Решение № А40-255897/17-72-1949 от 20.03.2018 АС города Москвы

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Москва                                                                     Дело № А40-255897/17 -72-1949            

27 марта 2018 г.

Резолютивная часть объявлена 20 марта 2018 года

Решение изготовлено в полном объеме 27 марта 2018 года

Арбитражный суд в составе судьи Немовой О. Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Голод А.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Центрального банка Российской Федерации

к ответчику –  ЗАО Консалтинговая группа Лидер

о принудительном исполнении предписания Банка России от 17.04.2017 г. № 59-1-5/9569

при участии:

от заявителя: Семенова М. В. доверенность от 24.03.2016 г.

от ответчика: Юркина В. В. доверенность от 30.01.2018 г.

УСТАНОВИЛ:

Центральный банк Российской Федерации (далее — заявитель, банк) обратился в арбитражный суд с заявлением об обязании ЗАО «Консалтинговая группа Лидер» (далее – заинтересованное лицо, общество) исполнить предписание Банка России от 17.04.2017 №59-1-5/9569.

В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования в полном объеме.

Заинтересованное лицо относительно удовлетворения заявленных требований возражало.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в Банк России поступило обращение ООО «Каломель» от 28.12.2016 о нарушениях ЗАО «Консалтинговая группа Лидер» требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах (далее — Обращение).

Банком России по результатам рассмотрения обращения ООО «Каломель» от 28.12.2016 было выявлено нарушение Обществом требований пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в части неисполнения Обществом обязанности по передаче ведения реестра владельцев ценных бумаг Общества (далее -Реестр) профессиональному участнику рынка ценных бумаг, имеющему лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг (далее -Регистратор).

В связи с выявленным нарушением Банком России в адрес Общества было направлено Предписание. Предписание вручено Обществу 27.04.2017. Учитывая, что Предписание подлежало исполнению Обществом в срок не позднее 60 рабочих дней с даты его получения, Общество должно было исполнить Предписание в срок не позднее 26.07.2017.

В связи с неисполнением указанного предписания, заявитель обратился в суд с заявлением о его принудительном исполнении.

Пунктом 4 статьи 11 Федерального закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (далее — Закон о защите прав инвесторов) установлено, что Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о принудительном исполнении предписания.

В соответствии со статьей 76.2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов.

Банк России вправе проводить проверки деятельности эмитентов и участников корпоративных отношений, направлять им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также применяет иные меры, предусмотренные федеральными законами.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Пунктом 7 статьи 44 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» установлено, что Банк России вправе направлять эмитентам предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов по вопросам, находящимся в компетенции Банка России.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 11 Закона о защите прав инвесторов предписания Банка России являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации. Предписания Банка России выносятся по вопросам, предусмотренным Законом о защите прав инвесторов, другими федеральными законами, в целях прекращения и предотвращения нарушений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и о рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.

В соответствии с требованиями пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в подраздел 3 раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — Закон) акционерные общества, осуществляющие самостоятельное ведение реестра акционеров, обязаны в срок до 01.10.2014 передать ведение реестра владельцев ценных бумаг профессиональному участнику рынка ценных бумаг, имеющему лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг (далее — Регистратор).

Согласно информации о реестрах владельцев ценных бумаг, находящихся на обслуживании у профессиональных участников рынка ценных бумаг, имеющих лицензии на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг, опубликованной на официальной странице Банка России в сети Интернет (http://www.cbr.ru) и основанной на отчетности Регистраторов за III квартал 2016 года, а также уведомлениях о заключении Регистраторами договоров с эмитентами, представленных Регистраторами в период с 01.10.2016 по 10.11.2016, Общество не передало ведение реестра владельцев ценных бумаг Регистратору.

Кроме того, в Едином государственном реестре юридических лиц, размешенном на официальном сайте Федеральной налоговой службы России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»  (https://egruLnaIog.ru),  также  отсутствуют  сведения об исполнении обществом требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 3 Закона.

В связи с изложенным и в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», пунктом 7 статьи 44 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», статьей 11 Федерального закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» Банком России в адрес Общества направлено предписание от 17.04.2017 № 59-1-5/9569 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации (далее — Предписание), которым Обществу предписывалось в срок не позднее 60 (шестидесяти) рабочих дней с даты получения предписания:

1. В случае если на дату получения предписания Общество устранило нарушение требований законодательства Российской Федерации, указанное в устанавливающей части предписания, — представить в Службу по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров копии подтверждающих документов, в том числе копию договора оказания услуг по ведению реестра владельцев ценных бумаг, заключенного с Регистратором, копии актов приема-передачи документов, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг Общества.

2. В случае если на дату получения предписания Общество самостоятельно осуществляет ведение реестра акционеров Общества, — устранить нарушение требований законодательства Российской Федерации, указанное в устанавливающей части предписания, путем передачи ведения реестра акционеров Общества Регистратору.

3. Предоставить в Банк России отчет об исполнении предписания с приложением копий подтверждающих документов.

Согласно уведомлению ФГУП «Почта России» почтовое отправление, содержащее Предписание (почтовый идентификатор 10701610041908), вручено Обществу 27.04.2017. Таким образом, Общество должно было исполнить указанное предписание в срок не позднее 26.07.2017. Предписание Обществом исполнено не было.

В связи с установленным фактом неисполнения Предписания, Банком России Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) (постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № СЗ-59-ЮЛ-17-11019).

В соответствии с частью 4 статьи 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

Возражая против удовлетворения заявленных требований ответчик ссылается на то, что  ООО «Каломель» не является акционером Общества, Общество никогда не проводило открытую подписку на выпущенные им акции, акционеры Общества не предлагали ООО «Каломель» или каким-либо иным инвесторам приобрести принадлежащие им акции, что, по мнению Общества, свидетельствует об отсутствии со стороны Общества нарушений прав и законных интересов указанных лиц.

Однако, действующее законодательство не предусматривает указанных обстоятельств в качестве оснований для освобождения Общества от исполнения обязанности по передаче ведения Реестра Регистратору.

Суд также отклоняет довод Общества о том, что в установленные Предписанием сроки Обществом устранены допущенные нарушения требований законодательства Российской Федерации, поскольку необходимость в ведении Реестра и исполнении Предписания в части передачи ведения Реестра Регистратору отпала ввиду принятия общим Собранием решения от 10.07.2017 о реорганизации Общества в общество с ограниченной ответственностью и прекращения ведения Реестра с 11.07.2017.

В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Федерального закона «Об акционерных обществах» (далее — Закон) общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации с момента государственной регистрации общества.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» предусмотрено, что держателем реестра может быть только профессиональный участник рынка ценных бумаг, имеющий лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра.

Указанные нормы законодательства носят императивный характер и подлежат обязательному соблюдению всеми акционерными обществами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона общество может быть добровольно реорганизовано в порядке, предусмотренном Законом.

Согласно пункту 4 статьи 15 Закона общество считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Таким образом, до внесения в ЕГРЮЛ записи в отношении вновь возникшего юридического лица Общество обязано обеспечить ведение Реестра в соответствии с действующим законодательством.

Кроме того, действующее законодательство не содержит запрет участникам (учредителям) юридического лица до завершения процесса реорганизации отменить ранее принятое решение о реорганизации юридического лица. Указанное право следует также из утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» формы № Р12003, согласно которой в качестве одного из оснований для направления «Уведомления о начале процедуры реорганизации» является принятие решения об отмене ранее принятого решения о реорганизации.

Также регистрирующим органом может быть принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, при наличии одного из оснований, предусмотренных статьей 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Учитывая изложенное, в отсутствие в ЕГРЮЛ сведений о государственной регистрации вновь возникшего в результате реорганизации ЗАО «Консалтинговая группа ЛИДЕР» общества с ограниченной ответственностью, обязанность Общества по исполнению требований законодательства об акционерных обществах и о рынке ценных бумаг не прекратилась, в связи с чем Предписание Банка России подлежит исполнению ЗАО «Консалтинговая группа ЛИДЕР» в обязательном порядке.

В связи с изложенным, требования заявителя являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.ст. 16, 29, 64-68, 75, 110, 167-170, 198-201 АПК, ст. 11 Закона о защите прав инвесторов, суд

РЕШИЛ:

Обязать  ЗАО «Консалтинговая группа Лидер исполнить предписание Банка России от 17.04.2017г. № 59-1-5/9569 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации  в течение 30 рабочих дней с даты принятия решения.

Взыскать с ЗАО «Консалтинговая группа Лидер в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6 000 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты  его принятия (изготовления в полном объеме)  в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                      О.Ю. Немова