Решение № 2А-968/19 от 29.05.2019 Липецкого районного суда (Липецкая область)

Дело №2а-968/2019

УИД 48RS0005-01-2019-000786-10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 мая 2019 года г. Липецк

Липецкий районный суд Липецкой области в составе

председательствующего судьи Мартышовой С.Ю.,

при секретаре Корабельниковой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Франценюк Л.И. к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконным решения об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости от 23.04.2019 года, уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости и государственной регистрации права от 26.04.2019 года,

установил:

Административный истец Франценюк Л.И. обратилась в суд с административным иском к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконным решения об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости от 23.04.2019 года, уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости и государственной регистрации права от 26.04.2019 года, указывая, что она 21.02.2019 обратилась к административному ответчику с заявлениями о постановке на государственный кадастровый учет и (или) государственной регистрации прав земельных участков площадью 650 кв.м. (номер заявления ) и земельного участка площадью 514 кв.м. (номер заявления ). К заявлением были приложены правоустанавливающие документы на земельные участки, а также межевые планы, заверенные электронной подписью кадастрового инженера. В уведомлении от 01.03.2019 административным ответчиком приостановлено государственная регистрация и постановка на кадастровый учет земельного участка площадью 650кв.м. в связи с тем, что межевой план от 20.02.2019 подготовленный в результате проведения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: &lt,адрес&gt,, &lt,адрес&gt,, у &lt,адрес&gt,, не соответствует требованиям, установленным Законом о регистрации, Приказом Минэкономразвития РФ от 08.12.2015 г. №921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке», а именно в соответствии со ст.11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным Кодексом Российской Федерации, 2) проектная документация лесных участков, 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. Уведомлением от 04.03.2019 г. административный ответчик приостановил государственную регистрацию и постановку на кадастровый учет земельного участка площадью 514кв.м. поскольку на государственный кадастровый учет, государственную регистрацию права собственности обратилась Франценюк Л.И., представив решение Липецкого районного суда Липецкой области от 16.11.2018, согласно которому установлен факт вступления в наследство после смерти ФИО3, учитывая, что судом не признано право собственности за Франценюк Л.И., ей рекомендовано обратиться к нотариусу для оформления наследственных прав. Также указано, что межевой план от 20.02.2019 подготовленный в результате проведения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка, расположенного по адресу: &lt,адрес&gt,&lt,адрес&gt,, около &lt,адрес&gt,, из земель, государственная собственность на который не разграничена, не соответствует требованиям, установленным Законом о регистрации, Приказом Минэкономразвития РФ от 08.12.2015 г. №921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке», а именно в соответствии со ст.11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным Кодексом Российской Федерации, 2) проектная документация лесных участков, 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. В данном уведомлении была рекомендация на подачу нового заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости. 13.03.2019 были поданы заявления о внесении сведений в ранее учтенные объекты недвижимости, земельных участков, площадью 650кв.м. (на основании решения Липецкого районного суда Липецкой области от 16.11.2018 г., приказа №274 от 05.10.1983 г.) и площадью 514кв.м. (на основании решения Липецкого районного суда от 16.11.2018 г., договора на право пользования землей от 12.08.1996 г.) Административный ответчик вынес решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости по ее заявлению от 13.03.2019 в отношении земельного участка площадью 650 кв.м., земельный участок площадью 514кв.м. поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный с присвоением кадастрового номера . В связи с тем, что земельному участку площадью 514 кв.м. присвоен кадастровый номер и внесены сведения в ЕГРН как о ранее учтенном объекте недвижимости, кадастровым инженером был переделан межевой план по уточнению местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером и Журавлевой Е.В., действующей в ее интересах по доверенности, было подано заявление о кадастровом учете изменений объекта недвижимости с приложением необходимых правоустанавливающих документов. Административный ответчик решением от 01.04.2019 г. приостановил осуществление кадастрового учета, указав о том, что с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации обратилось не надлежащее лицо. В связи с чем, она была вынуждена обратиться в Липецкий районный суд Липецкой области с заявлением о разъяснении решения Липецкого районного суда Липецкой области от 16.11.2018 г. Определением суда по делу №2-2123/2018 от 29.03.2019. было разъяснено, что решение Липецкого районного суда Липецкой области от 16 ноября 2018 года по гражданскому делу №2-2123/2018 по заявлению Франценюк Л.И. об установлении факта вступления в наследство является основанием для совершения Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым действий для постановки на кадастровый учет как ранее учтенных объектов недвижимости, для осуществления кадастрового учета изменений уникальных характеристик объектов недвижимости, по государственной регистрации права Франценюк Л.И. в порядке наследования в отношении земельного участка, площадью 514 кв.м., расположенного по адресу: &lt,адрес&gt,&lt,адрес&gt, (около &lt,адрес&gt,), предоставленного ФИО3 решением Массандровского поселкового Совета народных депутатов г.Ялты Автономной Республики Крым Украины от ДД.ММ.ГГГГ во временное пользование сроком на 25 лет для благоустройства территории, прилегающей к отведенному земельному участку для строительства индивидуального жилого дома в &lt,адрес&gt,&lt,адрес&gt,, земельного участка, площадью 650 кв.м., расположенного по адресу: &lt,адрес&gt,, &lt,адрес&gt,, у &lt,адрес&gt,, предоставленного ФИО3 на основании приказа по совхозу-заводу «Ливадия» объединения «Массандра» &lt,адрес&gt, от 05 октября 1983 года №274 в поселке &lt,адрес&gt,&lt,адрес&gt, под сад и огород. Определение суда вступило в законную силу 16.04.2019 г. Ее представителем по доверенности 18.04.2019 г. вновь было подано заявление о внесении сведений о раннее учтенном объекте недвижимости в отношении земельного участка площадью 650кв.м. и были представлены необходимые документы, однако, административный ответчик решением от 23.04.2019 отказал во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, указав, что представленные документы не являются основанием для внесения сведений об объекте недвижимости как о ранее учтенном. К ранее поданному заявлению от 26.03.2019 было подано дополнительное заявление от 18.04.2019, приложены новый межевой план и определение суда от 29.03.2019 о разъяснении решения суда от 16.11.2018. Административный ответчик уведомлением от 26.04.2019 вновь приостановил осуществление государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, указав, что с заявлением обратилось ненадлежащее лицо, Франценюк Л.И. собственником объекта недвижимости не является. С решением административного ответчика об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости от 23.04.2019 и уведомлением о приостановлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости от 26.04.2019 она не согласна, считает незаконными и подлежащими отмене, поскольку решением Липецкого районного суда Липецкой области от 16.11.2018 установлен факт ее вступления в наследство после смерти ее отца ФИО3 на земельный участок, площадью 514 кв.м., расположенный по адресу: &lt,адрес&gt,, &lt,адрес&gt, (около &lt,адрес&gt,), предоставленного ФИО3 решением Массандровского поселкового Совета народных депутатов г.Ялты Автономной Республики Крым Украины №57 от 27 марта 1996 года во временное пользование сроком на 25 лет для благоустройства территории, прилегающей к отведенному земельному участку для строительства индивидуального жилого дома в пгт. Массандра по &lt,адрес&gt,, земельный участок, площадью 650 кв.м., расположенный по адресу: &lt,адрес&gt,&lt,адрес&gt,, у &lt,адрес&gt,, предоставленного ФИО3 на основании приказа по совхозу-заводу «Ливадия» объединения «Массандра» г.Ялта от 05 октября 1983 года №274 в поселке &lt,адрес&gt,&lt,адрес&gt, под сад и огород, земельный участок, площадью 1179кв.м., расположенный по адресу: &lt,адрес&gt,&lt,адрес&gt,, предоставленного ФИО3 на основании решением Массандровского поселкового Совета народных депутатов г.Ялты Автономной Республики Крым Украины №32 от 28 февраля 1996 года в постоянное пользование для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома в пгт.Массандра по &lt,адрес&gt, решением суда установлено, что наследодатель ФИО3 при жизни в силу положений ст.ст.116, 118 ЗК Украины приобрел право собственности на земельные участки, земельные участки, на котором расположен жилой дом, принадлежали умершему ФИО3, поскольку его право собственности основывается на ранее действующем законодательстве, к ней после смерти ФИО3 в порядке универсального правопреемства перешли в число прав на наследство и имущественные права на земельные участки, которыми обладал наследодатель ФИО3 при жизни. Кроме того, указанным решением суда установлено, что земельный участок, площадью 2630кв.м., на котором расположен жилой дом, принадлежащий наследодателю ФИО3 на праве собственности по адресу: &lt,адрес&gt,, &lt,адрес&gt,, с 1995 года находился в фактическим пользовании ФИО3, который был вправе получить его в собственность в соответствии с положениями ст.20 ЗК РФ, действующего на момент смерти наследодателя. Поскольку ее право на земельный участок при доме производно от права на этот участок наследователя ФИО3, то к ней перешло право постоянного (бессрочного) пользования всем земельным участком, на котором расположено домовладение, и, соответственно право на приобретение его в собственность без ограничения предельными размерами. Определением Липецкого районного суда Липецкой области от 29.03.2019 установлено, что поскольку у нее возникло право на наследственное имущество в виде земельных участков после смерти ФИО3, то и установление факта вступления в наследство на земельные участки влечет для нее юридические последствия, от которых зависит возникновение ее имущественных прав, в связи с чем, заявление Францеюк Л.И. об установлении факта вступления в наследство удовлетворено. Указанным определением суда установлено, что поскольку она как наследница, принявшая наследство после смерти ФИО3, в силу действующего законодательства считается собственником наследственного имущества, в том числе земельного участка, площадью 514кв.м. и земельного участка, площадью 650кв.м., обращение к нотариусу с целью получения свидетельства о праве на наследство не является необходимым. Таким образом, при наличии решения суда, которым она признана принявшей наследство и которое подтверждает ее право собственности на наследственное имущество в виде спорных земельных участков, совершение ею каких-либо дополнительных действий по принятию наследства не требуется, в связи с чем, уведомление о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении земельного участка, площадью 514кв.м., расположенного по адресу: &lt,адрес&gt,&lt,адрес&gt,, у &lt,адрес&gt,, которым ей разъяснено обратиться к нотариусу для оформления наследственных прав и подать новое заявление о внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости является необоснованным и незаконным. Представленные ею административному ответчику документы, а именно договор на право пользования землей от 12.08.1996 года, решение Липецкого районного суда Липецкой области от 16.11.2018 года, определение Липецкого районного суда Липецкой области от 31.01.2019 о разъяснении решения суда от 16.11.2018 соответствуют требованиям, предъявляемым к кадастровому учету ранее учтенного объекта недвижимости, в связи с чем, оснований для отказа во внесении сведений о ранее учтенных объектов недвижимости не имелось. Оспариваемое решение и уведомление принято в отсутствие к тому правовых оснований, нарушает ее наследственные права и препятствует реализации правомочий собственника недвижимого имущества, ею в адрес регистрирующего органа были представлены все необходимые документы, соответствующие требованиям законодательства, необходимые для осуществления внесения в ЕГРН сведений о земельном участке, расположенном по адресу: &lt,адрес&gt,, &lt,адрес&gt,, &lt,адрес&gt,, у &lt,адрес&gt,, площадью 650кв.м. как о ранее учтенном и осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении земельного участка, расположенного по адресу: &lt,адрес&gt,, &lt,адрес&gt,, около &lt,адрес&gt,, площадью 514кв.м., в связи с чем, оспариваемые решение и уведомление являются незаконными. Просит признать незаконными решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 23.04.2019 года об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости- земельном участке, площадью 650 кв.м., расположенного по адресу: &lt,адрес&gt,, &lt,адрес&gt,, у &lt,адрес&gt,, обязав Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым устранить допущенные нарушения ее прав путем внесения в государственный кадастр недвижимости сведения об объекте недвижимости- земельном участке, площадью 650 кв.м., расположенного по адресу: &lt,адрес&gt,&lt,адрес&gt,, у &lt,адрес&gt,, признать незаконным уведомление Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 26.04.2019 года о приостановлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости и государственной регистрации права в отношении земельного участка с площадью 514кв.м., расположенного по адресу: &lt,адрес&gt, обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым осуществить кадастровый учет изменений объекта недвижимости площадью 514кв.м., расположенного по адресу: &lt,адрес&gt, и произвести государственную регистрацию права собственности на указанный земельный участок за Франценюк Л.И.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Журавлева Е.В. административные исковые требования подержала, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении, пояснив, что оспариваемые решения и уведомление нарушает права Франценюк Л.И. как собственника объекта недвижимости-жилого дома, который расположен на едином земельном участке, площадью 2630кв.м., нарушает принцип единства жилого дома и земельного участка. С момента строительства дома земельный участок являлся единым площадью 2630кв.м., что подтверждается первичными техническими документами. На протяжении длительного времени Франценюк Л.И., являясь гражданкой Российской Федерации, не может оформить свои наследственные права на земельный участок, на котором расположен жилой дом, собственником которого она является в порядке наследования после смерти ФИО3, находящийся на момент смерти наследодателя на территории Республики Украина. С момента предоставления ее отцу ФИО3 в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства Украины земельного участка и строительства на нем жилого дома ее отец пользовался указанным земельным участком, общей площадью 2630кв.м. в тех границах, которые отражены в технической документации и которые существуют на местности длительное время. После смерти отца, Франценюк Л.И., являясь наследником к имуществу умершего ФИО3, также пользуется указанным земельным участком и расположенном на нем жилым домом, регулярно и своевременно оплачивая соответствующие платежи на земельный участок и жилой дом, никаких требований ни к умершему ФИО3, ни к его наследнику Франценюк Л.И. об оспаривании права собственности и права пользования земельным участком не предъявлялись.

Административный истец Франценюк Л.И., представитель административного ответчика в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, административный ответчик о причине неявки своего представителя не сообщил, возражений на административный иск не представил. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии административного истца Франценюк Л.И., представителя административного ответчика.

Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, оценив достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным паровым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов российской Федерации.

21 марта 2014 г. принят Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя (далее Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ).

В силу положений части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ, части 1 статьи 9 Договора о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

Согласно статьи 12 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ, на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Положениями Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ О государственном кадастре недвижимости (в редакции до 1 января 2017 года) определено, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определённой вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных сведений о недвижимом имуществе.

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457, полномочия по государственному кадастровому учету и ведению государственного кадастра недвижимости осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2014 г. N 1335-р утверждено Соглашение о передаче части полномочий в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по государственному кадастровому учету уполномоченному органу Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 г. N 164 утверждено Положение о Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.

Согласно указанному выше Положению основными задачами Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым является участие в разработке, формировании и реализации государственной политики в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества на территории Республики Крым, а также предоставления услуг в данной сфере.

Таким образом, вопросы проведения регистрации прав на недвижимое имущество возложены на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, который является административным ответчиком по настоящему делу.

В соответствии с ч. 1, п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ О государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты,

При этом ч. 7 ст. 1 названного Закона определено, что государственный кадастровый учёт недвижимого имущества — внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершённого строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землёй, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также — объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определённой вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее — государственный кадастровый учёт).

Статья 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ О государственной регистрации недвижимости предусматривает юридически действительным ранее учтённые объекты недвижимости.

Так, частями 4, 5, 8, 9 названной статьи установлено, что технический учёт или государственный учёт объектов недвижимости, в том числе осуществлённые в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ О государственном кадастре недвижимости, признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтёнными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учёт или государственный учёт, в том числе технический учёт, которых не осуществлён, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, также считаются ранее учтёнными объектами недвижимости.

В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:

1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости,

2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав,

3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.

Орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если:

1) имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания,

2) в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи,

3) сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости,

4) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи, свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ О государственной регистрации недвижимости в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Согласно п.п. 1,2,5,7 HYPERLINK garantF1://71029192.101915 ч. 1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ О государственной регистрации недвижимости осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости, с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо, не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации…

В силу п. 4 ч. 8 ст. 41 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ О государственной регистрации недвижимости основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости соответственно является судебное решение, если образование объектов недвижимости осуществляется на основании такого судебного решения.

Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым N 38-ЗРК от 30 июля 2014 г. Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым (далее Закон N 38-ЗРК).

Статья 1 Закона N 38-ЗРК предусматривает, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя, Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя, статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьей 41 Закона Республики Крым О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым, статьей 8 Закона Республики Крым N 38-ЗРК от 30.07.2014 года Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым Совет министров Республики Крым постановлением от 11 августа 2014 года N 264 утвердил перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации (далее Перечень N 264).

Согласно пункту 1 Перечня N 264 документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимыми для государственной регистрации, являются изданные (выданные) в установленном порядке на территории Республики Крым до 16 марта 2014 года, в том числе, государственный акт на право собственности на землю (земельный участок), государственный акт на право частной собственности на землю, государственный акт на право постоянного пользования землёй (земельным участком), государственный акт на право коллективной собственности на землю, свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество, решение о передаче (предоставлении) земельного участка в собственность (пользование, в том числе аренду), свидетельство о праве на наследство, регистрационное удостоверение на объект недвижимого имущества, решение о вводе в эксплуатацию построенного объекта недвижимости, решение суда о признании права собственности на объект недвижимого имущества, об установлении факта права собственности на объект недвижимого имущества, о передаче бесхозяйного недвижимого имущества в коммунальную собственность, определение суда об утверждении (признании) мирового соглашения.

Согласно п.4 Порядка N 301 источниками для включения в государственный кадастр недвижимости (далее ГКН) сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости являются составленные в соответствии с действовавшими до вступления в силу Закона N6-ФКЗ требованиями документы, в том числе, подтверждающие государственную регистрацию земельных участков, техническую инвентаризацию объектов технического учета, государственную регистрацию прав на ранее учтенные объекты недвижимости, осуществленные до вступления в силу Закона N6-ФКЗ (в том числе государственные акты, поземельные книги, технические паспорта объектов технического учета, регистрационные дела), хранящиеся в архивах органа кадастрового учета, организаций технической инвентаризации, а в случае передачи указанных архивов в ведение иных органов (организаций) — хранящиеся в архивах соответствующих органов (организаций).

Включение в ГКН сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенном объекте недвижимости сопровождается присвоением такому объекту недвижимости кадастрового номера в соответствии с Порядком присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности (далее — орган нормативно-правового регулирования), в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ О государственном кадастре недвижимости ( п.5 Порядка N 301).

Таким образом, необходимым условием для внесения в ГКН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости является осуществленные в установленном действовавшим до вступления в силу Закона N6-ФКЗ законодательством, государственная регистрация права и технический учет объектов недвижимого имущества.

Согласно п. 1 ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Согласно правовой позиции Суда Российской Федерации, изложенной в пунктах 34, 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 9 О судебной практике по делам о наследовании наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом). В силу пункта 1 статьи 1155 ГК РФ при вынесении решения о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство суд обязан определить доли всех наследников в наследственном имуществе и принять меры по защите прав нового наследника на получение причитающейся ему доли наследства (при необходимости), а также признать недействительными ранее выданные свидетельства о праве на наследство (в соответствующих случаях — лишь в части). Восстановление пропущенного срока принятия наследства и признание наследника принявшим наследство исключает для наследника необходимость совершения каких-либо других дополнительных действий по принятию наследства.

В соответствии с пунктом 7 главы 1 раздела IX Методических рекомендаций по оформлению наследственных прав (утвержденных Решением Правления ФНП от 27 — 28.02.2007, Протокол N 02/07) если судом по заявлению наследника, пропустившего установленный законом срок для принятия наследства, восстановлен срок для принятия наследства, наследник признан принявшим наследство, в решении суда определены доли всех наследников в наследственном имуществе, выдача нотариусом наследникам свидетельства о праве на наследство не требуется. В таком случае нотариальная процедура оформления наследственных прав прекращается.

Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что при наличии решения суда, которым наследник признан принявшим наследство и установлен факт вступления в наследство на конкретное имущество, в котором определены доли наследников и имеется описание недвижимого имущества, данное решение фактически является аналогом свидетельства о праве на наследство и совершение наследником каких-либо других дополнительных действий по принятию наследства не требуется. В этом случае государственная регистрация носит не правоустанавливающий, а правоподтверждающий характер.

Судом установлено, что решением Липецкого районного суда Липецкой области от 16 ноября 2018 г., вступившего в законную силу, установлен факт вступления Франценюк Л.И. в наследство после смерти ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ,-

на земельный участок, площадью 514 кв.м., расположенный по адресу: &lt,адрес&gt,&lt,адрес&gt, (около &lt,адрес&gt,), предоставленного ФИО3 решением Массандровского поселкового Совета народных депутатов г.Ялты Автономной Республики Крым Украины №57 от 27 марта 1996 года во временное пользование сроком на 25 лет для благоустройства территории, прилегающей к отведенному земельному участку для строительства индивидуального жилого дома в &lt,адрес&gt,&lt,адрес&gt,,

земельный участок, площадью 650 кв.м., расположенный по адресу: &lt,адрес&gt,&lt,адрес&gt,, у &lt,адрес&gt,, предоставленного ФИО3 на основании приказа по совхозу-заводу «Ливадия» объединения «Массандра» г.Ялта от 05 октября 1983 года №274 в поселке Массандра у &lt,адрес&gt, под сад и огород,

земельный участок, площадью 1179кв.м., расположенный по адресу: &lt,адрес&gt,, предоставленного ФИО3 на основании решением Массандровского поселкового Совета народных депутатов г.Ялты Автономной Республики Крым Украины №32 от 28 февраля 1996 года в постоянное пользование для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома в &lt,адрес&gt,.

В мотивировочной части решения суда от 16.11.2018 года имеется указание о том, что данное решение суда является основанием для осуществления государственного кадастрового учета земельных участков, получения свидетельства о праве на наследство на земельные участки и государственной регистрации права.

21.02.2019 года Франценюк Л.И. в лице своего представителя по доверенности Журавлевой Е.В. обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым через Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области с заявлениями о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении земельных участков, расположенных по адресу: &lt,адрес&gt,, около &lt,адрес&gt,, площадью 650 кв.м. и площадью 514 кв.м., приложив к заявлению доверенность, электронный платеж, решение Липецкого районного суда Липецкой области от 16.11.2018 года по делу №2-2123/2018, выписку из приказа от 05.10.1983 года №274, договор на право пользования землей от 12.08.1996 года.

Уведомлением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 01 марта 2019 года осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права в отношении земельного участка, площадью 650 кв.м. приостановлено в соответствии с п.п.2,7 ч.1 ст.26 ФЗ от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» поскольку с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо, межевой план, представленный к заявлению, не соответствует требованиям, установленным Законом о регистрации, Приказом Минэкономразвития РФ от 08.12.2015 №921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» с рекомендацией включить в состав приложений межевого плана утвержденную схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

Уведомлением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от от 04.03.2019 г. административный ответчик приостановил государственную регистрацию и постановку на кадастровый учет земельного участка площадью 514кв.м. поскольку на государственный кадастровый учет, государственную регистрацию права собственности обратилась Франценюк Л.И., представив решение Липецкого районного суда Липецкой области от 16.11.2018, согласно которому установлен факт вступления в наследство после смерти ФИО3, учитывая, что судом не признано право собственности за Франценюк Л.И., ей рекомендовано обратиться к нотариусу для оформления наследственных прав. Кроме того указано, что межевой план от 20.02.2019 подготовленный в результате проведения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка, расположенного по адресу: &lt,адрес&gt,, &lt,адрес&gt,, &lt,адрес&gt,, около &lt,адрес&gt,, из земель, государственная собственность на который не разграничена, не соответствует требованиям, установленным Законом о регистрации, Приказом Минэкономразвития РФ от 08.12.2015 г. №921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке», а именно в соответствии со ст.11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным Кодексом Российской Федерации, 2) проектная документация лесных участков, 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. В данном уведомлении была рекомендация на подачу нового заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.

13.03.2019 административным истцом Франценюк Л.И. было подано заявление об осуществлении государственного кадастрового учета в части внесения сведений в ранее учтенном объекте недвижимости, земельного участка площадью 514кв.м., распложенного по адресу: &lt,адрес&gt,&lt,адрес&gt,, около &lt,адрес&gt,, земельного участка площадью 650кв.м., распложенного по адресу: &lt,адрес&gt,, &lt,адрес&gt,, у &lt,адрес&gt,.

14.03.2019 года сведения об указанном земельном участке как о ранее учтенном объекте недвижимости внесены в ЕГРН с присвоением земельному участку кадастрового номера , что подтверждается выпиской из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером

Решением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 14 марта 2019 года во включении сведений в Единый государственный реестр недвижимости объекта недвижимости, расположенного по адресу: распложенного по адресу: &lt,адрес&gt,&lt,адрес&gt,, около &lt,адрес&gt, отказано поскольку представленный документ (доверенность, решение суда от 16.11.2018, выписка из приказа №274 от 05.10.1983, приказ №274 от 05.10.1983, определение суда от 31.01.2019 по делу №2-2123/2018) не может являться основанием для внесения сведений об объекте недвижимости, как о ранее учтенном.

В связи с тем, что земельному участку площадью 514 кв.м. присвоен кадастровый номер и внесены сведения в ЕГРН как о ранее учтенном объекте недвижимости, кадастровым инженером был подготовлен новый межевой план по уточнению местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером и представителем административного истца Журавлевой Е.В., действующей в ее интересах по доверенности, 26.03.2019 было подано заявление о кадастровом учете изменений объекта недвижимости и (или) государственной регистрации права с приложением необходимых правоустанавливающих документов.

Административный ответчик решением от 01.04.2019 г. приостановил осуществление кадастрового учета с указанием о том, что с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации обратилось не надлежащее лицо.

Определением Липецкого районного суда Липецкой области от 29.03.2019 по заявлению Франценюк Л.И. о разъяснении решения Липецкого районного суда Липецкой области от 16.11.2018 г. по гражданскому делу по заявлению Франценюк Л.И. об установлении факта вступления в наследство разъяснено, что решение Липецкого районного суда Липецкой области от 16 ноября 2018 года по гражданскому делу №2-2123/2018 по заявлению Франценюк Л.И. об установлении факта вступления в наследство является основанием для совершения Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым действий для постановки на кадастровый учет как ранее учтенных объектов недвижимости, для осуществления кадастрового учета изменений уникальных характеристик объектов недвижимости, по государственной регистрации права Франценюк Л.И. в порядке наследования в отношении земельного участка, площадью 514 кв.м., расположенного по адресу: &lt,адрес&gt,&lt,адрес&gt, (около &lt,адрес&gt,), предоставленного ФИО3 решением Массандровского поселкового Совета народных депутатов г.Ялты Автономной Республики Крым Украины №57 от 27 марта 1996 года во временное пользование сроком на 25 лет для благоустройства территории, прилегающей к отведенному земельному участку для строительства индивидуального жилого дома в пгт. Массандра по &lt,адрес&gt,, земельного участка, площадью 650 кв.м., расположенного по адресу: &lt,адрес&gt,, &lt,адрес&gt,, &lt,адрес&gt,, у &lt,адрес&gt,, предоставленного ФИО3 на основании приказа по совхозу-заводу «Ливадия» объединения «Массандра» г.Ялта от 05 октября 1983 года №274 в &lt,адрес&gt, у &lt,адрес&gt, под сад и огород.

18.04.2019 г. представителем административного истца Журавлевой Е.В. в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым вновь было подано заявление об осуществлении государственного кадастрового учета в части внесения сведений о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером , площадью 514кв.м., расположенного по адресу: &lt,адрес&gt,&lt,адрес&gt, (около &lt,адрес&gt,) и были дополнительно представлены необходимые документы, а именно- доверенность, определение суда от 29.03.2019 по делу №2-2123/2018 о разъяснении решения суда, межевой план.

Однако, административный ответчик оспариваемым уведомлением от 26.04.2019 приостановил осуществление государственного кадастрового учета со ссылкой на п.2 ч.1 ст.26 Закона о регистрации поскольку с заявлением о государственном кадастровом учете обратилось не надлежащее лицо, заявление о государственном кадастровом учете изменений объекте недвижимости подано в отношении земельного участка с кадастровым номером , собственником которого Франценюк Л.И. не является.

18.04.2019 представителем административного истца Журавлевой Е.В. в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым подано заявление об осуществлении государственного кадастрового учета в части внесения сведений о ранее учтенном земельном участке и государственной регистрации прав в отношении земельного участка площадью 650 кв.м., расположенного по адресу: &lt,адрес&gt,, &lt,адрес&gt,, у &lt,адрес&gt,, и были представлены дополнительно необходимые документы, а именно- доверенность, определение суда от 29.03.2019 по делу №2-2123/2018 о разъяснении решения суда, межевой план.

23.04.2019 обжалуемым решением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым во внесении сведений о ранее учтенном земельном участке и государственной регистрации прав отказано во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в соответствии с п.2 ч.8 ст.69 ФЗ №218 от 13.07.2015 года «О государственной регистрации недвижимости» в связи с отсутствием в представленных документах (доверенность, решение суда №2-2123/2018 от 16.11.2018, выписка из приказа №274 от 05.10.1983, приказа №274 от 05.10.1983, определение суда №2-2123/2018 от 31.01.2019, определение суда №2-2123/2018 от 29.03.2019) оснований для внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости, как о ранее учтенном, представленные документы не могут являться основанием для внесения сведений об объекте недвижимости как о ранее учтенном.

Согласно части 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Указанным решением суда от 16 ноября 2018 г., (с учетом определения суда от 31.01.2019 г. об исправлении описки), вступившим в законную силу, установлено, что наследодатель ФИО3 при жизни в силу положений ст. 116, 118 ЗК Украины, приобрел право собственности на земельный участок, общей площадью 2630.00кв.м., по адресу: &lt,адрес&gt,&lt,адрес&gt, на основании приказа по совхозу-заводу «Ливадия» объединения «Мансарда» г.Ялта от 05 октября 1983 года №274, решением Массандровского поселкового Совета народных депутатов г.Ялты Автономной Республики Крым Украины №32 от 28 февраля 1996 года, которыми этот земельный участок передан в частную собственность.

Судом установлено, что земельные участки, на котором расположен жилой дом, принадлежали умершему ФИО3, поскольку его право собственности основывается на ранее действующем законодательстве, и к Франценюк Л.И. после смерти ФИО3 в порядке универсального правопреемства перешли в число прав на наследство и имущественные права на земельные участки, которыми обладал наследодатель ФИО3 при жизни. В данном случае, земельный участок, площадью 2630кв.м., на котором расположен жилой дом, принадлежащий наследодателю ФИО3 на праве собственности по адресу: &lt,адрес&gt,, с 1995 года находился в фактическом пользовании ФИО3, который был вправе получить его в собственность в соответствии со ст.20 ЗК РФ (действующего на момент смерти наследодателя). Поскольку право заявителя Франценюк Л.И. на земельный участок при доме производно от права на этот участок ее наследодателя ФИО3, то к ней перешло постоянного (бессрочного) пользования всем земельным участком, на котором расположено домовладение, и, соответственно право на приобретение его в собственность без ограничения предельными размерами.

При этом, судом установлено, что поскольку у Франценюк Л.И. возникло право на наследственное имущество в виде земельных участков после смерти ФИО3, то и установление факта вступления в наследство на земельные участки влечет для нее юридические последствия, от которых зависит возникновение ее имущественных прав, в связи с чем, заявление Франценюк Л.И. об установлении факта вступления в наследство удовлетворено.

При таких данных установленные ранее судом обстоятельства, связанные с установлением факта вступления в наследство на земельные участки не подлежат установлению при рассмотрении данного административного дела.

Определением Липецкого районного суда Липецкой области от 29.03.2019 года, вступившим в законную силу, по заявлению Франценюк Л.И. о разъяснении решения Липецкого районного суда &lt,адрес&gt, от 16.11.2018 г. по заявлению Франценюк Л.И. об установлении факта вступления в наследство разъяснено, что решение Липецкого районного суда Липецкой области от 16 ноября 2018 года по гражданскому делу №2-2123/2018 по заявлению Франценюк Л.И. об установлении факта вступления в наследство является основанием для совершения Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым действий для постановки на кадастровый учет как ранее учтенных объектов недвижимости, для осуществления кадастрового учета изменений уникальных характеристик объектов недвижимости, по государственной регистрации права Франценюк Л.И. в порядке наследования в отношении земельного участка, площадью 514 кв.м., расположенного по адресу: &lt,адрес&gt,, &lt,адрес&gt, (около &lt,адрес&gt,), предоставленного ФИО3 решением Массандровского поселкового Совета народных депутатов г.Ялты Автономной Республики Крым Украины №57 от 27 марта 1996 года во временное пользование сроком на 25 лет для благоустройства территории, прилегающей к отведенному земельному участку для строительства индивидуального жилого дома в &lt,адрес&gt,&lt,адрес&gt,, земельного участка, площадью 650 кв.м., расположенного по адресу: &lt,адрес&gt,, &lt,адрес&gt,&lt,адрес&gt,, у &lt,адрес&gt,, предоставленного ФИО3 на основании приказа по совхозу-заводу «Ливадия» объединения «Массандра» &lt,адрес&gt, от 05 октября 1983 года №274 в &lt,адрес&gt, у &lt,адрес&gt, под сад и огород.

Указанным определением суда установлено, что при наличии решения суда, которым наследник признан принявшим наследство и установлен факт вступления в наследство на конкретное имущество, в котором определены доли наследников и имеется описание недвижимого имущества, данное решение фактически является аналогом свидетельства о праве на наследство и совершение наследником каких-либо других дополнительных действий по принятию наследства не требуется. В этом случае государственная регистрация носит не правоустанавливающий, а правоподтверждающий характер.

Поскольку Франценюк Л.И. как наследница, принявшая наследство после смерти ФИО3, в силу действующего законодательства считается собственником наследственного имущества, в том числе земельного участка площадью 514 кв.м., расположенного по адресу: &lt,адрес&gt, (около &lt,адрес&gt,), земельного участка площадью 650 кв.м., расположенного по адресу: &lt,адрес&gt,, у &lt,адрес&gt,, обращение к нотариусу с целью получения свидетельства о праве на наследство не является необходимым. Права на земельные участки возникли у наследодателя ФИО3 до дня вступления в силу закона о регистрации и не прекращалось, данное право перешло к Франценюк Л.И., следовательно, в силу приведенных норм федерального законодательства спорные земельные участки подлежат государственному кадастровому учету по заявлению Франценюк Л.И.

Таким образом, при наличии решения суда от 16.11.2018 года, которым установлен факт вступления Франценюк Л.И. в наследство и, которое фактически подтверждает ее право собственности на наследственное имущество вне зависимости от факта государственной регистрации прав на недвижимое имущество, совершение Франценюк Л.И. каких-либо дополнительных действий по принятию наследства не требуется.

Поскольку в резолютивной части решения Липецкого районного суда Липецкой области от 16.11.2018 прямо указано на установление факта вступления Франценюк Л.И. в наследство после смерти ФИО3 на конкретные земельные участки, обозначены их площадь и место расположения, то есть приведены все необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества сведения, то по смыслу изложенных выше положений Федерального закона N 122-ФЗ приведённое решение суда является самостоятельным и достаточным основанием для совершения регистрирующим органом действий для постановки на кадастровый учет указанных земельных участков как ранее учтенных объектов недвижимости, для осуществления кадастрового учета изменений уникальных характеристик земельных участков, по государственной регистрации права Франценюк Л.И. в порядке наследования на земельные участки.

В соответствии с частью 8 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС Российской Федерации), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 17 Закона о регистрации одним из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, а также основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются вступившее в законную силу судебные акты.

Вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (статья 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ О судебной системе Российской Федерации, статья 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Данные законоположения направлены на обеспечение возможности реализации части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Верховного суда, изложенной в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 О применении судами некоторых положений раздела III части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество, не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, в резолютивной части которого содержится вывод о принадлежности имущества определенному лицу на вещном праве, о наличии обременения или ограничения права (абзац первый пункта 5 статьи 8.1 ГК РФ, статья 13 ГПК РФ, статья 16 АПК РФ).

Согласно ст. 1 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ О государственной регистрации недвижимости государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее — государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

В силу п.п.4,5 ч.2 ст.14 указанного Федерального закона свидетельства о праве на наследство, а также вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 июля 2001 года N 154-О указал, что государственная регистрация — как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, — призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.

Таким образом, вступивший в законную силу судебный акт является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество, не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту.

Суд приходит к выводу о том, что вступившее в законную силу решение суда от 16 ноября 2018 года по гражданскому делу по заявлению Франценюк Л.И. об установлении факта вступления в наследство, определение Липецкого районного суда Липецкой области от 29 марта 2019 года по гражданскому делу по заявлению Франценюк Л.И. о разъяснении решения Липецкого районного суда Липецкой области от 16.11.2018 г. по заявлению Франценюк Л.И. об установлении факта вступления в наследство являлись основанием для совершения Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым действий для постановки на кадастровый учет как ранее учтенных объектов недвижимости, для осуществления кадастрового учета изменений уникальных характеристик объектов недвижимости, по государственной регистрации права Франценюк Л.И. в порядке наследования в отношении земельного участка, площадью 514 кв.м., расположенного по адресу: &lt,адрес&gt, (около &lt,адрес&gt,), предоставленного ФИО3 решением Массандровского поселкового Совета народных депутатов г.Ялты Автономной Республики Крым Украины №57 от 27 марта 1996 года во временное пользование сроком на 25 лет для благоустройства территории, прилегающей к отведенному земельному участку для строительства индивидуального жилого дома &lt,адрес&gt,&lt,адрес&gt,, земельного участка, площадью 650 кв.м., расположенного по адресу: &lt,адрес&gt,, &lt,адрес&gt,&lt,адрес&gt,, у &lt,адрес&gt,, предоставленного ФИО3 на основании приказа по совхозу-заводу «Ливадия» объединения «Массандра» г.Ялта от 05 октября 1983 года №274 в &lt,адрес&gt, под сад и огород.

Административный ответчик, отказывая в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, приостанавливая осуществление государственного кадастрового учета в отношении земельных участков, фактически поставил это обстоятельство под сомнение.

Такой подход Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым свидетельствует о неисполнении вступившего в законную силу судебного акта и безосновательной блокировке реализации судебной защиты Франценюк Л.И., права которой были установлены судебным актом, отказ в государственном кадастровым учете, государственной регистрации права Франценюк Л.И., приостановление государственного кадастрового учета земельного участка при наличии соответствующих судебных актов влечет неопределенность в ее имущественных правах, нарушая ее законный интерес в легализации права собственности в установленном законом порядке, что является нарушением принципа правовой определенности.

При этом, следует отметить, что признание за Франценюк Л.И. права собственности на спорные земельные участки в данном случае является излишним, поскольку в силу ст.218 ГК РФ к наследникам переходит право собственности умершего в силу закона.

Закон, которым руководствовался Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым при принятии оспариваемых решений- п.2 ч.1 ст.26, п.2 ч.8 ст.69 ФЗ №218 от 13.07.2015 года «О государственной регистрации недвижимости» предусматривает приостановление осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав в случае, если с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо, отказ во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи.

Применительно к данному спору это означает, что Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым должен доказать, что Франценюк Л.И. является ненадлежащим лицом для обращения с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) гсоударственной регистрации прав, а также, что решение суда и определение суда, вступившие в законную силу, не содержит сведений об объектах недвижимости- земельных участках, а также сведения о площади земельных участков.

Между тем, таких доказательств административным ответчиком не представлено.

Судом установлено, что право пользования земельными участками перешло от ФИО3 к административному истцу Франценюк Л.И. со дня открытия наследства в 2005 году, то есть до вступления в силу Закона о регистрации, и не прекращалось, следовательно, в силу приведенных норм федерального законодательства, спорные земельные участки подлежат государственному кадастровому учету и государственной регистрации права по заявлению Франценюк Л.И.

Данная позиция суда согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в кассационном определении судебной коллегии по административным делам от 20 апреля 2017 года №4-КГ17-9.

Выводы Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, содержащиеся в уведомлении от 26.04.2019 года о том, что Франценюк Л.И. не является собственником земельного участка с кадастровым номером , а также в решении от 23.04.2019 года об отсутствии в представленных административным истцом документах оснований для внесения в ЕГРН сведений о земельном участке как о ранее учтенном, не учитывают вышеприведенные нормы права.

Позиция Минэкономразвития России по вопросу включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках изложена в письме от 18 февраля 2010 г. N 2321-ИМ/Д23. В частности, в указанном письме отмечалось, что документы, устанавливающие или подтверждающие право на ранее учтенный земельный участок, являются не только основаниями для включения сведений о ранее учтенном земельном участке в государственный кадастр недвижимости, но и могут являться документами, на основании которых осуществляется государственная регистрация прав на такой земельный участок или осуществляется признание прав на соответствующий земельный участок в ином установленном федеральным законом порядке.

Таким образом, поскольку Франценюк Л.И., как наследник, принявший наследство, в силу действующего законодательства считается собственником наследственного имущества: земельных участков- площадью 514 кв.м., расположенного по адресу: &lt,адрес&gt,, &lt,адрес&gt, (около &lt,адрес&gt,), площадью 650 кв.м., расположенного по адресу: &lt,адрес&gt,, &lt,адрес&gt,&lt,адрес&gt,, у &lt,адрес&gt,, площадью 1179кв.м., расположенного по адресу: &lt,адрес&gt,, действия государственного регистратора по приостановлению государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости и государственной регистрации права на основании того, что решением суда не установлено право собственности на недвижимое имущество, подлежащее регистрации, является незаконным и необоснованным.

Суд также приходит к выводу о том, что для осуществления государственного кадастрового учета в части внесения сведений о ранее учтенном земельном участке, площадью 650 кв.м., расположенном по адресу: расположенного по адресу: &lt,адрес&gt,, у &lt,адрес&gt, административному ответчику представлены все необходимые сведения о размере, местоположении, с которыми административный истец обратился к административному ответчику, оснований для отказа во внесение сведений о ранее учтенном объекте недвижимости административным ответчиком, предусмотренных законом, не имелось.

В пункте 11 статьи 226 КАС Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, — на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Административным ответчиком в нарушение частей 9 и 11 статьи 226, статьи 62 КАС РФ не представлены доказательства, отвечающие требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности, подтверждающие законность оспариваемых решений, напротив, доводы административного истца о нарушении ее прав и законных интересов нашли свое объективное подтверждение в ходе судебного разбирательства.

Поскольку основанием возникновения права собственности административного истца на объекты недвижимости- земельные участки, являются вступившие в законную силу судебные акты, у административного ответчика не имелось оснований придавать судебным актам иной, самостоятельной правовой оценке.

Необоснованное допущение конкуренции оснований возникновения права собственности является недопустимым, поскольку это сводится к нивелированию судебного акта.

Оспариваемые решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 23.04.2019 года об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, уведомление от 26.04.2019 года о приостановлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости и государственной регистрации права при наличии соответствующего судебного акта- влечет неопределенность в имущественных правах административного истца Франценюк Л.И.

Таким образом, нарушение прав Франценюк Л.И. заключается в том, что в результате действий административного ответчика она не может свободно осуществлять правомочия собственника в отношении спорного имущества.

При изложенных обстоятельствах, поскольку оспариваемые решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 23.04.2019 года и уведомление от 26.04.2019 года являются незаконными и необоснованными, создают препятствия для регистрации права собственности Франценюк Л.И. на наследственное имущество на основании решения суда, суд считает признать незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 23.04.2019 года об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости- земельном участке, площадью 650 кв.м., расположенного по адресу: &lt,адрес&gt,&lt,адрес&gt,, у &lt,адрес&gt,, признать незаконным уведомление Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 26.04.2019 года о приостановлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости и государственной регистрации права Франценюк Л.И. в отношении объекта недвижимости- земельного участка с кадастровым номером , площадью 514кв.м., расположенного по адресу: &lt,адрес&gt,, пгт.Массандра, &lt,адрес&gt, (около &lt,адрес&gt,).

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

При изложенных обстоятельствах, суд считает необходимым в целях восстановления прав административного истца возложить на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанность в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу внести в государственный кадастр недвижимости сведения об объекте недвижимости- земельном участке, площадью 650 кв.м., расположенного по адресу: &lt,адрес&gt,, &lt,адрес&gt,, у &lt,адрес&gt,, осуществив государственный кадастровый учет указанного земельного участка, обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу осуществить кадастровый учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером , площадью 514кв.м., расположенного по адресу: &lt,адрес&gt,, пгт.Массандра и произвести государственную регистрацию права собственности на указанный земельный участок с кадастровым номером площадью 514кв.м., расположенного по адресу: &lt,адрес&gt,, &lt,адрес&gt, за Франценюк Л.И.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.226, 227 КАС РФ суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 23.04.2019 года об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости- земельном участке, площадью 650 кв.м., расположенного по адресу: &lt,адрес&gt,&lt,адрес&gt,, у &lt,адрес&gt,.

Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу внести в государственный кадастр недвижимости сведения об объекте недвижимости- земельном участке, площадью 650 кв.м., расположенного по адресу: &lt,адрес&gt,, &lt,адрес&gt,, у &lt,адрес&gt,, осуществив государственный кадастровый учет указанного земельного участка.

Признать незаконным уведомление Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 26.04.2019 года о приостановлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости и государственной регистрации права Франценюк Л.И. в отношении объекта недвижимости- земельного участка с кадастровым номером , площадью 514кв.м., расположенного по адресу: &lt,адрес&gt,&lt,адрес&gt, (около &lt,адрес&gt,).

Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу осуществить кадастровый учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером , площадью 514кв.м., расположенного по адресу: &lt,адрес&gt, и произвести государственную регистрацию права собственности на указанный земельный участок с кадастровым номером , площадью 514кв.м., расположенного по адресу: &lt,адрес&gt, за Франценюк Л.И.

В соответствии с ч.9 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Решение суда может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Липецкий районный суд.

Судья С.Ю.Мартышова

Мотивированное решение

изготовлено 05.06.2019