Решение № 2-570/18 от 31.07.2018 Балтачевского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2-570/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 июля 2018 года с. Старобалтачево

Балтачевский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:

Председательствующего судьи Якупова А.Т.,

с участием истца Яниева Д.Б. и его представителя Гисматуллина И.К.

представителя ответчика администрации МР Балтачевский район РБ Мардановой Э.Р. (по доверенности),

помощника прокурора Балтачевского района РБ Хайруллина Д.М.,

представителя органа опеки и попечительства Хайруллиной Г.Х. (по доверенности),

при секретаре Гараевой Г.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Яниева Д. Б. к администрации МР Балтачевский район РБ о восстановлении срока на включение в список детей сирот оставшихся без попечения родителей, подлежащие обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого фонда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 Д.Б. обратился в суд с исковым заявлением к администрации МР Балтачевский район РБ о восстановлении срока на включение в список детей сирот оставшихся без попечения родителей, подлежащие обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого фонда.

В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением к главе Администрации МР Балтачевский район РБ и на что получил отказ, в связи с отсутствием законных оснований для включения в список, так как прошел возрастной срок для такого обращения, а именно с 18 до 23 лет. Истец не согласен с таким отказом, так как согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленного из архива Детского дома &lt,адрес&gt,), Яниев Д.Б. находился в данном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ на полном государственном обеспечении, после смерти матери ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ. Отец ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ Наличие данных документов указывает на то, что Яниев Д.Б. в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения обоих родителей. В дальнейшем истец обучался и проживал &lt,адрес&gt, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец Яниев Д.Б. и его представитель Гисматуллин И.К. исковые требования поддержали по указанным в иске основаниям, пояснили, что Яниев Д.Б. относился к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, своевременно не был включен в список нуждающихся в обеспечении жилым помещением и не был обеспечен жилым помещением. Согласно ответа на заявление истца Администрация МР Балтачевский район РБ, не указал, что данные гарантии в отношении него в свое время были предоставлены или предоставлялись и он отказался от этих гарантий, а именно жилое помещение. С момента отчисления из &lt,адрес&gt,Яниев Д.Б. ни разу не встречался с сотрудниками отдела по опеке попечительства, о наличии каких-либо гарантий государством в отношении его, как сирота, оставшийся без попечения родителей, в связи с их смертью, не был проинформирован. Просили восстановить срок на включение в список детей сирот оставшихся без попечения родителей, подлежащие обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого фонда.

Представитель ответчика администрации муниципального района Балтачевский район РБ Марданова Э.Р. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что истец впервые обратился с заявлением о предоставлении жилья лишь ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, сектора опеки и попечительства администрации муниципального района Балтачевский район Хайруллина Г.Х., действующая на основании доверенности, полагала в удовлетворении иска отказать.

Выслушав сторон, помощника прокурора Хайруллина Д.М., полгавшего иск не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащим отказу, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации (далее — СК РФ) защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Указанные положения закона, устанавливающие открытый перечень оснований для отнесения несовершеннолетних к категории детей, оставшихся без попечения родителей, а также обязанность государственных органов выявлять таких детей и обеспечивать защиту их прав и интересов, направлены на наиболее полный учет жизненных обстоятельств, следствием которых является фактическое отсутствие у несовершеннолетнего ребенка родительского попечения и необходимость осуществления государством защиты его прав и интересов.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее — ЖК РФ) и Федеральном законе от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Судом со слов истца достоверно установлено и подтверждается материалами дела следующее.

Согласно свидетельства о рождении , выданной Кунтугушевским Балтачевским отделом ЗАГСа, БАССР от ДД.ММ.ГГГГ, родителями Яниева Д. Б. являются ФИО1 и ФИО2 ()

Согласно свидетельств о смерти , выданной Кунтугушевским с/советом Балтачевского района БАССР от ДД.ММ.ГГГГ и , выданной Старотимкинским с/советом Сейтяковский райбюро ЗАГС от ДД.ММ.ГГГГФИО2, умерла ДД.ММ.ГГГГ, а ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, соответственно (

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Яниеву Д.Б. директором детского дома &lt,адрес&gt,, истец Яниев Д.Б. действительно находился в Государственном бюджетном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом &lt,адрес&gt, РБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ().

ДД.ММ.ГГГГ истец поступил учиться в &lt,адрес&gt,.

ДД.ММ.ГГГГ отчислен в связи с пропуском занятий.

ДД.ММ.ГГГГ году поступил учиться в &lt,адрес&gt, и, проучившись 2 месяца, учебу бросил.

В тот же год – ДД.ММ.ГГГГ году уехал жить в &lt,данные изъяты&gt, к родственникам.

ДД.ММ.ГГГГ году вернулся в Россию в дом родителей по адресу: &lt,адрес&gt,, где проживает по настоящее время.

Из письма от ДД.ММ.ГГГГ заместителя главы администрации МР &lt,адрес&gt, РБ ФИО5., истец ФИО1 Д.Б. действительно находился в Государственном бюджетном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом &lt,адрес&gt, РБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 Д.Б. в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ч.1 ст.8 Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998 № 188-з «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в муниципальном районе &lt,адрес&gt, Республики Башкортостан не состоит.

Согласно выписки из домовой книги, выданной администрацией сельского поселения Кунтугушевский сельсовет МР Балтачевский район РБ истец ФИО1 Д.Б. является владельцем жилого дома, расположенного по адресу: &lt,адрес&gt,, общая площадь дома составляет кв.м., жилая площадь составляет кв.м. По указанному адресу зарегистрированы истец Яниев Д.Б., супруга ФИО3, трое сыновей &lt,данные изъяты&gt,

Согласно письма главы Администрации муниципального района Балтачевский район РБ ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещения по муниципальному району Балтачевский район РБ, в связи с отсутствием законных оснований для включения в список и предоставления жилого помещения (

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с частью 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьей 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Положения абзаца 3 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей закрепляют для целей данного Закона понятие дети, оставшиеся без попечения родителей и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.В частности, к числу детей-сирот относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно пункта 9 статьи 8 вышеназванного Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В силу статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (01 января 2013 года).

Исходя из положений вышеприведенного Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, распространяется на лиц указанной категории, не достигших возраста 23 лет либо вставших на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения до достижения указанного возраста.

По смыслу положений части 2 статьи 52 ЖК РФ, вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилье носит заявительный характер, поэтому предусмотрено, что если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям, то по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Как видно из материалов дела, истец Яниев Д.Б.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, возраста 23 лет достиг ДД.ММ.ГГГГ.

В нарушение положений статьи 56 ГПК РФ Яниев Д.Б. не представил суду доказательств уважительности причин, в силу которых он своевременно не встал (не была поставлен) на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, равно как и доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств, объективно препятствующих ему обратиться с заявлением о постановке на учет до достижения возврата 23 лет.

Доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших обращению истца в компетентный орган по вопросу постановки его на учет, в период с 18 до 23 лет, материалы дела не содержат.

Учитывая доводы истца и представленные доказательства, а также то, что обращение с заявлением о включении в список имело место по прошествии длительного времени после достижения 23 лет, поэтому оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Кроме того, судом установлено, что Яниев Д.Б. приобрел право собственности на земельный участок по адресу: &lt,адрес&gt, площадью кв.м. на основании выписки из похозяйственной книги, на котором расположен жилой дом, площадью кв.м., т.е. фактически принял наследство после смерти родителей на основании ч.2 ст. 1153 ГК РФ. Не оформление документально права собственности на указанный жилой дом, по мнению суда, не имеет юридического значения для правильного разрешения спора, поскольку данное обстоятельство является правом, а не обязанностью истца.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Яниева Д. Б. к администрации муниципального района Балтачевский район РБ о восстановлении срока на включение в список детей сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащие обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого фонда, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РБ через Балтачевский межрайонный суд РБ в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть с 31.07.2018.

Председательствующий А.Т.Якупов