Решение № АКПИ12-487 от 23.05.2012 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № АКПИ12-487

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Москва 23 мая 2012 г.

Верховный Суд Российской Федерации в составе  судьи Верховного Суда 

Российской Федерации Петровой Т.А.
при секретаре Ивашовой О.В.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по  заявлению Поздняк А.О. о признании частично недействующими абзацев второго, тринадцатого инструкции по учету, хранению и заполнению  справки об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы  Российской Федерации (приложение № 2), пунктов 2, 4 порядка  выписывания лекарственных средств, назначенных лечащим врачом  налогоплательщику и приобретенных им за счет собственных средств,  размер стоимости которых учитывается при определении суммы социального  налогового вычета (приложение № 3), утвержденных приказом  Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства  Российской Федерации по налогам и сборам от 25 июля 2001 г.   № 289/БГ-3-04/256, 

установил:

абзац второй инструкции по учету, хранению и заполнению справки об  оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы  Российской Федерации (далее — Инструкция), утвержденной приказом  Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства  Российской Федерации по налогам и сборам от 25 июля 2001 г.   № 289/БГ-3-04/256 (далее — Приказ), установлено, что справка об оплате  медицинских услуг удостоверяет факт получения медицинской услуги и ее оплаты через кассу учреждения здравоохранения за счет средств  налогоплательщика. 

Абзац тринадцатый Инструкции предусматривает, что справка выдается  на руки налогоплательщику. 

Пункт 2 порядка выписывания лекарственных средств, назначенных  лечащим врачом налогоплательщику и приобретенных им за счет  собственных средств, размер стоимости которых учитывается при  определении суммы социального налогового вычета (далее — Порядок),  утвержденного Приказом, закрепляет, что лечащий врач выписывает  пациенту рецепт в двух экземплярах, один их которых предъявляется в  аптечное учреждение для получения лекарственных средств. 

Пункт 4 Порядка предписывает, что экземпляр рецепта со штампом «Для  налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика»  остается на руках у налогоплательщика для представления такого рецепта  вместе с письменным заявлением, с товарным и кассовым чеками из  аптечного учреждения, осуществившего отпуск лекарственных средств, в  налоговый орган Российской Федерации по месту жительства. 

Поздняк А.О. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с  заявлением о признании недействующими указанных нормативных  положений, в том числе абзаца второго Инструкции в части, исключающей,  по мнению заявителя, получение справки в случае, если оплата медицинских  услуг была произведена не через кассу медицинского учреждения, а иным  способом, в частности в безналичном порядке. Считает, что данная норма  противоречит статье 219 Налогового кодекса Российской Федерации и главе  46 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 84 Федерального  закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан  в Российской Федерации», пункту 12 Правил предоставления платных  медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденных  постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г.   № 27, которые не ставят право на получение социального налогового вычета  в зависимость от формы оплаты медицинских услуг и предусматривают  оплату этих услуг любым способом. Полагает, что абзац тринадцатый  Инструкции, не допуская выдачу справки на руки представителю  налогоплательщика и направление ее по почте, противоречит подпункту 6  пункта 1 статьи 21, пункту 1 статьи 26, пункту 3 статьи 29 Налогового  кодекса Российской Федерации, статье 185 Гражданского кодекса  Российской Федерации, которые такого запрета не содержат. Указывает, что  пункты 2 и 4 Порядка в части, содержащей указание на «аптечное  учреждение», не соответствуют требованиям статей 4, 52, 55, 56  Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении  лекарственных средств», вводящих понятие «аптечные организации», а также  пункту 1 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности,  утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от  22 декабря 2011 г. № 1081, который предусматривает реализацию лекарственных средств через аптечные организации, в том числе и  индивидуальными предпринимателями. Заявитель также ссылается на то,  что пункт 4 Порядка в части, устанавливающей необходимость  представления в налоговый орган вместе с рецептом товарных и кассовых  чеков из аптечного учреждения, нарушает право налогоплательщика,  закрепленное в подпункте 3 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса  Российской Федерации, подтверждать оплату лекарственных средств иными  документами, выдача которых предписывается статьей 493 Гражданского  кодекса Российской Федерации, пунктом 2.1 статьи 2 Федерального закона  от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при  осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с  использованием платежных карт», пунктом 20 Правил продажи отдельных  видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской  Федерации от 19 января 1998 г. № 55. 

В письменных возражениях на заявление Министерство финансов  Российской Федерации (далее — Минфин России), Министерство  здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее — Минздравсоцразвития России), Федеральная налоговая служба (далее — ФНС  России), Министерство юстиции Российской Федерации (далее — Минюст  России) указали, что оспариваемый в части Приказ издан компетентными  органами и в пределах предоставленных им полномочий, действующему  законодательству не противоречит, прав, свобод и законных интересов  заявителя не нарушает. 

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

В судебное заседание Поздняк А.О., представитель Минфина России не  явились, в заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие. 

Выслушав объяснения представителей Минздравсоцразвития России — Сарвадий М.В., ФНС России — Урядникова ОН., Минюста России — Бабченко Ю.В., заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры  Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении  заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит  оснований для удовлетворения заявленных требований. 

Оспариваемый в части Приказ, которым утверждена Инструкция и  Порядок, издан в соответствии с ранее действовавшими Положением о  Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденным  постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 1997 г.   № 659, и Положением о Министерстве Российской Федерации по налогам и  сборам, утвержденным постановлением Правительства Российской  Федерации от 16 октября 2000 г. № 783, правопреемником которого является  ФНС России. Нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте  России 13 августа 2001 г., регистрационный № 2874, опубликован в  «Российской газете» 31 августа 2001 г. Нормотворческая компетенция  указанных федеральных органов исполнительной власти по изданию  оспариваемого в части Приказа подтверждена решением Верховного Суда 


Российской Федерации от 12 октября 2011 г. по гражданскому делу   № ГКПИ11-1422. 

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса  Российской Федерации при определении размера налоговой базы в  соответствии с пунктом 3 статьи 210 названного Кодекса налогоплательщик  имеет право на получение социального налогового вычета в сумме,  уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению,  предоставленные ему медицинскими учреждениями Российской Федерации,  а также уплаченной налогоплательщиком за услуги по лечению супруга  (супруги), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет в  медицинских учреждениях Российской Федерации (в соответствии с  перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством Российской  Федерации), а также в размере стоимости медикаментов (в соответствии с  перечнем лекарственных средств, утверждаемым Правительством  Российской Федерации), назначенных им лечащим врачом, приобретаемых  налогоплательщиками за счет собственных средств. 

Согласно абзацу 5 подпункта 3 пункта 1 статьи 219 Кодекса вычет сумм  оплаты стоимости лечения и (или) уплаты страховых взносов  предоставляется налогоплательщику, если лечение производится в  медицинских учреждениях, имеющих соответствующие лицензии на  осуществление медицинской деятельности, а также при представлении  налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические  расходы на лечение, приобретение медикаментов. 

Из приведенных законоположений следует, что в целях реализации  права на получение социального налогового вычета налогоплательщик  обязан представить документы, подтверждающие его фактические расходы,  на оплату медицинских услуг и приобретение медикаментов, включенных в  соответствующие перечни, утверждаемые Правительством Российской  Федерации, при условии прохождения лечения в медицинских учреждениях,  имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности. 

Закрепляя указанную обязанность налогоплательщика, законодатель не  перечислил виды этих документов и не установил требований к форме  расчетов, определив в качестве квалифицирующего признака этих  документов наличие в них сведений, подтверждающих факт уплаты  налогоплательщиком определенной суммы денежных средств  соответствующим медицинским учреждениям за те услуги и приобретение  медикаментов, которые включены в специальные перечни. 

К числу таких документов наряду с платежными документами,  свидетельствующими об уплате налогоплательщиком денежных средств за  оказанные медицинские услуги, относится справка об оплате этих услуг для  представления в налоговые органы Российской Федерации, выдаваемая  всеми медицинскими учреждениями, имеющими лицензию на  осуществление медицинской деятельности. 


Согласно абзацу второму Инструкции, оспариваемому заявителем,  данная справка удостоверяет факт получения медицинской услуги и ее  оплаты через кассу учреждения здравоохранения за счет средств  налогоплательщика. 

Таким образом, для целей получения социального налогового вычета  определяющее значение имеет подтверждение (удостоверение) данной  справкой факта получения медицинской услуги и ее оплаты за счет средств  налогоплательщика. Указание об оплате услуги через кассу учреждения,  изложенное в оспариваемой норме, не является требованием, адресованным  налогоплательщику, о совершении платежа наличными денежными  средствами и во взаимосвязи с положениями абзацев третьего, четвертого,  восьмого Инструкции, предусматривающих выдачу справки при наличии  любых документов, подтверждающих произведенные расходы, не исключает  осуществление налогоплательщиком безналичных расчетов через  учреждения банков. 

С учетом изложенного абзац второй Инструкции не противоречит статье  219 Налогового кодекса Российской Федерации, главе 46 Гражданского  кодекса Российской Федерации, закрепляющей общие положения о расчетах,  а также пункту 12 Правил предоставления платных медицинских услуг  населению медицинскими учреждениями, утвержденных постановлением  Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г. № 27, в  соответствии с частью 7 статьи 84 Федерального закона «Об основах охраны  здоровья граждан в Российской Федерации» предписывающему, что оплата  за медицинские услуги производится в учреждениях банков или в  медицинском учреждении. 

Согласно статье 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ  «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»  предоставление информации осуществляется в порядке, который  устанавливается соглашением лиц, участвующих в обмене информацией  (часть 4), случаи и условия обязательного распространения информации или  предоставления информации, в том числе предоставление обязательных  экземпляров документов, устанавливаются федеральными законами  (часть 5). 

Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской  Федерации» относит сведения о факте обращения гражданина за оказанием  медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, а также иные  сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, к  врачебной тайне. Разглашение сведений, составляющих врачебную тайну,  другим гражданам, в том числе должностным лицам, допускается с  письменного согласия гражданина или его законного представителя в целях  медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных  исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в  учебном процессе и в иных целях (части 1 и 3 статьи 13). 


Данный Федеральный закон не предусматривает обязанность  медицинских организаций направлять пациенту какие-либо медицинские  документы по почте и нести бремя почтовых расходов, связанных с  отправкой почтовой корреспонденции, в качестве случая обязательного  предоставления информации, в связи с этим указанные действия могут  осуществляться только в порядке, установленном соглашением лиц,  участвующих в обмене этой информацией. 

Согласно пункту 1 статьи 185 Гражданского кодекса Российской  Федерации доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое  одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. 

Абзац тринадцатый Инструкции, содержащий императивное указание о  выдаче справки на руки налогоплательщику, обеспечивает требования  приведенных норм Федерального закона «Об основах охраны здоровья  граждан в Российской Федерации», определяющих правовой режим  информации, составляющей врачебную тайну, и не допускает разглашение  указанных сведений без согласия гражданина. При этом с учетом  приведенных законоположений оспариваемая норма не может  рассматриваться как противоречащая требованиям действующего  федерального законодательства, поскольку не исключает направление  справки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по  письменному заявлению налогоплательщика и за счет его средств в  порядке реализации соглашения об обмене информацией, а также не  препятствует участию гражданина в получении справки как лично, так и  через представителя, обладающего соответствующими полномочиями либо  на основании закона, либо в силу доверенности, выданной в порядке,  установленном гражданским законодательством. 

Пункт 4 Порядка, предусматривающий представление вместе с рецептом  в налоговые органы товарных и кассовых чеков из аптечного учреждения,  осуществившего отпуск лекарственных средств, корреспондирует  положениям статьи 493 Гражданского кодекса Российской Федерации,  определяющим указанные чеки в качестве документов, подтверждающих  оплату товара. Оспариваемый пункт Порядка направлен на удостоверение  целевого расходования налогоплательщиком — физическим лицом части  собственных доходов на оплату медикаментов, включенных в специальные  перечни, и с учетом указанных целей не может нарушать право  налогоплательщика подтверждать оплату лекарственных средств иными  платежными документами, вследствие этого не может противоречить  подпункту 3 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации,  пункту 2.1 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ  «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных  денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»,  пункту 20 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных  постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г.   № 55. 


Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» определяет,  что аптечная организация — это организация, структурное подразделение  медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю  лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск  лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с  требованиями данного Закона (пункт 35 статьи 4), розничная торговля  лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения  врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в  области ветеринарии, осуществляется не только аптечными организациями,  но и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на  фармацевтическую деятельность (часть 1 статьи 55), виды аптечных  организаций и правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского  применения аптечными организациями, индивидуальными  предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую  деятельность, а также правила отпуска лекарственных препаратов для  медицинского применения медицинскими организациями, имеющими  лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными  подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско- акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной  (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых  отсутствуют аптечные организации, утверждаются уполномоченным  федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 55). 

Из содержания приведенных норм следует, что отнесение аптечной  организации к конкретному виду влечет применение соответствующих  правил отпуска лекарственных средств, определяющих особенности  деятельности организации данного вида. 

Приказом Минздравсоцразвития России от 27 июля 2010 г. № 553н  утверждены виды аптечных организации, к которым отнесены аптеки,  аптечные пункты, киоски. 

В соответствии со статьей 4 ранее действовавшего Федерального закона  от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» к субъектам  обращения лекарственных средств также относились физические и  юридические лица, осуществлявшие обращение лекарственных средств, под  аптечным учреждением понималась организация, осуществляющая  розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление и отпуск  лекарственных средств в соответствии с требованиями этого Федерального  закона, к аптечным учреждениям относились аптеки, аптеки учреждений  здравоохранения, аптечные пункты, аптечные магазины, аптечные киоски. 

Таким образом, понятия «аптечная организация» и «аптечное  учреждение» тождественны по своему смыслу и содержанию, в связи с этим  оспариваемые в части пункты 2 и 4 Порядка не противоречат действующему  законодательству. 

Доводы заявителя о том, что Федеральным законом «О лекарственных  средствах» и пунктом 1 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской  Федерации от 22 декабря 2011 г. № 1081, предусмотрена реализация  лекарственных средств как аптечными организациями, так и  индивидуальными предпринимателями, не могут являться основанием для  признания оспариваемых в части пунктов Порядка недействующими. 

В силу части 2 статьи 55 данного Федерального закона виды аптечных  организаций и правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского  применения утверждаются как для аптечных организаций непосредственно,  так и для индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на  фармацевтическую деятельность. В связи с этим оспариваемый пункт  Порядка не препятствует предъявлению рецепта в аптечное учреждение,  имеющее право на отпуск лекарственных средств по рецепту врача,  учрежденное индивидуальным предпринимателем. 

С учетом изложенного оспариваемые в части нормативные положения  Приказа действующему федеральному законодательству не противоречат,  прав, свобод и законных интересов заявителя не нарушают. 

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального  кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации 

решил:

в удовлетворении заявления Поздняк А.О. о признании частично недействующими абзацев второго, тринадцатого инструкции по  учету, хранению и заполнению справки об оплате медицинских услуг для  представления в налоговые органы Российской Федерации  (приложение № 2), пунктов 2, 4 порядка выписывания лекарственных  средств, назначенных лечащим врачом налогоплательщику и приобретенных  им за счет собственных средств, размер стоимости которых учитывается при  определении суммы социального налогового вычета (приложение № 3),  утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской  Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от  25 июля 2001 г. № 289/БГ-3-04/256, отказать. 

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию  Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия  решения суда в окончательной форме. 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации Т.А. Петрова