Решение № 3А-167/20 от 31.08.2020 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 3а-167/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 августа 2020 года г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе председательствующего Феофиловой Л.В., при секретаре Окладниковой М.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Фрицлера Виктора Ивановича к территориальной избирательной комиссии Калининского района города Челябинска (с полномочиями окружной избирательной комиссии Калининского одномандатного избирательного округа № 12 и окружной избирательной комиссии Заречного одномандатного избирательного округа № 14), кандидату в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области по Калининскому одномандатному избирательному округу № 12 Ларину Дмитрию Сергеевичу об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области,

у с т а н о в и л :

Фрицлер В.И. обратился в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением к Окружной избирательной комиссии по Калининскому одномандатному Избирательному округу № 12 Челябинской области, кандидату в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области по Калининскому одномандатному избирательному округу № 12 Ларину Дмитрию Сергеевичу, в котором просит отменить регистрацию кандидата в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области по Калининскому одномандатному избирательному округу № 12 Ларина Дмитрия Сергеевича.

В обоснование заявленных требований указал, что он и Ларин Д.С. являются зарегистрированными кандидатами в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области по Калининскому одномандатному избирательному округу № 12. Лариным Д.С. был выпущен агитационный материал, оплаченный из средств его специального избирательного счета: газета «СР. Справедливый выбор», дата выпуска 30 июля 2020 года, буклет «Работаю для людей», дата выпуска 08 июля 2020 года. Указанные агитационные материалы содержат слоган «Работаю для людей», который выполнен с использованием шрифта «Adventure» («Эдвенче»), являющимся объектом авторских прав. Соответствующая информация содержится на официальном сайте правообладателя.

Вышеуказанный шрифт представляет собой совокупность единых по стилистике изображений всех знаков кириллического алфавита (в нескольких вариантах), необходимых для написания текстов, потребовал для своего создания индивидуальной умственной деятельности, направленной на выражение эстетических представлений о внешнем виде букв и других знаков, и является оригинальным произведением творчества автора Натальи Васильевой, а именно — произведением графики, созданным ею в 2001 году. В 2007 году были добавлены знаки западноевропейского комплекта, а в 2011 году восточноевропейского. В полной версии шрифт выпущен компанией Паратайп. Факт соответствия шрифта, принадлежащего компании Паратайп, использованному в АПМ кандидатом Лариным Д.С. подтверждается протоколом осмотра сайта правообладателя, удостоверенным нотариусом. Фрицлер В.И. полагает, что в силу норм Гражданского кодекса Российской Федерации правообладатель имеет право по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, однако, отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации.

Кроме того, на телевизионном канале «31 Канал» выпущено пять видеосюжетов: 21 июля 2020 года «Социальный эксперимент депутата», 29 июля 2020 года «Скажи нет повышению тарифов ЖКХ», 04 августа 2020 года «Челябинцы просят отремонтировать разваливающиеся межквартальные проезды», 12 августа 2020 года «Пять тысяч подписей против повышения тарифов», 18 августа 2020 года «Депутат Дмитрий Ларин нашел нарушения по благоустройству». На территории Калининского одномандатного избирательного округа № 12, на котором баллотируется Ларин Д.С., на информационных досках у входа в подъезды домов были размещены листовки с анонсом программы «Личное мнение», выходящей на 31 канале. В анонсе в частности сказано, что очередная программа с участием правозащитника Ларина Д. выйдет 25 августа 2020 года и 26 августа 2020. Из анонса следует, что будут рассматриваться, в частности, следующие темы: зачем депутат поселился в аварийном бараке, которому почти 100 лет?, кто и зачем собирает 10 000 подписей за отмену повышения тарифов ЖКХ? Указанные в анонсе темы программы «Личное мнение», в которой будет принимать участие кандидат Ларин Д., освещаются в его агитационных материалах, тем самым, и программа с его участием будет носит агитационный характер, т.е. отвечать требованиям ч. «г» п. 1 ст. 48 Закона.

Ларин Д.С. является действующим депутатом Совета депутатов Калининского района г. Челябинска по избирательному округу №11. Однако, территория, на которой Ларин Д.С. оказывает помощь, выходит за пределы его округа № 11 и соответствует территории одномандатного округа № 12 на выборах депутатов в Законодательное Собрание Челябинской области, что указывает на агитационный, а не информационный характер видеосюжета. Кроме того, вся информация которая освещается в СМИ «31 Канал» имеется в АПМ Ларина Д.С.

Указывает, что в силу ч. «г» п. 1 ст. 48 Закона предвыборной агитацией признается распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями.

Все выпущенные на &lt,данные изъяты&gt, видеосюжеты имеют явное положительное описание деятельности кандидата Ларина Д.С., тогда как о других зарегистрированных кандидатах видеосюжет информации не содержит. Таким образом, можно говорить, что видеосюжет с участием Ларина Д.С. является его агитационным материалом, выпущенным и распространяемым с нарушением закона, с признаками использования преимуществ должностного и служебного положения. Жители, о которых снят видеосюжет, и в котором участвует кандидат Ларин Д.С. не являются избирателями депутата Собрания депутатов Калининского района г. Челябинска по одномандатному округу № 11 Ларина Д.С.. Кандидатом Лариным Д.С. допущено нарушение, предусмотренное частью «з» п. 5 ст. 40 Закона.

В соответствии с пунктом «в», п. 7 ст. 76 Закона регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения.

Размещение в СМИ неоплаченных из средств специального избирательного счета агитационных материалов, в которых освещается деятельность депутата Ларина Д.С. является неоднократным использованием им преимуществ должностного и служебного положения, что является основанием для отмены его регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области по Калининскому одномандатному избирательному округу № 12.

Административный истец Фрицлер В.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель административного истца Коломицын М.В., действующий на основании доверенности от 25 августа 2020 года (л.д. 39), в судебном заседании на удовлетворении административных исковых требований настаивал.

Административный ответчик Ларин Д.С. при надлежащем извещении участия в судебном заседании не принимал.

В письменном отзыве и дополнении к отзыву административный истец и его представитель административные исковые требования полагали не подлежащими удовлетворению, указав, что в его агитационном материале имеется слоган «Работаю для людей», выполненный в определенном написании. 01 июля 2020 года между ним и ФИО14. заключен Авторский договор № 1 на создание макетов и передачу неисключительных прав, в соответствии с которым ФИО15 взяла на себя обязательства своим личным трудом отрисовать (создать) Макет изображения со словами «Работаю для людей» на условиях, согласованных сторонами договора. Результатом исполнения обязательств по договору явился макет изображения с указанными словами в буквенно-текстовом варианте, переданный Ларину Д.С. по Акту сдачи-приемки. 03 июля 2020 года с ФИО16. заключен договор на создание агитационного буклета, информационного бюллетеня, в результате исполнения которого исполнитель создал макеты с использованием буквенно-текстового слогана «Работаю для людей!»: информационный бюллетень «Справедливый выбор!», буклет «Работаю для людей!». В указанных агитационных материалах буквенно-текстовый слоган использовался кандидатом согласно условиям Авторского договора. Созданный по Авторскому договору результат является результатом интеллектуальной деятельности ФИО13 объектом ее авторского права. ФИО17 имеет активную подписку (активный план для фотографа (20 ГБ) на Adobe Creative Cloud, являющемся коллекцией из более 20 приложений и сервисов для ПК и мобильных устройств для работы с фотографиями, дизайном и другое. Имеющаяся подписка дает право неограниченного доступа к приложениям и сервисам, в том числе к сервису, включающему в себя более сотни шрифтов. Библиотека шрифтов включает в себя шрифт, на который ссылается административный истец. ФИО18. шрифт использован на законных основаниях. Доводы административного истца о соответствии использованного шрифта шрифту, принадлежащему компании «Паратайп», доказательствами не подтверждены. Кроме того, изображение слогана не является самостоятельным объектом, а расположено единожды в агитационных материалах наряду с иными изображениями, основным из которых является фотографическое изображение Ларина Д.С.. Учитывая, что агитационный материал в коммерческих целях не распространялся, созданный буквенный текст находится в общедоступном месте и не является основным объектом воспроизведения, воспроизведение материала, возможно схожего с изображением, имеющим правообладателя, может быть осуществлено без согласия автора.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

29 июля, 04 августа, 12 августа, 18 августа 2020 года на канале «&lt,данные изъяты&gt,» были показаны сюжеты с участием Ларина Д.С., в которых были отражены проблемы горожан в области ЖКХ, благоустройства, его деятельность как депутата, он выступал как действующий депутат Совета депутатов Калининского района г. Челябинска, а не как кандидат в депутаты Законодательного собрания Челябинской области. Целью видеосюжетов было информирование населения о его депутатской деятельности, а не побуждение голосовать за него, как за кандидата в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области. Являясь депутатом, он реагирует на обращения жителей всего Калининского района, формой реакции и формой работы по обращениям, стал выезд к гражданам для проведения встреч. Законодательством о выборах не предусмотрено приостановление деятельности действующих депутатов на период избирательных кампаний. Информирование о деятельности действующих депутатов может осуществляться в средствах массовой информации и предвыборной агитацией не является. ТИК Калининского района г. Челябинска, рассмотрев жалобу Фрицлера В.И., признала сюжет программы «новости» на 31 канале соответствующим действующему законодательству.

Представители административного ответчика Акимов И.Е. и Гусева И.Р., действующие на основании доверенности от 31 августа 2020 года, в удовлетворении заявленных требований просили отказать.

Председатель территориальной избирательной комиссии Калининского района г. Челябинска Курмаев А.Ю., представляющий ее интересы без доверенности на основании Постановления Избирательной комиссии Челябинской области от 19 декабря 2019 года № 125/1060-6 и Регламента, в судебном заседании позицию по рассматриваемому административному спору не сформулировал.

Выслушав объяснения представителей участников процесса, исследовав письменные материалы дела и представленные административным истцом видеофайлы, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении административного иска отказать, суд приходит к следующему.

Постановлением избирательной комиссии Челябинской области от 08 июня 2020 года № 144/1216-6 на территориальную окружную избирательную комиссию Калининского района города Челябинска возложены полномочия окружной избирательной комиссии Калининского одномандатного избирательного округа № 12 и окружной избирательной комиссии Заречного одномандатного избирательного округа № 14 (л.д. 52-55).

Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 11 июня 2020 года № 2431 на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Челябинской области (л.д. 56).

Как следует из материалов дела, Фрицлер В.И. и Ларин Д.С. решениями окружной избирательной комиссии Калининского одномандатного избирательного округа № 12 от 22 июля 2020 года № 159/1817-4 и от 17 июля 2020 года № 157/1813-4 соответственно, зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Калининскому одномандатному избирательному округу № 12 (л.д. 58, 59).

Согласно части 11 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена по основаниям, предусмотренным пунктами 7 — 9 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, за нарушения законодательства о выборах, допущенные после регистрации кандидата (списка кандидатов), а также за ряд значительных нарушений законодательства, которые имелись на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствовали регистрации кандидата (списка кандидатов), но о них не было и не могло быть известно избирательной комиссии, например, в связи с сокрытием кандидатом сведений о своей судимости.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ), определяющей основные термины и понятия, под предвыборной агитацией понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата или против него, под агитационными материалами понимаются печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании.

Согласно части 1 статьи 40 Закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, — членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Согласно пункту 1.1 статьи 56 Закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума также не допускается злоупотребление свободой массовой информации в иных, чем указанные в пункте 1 настоящей статьи, формах. Запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

Согласно части 7 статьи 76 Закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения (подпункт «в»), несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона (подпункт «д»).

В силу предписаний Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) интеллектуальная собственность охраняется законом. Гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Другие лица не могут использовать соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом (статьи 1225, 1229 ГК РФ).

Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения, в том числе фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам, а также картографические произведения. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме (пункты 1, 3 статьи 1259 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1276 ГК РФ допускаются без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение и распространение изготовленных экземпляров, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, если изображение произведения является основным объектом использования или изображение произведения используется в целях извлечения прибыли.

Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (пункт 35), нарушение требований статьи 1276 ГК РФ при проведении предвыборной агитации имеет место в случае, когда в агитационных материалах без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизводится, сообщается в эфир или по кабелю фотографическое произведение, произведение архитектуры или произведение изобразительного искусства, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, и изображение произведения таким способом является основным объектом этого воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю.

По смыслу приведенных правовых положений о соблюдении кандидатом требований законодательства об интеллектуальной собственности при воспроизведении объектов чужой интеллектуальной собственности без согласия их владельцев свидетельствуют два обстоятельства: произведение находилось в месте, открытом для свободного доступа и то, что это произведение не было основным объектом воспроизведения.

В судебном заседании установлено и ответчиком Лариным Д.С. не отрицалось изготовление агитационного материала – агитационного буклета и информационного бюллетеня, содержащих слоган «Работаю для людей!».

В обоснование заявленных административных исковых требований административный истец ссылается на нарушение административным ответчиком законодательства об интеллектуальной собственности, использование при написании указанного слогана шрифта Adventure, являющегося объектом авторских прав.

В соответствии с часть 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Доказательства, подтверждающие нарушение административным ответчиком законодательства о выборах, должны быть представлены административным истцом.

В пункте 1 статьи 1300 ГК РФ установлено, что информацией об авторском праве признается любая информация, которая идентифицирует произведение, автора или иного правообладателя, либо информация об условиях использования произведения, которая содержится на оригинале или экземпляре произведения, приложена к нему или появляется в связи с сообщением в эфир или по кабелю либо доведением такого произведения до всеобщего сведения, а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация.

Административный истец не представил суду достаточных и достоверных доказательств, свидетельствующих об идентификации использованного шрифта как шрифта Adventure, а также об авторстве конкретных лиц в его отношении.

Представленные в материалы дела протоколы осмотра доказательств, составленные нотариусом (л.д. 12-37), такими признаками не обладают, поскольку информация о программе, посредством которой произведена идентификация шрифта, возможности ее использования в таких целях, суду не представлена.

Кроме того 01 июля 2020 года и 03 июля 2020 года между Голубевой Ю.А. (Исполнитель) и кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области Лариным Д.С. (Заказчик) заключены Авторские договоры на создание макетов, на создание агитационного буклета, информационного бюллетеня и передачи неисключительных прав.

Согласно условиям договора от 01 июля 2020 года Исполнитель обязуется своим личным творческим трудом отрисовать (создать) Макеты изображений со словами «Работаю для людей!» для последующего использования в цветной полиграфической агитационной продукции Заказчика. Изображения создаются Исполнителем в художественном стиле и представляются в электронном (оцифрованном) виде (п. 1.1.).

Исполнитель обязался самостоятельно создать изображения, предусмотренные пунктом 1.1. договора, при создании изображений не нарушать права и законные интересы третьих лиц. В случае нарушения Исполнителем прав и законных интересов третьих л, всю имущественную и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед ними Исполнитель несет самостоятельно. При исполнении обязательств по договору Исполнитель обязуется соблюдать законодательство Российской Федерации, в том числе законодательство об интеллектуальной собственности (п. 2.1.1., 2.1.2., 2.1.4.).

Авторским договором от 03 июля 2020 года на изготовление буклета и информационного бюллетеня предусмотрены аналогичные обязанности Исполнителя.

Исследовав печатные агитационные материалы (л.д. 38), суд приходит к выводу, что слоган «Работаю для людей!» занимает незначительную и неосновную их часть, не является самостоятельным объектом информации, воспринимается в контексте с иной информацией, в том числе об основании Лариным Д.С. «Центра правовой помощи населению» (в буклете), о задачах, связанных с решением социальных вопросов (в информационном бюллетене).

Согласно материалам дела, изображение слогана является результатом творчества лица, с которым административным ответчиком заключен авторский договор.

Доказательств обратного, в том числе наличия притязаний авторов, иных правообладателей, свидетельствующих о нарушении административным ответчиком законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности, что в соответствии пунктом 1.1 статьи 56 и подпункта «д» пункта 7 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» могло являться основанием для отмены его регистрации, административным истцом не приведено и суду не представлено.

Как следует из материалов дела, административный ответчик Ларин Д.Я. является действующим депутатом Совета депутатов Калининского района города Челябинска по избирательному округу № 11 на основании решения Территориальной избирательной комиссии Калининского района города Челябинска от 11 сентября 2019 года № 127/1511-4.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной либо муниципальной службе или являющиеся иными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 40 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Перечень действий, которые могут рассматриваться в качестве использования преимуществ должностного или служебного положения при проведении избирательной кампании, кампании референдума, установлен пунктом 5 статьи 40 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ и не подлежит расширительному толкованию.

При решении вопроса о том, является ли использование служебного или должностного положения достаточным основанием для применения судом предусмотренных Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ неблагоприятных последствий для кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, необходимо, в частности, выяснять кратность, характер, содержание, цель совершения этих действий.

При этом следует учитывать, что основанием для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, для отказа в проведении референдума, для исключения кандидата из заверенного списка кандидатов, для отмены регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, может служить только неоднократное (не менее двух раз) использование преимуществ должностного или служебного положения (подпункт «л» пункта 24, подпункт «к» пункта 25, подпункт «г» пункта 26 статьи 38, подпункт «в» пункта 7, подпункт «в» пункта 8, пункт 9 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ).

Согласно пункту 5 статьи 40 Закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ под использованием преимуществ должностного или служебного положения понимается, в том числе, обнародование в период избирательной кампании, кампании референдума в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда (пункт «з»).

Административным ответчиком не отрицался выпуск видеосюжетов на канале «&lt,данные изъяты&gt,»: 21 июля 2020 года «Социальный эксперимент депутата», 29 июля 2020 года «Скажи «нет» повышению тарифов ЖКХ», 04 августа 2020 года «Челябинцы просят отремонтировать разваливающиеся межквартальные проезды», 12 августа 2020 года «Пять тысяч подписей против повышения тарифов», 18 августа 2020 года «Дмитрий Ларин нашел нарушения по благоустройству», 25 августа 2020 года «Личное мнение».

Исходя из положений, приведенных в подпункте 4 статьи 2 и пункте 2 статьи 48 Закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, предвыборная агитация — деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются: а) призывы голосовать за кандидата либо против него, б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, в частности указание на то, за какого кандидата будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 этого же Федерального закона), в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате в сочетании с позитивными либо негативными комментариями, д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей, е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату.

В определении Конституционного Суда РФ от 25 декабря 2008 года № 901-О-О отмечено, что не может быть признано агитацией информирование избирателей через средства массовой информации без выявления соответствующей непосредственно агитационной цели, наличие или отсутствие которой во всяком случае подлежит установлению судами общей юрисдикции и (или) иными правоприменительными органами при оценке ими тех или иных конкретных действий как противозаконной предвыборной агитации.

Видеосюжеты исследованы в судебным заседании путем их просмотра.

Ни в одном из сюжетов статус Ларина Д.С. в качестве кандидата в депутаты не указывался, его выступления не касались предстоящих выборов в Законодательное Собрание Челябинской области, он не озвучивал своих планов на избрание депутатом на этих выборах, призывы голосовать за или против него, описание последствий его избрания или неизбрания отсутствовали. В средствах массовой информации участие Ларина Д.С. в проводимых им мероприятиях освещалось с точки зрения информирования о его текущей деятельности в качестве депутата Совета депутатов Калининского района города Челябинска, а не как кандидата в депутаты. В каждом выступлении Ларин Д.С. подчеркивал связь проводимого им мероприятия с обращениями избирателей.

Доказательства размещения Лариным Д.С. на территории избирательного округа № 12 объявлений, анонсирующих выход видеосюжетов, равно как и их содержания, в материалы дела не представлено.

Какие-либо признаки, позволяющие отнести видеосюжеты к предвыборной агитации, судом не установлены.

Территориальной избирательной комиссией Калининского района города Челябинска (с полномочиями окружной избирательной комиссии Калининского одномандатного избирательного округа № 12 и окружной избирательной комиссии Заречного одномандатного избирательного округа № 14) по обращению Фрицлера В.И. проанализирован сюжет, показанный 21 июля 2020 года в эфире программы «31 канала», сделан вывод, что предвыборной агитацией он не является, связан с исполнением Лариным Д.С. своих должностных обязанностей, носит информационный характер. Решением от 31 июля 2020 года № 162/1835-4 в удовлетворении жалобы Фрицлера В.И. отказано.

Информирование граждан о депутатской деятельности не противоречит положениям пункта 6 статьи 40 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.

Доводы административного истца о наличии в видеосюжетах информации по вопросам, связанным с территорией Калининского района, не относящейся к избирательному округу № 11, не свидетельствуют об агитационном характере видеосюжетов, поскольку действующее законодательство не содержит запрета на работу депутата с обращениями жителей района, в состав представительного органа которого он входит.

При этом в сюжете, связанном с нарушениями благоустройства по ул. Университетская Набережная г. Челябинска Ларин Д.С. отметил, что проживает на данной улице, что подтверждается материалами рассматриваемого дела.

Следует отметить также, что информация, содержащаяся в видеосюжетах, не может быть расценена как отчет о депутатской деятельности применительно к положению подпункта «з» пункта 5 статьи 40 Закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, поскольку не содержит сведений о периоде и о полном объеме выполненной за такой период работы депутата Ларина Д.С..

Оценив представленными сторонами доказательства в их совокупности, суд не усматривает в действиях Ларина Д.С. нарушений ограничений, установленных частью 1 статьи 40, пунктом 1.1 статьи 56 Закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, и как следствие, оснований для отмены регистрации Ларина Д.С. в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва.

Руководствуясь статьи 244 КАС Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административных исковых требований Фрицлера Виктора Ивановича к территориальной избирательной комиссии Калининского района города Челябинска (с полномочиями окружной избирательной комиссии Калининского одномандатного избирательного округа № 12 и окружной избирательной комиссии Заречного одномандатного избирательного округа № 14), кандидату в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области по Калининскому одномандатному избирательному округу № 12 Ларину Дмитрию Сергеевичу об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области по Калининскому одномандатному избирательному округу № 12 Ларина Дмитрия Сергеевича, отказать.

Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий Л.В. Феофилова