Решение № А40-148902/18-110-1126 от 01.03.2019 АС города Москвы

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Москва

11.03.2019 года                                                           Дело № А40-148902/18-110-1126

Резолютивная часть решения объявлена 01.03.2019

Решение в полном объеме изготовлено 11.03.2019

Арбитражный суд города Москвы в составе:

судьи Мищенко А.В. /единолично/,

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Пивторак А.И., 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (ОГРН 1047796323123, 109074, город Москва, проезд Китайгородский, 7) к государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции РОСТЕХ (ОГРН 1077799030847, 119991, город Москва, бульвар Гоголевский, дом 21, строение 1) , третье  лицо:   АО «Российская электроника» о взыскании 27 320 522 руб.,

при участии:

от истца –Кимлык  И.С. по дов.  от  18.12.2018,,

от ответчика- Валиева  Ю.И. по дов.  от  13.06.2018 №РТ44.1/1-86,

от третьего  лица- Бойко Д.D. по дв.  от  01.06.2018 №79,

УСТАНОВИЛ:

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации обратилось с иском к государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции РОСТЕХ, при участии третьего лица АО «Российская электроника» о взыскании 27 320 522 руб. штрафа за невыполнение заданий по вводу объекта в эксплуатацию в срок по Договору от 27.06.2014 №14412.166668.11.003.

Ответчик иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

Заслушав представителей сторон участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам:

Как усматривается из материалов дела, в соответствии с Федеральной целевой программой № 1 (далее — Программа) Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), выступающие от имени Российской Федерации, заключили с открытым акционерным обществом «Российская электроника» договор от 25.12.2012 № 01-08/945/131/АО о предоставлении бюджетных инвестиций на обеспечение осуществления работ по объекту капитального строительства «Техническое перевооружение для создания дизайн-центра и производственно-технологического комплекса для разработки и серийного производства планарных высокоинтергированных кластерных АФАР на базе 3D технологии и LTCC керамики для бортовой и наземной аппаратуры».

Во исполнение Программы в 2013 и 2014 г. Минпромторг России и Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной    промышленной    продукции    «Ростех»    (Государственная корпорация «Ростех», Корпорация) заключили договоры об условиях предоставления субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в Государственную корпорацию «Ростех» в целях финансирования инвестиционного проекта «Техническое перевооружение для создания дизайн-центра и производственно-технологического комплекса для разработки и серийного производства планарных высокоинтергированных кластерных АФАР на базе 3D технологии и LTCC керамики для бортовой и наземной аппаратуры, ОАО «Российская электроника», г. Москва: № 14412.166668.11.003 от 27.06.2014,№ 13412.1400268.11.001 от 13.09.2013,№ 13412.1400268.11.025 от 18.12.2013.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

В соответствии с пунктом 1.1 Договоров Российская Федерация предоставляет субсидию из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации в Корпорацию в целях финансирования предусмотренного Программой инвестиционного проекта по строительству, реконструкции и техническому перевооружению (далее — Инвестиционный проект) объекта капитального строительства, принадлежащего ОАО «Российская электроника» (далее — Организация), акции которого находятся в собственности Корпорации.

Во исполнение п. 2.1 и п. 3.1.1 Договоров платежными поручениями (копии прилагаются) Минпромторг России перечислил на расчетный счет Корпорации денежные средства в размере 546 410 440, 00 рублей на реализацию инвестиционного проекта.

Согласно п. 3.2.5 договора № 14412.166668.11.003 от 27.06.2014 Корпорация обязуется при реализации Инвестиционного проекта по Объекту обеспечить выполнение работ в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3.2.7 договора № 14412.166668.11.003 от 27.06.2014 Корпорация обязуется обеспечить качественное осуществление Организацией работ по Объекту в объемах, предусмотренных титульным списком переходящего объекта капитального строительства на 2014 год, утвержденным Организацией, согласованным с Корпорацией и Минпромторгом России, а также графиком выполнения работ.

Согласно п. 3.2.12 договора № 14412.166668.11.003 от 27.06.2014 Корпорация обязуется обеспечить ввод Организацией Объекта в срок, предусмотренный Программой.

В соответствии с Программой, а также титульным списком переходящей стройки срок ввода Объекта в эксплуатацию установлен 2016 год.

По сроку ввода у сторон спора нет,  ответчик указанный факт признал,  в связи с чем оснований  для приобщения к делу Программы не имеется.

  Ответчик  был обязан представить в Минпромторг России документ, подтверждающий ввод Объекта в эксплуатацию не позднее 31 декабря 2016 года.

Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией в адрес Минпромторга России поступил 29.12.2017 (вх.№ МП-199375 от 29.12.2017).

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства, взятые на себя сторонами должны исполняться надлежащим образом.

В соответствии с п. 5.4 договора № 14412.166668.11.003 от 27.06.2014 в случае нарушения установленного Программой сроков ввода Объекта в эксплуатацию, Корпорация уплачивает штраф в размере 5% от суммы предусмотренных Программой средств федерального бюджета, которые были предоставлены Корпорации на реализацию Инвестиционного проекта в целом, и перечислены Корпорацией в Организацию, допустившую нарушение срока ввода Объекта в эксплуатацию.

Размер предоставленных Истцом Ответчику средств федерального бюджета на реализацию проекта составляет 546 410 440,0 рублей. Соответственно, 5% от суммы предоставленных бюджетных инвестиций по Программе на реализацию инвестиционного проекта в целом, которые Ответчик обязан уплатить в соответствии с п. 5.4 договора № 14412.166668.11.003 от 27.06.2014 составляет:  546 410 440, 00 * 5% = 27 320 522 (двадцать семь миллионов триста двадцать тысяч пятьсот двадцать два) рубля.

На основании изложенного истец обратился с иском.

Вместе  с тем  процедура ввода объекта в эксплуатацию находилась вне контроля ГК «Ростех».

Как следует из  Акта КС-14, приемочная комиссия по приемке объекта назначена приказами руководителей OA «Росэлектроника» и АО «НИИПП».   Указанный акт утвержден также руководителями АО «Росэлектроника», OA «НИИПП», после чего направлен третьим лицом в адрес Минпромторга России.

Согласно п. п. 4, 5 Акта КС-14 проектная документация на строительство объекта подвергалась корректировке, исходные данные для проектирования выданы OA «Росэлектроника», АО «НИИПП».

 Согласно п. 6 Акта КС-14 проектно-сметная документация, утвержденная Минпромторгом России 05.12.2012, была переутверждена приказом АО «Росэлектроника» от 13.12.2016.

Таким образом, представленный Истцом Акт КС-14 свидетельствует о том, что процесс строительства объекта, в том числе его ввод в эксплуатацию, осуществлялся третьим лицом без привлечения ГК «Ростех».

Данное обстоятельство соответствует условиям Договора от 27.06.2014, согласно которому суть полномочий ГК «Ростех» заключается в направлении субсидии из федерального бюджета на осуществление взноса в уставный капитал АО «Росэлектроника» с целью реализации последним инвестиционного проекта в отношении объекта капитального строительства (п. 2.1., 2.3. Договора от 27.06.2014-л. д. 57).

В силу п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности).

Таким образом, поскольку реализация инвестиционного проекта, в том числе ввод объекта в эксплуатацию, осуществлялось третьим лицом без участия ГК «Ростех», в действиях Ответчика отсутствует вина в несоблюдении АО «Росэлектроника» сроков ввода объекта в эксплуатацию. В таком случае Ответчик не может нести ответственность за нарушение указанного срока.

По Договору от 25.12.2012 АО «Росэлектроника» самостоятельно является стороной обязательства по направлению бюджетных инвестиций на строительство спорного объекта, в связи с чем самостоятельно несет ответственность за нарушение сроков ввода объекта в эксплуатацию.

Таким образом, не являясь заказчиком (застройщиком) строительства объекта, ГК «Ростех» не осуществлял реализацию инвестиционного проекта, а потому процедура ввода объекта в эксплуатацию находилась вне контроля ГК «Ростех». Основания для привлечения Ответчика к ответственности за пропуск срока ввода объекта в эксплуатацию отсутствуют.

Согласно п. 6 Акта КС-14 приказом № 1ДСП от 13.12.2016 АО «Росэлектроника» внесло в проектно-сметную документацию изменения, согласованные впоследствии с Истцом.

Сроки завершения работ, установленные в договорах с Ответчиком, при этом не изменялись.

Однако, согласование Истцом изменений в проектно-сметную документацию 26.12.2016 свидетельствует о том, что  завершение работ в полном объеме (включая ввод объекта в эксплуатацию) за 4 календарных дня до окончания срока ввода объекта в эксплуатацию 31.12.2016 заведомо невозможно.

Внесение изменений в проектно-сметную документацию без изменения сроков исполнения обязательства не влияет на возможность применения к спору императивных правил о последствиях просрочки кредитора (ст. ст. 404,406 ГК РФ).

Так, на основании п. 1 ст. 404 ГК РФ, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника. Суд также вправе уменьшить размер ответственности должника, если кредитор умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением, либо не принял разумных мер к их уменьшению.

При указанных обстоятельствах иск удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 123, 156, 169-170 АПК РФ, 

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение  месяца с даты его принятия.

Судья:                                                                                                  А.В. Мищенко