Арбитражный суд Псковской области
180001 г. Псков, ул. Некрасова, 23
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Псков Дело №А52-2954/2011
13 февраля 2012 года
Резолютивная часть объявлена: 06 февраля 2012 года.
Арбитражный суд Псковской области в составе судьи Яковлева А.Э.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бобовская А. К.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «ГАЛЕОТ-ИНВЕСТ»
заинтересованные лица: Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области,
общество с ограниченной ответственностью «ВИДЕОПАСПОРТ»,
о признании протокола отказа от заключения контракта недействительным и обязании совершить определенные действия
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика ООО «ВИДЕОПАСПОРТ: не явился, извещен»
от ответчика Главное государственное управление Социальной защиты населения Псковской области: Черторогова Н. Б. – заместитель начальника отдела организационно-правового и документационного обеспечения (доверенность от 15.02.2011 №11-10/5),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «ГАЛЕОТ-ИНВЕСТ» (далее ООО «ГАЛЕОТ-ИНВЕСТ») обратилось в Арбитражный суд Псковской области с исковым заявлением о признании протокола отказа от заключения контракта недействительным и обязании совершить определенные действия.
ООО «ГАЛЕОТ-ИНВЕСТ» полагает, что заинтересованными лицами по делу выступают Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области (далее Управление соцзащиты) и общество с ограниченной ответственностью «ВИДЕОПАСПОРТ» (далее ООО «ВИДЕОПАСПОРТ»).
ООО «ГАЛЕОТ-ИНВЕСТ» просит суд: 1.Признать протокол отказа от заключения контракта с ООО «ГАЛЕОТ-ИНВЕСТ» от 09.08.2011 недействительным. 2.Обязать Заказчика ? Управление соцзащиты заключить с ООО «ГАЛЕОТ-ИНВЕСТ» государственный контракт на оказание услуги по изготовлению видеопаспортов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в учреждениях Псковской области. 3.Обязать Заказчика ? Управление соцзащиты изменить текст государственного контракта, исключив из его содержания слова «Видеопаспорт», а так же производные от данного слова, заменив их на любые иные, отражающие суть контракта.
Суд определениями от 17.10.2011, 28.11.2011 предложил истцу уточнить требования.
ООО «ГАЛЕОТ-ИНВЕСТ» в уточненном заявлении ( т. 1 л.д. 105-107) настаивает на рассмотрении иска в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК).
Управление соцзащиты возражает против исковых требований вследствие законности отказа от заключения контракта и по причине исполнения спорного контракта.
ООО «ВИДЕОПАСПОРТ», надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание представителя не направило, отзыв на иск не представило. В соответствии со статьей 156 АПК суд вправе рассмотреть дело в отсутствии ответчика, надлежащим образом извещённого о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя Управления соцзащиты, суд не находит оснований для удовлетворения иска. При этом суд исходит из следующих обстоятельств.
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
На официальном сайте Российской Федерации, предназначенном для размещения информации о заказах, 16.06.2011 было опубликовано извещение о проведении открытого конкурса на право заключить государственный контракт на оказание услуги по изготовлению видеопаспортов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в учреждениях Псковской области.
ООО «ГАЛЕОТ-ИНВЕСТ» 18.06.2011 подало соответствующею заявку на участие в конкурсе. ООО «ВИДЕОПАСПОРТ» также подало заявку на участие в конкурсе.
ООО «ГАЛЕОТ-ИНВЕСТ» 18.07.2011 по результатам рассмотрения заявок было признано победителем с предложенной ценой контракта 5950000 руб., что было оформлено протоколом № 0157200000311000232-1 от 18.07.2011.
Управление соцзащиты 09.08.2011 отказалось от заключения контракта с ООО «ГАЛЕОТ-ИНВЕСТ», о чем был составлен протокол (т. 1 л.д. 18). Причиной отказа стало установление факта предоставления ложных сведений, содержащихся в конкурсной заявке, в части изготовления видеопаспортов, поскольку «Видеопаспорт» является зарегистрированным товарным знаком, правообладателем которого является ООО «ВИДЕОПАСПОРТ», что подтверждает свидетельство на товарный знак (знак обслуживания) № 436291. В последствие Управление соцзащиты заключило государственный контрагент№37 от 09.08.2011 на создание видеопаспортов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в учреждениях Псковской области с ООО «Видеопаспорт» (вторым участником торгов).
Контракт №37 от 09.08.2011 исполнен, что подтверждается Актом сдачи-приемки оказанных услуг от 23.11.2011, сметой расходов, заявкой на кассовый расход № 1868 от 25.11.2011, счет-фактурой №06 от 23.11.2011 (т. 1 л.д. 93-96).
Согласно пункту 3 части 3 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закона № 94-ФЗ) после определения победителя конкурса, аукциона или победителя в проведении запроса котировок в срок, предусмотренный для заключения государственного или муниципального контракта, заказчик обязан отказаться от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона или победителем в проведении запроса котировок либо при уклонении победителя конкурса, аукциона или победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта с участником размещения заказа, с которым заключается такой контракт, в случае установления факта предоставления указанными лицами заведомо ложных сведений, содержащихся в документах, предусмотренных частью 3 статьи 25 или частью 2 статьи 35 настоящего Федерального закона.
Суд полагает, что действия Управления соцзащиты по отказу от подписания контракта не совсем правомерны и входят в определенные противоречия с пунктом 3 статьи 22 Закона № 94-ФЗ, где указано, что конкурсная документация не должна содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, а также со статьями 1271, 1477-1481 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК).
Вместе с тем, статьей 57 Закона № 94-ФЗ предусмотрено право любого участника размещения заказа обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном главой 8 названного закона, действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействия) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа.
Как следует из материалов дела ООО «ГАЛЕОТ-ИНВЕСТ» оспаривает в судебном порядке не действия (бездействие) Управления соцзащиты, а протокол отказа от заключения контракта от 09.08.2011, однако возможность обжалования в судебном порядке решения (протокола) отказа от заключения контракта Закон № 94-ФЗ не предусматривает. Сходная правовая позиция изложена в Определении ВАС РФ от 23.06.2011 № ВАС-7312/11 по делу № А55-17399/2010.
В силу пункта 5 статьи 10 Закона № 94-ФЗ нарушение предусмотренных им положений о размещении заказа является основанием для признания арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица. Следовательно, ООО «ГАЛЕОТ-ИНВЕСТ» в соответствии со статьями 10, 57 Закона № 94-ФЗ имеет право обжаловать результаты конкурса путем предъявления иска о признании недействительным размещения заказа, признании недействительным торгов.
В данном случае суд не принимает ссылки истца на рассмотрение спора в порядке главы 24 АПК, поскольку Закон № 94-ФЗ прямо устанавливает, что в судебном порядке могут быть, в частности, обжалованы действия (бездействие) конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, а не решение (протокол) Заказчика, и в правовом смысле статьи 198 АПК под решениями, действиями (бездействием), которые могут быть оспорены в арбитражном суде, имеются в виду решения, действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, в данном случае Управление соцзащиты при отказе от контракта публичные полномочия не осуществляло.
Согласно пункту 5 статьи 448 ГК лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Лицо, выигравшее торги, при уклонении от подписания протокола утрачивает внесенный им задаток. Организатор торгов, уклонившийся от подписания протокола, обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка. В случае уклонения одной из них от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.
При этом следует иметь в виду, что государственный или муниципальный контракт на оказание возмездных услуг заключается на основе заказа на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном Законом № 94-ФЗ, являющимся специальным нормативным актом по отношению к ГК.
Выбор способа защиты нарушенного права, согласно статье 12 ГК осуществляется истцом, однако этот выбор является правомерным и может быть поддержан судом только в том случае, если он действительно приведет к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что государственный контракт исполнен в полном объеме, избранный ООО «ВИДЕОПАСПОРТ» способ, в том числе об обязании заключить контракт, не приведет к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса, в иске следует отказать.
Государственная пошлина относится на истца. Как следует из материалов дела, ООО «ГАЛЕОТ-ИНВЕСТ» фактически обратилось в суд с двумя требованиями – признать протокол отказа от заключения контракта недействительным и обязать Управление соцзащиты заключить государственный контракт на оказание услуги, в том числе исключив из его содержания слова «Видеопаспорт». Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по данному вопросу, сформулированной в пункте 16 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», если в заявлении, поданном в арбитражный суд, объединены несколько взаимосвязанных требований неимущественного характера, то по смыслу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.22 НК РФ оплате государственной пошлиной подлежит каждое самостоятельное требование. Таким образом, государственной пошлиной в размере 4000 руб. подлежит каждое из заявленных неимущественных требований, итого 8000 руб. ООО «ГАЛЕОТ-ИНВЕСТ» при обращении в суд заплатило 6000 руб., соответственно, следует взыскать с истца в доход федерального бюджета 2000 руб.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного Процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
В иске отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ГАЛЕОТ-ИНВЕСТ» в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины.
Выдать исполнительный лист.
На решение в течение месяца со дня принятия может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.
Судья: А.Э.Яковлев.