выплаченным суммам мер социальной поддержки ФИО3 не превышает общую стоимость наследственного имущества, в состав которого в том числе входит недвижимое имущество (жилой дом и земельный участок по адресу ), рыночная стоимость которых значительно превышает размер излишне выплаченных сумм, суд приходит к выводу об удовлетворении требований ГКУ «Центр социальной защиты населения по городу Фролово и » к ФИО1 о взыскании излишне выплаченных сумм социальных выплат в порядке наследования.

Учитывая, что рыночная стоимость недвижимого имущества значительно превышает размер долга 7434 рублей, назначение судебной оценочной экспертизы в данном случае считает нецелесообразным.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ с учетом удовлетворенных требования, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета …. 400 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения по городу Фролово и » к ФИО1 о взыскании излишне выплаченных сумм социальных выплат в порядке наследования, — удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения по городу Фролово и » излишне выплаченные денежные средства …. 7434 рублей.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину …. 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Фроловский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Власова М.Н.