Решение № 2-724/202244М0002-01-2021-002659-91 от 09.06.2022 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

09 июня 2022 года

Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Тележкиной О.Д. при секретаре Быстряковой Н.Е. с участием представителя истца ФИО4, ответчика Шиховцева ФИО11 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ПАО «Территориальная генерирующая компания №2» к Шиховцеву ФИО12 о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию и по встречному иску Шиховцева ФИО13 к ПАО «Территориальная генерирующая компания №2» о понуждении к перерасчету начисленной платы услугу теплоснабжения,

УСТАНОВИЛ:

ПАО «Территориальная генерирующая компания № 2» (далее ПАО «ТГК-2») обратилось к мировому судье судебного участка № 2 Свердловского судебного района г. Костромы с иском к Шиховцевой ФИО14, Шиховцеву ФИО15 о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию. В обоснование заявленных требований указано, что истец осуществляет поставку тепловой энергии, в том числе для целей оказания коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения гражданам, проживающим в многоквартирных и частных домах. По адресу: способ управления многоквартирным домом не определен. В связи с этим, согласно п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, ПАО «Территориальная генерирующая компания № 2» является исполнителем коммунальных услуг. Согласно выписке из ЕГРН, справке из МКУ «Центр регистрации граждан», Шиховцева ФИО16. является собственником жилого помещения по адресу: , Шиховцев ФИО17. – членом семьи собственника квартиры. В соответствии со ст.ст. 153-155 Жилищного кодекса РФ собственники обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги отопления. На момент предъявления иска ответчиками не произведена оплата за период с по на сумму 22977,69 руб. В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается. До настоящего момента задолженность не погашена. На основании изложенного истец просил взыскать в солидарном порядке с Шиховцевой ФИО19., Шиховцева ФИО18. в пользу ПАО «ТГК-2» задолженность за потребленную тепловую энергию за период с по в сумме 22977,69 руб., расходы по уплате госпошлины 889,33 руб.

В связи со смертью Шиховцевой ФИО20. ПАО «ТГК-2» уточнило исковые требования, просит взыскать с Шиховцева ФИО21. в пользу ПАО «ТГК-2» задолженность за потребленную тепловую энергию за период с по в сумме 22977,69 руб., расходы по уплате госпошлины 889,33 руб.

Определением мирового судьи судебного участка № 2 Свердловского судебного района г.Костромы от 30.11.2021 гражданское дело по иску ПАО «ТГК-2» к Шиховцеву ФИО22. о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию передано для рассмотрения по подсудности в Свердловский районный суд г.Костромы.

Шиховцев ФИО23. обратился со встречным иском к ПАО «ТГК-2» о понуждении к перерасчету стоимости услуги теплоснабжения. В обоснование заявленных требований указал, что при расчете стоимости данной услуги по нормативам, установленным для 3-этажных домов, задолженности нет, есть даже небольшая переплата. Задолженность возникает, если рассчитывать стоимость услуги по нормативам, установленным для 2-этажных домов. ПАО «ТГК-2» полагает, что в – 2-этажный, исходя из данных системы ГИС ЖКХ. Эти данные попали в систему ГИС ЖКХ из данных Росреестра, а туда – в ходе исполнения госконтракта в 2010 году от ОГБУ «Костромаоблкадастр – Областное БТИ» на основании техпаспорта указанного дома, изготовленного в 1971 году. Вся эта последовательность учетных действий названных региональных и федеральных учреждений проходила вне сведения собственников квартир указанного дома, а лицом, правомочным подавать сведения об этажности в государственные учетные системы, в данном случае является Администрация (поскольку собственниками выбран способ непосредственного управления общим имуществом). При осуществлении этих действий данные техпаспорта 1971 года воспринимались указанными учреждениями и органами власти некритически, без учета изменений в нормах, регулирующих вопрос определения этажности жилых домов. В в имеется мезонин, содержащий жилое помещение (эта квартира является отдельным подъездом дома — старинного здания-памятника). В данных технического учета, тиражирующихся в различных информационных системах и базах, раздел об этажности данного дома обычно формируется так: дом имеет два этажа и мезонин. Мезонин должен учитываться как этаж при определении этажности жилого дома, аргументы чему изложены в отзыве на иск. На основании изложенного просит рассмотреть по существу спор об этажности в и обязать ПАО «ТГК-2» произвести перерасчет стоимости услуги теплоснабжения в по нормативам, установленным для 3-этажных домов, за весь период применения нормативов, установленных для 2-этажных домов (с по ), взыскать с ПАО «ТГК-2» расходы по оплате госпошлины 300 руб.

В судебном заседании представитель истца ПАО «ТГК-2» по доверенности ФИО5 исковые требования поддержала, встречный иск не признала. Пояснила, что расчет начислений производился для 2-этажного дома, исходя из данных ГИС ЖКХ, истец проживает в 2-этажной части дома. Полагала, что в случае признания -этажным данная характеристика может приниматься в расчетах начислений за услугу отопления с момента внесения в ЕГРН. Разница нормативов теплопотребления для 2-этажных и 3-этажных домов обусловлена меньшим теплопотреблением для обогрева вышерасположенных этажей.

Ответчик Шиховцев ФИО24 исковые требования ПАО «ТГК-2» не признал, поддержал встречный иск по изложенным в нем основаниям. В отзыве на иск ПАО «ТГК-2» указал, что в истории начислений и платежей, приложенной к исковому заявлению, истец верно привёл суммы платежей за период с сентября 2019 по ноябрь 2020 года включительно за потреблённую тепловую энергию (по лицевому счёту ) на цели отопления в . Однако начисления в этом документе приведены неверно (с завышением). в не оборудован общедомовым прибором учёта тепловой энергии, в квартирах дома также нет таких приборов, ввиду этого начисления за потреблённую тепловую энергию должны производиться по нормативу. Норматив установлен Постановлением Департамента ТЭК и ЖКХ от -НП в зависимости от года постройки и этажности дома, в единицах Гкал/м2 в месяц. в постройки до 1917 года является 3-этажным, для таких домов норматив установлен в размере 0,0291 Гкал/м2 в месяц. Однако ПАО «ТГК-2» в своих начислениях применяет норматив, установленный для 2-этажных домов, в размере 0,0466 Гкал/м2 в месяц. Обратив внимание на это обстоятельство в начале отопительного сезона 2019-2020 годов, ответчик пытался восстановить справедливость путём переписки с различными инстанциями. ПАО «ТГК-2» сослалось, что сведения об этажности дома взяло из ГИС ЖКХ, представители этой базы разъяснили, что данные об этажности дома получены от администрации , которая правомочна их изменить, из администрации сообщили, что данные взяли из документов ОГБУ «Костромаоблкадастр — Областное БТИ» середины 1990-х годов, воспроизводящих техпаспорт, составленный в 1971 году. Довод ответчика об изменении нормативной базы в части определения этажности проигнорирован. Внести исправления в базу данных ГИС ЖКХ администрация отказалась, аргументировав, что 3 этаж дома — неполноценный. Не разрешив спор путём переписки, ответчик принял решение самостоятельно исчислять объём потреблённой тепловой энергии путём умножения площади на 0,0291 Гкал/м2 в месяц (норматив для 3-этажных домов) и на тариф за 1 Гкал, указываемый в квитанциях, поступающих от ПАО «ТГК-2». Из полученной суммы вычитал суммы мер социальной поддержки, которые указывались в квитанциях, поступающих от ПАО «ТГК -2» и остальную часть суммы оплачивал в кассу ПАО «ТГК-2». Из его расчёта следует, что имеется переплата, а не задолженность за потреблённую услугу отопления указанной квартиры за период с сентября 2019 по ноябрь 2020 года включительно. Дом является 3-этажным, поскольку имеет 2 полных надземных этажа и мезонин, образующий 3 этаж. Согласно справке Костромского городского БТИ о данных технического учёта от , в мезонине расположены жилое помещение 5 и коридор 6 . Квартира 8, расположенная в 3 этажах (2 этажа + мезонин), является отдельным подъездом дома, не сообщаясь с другими подъездами и квартирами. В пользу того, что мезонины жилых домов являются этажами и учитываются при определении этажности есть указания в федеральных и муниципальных нормативных актах, такой позиции держится Минстрой РФИО6 землепользования и застройки в п/п. «в» п. 4.3.3 сказано: «этажность (количество надземных этажей) — 1-2-3 этажа, включая цокольный, мансардный, мезонин». Представил контррасчет начислений за спорный период, исходя из которого сумма начислений за отопление квартиры по нормативу для 2-этажных домов составит 52456,29 руб. при сумме внесенных Шиховцевым ФИО25. платежей 53570,40 руб. Пояснил в судебном заседании, что в соответствии с позицией, изложенной в апелляционном определении Свердловского районного суда г. Костромы по делу № 11-6/2022, по его заказу кадастровым инженером подготовлен технический план дома с указанием переменного количества этажей 2-3, при этом этажность следует определять по максимальному значению. Для внесения соответствующих изменений в характеристики дома в ЕГРН в органы Росреестра не обращался, намерен это сделать после разрешения судебных дел. Согласие собственников многоквартирного дома имеется. При общении со специалистами в области кадастровой деятельности последние поддержали его позицию, что мезонин следует считать этажом, аналогичная позиция изложена в представленных по его запросам разъяснениях Минстроя России. Положения Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации не подлежат применению с 2012 года в связи с иным определением этажности. В рамках настоящего дела нахождение мезонина в иной части дома, чем расположена принадлежащая ему квартира, не имеет правового значения.

Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований Управления Росреестра по Костромской области, ОГБУ «Костромаоблкадастр – Областное БТИ», ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Костромской области, Департамент строительства, ЖКХ и ТЭК по Костромской области в судебном заседании не участвуют.

В отзыве на иск директор филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области ФИО7 указала, что согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами. В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), утвержденному постановлением Правительства РФ от , данными полномочиями наделен Росреестр. На территории функции и полномочия Росреестра осуществляет Управление Росреестра по . На государственный кадастровый учет поставлено здание (многоквартирный дом) с кадастровым номером как ранее учтенное, расположенное по адресу: , площадью 600,8 кв.м., количество этажей (в том числе подземных)-2. Данный объект включен в реестр объектов культурного наследия или является выявленным объектом. Решение по делу оставила на усмотрение суда ввиду отсутствия заинтересованности по делу.

Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Аналогичные положения содержатся в статье 30 ЖК РФ, ч. 3 которой возлагает бремя содержания жилого помещения на собственника.

Статьей 153 ЖК РФ установлено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

В силу ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее — иной специализированный потребительский кооператив).

Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, либо управление которым осуществляет управляющая организация на основании части 17 статьи 161 Жилищного кодекса Федерации, — со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил, а в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией на основании части 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации — со дня внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением соответствующего договора управления таким домом.

Судом установлено, Шиховцеву ФИО26. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от (в порядке наследования после матери ФИО1, умершей ) на праве собственности принадлежит жилое помещение по адресу: площадью 93,2 кв.м.

Согласно п. 1 ст. 1175 ГК РФ, наследник, принявший наследство, отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.

Кроме того, в спорный период Шиховцев ФИО27. был зарегистрирован по месту жительства и проживал в указанной квартире в качестве члена семьи собственника, в связи с чем несет обязанность по оплате коммунальных услуг солидарно с собственником в силу ч. 3 ст. 31 ЖК РФ.

Способ управления многоквартирным домом, расположенным по указанному адресу, не определен, размер платы за услугу «отопление» определяется исходя из норматива потребления.

По данным ПАО «ТГК-2», оказывающего данную услугу, задолженность по оплате услуги «отопление» в квартире по указанному адресу за период с по составляет 22977,69 руб.

Постановлением Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от 27.02.2017 N 2-нп (ред. от 01.03.2018) «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирных домах и жилых домах на территории Костромской области» установлен норматив потребления для 2-этажных домов застройки до 1999 года в размере — 0,0466 Гкал/м2 , который в рассматриваемом случае применен ПАО «ТГК-2» при расчете платы за услугу отопления.

Шиховцев ФИО28. не согласен с расчетом платы за коммунальную услугу отопление, в связи с чем в спорный период рассчитывал и оплачивал ее по нормативу для 3-этажных домов (0,02991 Гкал/м2 в соответствии с постановлением Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от 27.02.2017 N 2-нп), полагая, что имеющийся в доме мезонин позволяет рассматривать здание как 3-этажное.

В целях осуществления внесения изменений об этажности дома в официальные базы данных и перерасчета платы за услугу отопления Шиховцев ФИО29. обращался посредством ГИС ЖКХ и направления письменных обращений в Управление Росреестра по Костромской области, ресурсоснабжающие организации, органы местного самоуправления.

На обращения Шиховцева ФИО30 в ГИС ЖКХ разъяснено, что информация в отношении домов в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления многоквартирным домом, размещается органами местного самоуправления в составе сведений, предусмотренных разделом 7 Состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в ГИС ЖКХ, утвержденных совместным приказом Минкомсвязи России и Минстроя России от / размещении в ГИС ЖКХ информации об объекте жилищного фонда количество этажей указывается в соответствии с техническим паспортом.

На обращение Шиховцева ФИО31. об исправлении реестровой ошибки в связи с наличием мезонина в многоквартирном доме и определении его этажности по наибольшему количеству этажей в здании в соответствии с Инструкции о проведении учета жилищного фонда в РФ в ответах Управления Росреестра по Костромской области от 14.10.2021, 11.11.2021 указано, что сведения об объекте недвижимого имущества с кадастровым номером 44:27:040705:30 (вид объекта – здание, назначение здания – многоквартирный дом, общая площадь 600,8 кв.м., количество этажей (в том числе подземных)-2), расположенном по адресу: внесены в ЕГРН по результатам реализации Государственного контракта от Д «Обеспечение условий перехода к государственному кадастровому учету зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства к 2013 году (1 этап)» на основании технического паспорта инв. . В соответствии с поступившим ответом из ОГБУ «Костромаоблкадастр – Областное БТИ», согласно материалам инвентарного дела по состоянию на дату составления технического паспорта количество этажей многоквартирного дома – 2, кроме того, имеется мезонин. Согласно Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации и СНиП 31-01-2003, в отличие от мансарды, мезонин не входит в перечень этажей жилого здания. При этом, в соответствии с действующим законодательством площадь мезонина учитывается в общую площадь здания.

В ответе ПАО «ТГК-2» от указано, что по данным ГИС ЖКХ этажность многоквартирного дома по адресу: составляет 2 этажа, в связи с чем причины для корректировки норматива по коммунальной услуге отопление отсутствуют.

Согласно ответам Управления ЖКХ Администрации от , в соответствии с техническим паспортом, составленным по состоянию на , многоквартирный дом по адресу: имеет 2 этажа. Указанная в обращении надстройка не является полноценным этажом. Согласно Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя РФ от , мезонин – надстройка, возвышающаяся над общей крышей жилого дома, которая по площади меньше нижележащего этажа.

Согласно ответу Минстроя России от , в документах строительного нормирования отсутствует термин «мезонинный этаж жилого дома». В зависимости от расположения жилых помещений данный этаж может быть отнесен к мансардному этажу если над частью площади помещений располагается кровля здания, или может являться верхним этажом жилого здания, в том числе этажом с наклонными, ограждающими конструкциями. Согласно положениям п. А.1.7 приложения А «Правила определения площади здания и его помещений, площади застройки, этажности и строительного объема» СП 54.13330.2016 «СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные» при определении этажности здания учитываются все надземные этажи, в том числе технический этаж, мансардный, а также цокольный этаж, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м. При различном числе этажей в разных частях здания, этажность определяется отдельно для каждой части здания. Положения СП 54.13330.2016 включены в состав Перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12. 2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный приказом Госстандарта от 17.04.2019 № 831.

Федеральное автономное учреждение «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве» в ответе от 07.02.2022 указало, что положениями пунктов 3.10 и 3.19 СП 55.13330.2016 «СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные» установлены термины: мезонин — комната и/или вспомогательное помещение надстройки на перекрытии чердака или мансарды, выступающее в конструкции крыши (п. 3.10), этаж дома — часть дома между высотными отметками верха перекрытия (или пола по грунту) и верха вышерасположенного перекрытия (покрытия кровли) с высотой помещений, равной и превышающей 1,8 м (п. 3.19). При этом, согласно пункту 4.2.1 СП 55.13330.2016 правила определения площадей помещений, площади здания, этажности и строительного объема одноквартирных (блокированных жилых домов) вне зависимости от форм собственности следует принимать согласно приложению А СП 54.13330.2016. Также методы подсчета площадей и строительного объема приведены в Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации. В свою очередь, мезонин как разновидность помещения, включенного в пространство, в котором оно расположено и имеющего высоту в чистоте 1,8 м. и более, является этажом и учитывается при определении количества этажей, площадь такого помещения учитывается в общей площади здания.

Согласно сведениям ЕГРН, помещение, расположенное по адресу: находится на 1 этаже здания, имеет кадастровый . Здание по указанному адресу – многоквартирный дом, общая площадь 600,8 кв.м., количество этажей (в том числе подземных) – 2.

В справке ОГБУ «Костромаоблкадастр — областное БТИ» от № ИС-5540 содержатся сведения, что согласно материалам инвентарного дела , многоквартирный дом, расположенный по адресу: является 2-этажным, кроме того имеется мезонин.

Опрошенная в судебном заседании в качестве специалиста инженер отдела кадастровых работ и технической инвентаризации ОГКУ «Костромаоблкадастр-Областное БТИ» ФИО8 пояснила, что в соответствии с Инструкцией проведения учета жилищного фонда в РФ мезонин не является этажом и не подлежит учету при определении количества этажей здания.

В производстве Свердловского районного суда г. Костромы находилось гражданское дело № 11-6/2022 по апелляционное жалобе Шиховцева ФИО32. на решение мирового судьи судебного участка № 2 Свердловского судебного района г. Костромы от 02.09.2021 по гражданскому делу по иску ПАО «Территориальная генерирующая компания №2» к Шиховцеву ФИО33. о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию в том же доме по адресу: . Указанным решением мирового судьи исковые требования ПАО «ТГК-2» были удовлетворены.

В рамках рассмотрения апелляционной жалобы ответчика определением Свердловского районного суда г. Костромы 28.01.2022 назначена судебная строительно-техническая экспертиза по вопросу, подлежит ли учету мезонин при определении этажности спорного многоквартирного дома.

Согласно заключению ООО «Инженер строитель» по результатам проведенной экспертизы, в доме по адресу: на пере­крытии второго этажа (чердачном перекрытии) расположено жилое помещение, состоя­щее из жилой комнаты и вспомогательного помещения — коридора с винтовой лестницей, выступающие из конструкций крыши, имеющие признаки мезонина согласно определению СП 55.13330.2016,п. 3.10: «мезонин: комната и/или вспомогательное помещение надстройки на перекрытии чердака или мансарды, выступающее в конструкции крыши». Спорное помещение мезонин имеет признаки этажа: помещение расположено меж­ду перекрытиями 2 и 3 этажа, высотой помещений 3,12 м., что более 1,8 м., что соответствует признакам этажа согласно определения СП 54.13330.2016, п. 3.10 «ко­личествоэтажей здания: количество всех этажей здания, надземных, подземных, ман­сардных, технических чердаков, за исключением помещений и междуэтажных про­странств с высотой помещения менее 1,8 м. и помещений подполья» и СП 54.13330.2016, п.3.31: «этаж здания: Пространство с помещениями между высотными отметками верха перекрытия (или пола по грунту) и верха вышерасположенного перекрытия (покрытия кровли)». Общедомовое отопление дома включает отопление помещений 1, 2 и 3 (мезонин) этажей. На 3 этаже — мезонине отопление осуществляется нагревательными приборами, навешенными под окнами и сбоку от балконной двери в количестве 4 радиаторов. Отопительные приборы соединены трубопроводами: прямой и обратной линией с общедомовой системой отопления. В мезонине расположены помещения: жилая комната 5-8 площадью 9,3 кв.м. и кори­дор 6-8 площадью 4,8 кв.м., всего площадь мезонина 14,1 кв.м. является отапливаемой и вхо­дит в общую площадь помещений (66,5 кв.м.) и общую площадь помещений все­го ,3 кв.м. В связи с наличием признаков у спорного помещения признаков мезонина и при­знаков этажа согласно определениям СП 55.13330.2016, п.3.10, СП 54.13330.2016, п.п.3.10, 3.31 и Правил землепользования и застройки жилой является 3-этажным.

Апелляционным определением Свердловского районного суда г. Костромы от 28.03.2022 решение мирового судьи судебного участка № 2 Свердловского судебного района г. Костромы от 02.09.2021 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Шиховцева ФИО34. – без удовлетворения. Судом указано, что выводы экспертного заключения ООО «Инженер строитель» не могут являться основанием для изменения данных кадастрового учета и соответственно перерасчета платы за коммунальные услуги в связи с изменением этажности здания, поскольку результат данного исследования не отвечает требования ст. 14 Федерального закона от N 218-ФЗ, эксперт, проводивший исследование, не является кадастровым инженером.

В ходе рассмотрения настоящего дела по заказу Шиховцева ФИО35. кадастровым инженером ООО «Кадастр 44» ФИО9 подготовлен технический план с изменением сведений о здании с кадастровым номером от , в котором количество этажей указано 2-3. В заключении кадастрового инженера указано, что согласно техническому паспорту от 3 этаж многоквартирного жилого дома указан как мезонин, в этажность здания не включен. На сегодняшний день при проведении кадастровых работ учитываются требования приказа Минэкономразвития «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке». Согласно приказу, п. 42 «В случае если технический план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений ЕГРН об объекте недвижимости, заполнению подлежат строки раздела «Характеристики объекта недвижимости», содержащие новые значения соответствующих характеристик объекта недвижимости, подлежащие внесению в ЕГРН». В п. 43.10 указано «количество этажей, в том числе подземных этажей, если объектом недвижимости является здание или сооружение (при наличии этажности у здания или сооружения). Если здание, сооружение имеет различное количество этажей — указывается наименьшее и наибольшее значение этажей с интервалом (например, 14 — 18), таким образом, этажность в техническом плане была указана «2-3».

Ответчик полагает возможным установить в рамках рассмотрения настоящего гражданского дела в качестве обстоятельства, имеющего правовое значение, что многоквартирный дом является 3-этажным, что будет являться основанием к перерасчету платы за услугу отопления по нормативу, установленному для 3-этажных домов.

С данной позицией заявителя суд не может согласиться.

В силу ч. 6 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, и его территориальные органы размещают в системе информацию из государственного кадастра недвижимости и из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об объектах, указанных в п. п. 6 и 7 ч. 1 ст. 6 настоящего Федерального закона, а именно: информацию об объектах государственного учета жилищного фонда, включая их технические характеристики и состояние, информацию об объектах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, электроснабжения, используемых для предоставления коммунальных услуг, поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (ч. 2). Государственный кадастровый учет недвижимого имущества — внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (ч. 7).

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (ч. 1). К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. В случаях, предусмотренных федеральным законом, основные сведения о сооружении могут изменяться в результате капитального ремонта сооружения. Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости на основании документов, указанных в пунктах 7, 7.2 — 7.4 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 2).

К основным сведениям об объекте недвижимости, подлежащим внесению в кадастр недвижимости отнесено количество этажей, в том числе подземных этажей, если объектом недвижимости является здание или сооружение (при наличии этажности у здания или сооружения) (п. 14 ч. 4 ст. 8 Федерального закона № 218-ФЗ).

Согласно п. 7.3 ч. 2 ст. ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ, основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является технический план (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав либо при государственном кадастровом учете в связи с созданием в результате строительства или изменением в результате реконструкции зданий, сооружений, изменением в результате капитального ремонта сооружений, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объектов незавершенного строительства, при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении помещений или машино-мест в здании, сооружении, при государственном кадастровом учете помещений или машино-мест в здании, сооружении).

В соответствии с п. б ч. 5 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав в связи с изменением основных сведений об объекте недвижимости.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 15 данного Федерального закона, при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости — при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона № 218-ФЗ технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.

Согласно ст. 29 Федерального закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав предполагают, помимо прочего, прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов и проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии с ч. 4 ст. 1, ч. 1 ст. 35, ст. 37 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровой деятельностью является выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе, и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Закона о кадастровой деятельности договора подряда на выполнение кадастровых работ. Результатом кадастровых работ является межевой план, технический план или акт обследования.

Из приведенных положений законодательства в их взаимосвязи следует, что единственными достоверными сведениями об объекте недвижимого имущества, в том числе о его основных характеристиках, являются сведения, внесенные в ЕГРН.

Изменение таких сведений в ЕГРН допускается в установленном законом порядке, в том числе на основании представленного собственником технического плана объекта, подготовленного кадастровым инженером, после правовой экспертизы представленных документов уполномоченным органом Росреестра.

В рассматриваемом случае в ЕГРН содержатся сведения, что спорный дом является 2-этажным, которые в соответствии с действующим законодательством размещены также в ГИС ЖКХ, в том числе для использования ресурсоснабжающими организациями при расчете платы за оказанные услуги.

Собственники многоквартирного дома с заявлением об изменении основных характеристик объекта недвижимости, отраженных в ЕГРН, в установленном порядке не обращались.

При таких обстоятельствах суд не правомочен подменять уполномоченный орган и на основании представленного технического плана устанавливать основные характеристики объекта недвижимости, отличные от внесенных в ЕГРН, в рамках рассмотрения гражданского-правового спора между ресурсоснабжающей организацией и потребителем коммунальной услуги.

При этом суд учитывает, что действующим законодательством вопрос отнесения мезонина к этажу прямо не урегулирован и его разрешение не является очевидным.

Согласно Приложению к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 N 37, которая не отменена в установленном порядке и является действующей, мезонин определен как надстройка, возвышающаяся над общей крышей жилого дома, которая по площади меньше нижележащего этажа. К этажам жилых домов отнесены: мансардный (мансарда) — этаж в чердачном пространстве, фасад которого полностью или частично образован поверхностью (поверхностями) наклонной или ломаной крыши, при этом линия пересечения плоскости крыши и фасада должна быть на высоте не более 1,5 м от уровня пола мансардного этажа (приложение N 1 обязательное, СНиП 2.08.01-89*), надземный — этаж при отметке пола помещений не ниже планировочной отметки земли (приложение N 1 обязательное, СНиП 2.08.01-89*), подвальный — этаж при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещения (приложение N 1 обязательное, СНиП 2.08.01-89*), технический — этаж для размещения инженерного оборудования и прокладки коммуникаций, может быть расположен в нижней (техническое подполье), верхней (технический чердак) или в средней частях здания (приложение N 1 обязательное, СНиП 2.08.01-89*), цокольный — этаж при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли на высоту не более половины высоты помещений (приложение N 1 обязательное, СНиП 2.08.01-89*). Этажность жилого дома должна определяться по числу надземных этажей. Если отдельные части жилого дома имеют разное количество надземных этажей, его этажность определяется по наибольшему количеству этажей в здании.

В приложениях Б и В СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» даны определения этажей и правила определения этажности здания. В число надземных этажей включаются все надземные этажи, в том числе мансардный. Подполье под зданием независимо от его высоты, а также междуэтажное пространство с высотой менее 1,8 м. в число надземных этажей не включаются (СП 54.13330.2011 утратил силу с 04.06.2017, за исключение пунктов, включенных в Перечень национальных стандартов и сводов правил).

С 21.04.2017 введен в действие СП 55.13330.2016. Свод правил. Дома жилые одноквартирные СНиП 31-02-2001, где в в п. 3.10 приведено понятие мезонина: комната и/или вспомогательное помещение надстройки на перекрытии чердака или мансарды, выступающее в конструкции крыши, в п. 3.19 указано, что этажом дома является часть дома между высотными отметками верха перекрытия (или пола по грунту) и верха вышерасположенного перекрытия (покрытия кровли) с высотой помещений, равной и превышающей 1,8 м. В прил. А указано, что этажность определяется отдельно для каждой части (секции) здания при различном числе этажей в частях (секциях) здания.

Из данных положений не следует, что любая надстройка над этажом высотой более 1,8 м. является этажом, поскольку этажность характеризуется исходя из правил и других характеристик, определение и соответствие которых признакам этажа определяется в порядке, установленном законом, кадастровым инженером.

Подготовленный кадастровым инженером технический план здания с указанием переменной этажности может являться основанием для внесения изменений в ЕГРН после правовой экспертизы представленных документов уполномоченным органом.

Отказ уполномоченного органа во внесении изменений в ЕГРН может быть оспорен заинтересованными лицами в порядке административного судопроизводства.

При этом суд учитывает, что в случае применения при определении переменной этажности дома СП 55.13330.2016 и отказе от применения Инструкции при различном количестве этажей в частях здания их этажность определяется для каждой части здания отдельно. Соответственно, в части здания, где расположена квартира истца, этажность будет определяться без учета мезонина.

Учитывая изложенное, суд находит применение стороной истца при расчете платы за отопление в квартире ответчика норматива для 2-этажных домов основанным на законе.

В остальной части расчет задолженности по оплате за услугу отопления ответчиком не оспаривается. Расчет судом проверен, является правильным.

Таким образом, заявленная задолженность подлежит взысканию с ответчика в полном объеме. Встречные исковые требования о перерасчете начисленной платы удовлетворению не подлежат.

В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса. Следовательно, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины 889,33 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ПАО «ТГК-2» к Шиховцеву ФИО36 удовлетворить.

Взыскать с Шиховцева ФИО37 в пользу ПАО «ТГК-2» задолженность за потребленную тепловую энергию в квартире по адресу: за период с по в размере 22977 рублей 69 копеек, расходы по оплате госпошлины в размере 889 рублей 33 копейки, а всего 23867 (двадцать три тысячи восемьсот шестьдесят семь) рублей 02 копейки.

Встречные исковые требования Шиховцева ФИО38 к ПАО «Территориальная генерирующая компания №2» о понуждении к перерасчету начисленной платы услугу теплоснабжения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.Д. Тележкина

Мотивированное решение изготовлено 17.06.2022.