Решение № 2671/32-2005 от 09.08.2005 АС Тюменской области

      АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

_________________________________________________________________________________

                                                      625000 г. Тюмень ул. Хохрякова, 77

                                               ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                                                       РЕШЕНИЕ      

Город Тюмень

Дата: 9  августа 2005г.                                                                                Дело № 2671/32-2005

Изготовлено в окончательном виде:  9 августа 2005 года.

Резолютивная часть объявлена:  9 августа 2005 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Макарова С .Л., рассмотрев в  судебном заседании материалы по иску Первого заместителя прокурора Тюменской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тюменской области, ГУ «Центр научно-технической информации», ООО «Аврора» о признании  недействительным договора № 2679 от 18.06.2003 года и дополнительного соглашения от 01.04.2004г. а так же  обязании освобождения помещения общей площадью 69 кв.м. расположенного на 1 этаже в доме № 88/1 по ул.Профосоюзной в г.Тюмени, при участии в деле в качестве третьего лица Российское объединение информационных ресурсов научно-технического развития «Росинформресурс».

, при участии в судебном заседании:

От Прокурора:  Чезганова Л.В., удостоверение № 97974/05

От ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тюменской области, : Алексеев В.А., доверенность № 42/04-Д от 15/04/2005г.

От ГУ «Центр научно-технической информации»: Свирищева С.А., и.о. директора, Приказ № 73-л.с. от 18.10.2004г., Тарутина П.А., доверенность от 03.05.2005г.

От ООО «Аврора»: Макаров В.В., доверенность от 03.05.2005г.

От третьего лица: не явка, извещен телефонограммой от 1 августа 2005 года.

Протокол ведет: судья Макаров С.Л.

УСТАНОВИЛ:

Первый заместитель прокурора Тюменской области ( далее прокурор) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с иском к Территориальному управлению Министерства имущественных отношений РФ по Тюменской области ( переименованного согласно Приказа № 113 от 11 сентября 2004 года в Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тюменской области) ГУ «Центр научно-технической информации», ООО «Аврора» о признании  недействительным договора № 2679 от 18.06.2003 года и дополнительного соглашения от 01.04.2004г. а так же  обязании освобождения помещения общей площадью 69 кв.м. расположенного на 1 этаже в доме № 88/1 по ул.Профосоюзной в г.Тюмени, при участии в деле в качестве третьего лица Российское объединение информационных ресурсов научно-технического развития «Росинформресурс».

Прокурор мотивирует свои требования тем, что договор противоречит
ст. 5 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике»  от 23.08.1996 № 127 (в ред. от 19.07.1998 № 111-ФЗ),Постановлению Правительства РФ «О порядке закрепления и использования находящихся   в   федеральной   собственности      административных   зданий,
и  нежилых  помещений»  от  05.01.1998  №  3, п.п.4.2.6,  4.2.7.Положения о порядке оформления закрепления административных зданий,и     нежилых     помещений,     находящихся     в     федеральной собственности,    передаче    их    в    аренду    и    безвозмездное    пользование,
утвержденного Распоряжением   Мингосимущества      РФ   от      23.03.1998   №   252-р, пункту 5 Положенияо  Российском  объединении информационных ресурсов научно- технического    развития    при    Совете Министров и  Правительстве    РФ, Утвержденного постановлением СМ-Правительства РФ от 30.05.1993 № 505.

Ответчики (ООО «Аврора» и ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тюменской области) в отношении иска возражают.

Ответчик ГУ «Тюменский      центр      научно-технической      информации» доводы прокурора поддерживает.

          Судом установлены следующие обстоятельства дела: 18 июня 2003 года между департаментом имущественных отношений Тюменской области,   наделенным   полномочиями   территориального   органа имущественных   отношений    РФ   (арендодателем)   с   одной стороны и Тюменским      центром      научно-технической      информации – «Балансодержателем» и ООО «Аврора»   «Арендатором»с другой стороны заключен договор   № 2679   об аренде обществом   в период с 1 мая 2003 до 1 мая2013 года объекта федеральной собственности – нежилых помещений общей площадью  49 кв.м. расположенных на   1   этаже   в   доме   по   ул. Профсоюзная 88/1 в г. Тюмени.

Согласно п. 1.2. договора нежилые помещения предоставлены арендатору для размещения парикмахерской и офиса.  Договор от  18.06.2003 № 2679    зарегистрирован 22 декабря 2003  года в Учреждении юстиции    по государственной регистрации прав на недвижимое имуществои сделок с ним.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Приказом   Министерства имущественных отношений РФ от 10.12.2003 образовано     Территориальное     управление     Министерства имущественных  отношений РФ по Тюменской области.

1 апреля 2004 года между ТУ Министерства имущественных отношений РФ по Тюменской области ( арендодателем) с одной стороны, ГУ «Тюменский      центр      научно-технической      информации» ( балансодержателем) и ООО «Аврора» с другой стороны заключено дополнительное соглашение к договору от 18.06.2003 года № 2679 согласно которого в аренду ООО «Аврора» были предоставлены нежилые помещения площадью 69 кв.м. на 1 этаже в доме по ул.Профсоюзная 88/1 в г.Тюмени. Данное соглашение зарегистрировано 15 июня 2004 года в Учреждении юстиции    по государственной регистрации прав на недвижимое имуществои сделок с ним.

Соглашениемот   02.02.2004.   заключенным   между   Территориальным Управлением Минимущества РФпо Тюменской области и   Департаментом Тюменской   области,       на   Территориальное управление переведены права и обязанности арендодателя по договору аренды 2679.

Согласно     Положению о  Российском объединении  информационных ресурсов    научно-технического    развития    при        СМ-Правительстве    РФ, утвержденному  постановлением   СМ-Правительства  от  30.05.1993   №   505, имущество входящих в состав Объединения «Росинформресурс» организаций, к числу которых относится   и   Тюменский   центр   научно-технической информации,   является   федеральной   собственностью   и   находится   в   их оперативном  управлении.    

Данное  обстоятельство  подтверждается     п.3.1.  ГУ «Росинформресурс»,   п.3.1 Устава ГУ «Тюменский центр научно- технической    информации»,    копией    выписки    из   реестра   федерального имущества  от 21.01.2005  №   135/06,  свидетельством  о  внесении  в реестр федерального имущества от 18.11.1999, письмом    Госкомимущества РФ от 09.1996 №4-499.

В силу п.«г»ч.1 ст.114 Конституции РФ, ст.ст. 14, 12 Федерального конституционного   закона   «О   Правительстве   Российской   Федерации»   от 2.1997  №  2-ФКЗ     Правительство  РФ        осуществляет        управление федеральной собственностью,   руководит работой   федеральных   министерств утверждает о них Положения. В соответствии с подп. 2 п.6 Положения о Министерстве имущественных отношений РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.2002 г. № 377, Министерство имущественных отношений РФ осуществляет от имени Российской Федерации в установленном порядке управление и распоряжение федеральным имуществом, кроме случаев, когда осуществление указанных полномочий отнесено в соответствии с законодательством РФ к компетенции других органов.

Согласно п.1 постановления Правительства РФ «О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных строений     и     нежилых     помещений»     от     05.01.1998     №     3  Госимущество     РФ  в   соответствии  с   поручениями  Президента  РФ   и  Правительства РФ, если иной порядок не установлен федеральными законами указами   Президента   РФ,   осуществляет   в   отношении   находящихся   в федеральной собственности административных зданий, сооружений и нежилых помещений передачу   в аренду иным организациям по договору.  

В соответствии со ст. 168 ГК РФ Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Согласно ст. 608 ГК РФ «право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть так же лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.» Учитывая то обстоятельство, что арендованное имущество является федеральной собственностью следует сделать вывод о том, фактически Арендодателем в данном договоре выступает Российская Федерация. В свою очередь в соответствии со ст. 124 ГК РФ   Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами. Согласно ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии со ст. 12,14 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997г., правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью и руководит работой федеральных министерств и утверждает о них Положений. В соответствии с подп.2 пункта 6 Положения о Министерстве имущественных отношений РФ, утвержденного Постановление правительства РФ от 03.06.2002 года № 377 ( действовавшем на момент заключения договора) Министерство имущественных отношений РФ осуществляет от имени РФ в установленном порядке управление и распоряжение федеральным имуществом, кроме случаев, когда осуществление указанных полномочий отнесено в соответствии с законодательством РФ к компетенции других органов. Таким образом, действовавший на момент заключения договора порядок управления и распоряжения федеральным имуществом предусматривал, что осуществление данных полномочий отнесено к компетенции Минимущества РФ кроме  случаев прямого отнесения данных полномочий законодательством к компетенции иных органов. В свою очередь согласно п.1.постановления Правительства РФ «О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений» от 05.01.1998г. № 3, Мингосимущество РФ в  соответствии с поручениями Президента и Правительства РФ, еслииной порядок не установлен федеральными законами и указами Президента РФ осуществляет в отношении находящихся в федеральной собственности административных зданий и нежилых помещений в аренду полномочия по передаче иным организациям по договору. Таким образом суд делает вывод о том, что иной порядок должен быть императивно установлен федеральным законом либо указом Президента РФ и в отсутствии такого установления нельзя сделать вывод о противоречии договора постановлению правительства № 3 от 05.01.1998г..

В соответствии со ст. 5 ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» «Государственные научные организации, учрежденные Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти, имеют право сдавать в аренду с согласия собственника без права выкупа временно не используемое ими, находящееся в федеральной собственности имущество, в том числе недвижимое. Размер арендной платы определяется договором и не должен быть ниже среднего размера арендной платы, обычно взимаемой за аренду имущества в местах расположения таких организаций.» Содержание данной статьи указывает на то, что научные организации имеют право самостоятельно сдавать имущество в аренду. Однако наличие такого права  не исключает возможности передачи в аренду имущества Министерством имущественных отношений РФ с участием в договоре в качестве «Балансодержателя» самой научной организации, поскольку в ст. 5 ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» нет императивного указания, что передача имущества в аренду осуществляется исключительно самой научной организацией..

Таким образом, судом отклоняется довод Прокурора о противоречии договора и дополнительного соглашения к нему ст. 5 ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Оценив довод Прокурора о том, что договор противоречит Положению о Российском объединении информационных ресурсов научно-технического развития при Совете-Министров – Правительстве РФ, утвержденного постановлением СМ-Правительства РФ от 30.05.1993 № 505 суд исходит из того, что пунктом 5 данного положения установлено, что Головная организация Объединения — Росинформресурс (г. Москва) в соответствии с возложенными на Объединение задачами:  рассматривает в установленном порядке предложения организаций, входящих в Объединение, о реализации или аренде в соответствии с действующим законодательством находящегося на их балансе имущества. В свою очередь пункт 3.4. Устава ГУ «Российское объединение информационных ресурсов научно-технического развития» устанавливает, что организации входящие в единый информационно-технологический комплекс , могут сдавать в аренду, передавать во временное пользование находящееся в их оперативном управлении недвижимое имущество в порядке, предусмотренном действующим законодательством по согласованию с Министерством промышленности, науки и технологий РФ и головной организацией- Объединение «Росинформресурс».

Однако в соответствии с Положением о Министерстве имущественных отношений РФ, утвержденного Постановлением правительства РФ от 03.06.2002г. № 377, Министерство имущественных отношений РФ осуществляет от имени РФ в установленном порядке управление и распоряжение федеральным имуществом, кроме случаев, когда осуществление указанных полномочий отнесено в соответствии с законодательством РФ к компетенции других органов. Учитывая то обстоятельство, что Устав ГУ «Российское объединение информационных ресурсов научно-технического развития» силой законодательного акта не обладает, следует сделать вывод о том, что Устав не может отменять Постановлением правительства РФ от 03.06.2002г. № 377 либо устанавливать иной порядок сдачи имущества в аренду.

Давая оценку доводам Прокурора о противоречии договора и дополнительного соглашения пункту п.4.2.7.Положения о порядке оформления закрепления административных зданий, и нежилых помещений, находящихся в федеральной собственности,    передаче    их    в    аренду и безвозмездное пользование, утвержденного Распоряжением   Мингосимущества      РФ   от      23.03.1998   №   252-р, устанавливающего, что  Организации, которым действующим законодательством Российской Федерации предоставлено право самостоятельно распоряжаться принадлежащим им на правах хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным недвижимым имуществом, а также самостоятельно получать арендную плату, выступают арендодателями, суд исходит из того, что Распоряжением Минимущества РФ от 19 декабря 2003 г. N 7111-р настоящее распоряжение ( №252-р) отменено, а так же Распоряжение № 252-р с момента своего издания не прошло процедуры государственной регистрации в качестве нормативного акта.

 В свою очередь согласно пункта 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и  нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной властиНормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.

В соответствии с вышеизложенным, а так же руководствуясь ст, 167,170-176 АПК РФ суд

РЕШИЛ

В иске отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию арбитражного суда Тюменской области в месячный срок.

                                                                        Судья                         С.Л.Макаров