Решение № 2-8/15 от 19.01.2015 Анадырского городского суда (Чукотский автономный округ)

Дело №2-8/15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Анадырь

Анадырский городской суд Чукотского автономного округа в составе председательствующего судьи Бугаевой Н.О.,

при секретаре Мутуловой Е.И.,

с участием:

представителя истца Администрации городского округа — Сапач Н.С., действующей на основании доверенности от выданной Главой Администрайии Д. И.Е.,

представителя истца Администрации городского округа — Водяниной Н.О., действующей на основании доверенности от 02.10.2014г., выданной Главой Администрайии Д. И.Е.,

ответчика Добриева С.В.,

представителя ответчиков Добриева С.В., Добриев В.А., Добриева Т.В., Добриев Д.В. – адвоката Кузнецов А.В., действующего на основании ордера от 05.05.2014г. и удостоверения от 14.08.2009г., выданного Управлением Минюста по и ,

прокурора Майорова Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 19.01.2015г. гражданское дело по исковому заявлению Администрации городского округа к Добриев В.А. о прекращении права собственности в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: , к Добриев В.А., Добриева С.В., Добриева Т.В., Добриев Д.В. о признании утратившими право пользования спорным жилым помещением, их выселении, признания права муниципальной собственности на указанное жилое помещение,

установил:

В обоснование данного иска указано на следующие обстоятельства. 13.04.2006г. между Администрацией и Добриев В.А. заключено соглашение о сдаче (передаче) жилья. Согласно указанному соглашению Добриев В.А., Добриева С.В., Добриева Т.В., В.Д.Г. и В.Т.Г. в связи с получением жилищной субсидии в размере на приобретение (строительство) жилья в обязались освободить путём сдачи (передачи) Администрации трёхкомнатную , расположенную по адресу: , сняться с регистрационного учета из передаваемой квартиры согласно п.2.1.3 указанного соглашения в течение 2 месяцев с момента приобретения жилья в . Согласно п.4.1 соглашение вступило в силу с момента подписания и действует до полного исполнения сторонами обязательств. Платёжным поручением от 24.04.2006г. перечислено на расчётный счёт инвестора-застройщика ЗАО «ЭХО» согласно пункту 2.3.2 договора об участии в долевом строительстве от 29.03.2006г. Исходя из записи акта о перемене имени от 07.11.2008г. В.Д.Г. сменил имя на Добриев Д.В.. Согласно уведомлению от 25.01.2012г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о переходе прав на объект недвижимости по адресу: . Администрацией неоднократно ответчикам выставлялись требования по выселению и снятию с регистрационного учёта, на выставленные претензии ответов не поступало, передача квартиры в муниципальную собственность не произведена. До настоящего момента ответчики с регистрационного учёта не снялись, спорную квартиру истцу не передали, чем препятствуют Администрации как собственнику указанного жилого помещения самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться указанным жилым помещением. На основании изложенного истец просит суд прекратить право собственности Добриев В.А. на жилое помещение, расположенное по адресу: , признать Добриев В.А., Добриева С.В., Добриева Т.В., Добриев Д.В. утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: , выселить ответчиков из указанного жилого помещения, признать право собственности муниципального образования городской округ на указанное жилое помещение.

Определением Анадырского городского суда от 14.04.2014г. о подготовке дела к судебному разбирательству в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне истца привлечено ООО «ЧукотЖилСервис-» (т.1, л.д.104-106).

Определением Анадырского городского суда Чукотского автономного округа от 06.05.2014г. к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, на стороне истца Департамент финансов, экономики и имущественных отношений (далее – Департамент), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по и (далее – Управление Росреестра) (т.1, л.д.170-173).

Департамент в отзыве указал, что требования Администрации подлежат удовлетворению в связи со следующим. В соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002г. №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», регламентирующим возникшие между сторонами правоотношения на момент предоставления жилищной субсидии Добриев В.А., членам его семьи, исполнение обязательства о передаче жилого помещения осуществляется в двухмесячный срок после приобретения гражданином жилья за счет предоставленной ему жилищной субсидии. Гарантийным письмом Департамента от 22.03.2006г. Добриеву В.В. предоставляется безвозмездная жилищная субсидия за счет средств федерального бюджета 2004 года в сумме на приобретение (строительство) жилья общей площадью 90 кв.м. в на состав семьи из 5 человек. Платежным поручением указанные средства перечислены на расчетный счет инвестора-застройщика ЗАО «ЭХО» на приобретение Добриев В.А. жилья в , за счет средств предоставленной ему жилищной субсидии. В соответствии с соглашением о сдаче (передаче) жилья от 13.04.2006г. ответчики обязались в двухмесячный срок после приобретения жилья за счет средств социальной выплаты, предоставленной Добриев В.А., освободить со всеми совместно проживающими с ним членами семьи занимаемое жилье на территории . Департамент письмом от 16.05.2011г. (на от 06.05.2011г.) в адрес и.о.Главой Администрайии Д. городского округа направил список жителей городского округа , получивших безвозмездные жилищные субсидии на приобретение (строительство) жилья в климатически благоприятных регионах страны в 2005-2006 годах за счет остатков средств федерального бюджета 2004 года. В указанном списке, в том числе, значился Добриев В.А., состав семьи – 5 человек. Сроки исполнения обязательства, взятого на себя Добриев В.А., Добриева С.В., Добриева Т.В., Добриев Д.В. по сдаче занимаемого жилья на территории , истекли.

В отзыве Управление Росреестра разрешение вопроса оставило на усмотрение суда.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, в лице Департамента, Управления Росреестра, ООО «ЧукотЖилСервис-», извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела слушанием не заявляли.

В судебном заседании от 16.05.2014г. ответчик Добриева С.В. возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что после освоения жилищной субсидии, предоставленной истцом для приобретения жилья в сдать жилое помещение в не представилось возможным в виду неоднократного отказа Администрации от принятия неполного пакета документов. По истечении значительного периода времени данные действия истца расценены ответчиками как отказ от принятия жилого помещения в (т.1,л.д247, оборот.ст.,248).

В возражениях относительно пропуска срока исковой давности, данных в судебном заседании от 16.05.2014г., представитель истца Сапач Н.С.пояснила, что об освоении ответчиками денежных средств и регистрации права собственности на приобретенное по жилищному сертификату жильё им стало известно только после получения документов из Департамента по запросу истца от 23.01.2012г., 02.04.2014г. (т.1, л.д.9,10).

В судебном заседании от 19.01.2015г. представитель истца уточнила, что нарушении своих прав истцу стало известно 16.05.2011г. из ответа Департамента, соответственно, исковое заявление подано в течение срока исковой давности.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, учитывая заключение прокурора, полагавшего имевшим место пропуска истцом срока исковой давности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) признание права является одним из способов защиты гражданских прав.

В силу п.4 ст.218 ГК РФ право собственности имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Возникшие между сторонами правоотношения регулируются Федеральным законом Российской Федерации N125-ФЗ от 25.10.2002г. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее — Закон о субсидиях), Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограмм «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 года», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. N153 (далее — Правила).

Статьей 1 указанного Закона о субсидиях, подпунктом «з» пункта 5 Правил установлены условия, при наличии которых у граждан возникает право на предоставление жилищных субсидий (в редакции, действующей до 01.01.2012г.).

Право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий удостоверяется государственным жилищным сертификатом — именным документом, подтверждающим право гражданина на получение жилищной субсидии, которая может использоваться только на приобретение (строительство) жилья (статья 4 Закона о субсидиях) (в редакции, действующей до 01.01.2012г.).

Из содержания статьи 6 Закона о субсидиях (в редакции, действовавшей до 01.01.2012 г.) следует, что условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем гражданину на праве собственности, является предоставление им обязательства об отчуждении по договору мены жилого помещения, данное обязательство подписывается всеми совершеннолетними членами семьи гражданина. Исполнение обязательства об отчуждении по договору мены жилого помещения осуществляется в двухмесячный срок после приобретения гражданином жилья за счет предоставленной ему жилищной субсидии.

Аналогичные требования о передаче жилого помещения содержатся в действующей редакции названного Федерального закона.

Пункт 44 указанных Правил (в редакции, действующей до 30.10.2007г.) предусматривал, что для получения сертификата гражданин — участник подпрограммы представляет, в том числе, обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения по форме согласно форме согласно приложению N6 (в 2 экземплярах).

Предметом данного соглашения явилась передача администрации жилого помещения, расположенного по адресу: , принадлежащего Добриев В.А. на праве собственности, в связи с получением последним жилищной субсидии в размере на приобретение (строительство) жилья в .

Пунктом 2.1.3 данного соглашения предусмотрена обязанность Добриев В.А. и членов его семьи сняться с регистрационного учёта из передаваемой квартиры на территории и освободить его в течение двух месяцев с момента приобретения жилья.

Данное соглашение вступило в действие с момента его подписания и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств, принятых сторонами на себя по настоящему соглашению (п.4.1 Соглашения).

Исходя из данного соглашения, после приобретения жилого помещения в у ответчиков возникает обязанность по отчуждению квартиры, принадлежащей им в , снятию с регистрационного учёта.

Одновременно с заключением соглашения о сдаче (передаче) жилья от 13.04.2006г. Добриев В.А. написал заявление, дублирующее условия соглашения (о снятии с регистрационного учёта в течение двух месяцев до ДД.ММ.ГГГГ, передаче квартиры в муниципальную собственность) (т.1, л.д.102).

Таким образом, своими действиями ответчик Добриев В.А. согласился с необходимостью освобождения спорного жилого помещения.

Распоряжением -рз от 20.04.2006г. Добриев В.А. на состав семьи из 5 человек предоставлена безвозмездная жилищная субсидия на приобретение (строительство) жилья в климатически благоприятных регионах страны за счёт остатков средств федерального бюджета 2004 года в размере (т.1, л.д.73-74).

В целях реализации данного распоряжения между инвестором -застройщиком ЗАО «ЭХО» и Добриев В.А., членами его семьи заключен договор об участии в долевом строительстве от 29.03.2006г.(т.1, л.д.223-226).

Данным договором определён порядок расчётов. В соответствии с данным порядком часть денежных средств оплачивается за счёт собственных средств участников долевого строительства, а субсидия, предоставленная Департаментом в размере , направляется путём перечисления на расчетный счет инвестора-застройщика в течение 30 банковских дней с момента подписания договора (п.п.2.2, 2.3.2 Договора).

Как указано в дополнениях к отзыву Департамента от 22.12.2014г., данный договор вместе с заявлением о перечислении денежных средств представлен ответчиками в Департамент 12.04.2006г.

В заявлении от 12.04.2006г. на имя заместителя начальника Департамента Добриев В.А. просил перечислить денежные средства жилищной субсидии в размере на расчетный счет инвестора-застройщика ЗАО «ЭХО» (т.1, л.д.142).

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Платёжным поручением от 24.04.2006г. указанная выше денежная сумма перечислена Департаментом на счёт ЗАО «ЭХО» (т.1, л.д.75).

Следовательно, распоряжение первого заместителя Губернатора Чукотского АО от 20.04.2006г. в части предоставления ответчикам жилищной субсидии исполнено Департаментом 24.04.2006г.

В соответствии со статьей 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Согласно статье 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997г. N122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – ФЗ «О государственной регистрации прав») (как в редакции, действующей на момент заключения соглашения от 13.04.2006г., так и в редакции закона, действующей в настоящее время) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним — юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

На основании абз.1 п.1, п.2 статьи 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав» (в редакции, действующей на момент заключения соглашения от 13.04.2006г.) государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

В силу ст.25.1 названного Федерального закона (в редакции, действующей на момент заключения соглашения от 13.04.2006г.) право собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.

Из системного толкования данных положений закона следует, что само по себе участие лица в долевом строительстве жилого помещения не означает безусловного возникновения у него права собственности на данное жилое помещение. Напротив, право собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства возникает только после регистрации данного права в установленном законом порядке.

С учетом изложенного, гражданин может считаться приобретшим жилье за счет предоставленной ему жилищной субсидии только после возникновения у него права собственности на указанное жилое помещение и его регистрации в установленном порядке.

Как следует из свидетельств о праве от 26.12.2007г., от 26.12.2007г., от 26.12.2007г., от 26.12.2007г., 3-комнатная , расположенная по адресу: , принадлежит Добриев В.А., доля в праве 1/5, В.Д.Г., доля в праве 1/5, Добриева Т.В., доля в праве 1/5, Добриева С.В., доля в праве 1/5, Добриева Т.Г., доля в праве 1/5 (т.1, л.д.157,158,159,160,161).

Согласно записи акта о перемене имени от 07.11.2008г. В.Д.Г. сменил имя на Добриев Д.В. (т.1, л.д.154).

Как подтвердили в судебном заседании Добриева С.В. и Сапач Н.С., Добриева Т.Г. снялась с учета по спорному жилому помещению.

Учитывая изложенное, после реализации полученного жилищного сертификата, приобретения жилого помещения в занимаемое Добриев В.А. и членами его семьи спорное жилое помещение подлежало освобождению и передаче Администрации во исполнение заключенного между ними обязательства.

В соответствии со ст.398 ГК РФ в случае неисполнения обязательства передать индивидуально-определенную вещь в собственность, в хозяйственное ведение, в оперативное управление или в возмездное пользование кредитору последний вправе требовать отобрания этой вещи у должника и передачи ее кредитору на предусмотренных обязательством условиях.

В силу ч.1 ст.35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным ЖК РФ, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

Между тем, ответчиками не отрицалось неисполнение ими до настоящего времени обязательства о сдаче спорного жилого помещения Администрации ГО . В установленный законом и вышеуказанным обязательством срок Добриев В.А. и члены его семьи не освободили спорную квартиру, в которой они зарегистрированы и проживают.

В адрес Добриев В.А. направлены претензии от 24.05.2011г. и 30.06.2011г. с требованием исполнить условия договора о передаче жилья в собственность Администрации городского округа (т.1, л.д.81,82).

В судебном заседании от 19.01.2015г. ответчик Добриева С.В. признала получение указанных претензий.

Материалами дела подтверждено, что от участия в федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 — 2010 годы» Добриев В.А.не отказывался, не заявлял он об этом при получении жилищной субсидии и при ее реализации для приобретения жилого помещения и регистрации на него права собственности.

В соответствии со ст.ст.309 — 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу, что Администрация свои обязательства перед ответчиками выполнила в полном объеме, а ответчики не исполнили принятые на себя обязательства по соглашению.

В связи с этим суд находит исковые требования Администрации к Добриев В.А. о прекращении права собственности в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: , к Добриев В.А., Добриева С.В., Добриева Т.В., Добриев Д.В. о признании утратившими право пользования спорным жилым помещением, их выселении, признании права муниципальной собственности на указанное жилое помещение законными и обоснованными.

Довод ответчиков об отказе Администрации от принятия квартиры с неполным пакетом документов голословен и не подтвержден материалами дела.

Так, в подтверждение данного довода стороной ответчика представлена копия заявления В.Д.Г. от 16.06.2006г. в Управление Федеральной регистрационной службы по и о даче согласия на отчуждение (безвозмездную передачу в муниципальную собственность) квартиры, расположенной по адресу: (т.1, л.д.154).

Однако, данный документ исходит только от одного из ответчиков, адресован не истцу — Администрации, а иному юридическому лицу, в связи с чем не может быть расценен судом как подтверждение попыток ответчиков сдать спорное жилое помещение истцу и отказа истца от принятия данного жилого помещения.

Кроме того, суду не представлены доказательства отказа Администрации в принятии квартиры в связи предоставлением ответчиками неполного пакета документов, необходимых для совершения данных действий.

Вместе с тем, заявленные исковые требования Администрации к ответчикам не подлежат удовлетворению в связи с пропуском истцом срока на обращение в суд с данными требованиями.

Частью 1 статьи 314 ГК РФ предусмотрено, что если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.

В силу ст.191, ч.3 ст.192 ГК течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало, срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока.

Согласно тексту соглашения от 13.04.2006г. в течение двух месяцев с момента приобретения ответчиками права собственности на жилое помещение они должны были исполнить обязательство по сдаче жилого помещения истцу, снятию с регистрационного учета.

В судебном заседании от 19.01.2015г. представитель истца указала суду, что моментом приобретения права собственности на жилое помещение, предусмотренным соглашением от 13.04.2006г., стороны соглашения обозначили момент возникновения у ответчиков права собственности на жилое помещение, приобретенное за счет, в том числе, средств жилищной субсидии.

Ответчик Добриева С.В., представитель Кузнецов А.В. данное утверждение в судебном заседании не оспаривали и согласились с ним.

Исходя из представленных ответчиками свидетельств государственной регистрации права, датой возникновения права собственности на указанное жилое помещение и, соответственно, приобретения ими жилья в является 26.12.2006г.

Таким образом, обязательство ответчиков Главой А.Д. о сдаче спорного жилого помещения и снятии с регистрационного учета предусматривает период времени, в течение которого оно должно быть исполнено.

Тогда обязательство о сдаче спорного жилого помещения и снятии с регистрационного учета подлежало исполнению, начиная с 27.12.2006г., на следующий день после возникновения у Добриев В.А. и членов его семьи права собственности на жилое помещение, приобретенное за счет жилищной субсидии.

Учитывая изложенное, с учетом положений ст.191, ч.3 ст.192, ч.1 ст.314 ГК РФ, данное обязательство подлежало исполнению в любой момент в пределах двухмесячного периода с 27.12.2006г. по 26.02.2007г.

Суд полагает, что исчисление срока исполнения обязательства о снятии с регистрационного учёта, передаче квартиры в муниципальную собственность с 01.07.2006г., как указано в заявлении Добриев В.А. от 13.04.2006г., противоречит соглашению от 13.04.2006г.(т.1, л.д.102).

Как установлено судом выше, обязательство ответчиков по отчуждению квартиры, принадлежащей им в , снятию с регистрационного учёта подлежит исполнению только с 27.12.2006г., после того, как было зарегистрировано право собственности ответчиков на жилое помещение, расположенное в .

Между тем, приобретение ответчиками жилого помещения в и возникновение права собственности на него не могут быть расценены как события, имеющие неизбежный характер и подлежащие наступлению до 01.07.2006г., поскольку, в том числе, зависят и от действий застройщика, заключившего с ответчиками договор участия в долевом строительстве.

Кроме того, указанное заявление от 13.04.2006г. не является частью соглашения от 13.04.2006г. либо приложением к нему.

Суд соглашается с доводами представителя истца Сапач Н.С. в судебном заседании от 16.05.2014г. о необоснованности указанной в заявлении Добриев В.А. от 13.04.2006г. даты исполнения обязательства до 01.07.2006г.

Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, на 01.07.2006г. иного жилого помещения в собственности, полученного на средства жилищной субсидии, у Добриев В.А. и членов его семьи не было, в связи с чем в период с момента заключения соглашения и до 01.07.2006г. обязательства по данному соглашению не подлежали исполнению ответчиками.

В силу ч.2 ст.199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Как указано выше, ответчиками Добриева С.В., Добриев Д.В., Добриева Т.В., Добриев В.А. заявлено о попуске срока исковой давности на обращение в суд с заявленными требованиями.

Федеральным законом от 07.05.2013г. N100-ФЗ «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 07.05.2013г. №100-ФЗ) внесены изменения в главу 12 «Исковая давность» подраздела 5 ГК РФ.

Согласно пунктам 1 и 9 статьи 3 указанный Федеральный закон вступил в силу с 01.09.2013г.

Установленные положениями ГК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) сроки исковой давности и правила их исчисления применяются к требованиям, сроки предъявления которых были предусмотрены ранее действовавшим законодательством и не истекли до 01.09.2013г.

В силу статьи 195 ГК РФ, редакция которой не изменялась Федеральным законом от 07.05.2013г. N100-ФЗ, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Согласно редакции статьи 196 ГК РФ, действующей с 01.09.2013 года, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ.

В силу статьи 200 ГК РФ, в редакции, действующей с 01.09.2013 года, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

Статья 196 ГК РФ, в редакции, действовавшей до 01.09.2013 года, также предусматривала, что общий срок исковой давности устанавливается в три года.

При этом в соответствии со статьей 200 ГК РФ, в редакции, действовавшей до 01.09.2013г., течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются ГК РФ и иными законами.

По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

Таким образом, срок исковой давности по данному делу, по мнению суда, составил период с 27.02.2007г. по 26.02.2010г.

Принимая во внимание, что сроки предъявления указанных исковых требований Администрации предусмотрены ранее действовавшим законодательством, на 01.09.2013 года истекли, то к данным требованиям Администрации применяются сроки исковой давности и правила их исчисления, предусмотренные законодательством, действовавшим ранее 01.09.2013г.

Исходя из штампа входящей корреспонденции Анадырского городского суда, исковое заявление Администрации по настоящему гражданскому делу поступило в суд 20.03.2014г.(т.1, л.д.1).

Учитывая изложенные выше обстоятельства и принимая во внимание положения ст.ст.195,196 и 200 ГК РФ в редакции, действующей до 01.09.2013г., настоящее исковое заявление подано за пределами срока исковой давности.

Суд находит несостоятельным довод Администрации о подаче искового заявления в пределах срока исковой давности, а довод представителя ответчиков Кузнецов А.В. о том, что Администрация ГО должна была узнать о неисполнении ответчиками обязательств о сдаче жилья не позднее 01.02.2007г., поскольку на Администрацию возложены обязанности по ведению учета, регистрации и перерегистрации граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий – заслуживающим внимания.

Как ранее указывала представитель истца Сапач Н.С., Администрации о приобретении ответчиками жилого помещения стало известно 16.05.2011г. из письма Департамента .

Действительно, из письма Департамента от 12.05.2011г. следует, что Администрация обратилась 06.05.2011г. в Департамент с запросом о получении безвозмездной жилищной субсидии Добриев В.А. 12.05.2011г.

Как подтвердила представитель Администрации в судебном заседании от 19.01.2015г., ранее с подобными запросами истец в Департамент не обращался.

Письмом Департамента от 16.05.2011г. истец проинформирован о получении Добриев В.А. безвозмездной жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья в благоприятных регионах страны 2005-2006г.г., состав семьи 5 человек (т.1, л.д.103).

Согласно пояснениям представителя истца Сапач Н.С., данным в судебном заседании от 19.01.2015г. подтвержденным ответчиком Добриева С.В., договор долевого участия в строительстве, свидетельства о праве на жилое помещение, приобретенное, в том числе, за счет средств жилищной субсидии, В Д.Г. в Администрацию не предоставлялся.

Ответчик Добриева С.В. не оспаривала в судебном заседании данные утверждения представителя истца и указала, что данные договор, свидетельства о праве на жилое помещение, приобретенное, в том числе, за счет средств жилищной субсидии, представлялись ими только в Департамент.

Доказательств поступления из Департамента в адрес Администрации указанных документов либо иных документов, свидетельствующих о наступлении срока исполнения обязательств о сдаче жилья, снятии с регистрационного учета, нарушении ответчиками обязательств, ответчики суду не представили.

В судебном заседании Сапач Н.С. указала, в Администрации документы по основной деятельности за указанный период с 2006г. по 2010г. не сохранились.

Как следует из справки архивного отдела Администрации ГО от 19.01.2015г. , документы по основной деятельности и личному составу за 2006г. на государственное хранение не поступали.

Таким образом, доказательства наличия у Администрации ранее 16.05.2011г. информации о получении безвозмездной жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья в благоприятных регионах страны 2005-2006г.г., суду ответчиками не представлены.

Учитывая вышеперечисленные положения закона и установленные по делу обстоятельства, обращение истца с настоящим иском в Анадырский городской суд 20.03.2014г. могло быть совершено в пределах срока исковой давности только в том случае, если Администрации о нарушении своих прав действительно стало известно не ранее 16.05.2011г.

Между тем, суд полагает, что Администрации должно быть известно о неисполнении ответчиками обязательств о сдаче жилья, снятии с регистрационного учета, нарушении ответчиками срока исполнения обязательств и о нарушении своих прав до 16.05.2011г.

Исходя из пунктов 19 Правил, для участия в подпрограмме граждане, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве граждан, имеющих право на получение субсидий, заявление об участии в подпрограмме с приложением указанных в п.19 Правил документов.

В соответствии с п.21 Правил по результатам проверки документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил, органы исполнительной власти принимают решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти.

В силу 24 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин — участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается. Орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002г. №879 (далее – Положение) также устанавливается порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета на приобретение (строительство) жилья в соответствии с Законом о субсидиях.

Согласно пунктам 2 и 3 Положения (в редакции, действующей на момент предоставления жилищной субсидии ответчикам) регистрация, учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания, которые могут указанные полномочия передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании пунктов 16,17 Положения на каждого гражданина, поставленного на учет, заводится учетное дело, которое содержит все документы, являющиеся основанием для постановки на учет имеющих право на получение жилищных субсидий. Одновременно с постановкой на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, формируются списки по категориям граждан.

Согласно пунктам 19 и 20 Положения органы местного самоуправления, наделенные согласно пункту 3 настоящего Положения соответствующими полномочиями, ежегодно утверждают указанные в пунктах 17 и 18 настоящего Положения списки и до 1 февраля направляют их заверенные копии в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В судебном заседании от 19.01.2015г. представитель истца Сапач Н.С. подтвердила, что работа по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, возложена на Администрацию и в 2006-2007 г.г. велась ею.

Добриева С.В. в судебном заседании от 19.01.2015г. указала, что именно Администрацией Добриев В.А. и члены его семьи поставлены на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий. Также указала, что Добриев В.А. в 2007г. документы для перерегистрации в очереди нуждающихся в получение социальных выплат для приобретения жилья не предоставлял в Администрацию, как получивший и освоивший средства жилищной субсидии в 2006г., в силу чего подлежащий снятию с данного учета.

Сапач Н.С. данный факт не оспаривала, указала, что списки граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, утверждаемые органами местного самоуправления, на начало каждого года обновляются за счет сведений, подаваемых самими гражданами, заверенные копии данных списков направляются в Департамент, сам орган местного самоуправления никаких сведений не собирает.

Пункт 21 Положения о регистрации и учете содержит исчерпывающий перечень оснований для снятия граждан с учета имеющих право на получение жилищных субсидий: в случае выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений, получения жилищной субсидии заявителем или членом его семьи.

Несоблюдение требования о перерегистрации как основание для снятия с учета в данный перечень не включено.

Снятие граждан с учета имеющих право на получение жилищных субсидий осуществляется органами, по решению которых граждане были поставлены на учет. Уведомления о снятии с учета направляются гражданам в письменном виде в течение 5 рабочих дней с даты принятия такого решения (пункт 22 Положения).

По смыслу указанных положений граждане, состоящие на учете, обязаны представлять в орган, осуществляющий учет, сведения и документы, подтверждающие, что состояние нуждаемости не прекратилось, а уполномоченные органы вправе требовать представления соответствующих сведений, а также проверять наличие указанных обстоятельств. При этом снятие гражданина с учета — не право, а обязанность соответствующего органа.

Между тем, ни Закон о субсидиях, ни Положение не возлагают на гражданина, получившего жилищную субсидию, обязанности по предоставлению в орган, осуществляющий учет, сведений, соответствующих документов о прекращении нуждаемости в жилищной субсидии.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно, до 15 февраля, утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в пунктах 17 и 18 настоящего Положения. Утвержденные списки граждан являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья (п. п.24, 25 Положения о регистрации и учете).

Из пункта 26 Правил, следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 01 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год по форме согласно приложению N 2 и утверждает его. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане-участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане-участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту. Включение граждан-участников подпрограммы в сводный список после его утверждения допускается на основании решения органа исполнительной власти, утвердившего сводный список, с соблюдением хронологической последовательности формирования указанного списка, установленной в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.

Из содержания вышеназванных норм закона следует, что законодатель, наделяя органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления) функциями по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, одновременно возлагает на эти органы обязанность по соблюдению установленного порядка регистрации и учета указанной категории граждан.

В п.9 Положения о регистрации и учете указан перечень необходимых для регистрации и постановки на учет документов, предоставляемых гражданами, имеющими право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления).

При этом данный пункт Положения не содержит информации об обязательном прохождении гражданами перерегистрации с предоставлением указанных документов в означенные органы исполнительной власти.

Таким образом, требование к самим гражданам о прохождении ими перерегистрации с целью последующего включения в списки лиц, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, или снятия с регистрационного учета Положение о регистрации и учете не содержит.

Во исполнение Закона о субсидиях постановлением Правительства ЧАО от 27.06.2003г. №182 утверждено Временное положение о предоставлении жителям ЧАО, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья за счет средств федерального бюджета (далее – Временное положение).

Постановлением Правительства ЧАО от 16.12.2005г. №258 действие вышеуказанного постановления продлено до окончательной реализации мероприятий по предоставлению жилищных субсидий за счет остатка средств бюджета 2004г. на указанные цели.

П.3.1 Временного положения определено, что работа по приему жилья от выезжающих граждан, заключению соответствующих договоров, подписанию актов приема – передачи, государственной регистрации недвижимости в составе муниципального жилищного фонда ведется администрацией муниципального образования и организациями, имеющими жилищный фонд на территории .

Согласно п.3.2 Временного положения контроль за сдачей (передачей) жилья выезжающими гражданами и членами их семей осуществляется администрацией муниципального образования, а также Департаментом финансов, экономики и имущественных отношений .

В силу п.3.8 Временного положения исполнение договора безвозмездной передачи занимаемого жилого помещения в муниципальную собственность осуществляется в двухмесячный срок после приобретения гражданином жилья за счет предоставленной ему жилищной субсидии.

Согласно п.3.12 Временного положения администрации муниципальных образований ведут реестр жилья, сданного гражданами, получившими жилищную субсидию. Ежеквартально, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, администрации муниципальных образований направляют указанный реестр по состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным кварталом, в Департамент финансов, экономики и имущественных отношений .

Из системного толкования вышеуказанных правил следует, что в целях осуществления контроля регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, органы местного самоуправления проводят перерегистрацию граждан, состоящих в списках на получение указанного вида субсидирования. Уполномоченный орган вправе требовать предоставления соответствующих сведений и проверять наличие необходимых обстоятельств.

При таких обстоятельствах, Администрация, как орган, поставивший Добриев В.А. и членов его семьи на учет лиц, имеющих право на получение жилищных субсидий, до 01.02.2007г. при производстве перерегистрации должна была разрешить вопрос о включении их в список очередников на 2007г. либо снятии их с соответствующего учета, предварительно затребовав представления соответствующих сведений, обеспечив тем самым законность и обоснованность перерегистрации или снятия с учета указанных граждан, в том числе, проверив исполнение соглашения, заключенного с ответчиками Администрацией.

По мнению суда, не являясь участником договора о долевом строительстве от 29.03.2006г., либо стороной, контролирующей исполнение распоряжения о предоставлении жилищной субсидии от ДД.ММ.ГГГГ, Администрация могла быть проинформирована об освоении ответчиками средств жилищной субсидии Департаментом финансов, экономики и имущественных отношений путем направления соответствующего запроса и получения ответа.

Однако, каких-либо доказательств наличия попыток со стороны истца к получению сведений об освоении В Д.Г. жилищной субсидии, получения права собственности на жилое помещение, приобретенное на средства жилищной субсидии, в том числе, ранее 06.05.2011г. (день направления запроса об освоении средств жилищной субсидии в Департамент) суду не представлено.

Не представлено суду и доказательств попыток истца обязать ответчиков в период до 24.05.2011г. исполнить условия соглашения.

Как указывалось ранее, первая претензия направлена в адрес ответчиков только 24.05.2011г.

С настоящим исковым заявлением Администрация обратилась в суд 20.03.2014г.

Оценивая в совокупности указанные положения закона и представленные доказательства, суд признает убедительными доводы представителей ответчика о пропуске истцом установленного ст.196 ГК РФ срока для обращения в суд с настоящим иском.

Ходатайств о восстановлении пропущенного срока в связи с уважительными причинами истец не заявлял суду, каких-либо доказательств уважительности причин пропуска срока не представил.

Таким образом, при разрешении настоящего гражданского дела судом установлен факт пропуска истцом без уважительных причин срока на обращение в суд с настоящим иском.

Исходя из положений ч.4 ст.198 ГПК РФ, указанное обстоятельство является достаточным основанием для вынесения решения об отказе в удовлетворении требований истца. В этом случае в мотивировочной части решения суда указывается только на установление судом данных обстоятельств.

Аналогичная правовая позиция разъяснена в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.11.2001г. №15, Пленума ВАС РФ от 15.11.2001г. №18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», согласно которой, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и уважительных причин (если истцом является физическое лицо) для восстановления этого срока не имеется, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим мотивам, поскольку в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.196,314 ГК РФ, ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Администрации городского округа к Добриев В.А. о прекращении права собственности в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: , к Добриев В.А., Добриева С.В., Добриева Т.В., Добриев Д.В. утратившими право пользовании жилым помещением, расположенным по адресу: , их выселении, признании права муниципальной собственности на указанное жилое помещение – отказать.

Решение суда может быть обжаловано путем подачи на него апелляционной жалобы в суд через Анадырский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 26.01.2015г.

Судья

Н.О. Бугаева