Решение № 3А-59/2021 от 01.06.2021 Иркутского областного суда (Иркутская область)

УИД Номер изъят

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 июня 2021 г. г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Рыковой А.А., с участием административного истца Антонова В.Е., представителя административного истца по заявлению Лесничей У.Д. , представителя административного ответчика Правительства Иркутской области Хороших К.А., действующего на основании доверенности от Дата изъята Номер изъят, прокурора отдела Прокуратуры Иркутской области Волковой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-59/2021 по административному исковому заявлению Антонова В.Е. к Правительству Иркутской области о признании недействующим в части постановления Правительства Иркутской области от 14 февраля 2020 г. № 84-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территории муниципального образования «Ангарский городской округ» в результате взрыва бытового газа в многоквартирном доме, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения»,

У С Т А Н О В И Л :

Антонов В.Е. первоначально обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к Правительству Иркутской области, в котором просил признать незаконным пункт 4 Постановления Правительства Иркутской области от 14 февраля 2020 г. № 84-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территории муниципального образования «Ангарский городской округ» в результате взрыва бытового газа в многоквартирном доме, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения» в части указания, что право на выплату имеет гражданин, являющийся собственником утраченного жилого помещения на день введения режима чрезвычайной ситуации.

Определением Кировского районного суда г. Иркутск от 19 января 2021 г. административное дело по административному исковому заявлению Антонова В.Е. передано по подсудности в Иркутский областной суд.

В обоснование административных исковых требований Антонов В.Е. указал, что 14 сентября 2019 г. в квартире &lt,адрес изъят&gt, (далее — квартира), произошел взрыв, в результате которого его отец Цыкун Е.А. получил ожоги более 90 % тела, от которых 16 сентября 2019 г. он скончался, также была полностью уничтожена квартира, в которой административный истец проживал постоянно вместе со своим отцом.

До момента взрыва ? доли в праве собственности на эту квартиру принадлежали отцу административного истца Цыкун Е.А., ? доли в праве собственности на эту квартиру принадлежало Цыкун Н.А., приходящейся тётей административному истцу.

В целях восстановления прав граждан, жилые помещения которых были утрачены в связи с указанной выше чрезвычайной ситуацией, Правительством Иркутской области принято постановление от 14 февраля 2020 г. № 84-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых были утрачены в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территории муниципального образования «Ангарский городской округ» в результате взрыва бытового газа в многоквартирном доме, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения», пункт 4 которого, как указывает административный истец нарушает его права, так как согласно данному пункту право на единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения имеет гражданин, проживавший на день введения чрезвычайной ситуации в утраченном жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности.

17 марта 2020 г. Антонов В.Е. получил свидетельство о праве на наследство по закону, согласно которому он принял наследственное имущество, принадлежащее его отцу Цыкун Е.А. в виде ? доли в праве собственности на указанную выше квартиру.

После принятия наследства Антонов В.Е. обратился в Областное государственное казенное учреждение «Управление социальное защиты населения по Ангарскому району» с заявлением о выдаче ему единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.

Дата изъята Областным государственным казенным учреждением «Управление социальное защиты населения по Ангарскому району» в представлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения Антонову В.Е. было отказано по основанию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 14 Положения о предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территории муниципального образования «Ангарский городской округ» в результате взрыва бытового газа в многоквартирном доме, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения», утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 14.02.2020 № 84-пп в связи с тем, что на момент взрыва административный истец не являлся собственником утраченного жилого помещения.

В судебном заседании ссылаясь на положения статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации административный истец пояснил, что фактически принял наследство когда забирал отца и его вещи из больницы после его смерти, что случилось до принятия оспариваемого им нормативного правового акта, он своевременно обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства, просил учесть, что свидетельство о вступлении его в наследство на часть квартиры принадлежавшую его отцу административному истцу было выдано через 2 дня после введения режима чрезвычайной ситуации.

В результате взрыва административный истец лишился своего жилья, восстановить свое нарушенное право он не может, так как согласно оспариваемому постановлению Правительства Иркутской области он должен быть собственником утраченной квартиры на момент взрыва, без учета того, что эта квартира являлась единственным для него жильем, а в последствие доля в праве собственности на эту квартиру была им унаследована и он стал собственником доли в этой квартире.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища, а органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Административный истец считает, что Правительство Иркутской области должно создавать условия осуществления прав истца на жилище, а именно на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного.

Антонов В.Е. указывает, что он обращался в приемную Правительства Иркутской области с просьбой о внесении изменений в оспариваемое постановление Правительства с целью учета возможности реализации его права на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного, но в удовлетворении заявления административному истцу было отказано, данный отказ он не оспаривал.

Административный истец просит суд признать незаконным пункт 4 постановления Правительства Иркутской области от 14 февраля 2020 г. № 84-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территории муниципального образования «Ангарский городской округ» в результате взрыва бытового газа в многоквартирном доме, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения» (далее – постановление Правительства Иркутской области от 14.02.2020 № 84-пп) в части указания на то, что право на выплату имеет гражданин, являющийся собственником утраченного жилого помещения на день введения режима чрезвычайной ситуации.

В судебном заседании административный истец Антонов В.Е., а также его представитель по заявлению Лесничая У.Д. административные исковые требования поддержали, просили их удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного ответчика Правительства Иркутской области Хороших К.А. поддержал доводы возражений на административный иск Антонова В.Е., просил в удовлетворении его требований отказать, полагая, что административным истцом избран неверный способ защиты нарушенного права.

Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, заключение прокурора Волковой Е.Ю., полагавшей, что в удовлетворении административного иска следует отказать, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Судом установлено, что 14 сентября 2019 г. на территории муниципального образования «Ангарский городской округ» возникла чрезвычайная ситуация в результате взрыва бытового газа в многоквартирном доме, расположенном по адресу: &lt,адрес изъят&gt, в которой ? доли в праве общей собственности, принадлежали отцу административного истца Цыкун Е.А., а ? доля в праве собственности на эту квартиру принадлежала Цыкун Н.А., приходящейся тётей административному истцу.

Цикун Е.А. является отцом Антонова В.Е., что подтверждается копией Свидетельства о рождении от Дата изъята (л.д. 28).

Сам административный истец Антонов В.Е. на момент взрыва был зарегистрирован в данной квартире и проживал в ней вместе с отцом Цикун Е.А., что подтверждается материалами дела, а также данными Свидетельства о праве на наследство по закону от 17 марта 2020 г., выданного нотариусом Ангарского нотариального округа Иркутской области ФИО16 (л.д. 139).

Отец административного истца — Цыкун У.Д. , получивший ожоги более 90 % тела, Дата изъята в 12 часов 15 минут скончался, принадлежавшие умершему наследодателю вещи в лечебном учреждении, а затем тело самого умершего из морга больницы получил административный истец Антонов В.Е., что лицами, участвующими в деле не оспаривается и подтверждается копией Свидетельства о смерти от Дата изъята (л.д. 29).

В результате взрыва двухкомнатная &lt,адрес изъят&gt,, расположенная по адресу: &lt,адрес изъят&gt, полностью разрушена (факт нахождения данной квартиры в разрушенном взрывом бытового газа в 6-ом подъезде жилого &lt,адрес изъят&gt,, подтверждается справкой от Дата изъята Номер изъят, выданной Ангарским производственным участком Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» (л.д. 211)).

В целях оказания поддержки гражданам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территории муниципального образования «Ангарский городской округ» в результате взрыва бытового газа в многоквартирном доме, в соответствии со статьей 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», руководствуясь частью 4 статьи 66, статьей 67 Устава Иркутской области Правительство Иркутской области приняло постановление от 14 февраля 2020 г. № 84-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территории муниципального образования «Ангарский городской округ» в результате взрыва бытового газа в многоквартирном доме, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения», которым утверждено Положение о предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территории муниципального образования «Ангарский городской округ» в результате взрыва бытового газа в многоквартирном доме, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Антонову В.Е. нотариусом Ангарского нотариального округа Иркутской области ФИО16Дата изъята выдано Свидетельство о праве на наследство по закону на ? доли в праве общей собственности на двухкомнатную квартиру, общей площадью 45,4 кв.м., расположенном по адресу: &lt,адрес изъят&gt,.

Административный истец обращался в Областное государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения по Ангарскому району» с заявлением в предоставлении ему на основании постановления Правительства Иркутской области от 14 февраля 2020 г. № 84-пп единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, решением которого от 13 апреля 2020 г. № 19 Антонову В.Е. в предоставлении данной выплаты отказано, как лицу не имеющему права на такую выплату (л.д. 27).

Таким образом, анализируя указанные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт применен в отношении административного истца, что обуславливает его право на обращение с данным административным исковым заявлением.

Судом административному истцу разъяснялось право на уточнение заявленных им административных требований, так как из текста его административного искового заявления следует, что он фактически оспаривает положения пункта 4 Положения о предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территории муниципального образования «Ангарский городской округ» в результате взрыва бытового газа в многоквартирном доме, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения (далее – Положение о выплате), утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 14 февраля 2020 г. № 84-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территории муниципального образования «Ангарский городской округ» в результате взрыва бытового газа в многоквартирном доме, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения», правом уточнить исковые требования в просительной части административного искового заявления истец не воспользовался.

Учитывая данные обстоятельства, суд разрешает спор исходя из фактически заявленных административным истцом исковых требований об оспаривании положений пункта 4 Положения о выплате, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 14 февраля 2020 г. № 84-пп, в части указания на то, что право на выплату имеет гражданин, являющийся собственником утраченного жилого помещения на день введения режима чрезвычайной ситуации.

Согласно пункту 4 Положения о выплате, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 14 февраля 2020 г. № 84-пп, «право на выплату имеет гражданин, проживавший на день введения режима чрезвычайной ситуации в утраченном жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности, и отвечающий на момент обращения за предоставлением выплаты одновременно следующим условиям:

1) гражданин не заключил соглашение об изъятии утраченного жилого помещения для государственных или муниципальных нужд и в отношении него не вступило в законную силу решение суда о принудительном изъятии утраченного жилого помещения,

2) гражданином дано обязательство о безвозмездном отчуждении утраченного жилого помещения в муниципальную собственность. Исполнение данного обязательства осуществляется в течение двух месяцев со дня регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное с использованием выплаты.».

Из постановления Администрации Ангарского городского округа от 16 сентября 2019 г. № 955-па «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Ангарского городского округа» в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территории Ангарского городского округа в результате взрыва бытового газа в многоквартирном доме, расположенном по адресу: &lt,адрес изъят&gt,, в результате которого пострадало 12 человек, 6 из которых дети, на 12.00 часов Дата изъята один пострадавший скончался, на территории Ангарского городского округа с 15.00 часов Дата изъята введен режим чрезвычайной ситуации для Ангарского звена Иркутской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен муниципальный уровень реагирования.

Собранными по делу доказательствами подтверждается, что режим чрезвычайной ситуации на территории Ангарского городского округа в связи с взрывом бытового газа в 6-ом подъезде многоквартирного жилого дома по адресу: &lt,адрес изъят&gt, принадлежавшая умершему в 12 часов 15 минут Дата изъята Цикун Е.А., где постоянно проживал административный истец Антонов В.Е., был введен с 15 часов 00 минут Дата изъята на основании указанного выше постановления Администрации Ангарского городского округа от 16 сентября 2019 г. № 955-па «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Ангарского городского округа».

Учитывая время смерти Цикун Е.В. (12 час. 15 мин. Дата изъята ), а также времени, с которого введено чрезвычайное положение на территории Ангарского городского округа (15 час. 00 мин. Дата изъята ), положения части 1 статьи 1114 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) о том, что временем открытия наследства является момент смерти гражданина, части 4 статьи 1152 ГК РФ, предусматривающей, что принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследуемое имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации, данные Свидетельства о праве на наследство от Дата изъята (л.д. 30) о том, что Антонов В.Е. является единственным наследником после смерти Цикун Е.А., суд приходит к выводу о том, что Антонов В.Е. являлся на момент открытия наследства Дата изъята на 12 час. 15 мин., а также на момент введения чрезвычайной ситуации (15 час. 00 мин. Дата изъята ), то есть на день введения чрезвычайной ситуации, собственником принадлежащей на момент смерти Цикун Е.В. ? доли в праве общей собственности на двухкомнатную квартиру по адресу: &lt,адрес изъят&gt,.

При указанных выше обстоятельствах оспариваемый административным истцом Антоновым В.Е. пункт 4 Положения о выплате, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 14 февраля 2020 г. № 84-пп, в части указания на то, что право на выплату имеет гражданин, проживавший на день введения режима чрезвычайной ситуации в утраченном жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности, прав административного истца не нарушает, поскольку на день введения режима чрезвычайной ситуации он постоянно проживал в пострадавшей от взрыва бытового газа квартире по адресу: &lt,адрес изъят&gt,, а также как единственный наследник принявший наследство после Цикун Е.В. являлся на день введения режима чрезвычайной ситуации, независимо от государственной регистрации этого права, собственником ? доли в праве общей собственности на двухкомнатную квартиру по адресу: &lt,адрес изъят&gt,, ранее принадлежавшей наследодателю Цикун Е.В.

Проверяя соответствие оспариваемого нормативного правового акта законодательству, имеющему большую юридическую силу суд установил следующее.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации разъясненной в Постановлении Пленума от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Положениям статьи 2 Закона Иркутской области от 12 января 2010 г. № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» (далее — Закон Иркутской области № 1-оз), под правовым актом области понимается официальный письменный документ, обязательный на территории области и направленный на установление, изменение или отмену общеобязательных норм (нормативный правовой акт), или официальный письменный документ индивидуального правового регулирования (ненормативный правовой акт), принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом области в пределах полномочий либо принятый на референдуме Иркутской области.

В статье 5 Закона Иркутской области № 1-оз закреплено, что Правительство Иркутской области является субъектом правотворческой деятельности.

Постановления Правительства Иркутской области входят в систему правовых актов Иркутской области на основании статьи 7 Закона Иркутской области № 1-оз.

Статьей 12 Закона Иркутской области № 1-оз предусмотрено, что Правительство Иркутской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Иркутской области и законов области, правовых актов Губернатора Иркутской области принимает нормативные правовые акты в форме постановлений и акты индивидуального правового регулирования (ненормативные правовые акты) в форме распоряжений.

Оспариваемое Постановление содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, которые рассчитаны на неоднократное применение. Таким образом, оспариваемое Постановление является нормативным правым актом.

Анализируя собранные по делу доказательства, в также изложенное выше, суд приходит к выводу о соблюдении административным ответчиком требований к форме и виду оспариваемому нормативному правовому акту, так как оно принято в форме постановления Правительства Иркутской области.

Проверяя наличие полномочий Правительства Иркутской области на принятие Постановления от 14.02.2020 № 84-пп, суд установил.

Согласно пункту «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее — Федеральный закон № 184-ФЗ) предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Согласно абзацу пятому статьи 26.3-1 Федерального закона № 184-ФЗ, органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета (абзац шестой статьи 26.3-1 Федерального закона № 184-ФЗ).

Таким образом, Правительство Иркутской области, принимая оспариваемое Постановление, руководствовалось правовым регулированием, установленным статьей 26.3-1 Федерального закона № 184-ФЗ.

Статьей 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее — Федеральный закон № 68-ФЗ) закреплено, что граждане Российской Федерации имеют право на меры социальной поддержки при причинении ущерба их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок, условия, виды и размер компенсаций и социальных гарантий (мер социальной поддержки) для граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации регионального характера, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона № 68-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 38 Устава Иркутской области дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, осуществляемые за счет средств областного бюджета (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета областному бюджету на осуществление целевых расходов), устанавливаются законами Иркутской области.

В соответствии с абзацем вторым части 3 статьи 38 Устава Иркутской области до принятия соответствующих законов Иркутской области дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, осуществляемые за счет средств областного бюджета (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета областному бюджету на осуществление целевых расходов), могут устанавливаться нормативными правовыми актами Губернатора Иркутской области, нормативными правовыми актами Правительства Иркутской области.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона Иркутской области от 18 ноября 2009 года № 82/48-оз «О Правительстве Иркутской области» Правительство Иркутской области осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом Иркутской области, законами Иркутской области, указами Губернатора Иркутской области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, Правительство Иркутской области обладает полномочиями на принятие нормативного правового акта по вопросам предоставления дополнительных мер поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.

Постановлением Администрации Ангарского городского округа от 16 сентября 2019 года № 955-па «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Ангарского городского округа» в результате взрыва бытового газа в многоквартирном доме, расположенного по адресу: город Ангарск, микрорайон 8, дом 17, квартира 104, введен режим чрезвычайной ситуации.

Реализуя свои полномочия, Правительством Иркутской области принято оспариваемое постановление, что не нарушает законодательство, имеющее большую юридическую силу.

Действующим законодательством не установлены критерии, согласно которым субъект Российской Федерации обязан определять категории лиц, обладающих правом на получение мер поддержки.

Определение круга таких лиц относится к полномочиям, в данном случае, Правительства Иркутской области, что федеральному законодательству не противоречит.

Проверяя соблюдение требований к подписанию оспариваемого акта полномочным должностным лицом, а также к требований законодательства к опубликованию таких нормативных правовых актов суд установил.

Как было указано выше, постановлением Правительства Иркутской области от 14 февраля 2020 г. № 84-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территории муниципального образования «Ангарский городской округ» утверждено «Положение о предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территории муниципального образования «Ангарский городской округ» в результате взрыва бытового газа в многоквартирном доме, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения», пункт 4 которого оспаривает административный истец.

В соответствии со статьей 5 Закона Иркутской области от 12 января 2010 г. № 1-оз правотворческими органами области являются: Законодательное Собрание Иркутской области, Губернатор Иркутской области, Правительство Иркутской области, Министерства и иные исполнительные органы государственной власти Иркутской области, их территориальные подразделения, Уставный Суд Иркутской области, иные государственные органы области в соответствии с федеральными законами, Уставом Иркутской области и законами области.

В статье 12 Закона Иркутской области от 12 января 2010 г. № 1-оз предусмотрено, что Правительство Иркутской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Иркутской области и законов области, правовых актов Губернатора Иркутской области принимает нормативные правовые акты в форме постановлений и акты индивидуального правового регулирования (ненормативные правовые акты) в форме распоряжений.

Полномочия на подписание (принятие) оспариваемого постановления первым заместителем Губернатора Иркутской области – Председателем Правительства Иркутской области установлены в статье 66 Устава Иркутской области, статье 12 Закона Иркутской области от 12 января 2010 г. № 1-оз.

Оспариваемое постановление Правительства Иркутской области подписано уполномоченным лицом – исполняющим обязанности первого заместителя Губернатора Иркутской области — Председателя Правительства Иркутской области Болотовым Р.Н., назначенным на должность Указом Губернатора Иркутской области № 11-угк от 12 декабря 2019 г.

Постановлением Правительства Иркутской области от 14 февраля 2020 г. № 84-пп утверждено «Положение о предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территории муниципального образования «Ангарский городской округ», которое подписано исполняющим обязанности министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Родионовым В.А., назначенным на должность Указом Губернатора Иркутской области № 26-угк от 12 декабря 2019 г.

Согласно статье 66 Устава Иркутской области Первый заместитель Губернатора Иркутской области — Председатель Правительства Иркутской области подписывает правовые акты Правительства Иркутской области.

Пунктом 6 статьи 12 Закона Иркутской области «О правовых актах» предусмотрено, что постановления и распоряжения Правительства Иркутской области подписываются первым заместителем Губернатора Иркутской области — Председателем Правительства Иркутской области.

Абзацем пятым пункта 45 постановления Правительства Иркутской области от 1 июня 2016 г. № 334-пп «О Регламенте Правительства Иркутской области» закреплено, что приложение к проекту правового акта подписывается курирующим первым заместителем Председателя Правительства Иркутской области, заместителем Губернатора Иркутской области, заместителем Председателя Правительства Иркутской области, а в случае отсутствия курирующего первого заместителя Председателя Правительства Иркутской области, заместителя Губернатора Иркутской области, заместителя Председателя Правительства Иркутской области — министром Иркутской области или руководителем иного исполнительного органа государственной власти Иркутской области по соответствующей сфере деятельности (лицом, исполняющим обязанности или осуществляющим полномочия по соответствующей должности).

Оспариваемый нормативный правовой акт подписан уполномоченными лицами — исполняющим обязанности первого заместителя Губернатора Иркутской области — Председателя Правительства Иркутской области Болотовым Р.Н., действовавшим на основании Указа Губернатора Иркутской области № 11-угк от 12 декабря 2019 года, и исполняющим обязанности министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Родионовым В.А., действовавшим на основании Указа Губернатора Иркутской области № 26-угк от 12 декабря 2019 года:

Изменения в оспариваемое Постановления внесены:

постановлением Правительства Иркутской области от 15 апреля 2020 г. № 260-пп «О внесении изменения в Положение о предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территории муниципального образования «Ангарский городской округ» в результате взрыва бытового газа в многоквартирном доме, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения».

Указанное постановление подписано исполняющим обязанности первого заместителя Губернатора Иркутской области — Председателя Правительства Иркутской области Зайцевым К.Б., действовавшим на основании Указа Губернатора Иркутской области от 16 марта 2020 г. № 24-угк «О назначении на должность Зайцева К.Б.»,

2) постановлением Правительства Иркутской области от 26 августа 2020 г. № 702-пп «О внесении изменений в Положение о предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территории муниципального образования «Ангарский городской округ» в результате взрыва бытового газа в многоквартирном доме, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения»

Указанное постановление подписано первым заместителем Губернатора Иркутской области — Председателем Правительства Иркутской области Зайцевым К.Б., действовавшим на основании указа Губернатора Иркутской области от 16 апреля 2020 года № 29-угк «О назначении на должность Зайцева К.Б.».

Анализируя указанные выше обстоятельства, собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о соблюдении порядка принятия оспариваемого нормативного акта, а также подписание его уполномоченными на то должностными лицами.

Проверяя соблюдение порядка опубликования оспариваемого нормативного правового акта, суд установил.

В соответствии с частью 21 статьи 54 Закона Иркутской области «О правовых актах» официальное опубликование правовых актов области осуществляется в печатном средстве массовой информации и сетевом издании, учрежденных органами государственной власти области для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти области, иной официальной информации, а также на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Согласно части 1 статьи 3 Закона Иркутской области от 12 марта 2010 г. № 10-03 «О печатном средстве массовой информации, учреждаемом органами государственной власти Иркутской области для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области, иной официальной информации» для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области и Губернатора Иркутской области, иной официальной информации Законодательным Собранием Иркутской области и Правительством Иркутской области учреждается печатное средство массовой информации — общественно-политическая газета «Областная».

Оспариваемое Постановление опубликовано на Официальном интернет- портале правовой информации Иркутской области http://www.ogirk.ru, 17.02.2020, «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 14 февраля 2020 г. номер публикации 3800202002180003 и 4 марта 2020 г. в газете «Областная» № 23.

В оспариваемое Постановление внесены изменения постановлением Правительства Иркутской области от 15 апреля 2020 г. № 260-пп «О внесении изменения в Положение о предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территории муниципального образования «Ангарский городской округ» в результате взрыва бытового газа в многоквартирном доме, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения», опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации Иркутской области http://www.ogirk.ru, 23.04.2020, на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 20 апреля 2020 г. и 27 апреля 2020 г. в газете «Областная» № 45, и постановлением Правительства Иркутской области от 26 августа 2020 г. № 702-пп «О внесении изменений в Положение о предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территории муниципального образования «Ангарский городской округ» в результате взрыва бытового газа в многоквартирном доме, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения», опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации Иркутской области http://www.ogirk.ru, 28.08.2020, на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 28 августа 2020 г. и 4 сентября 2020 г. в газете «Областная» № 97.

Анализируя законодательство Иркутской области о порядке опубликования нормативных правовых актов, а также представленные суду доказательства, суд приходит к выводу о соблюдении административным ответчиком порядка опубликования оспариваемого нормативного акта, а также внесенных в него изменений.

Оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административным истцом административных исковых требований, так как судом установлено, что оспариваемый истцом в части нормативный правовой акт принят административным ответчиком в пределах полномочий, с соблюдением требований действующего законодательства к порядку и форме такого нормативного правового акта, подписан уполномоченными на то должностными лицами, с соблюдением требований к порядку его опубликования (обнародования) и нормативный правовой акт не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Определение критериев, по которым пострадавшие могут получать меры социальной поддержки, в данном случае, относятся к дискреционным полномочиям Правительства Иркутской области и законодательству, имеющему большую юридическую силу не противоречат, кроме того, судом установлено, что оспариваемый административным истцом пункт 4 «Положения о предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территории муниципального образования «Ангарский городской округ» прав административного истца не нарушает.

Руководствуясь статьями 178-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении административных исковых требований Антонова В.Е. к Правительству Иркутской области о признании незаконным (недействующим) пункта 4 «Положения о предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территории муниципального образования «Ангарский городской округ», утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 14 февраля 2020 г. № 84-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территории муниципального образования «Ангарский городской округ» в результате взрыва бытового газа в многоквартирном доме, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения», в части указания, что право на выплату имеет гражданин, являющийся собственником утраченного жилого помещения на день введения режима чрезвычайной ситуации, — отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путём подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.

Председательствующий А.С. Папуша

Мотивированное решение изготовлено Дата изъята