Решение № АКПИ21-716 от 25.08.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № АКПИ21-716

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Москва 25 августа 2021 г. 

Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда
Российской Федерации Назаровой А.М.
при секретаре Глазковой А.В.
с участием прокурора Засеевой Э.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело  по административному исковому заявлению политической партии  «Политическая партия «НОВЫЕ ЛЮДИ» об оспаривании пункта 1  постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации  от 10 августа 2021 г. № 39/306-8 «О регистрации федерального списка  кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания  Российской Федерации восьмого созыва, выдвинутого политической партией  «Политическая партия «НОВЫЕ ЛЮДИ», 

установил:

Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 г. № 367  «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального  Собрания Российской Федерации нового созыва» на 19 сентября 2021 г.  назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания  Российской Федерации нового созыва. 

Пунктом 1 постановления Центральной избирательной комиссии  Российской Федерации от 10 августа 2021 г. № 39/306-8 «О регистрации  федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы  Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, выдвинутого  политической партией «Политическая партия «НОВЫЕ ЛЮДИ» (далее — Постановление) Даванков Александр Вадимович исключен из федерального  списка кандидатов на основании пункта 1 части 4 статьи 50 Федерального 


закона от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее — Федеральный  закон № 20-ФЗ) в связи с отсутствием у кандидата Даванкова А.В. пассивного  избирательного права, как имеющего гражданство иностранного государства — Греческой Республики. 

Считая Постановление в указанной части незаконным, политическая  партия «Политическая партия «НОВЫЕ ЛЮДИ» (далее также — Партия,  Избирательное объединение) обратилась в Верховный Суд Российской  Федерации с административным исковым заявлением об отмене приведенного  пункта Постановления об исключении Даванкова А.В. из федерального списка  кандидатов, мотивируя требование тем, что на дату принятия решения о  регистрации федерального списка кандидатов, выдвинутого Партией,  Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (далее также — ЦИК России, Комиссия) не располагала официальными документами,  подтверждающими наличие у Даванкова А.В. гражданства Греческой  Республики, проигнорировала представленные уполномоченным  представителем Партии документы, которые являлись достаточным  основанием считать, что у данного кандидата отсутствует гражданство  иностранного государства и, соответственно, ограничение пассивного  избирательного права. По мнению Партии, законодательством Греции не  предусмотрена процедура подтверждения каким-либо официальным  государственным органом власти отказа от гражданства, заявление об отказе от  гражданства проходит через Совет по гражданству и публикуется на сайте  Министерства внутренних дел Греции, из чего следует, что органа, который  должен утвердить решение гражданина об отказе от гражданства, не  существует. 

Административный истец полагает, что Постановлением в оспариваемой  части нарушается предусмотренный Федеральным законом от 12 июня 2002 г.   № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в  референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный  закон № 67) принцип равенства кандидатов, а также право кандидата,  выдвинутого Партией, быть избранным в законодательный орган  государственной власти Российской Федерации. 

Представитель Партии Кривошеий СИ. в судебном заседании, поддержав  доводы административного искового заявления, просил его удовлетворить. 

Административный ответчик — ЦИК России в письменных возражениях  на административный иск указал, что Постановление принято на заседании  Комиссии правомочным составом в соответствии с положениями Федерального  закона № 20-ФЗ и при наличии правовых оснований — в связи с отсутствием у  кандидата Даванкова А.В. пассивного избирательного права, а имеющиеся у  Комиссии и представленные административным истцом документы  свидетельствуют о наличии у данного кандидата гражданства иностранного  государства — Греческой Республики. 


Представитель ЦИК России Сахаров С.Ф. в судебном заседании  поддержал изложенную в возражениях позицию и просил отказать в  удовлетворении административного искового заявления. 

Заинтересованное лицо Даванков А.В. ходатайствовал о рассмотрении  дела в его отсутствие. Его представитель Коган Д.В. просил удовлетворить  административный иск. 

Выслушав стороны, заинтересованное лицо, исследовав материалы дела,  заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской  Федерации Засеевой Э.С., полагавшей заявленное требование не подлежащим  удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований  для удовлетворения административного искового заявления. 

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы  Федерального Собрания Российской Федерации основывается на Конституции  Российской Федерации и состоит из Федерального закона № 67-ФЗ,  Федерального закона № 20-ФЗ, других федеральных законов (часть 1 статьи 2  Федерального закона № 20-ФЗ). 

Федеральным законом № 20-ФЗ установлен запрет на реализацию  пассивного избирательного права гражданином Российской Федерации,  имеющим гражданство иностранного государства либо вид на жительство или  иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина  Российской Федерации на территории иностранного государства, лишая его  права быть избранным депутатом Государственной Думы Федерального  Собрания Российской Федерации, а отсутствие у кандидата пассивного  избирательного права признает основанием для исключения кандидата из  федерального списка кандидатов (часть 7 статьи 4, пункт 1 части 4 статьи 50). 

Судом установлено, что 9 июля 2021 г. в порядке, предусмотренном  статьями 39, 42 Федерального закона № 20-ФЗ, Партия представила в ЦИК  России документы для уведомления о выдвижении федерального списка  кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания  Российской Федерации восьмого созыва, в котором под номером 1  региональной группы № 36 (город Санкт-Петербург) значился Даванков  Александр Вадимович. 

Постановлением ЦИК России от 15 июля 2021 г. № 22/184-8 указанный  федеральный список кандидатов был заверен. 

Исходя из положений пункта 1 части 5 статьи 42 Федерального  закона № 20-ФЗ одновременно с документами, указанными в частях 1 и 4  данной статьи, уполномоченный представитель политической партии  представляет в избирательную комиссию заявление каждого кандидата,  включенного в федеральный список кандидатов, о его согласии  баллотироваться в составе федерального списка кандидатов с указанием в том  числе его гражданства. 

Частями 3 и 4 статьи 48 Федерального закона № 20-ФЗ ЦИК России  наделена полномочиями проверять достоверность сведений о кандидатах,  включенных в федеральные списки кандидатов, и иных сведений, 


представленных политическими партиями в соответствии с данным законом.  ЦИК России обращается в соответствующие органы с представлениями о  проверке достоверности представленных в соответствии со статьей 42  указанного федерального закона сведений о кандидатах, включенных в  федеральные списки кандидатов. 

Согласно представлению ЦИК России от 16 июля 2021 г. № 07-04/5158  сведения о кандидатах, выдвинутых Партией, были направлены в Главное  управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской  Федерации (далее — ГУ по вопросам миграции МВД России) для проведения  проверки факта подачи уведомления о наличии у данных граждан гражданства  иного государства, вида на жительство или иного документа, подтверждающего  право на постоянное проживание в иностранном государстве. 

В ответе ГУ по вопросам миграции МВД России от 23 июля 2021 г.   № 20/25292 в отношении кандидата Даванкова А.В. содержалась информация о  том, что 25 октября 2014 г. подано уведомление о наличии гражданства Грузии,  удостоверение личности МХ 923135. 

Письмом ГУ по вопросам миграции МВД России от 6 августа 2021 г.   № 20/26890 в ЦИК России поступили результаты дополнительной проверки  сведений, указанных кандидатом Даванковым А.В., согласно которой  25 октября 2014 г. подано уведомление о наличии гражданства Греции,  удостоверение личности ЫХ 923135. 

Также в числе документов, представленных Партией для заверения  федерального списка кандидатов, находилась справка Генерального  консульства Греции в Москве от 2 июня 2021 г., подтверждающая, что  Даванков А.В. действительно подал заявление об отказе от греческого 


гражданства 25 мая 2021 г. согласно статье 16 параграфа 2 Закона Греции в  Генеральное консульство Греции. 

По мнению ЦИК России, содержание указанных материалов  свидетельствовало о том, что гражданин Греческой Республики утрачивает  гражданство указанного государства только после утверждения заявления о  выходе из гражданства Советом по гражданству и положительного решения  министров внутренних дел, государственного управления и децентрализации.  Эти два условия являются основанием для принятия заявления и публикации  соответствующей информации в «Правительственной газете». 

Тем не менее, в целях дополнительной проверки информации о  процедуре выхода из гражданства Греческой Республики ЦИК России была  оперативно запрошена информация по данному вопросу в Министерстве  иностранных дел Российской Федерации. 

Посольство России в Греции в сообщении от 10 августа 2021 г. № 1186  указало, что решение об удовлетворении заявления о выходе из гражданства  Греческой Республики принимается Министром внутренних дел Греции по  согласованию с Государственным советом по вопросам гражданства.  Выход из гражданства Греческой Республики не допускается, если гражданин  Греческой Республики имеет не выполненное перед государством  обязательство, привлечен компетентными органами Греции в качестве  обвиняемого по уголовному делу, либо в отношении него имеется вступивший  в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор. Также в  сообщении указывалось, что сроки рассмотрения заявления о выходе из  греческого гражданства, а также перечень обязательств, которые подлежат  выполнению заявителем перед его выходом из гражданства, законом не  определены, в связи с чем сроки рассмотрения заявления могут достигать  одного года и более, решение о выходе из гражданства Греции в обязательном  порядке публикуется в «Правительственном вестнике», после чего вступает в  законную силу. При этом заинтересованное лицо вправе отозвать свое  заявление о выходе из гражданства. 

Поскольку Партия и кандидат не представили в ЦИК России ни решение  уполномоченных органов Греческой Республики об удовлетворении заявления  Даванкова А.В. об отказе от греческого гражданства, ни соответствующей  официальной публикации решения Министра внутренних дел Греции,  Комиссия на основании сведений, полученных от уполномоченных органов,  пришла к выводу о том, что у кандидата Даванкова А.В. имеется гражданство  Греческой Республики, в связи с чем в соответствии с пунктом 1 части 4  статьи 50 Федерального закона № 20-ФЗ приняла решение об исключении  данного кандидата из федерального списка Партии. 

Вывод ЦИК России об отсутствии у кандидата Даванкова А.В.  пассивного избирательного права подтверждается собранными по делу  доказательствами и соответствует требованиям закона. 

Порядок уяснения судами содержания норм иностранного права  установлен статьей 1191 Гражданского кодекса Российской Федерации, 


согласно которой при применении иностранного права суд устанавливает  содержание его норм в соответствии с их официальным толкованием,  практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном  государстве (пункт 1). Лица, участвующие в деле, могут представлять  документы, подтверждающие содержание норм иностранного права, на  которые они ссылаются в обоснование своих требований или возражений, и  иным образом содействовать суду в установлении содержания этих норм. 

Из приведенной нормы Закона Греции следует, что выход из гражданства  Греции связан с соблюдением заинтересованным лицом ряда требований,  установленных данным законом, и принятием компетентным органом  Греческой Республики — министрами внутренних дел, государственного  управления и децентрализации после утверждения Советом по гражданству  решения по заявлению об отказе от гражданства, поданному в посольство  Республики, которое публикуется в «Правительственной газете». 

Сведений о принятом министрами внутренних дел, государственного  управления и децентрализации решении по заявлению об отказе от  гражданства, поданному греческому консулу, а также о публикации в  «Правительственной газете» административным истцом не представлено. 

Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая запрет  избрания граждан Российской Федерации, имеющих гражданство иностранного  государства, в органы государственной власти, указал, что, поскольку  гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного  государства, находится в политико-правовой связи одновременно с Российской  Федерацией и с соответствующим иностранным государством, перед которым  он также несет конституционные и иные, вытекающие из законов данного  иностранного государства, обязанности, значение для него гражданства  Российской Федерации как политико-юридического выражения ценности связи  с Отечеством объективно снижается (определение от 20 мая 2021 г. № 887-0,  определение от 4 декабря 2007 г. № 797-О-О). 

Устанавливая требования по выходу из гражданства, государство таким  образом обеспечивает выполнение гражданином обязательств перед  государством, другими гражданами и организациями, а также исключает  возможность уйти от ответственности за совершение правонарушений на его  территории. 

Следовательно, одного лишь факта подачи в Генеральное консульство  Греции заявления об отказе от греческого гражданства недостаточно для  подтверждения его прекращения. 

Представленные административным истцом письменные доказательства  не позволяют суду сделать вывод об отсутствии у кандидата Даванкова А.В.  гражданства иностранного государства. 

Отсутствие сведений о принятом компетентными органами Греческой  Республики решения по заявлению кандидата, поданному в Генеральное  консульство Греции в Москве, об отказе от гражданства и оформлении выхода  из гражданства не позволяло Комиссии произвести регистрацию кандидата 


Даванкова А.В. в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого  Партией. 

В соответствии с частями двенадцатой и тринадцатой статьи 6  Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской  Федерации» в случае прекращения гражданства иностранного государства или  права на постоянное проживание в иностранном государстве гражданин  Российской Федерации вправе подать письменное уведомление о прекращении  гражданства иностранного государства или права на постоянное проживание в  иностранном государстве в территориальный орган федерального органа  исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту жительства данного  гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового — по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае  отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах Российской  Федерации — по месту его фактического нахождения в Российской Федерации).  К указанному уведомлению прилагается копия документа о прекращении  гражданства иностранного государства или права на постоянное проживание в  иностранном государстве, а также копия паспорта гражданина Российской  Федерации или иного документа, удостоверяющего личность гражданина на  территории Российской Федерации. 

Сведения о том, что Даванков А.В. обращался с таким заявлением в  уполномоченные органы и указанными органами оно было принято, не  представлены. 

Оценив в совокупности все имеющиеся в деле доказательства, Верховный  Суд Российской Федерации считает, что пункт 1 Постановления в части  исключения кандидата Даванкова А.В. из федерального списка кандидатов в  депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской  Федерации восьмого созыва, выдвинутого Партией, является обоснованным и  соответствует закону. 

Постановление принято ЦИК России полномочным составом с  соблюдением установленной законом процедуры. 

Исходя из положений пункта 13 статьи 28 Федерального закона № 67-ФЗ  решения комиссии о регистрации кандидатов, списков кандидатов  принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного  числа членов комиссии с правом решающего голоса. 

Статьей 31 Регламента Центральной избирательной комиссии Российской  Федерации, утвержденного постановлением ЦИК России от 28 июня 1995 г.   № 7/46-П, предусмотрено, что заседание Комиссии является правомочным, если  на нем присутствуют не менее десяти членов Комиссии с правом решающего  голоса. 

Как следует из протокола заседания ЦИК России от 10 августа 2021 г.   № 39, в заседании участвовали 15 членов Комиссии с правом решающего  голоса, единогласно проголосовавших за принятие Постановления. 

Не усматривая оснований для отмены Постановления в оспариваемой  части, руководствуясь статьями 175-180, 244, частью 3 статьи 298 Кодекса 


административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд  Российской Федерации 

решил:

в удовлетворении административного искового заявления политической  партии «Политическая партия «НОВЫЕ ЛЮДИ» об оспаривании пункта 1  постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации  от 10 августа 2021 г. № 39/306-8 «О регистрации федерального списка  кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания  Российской Федерации восьмого созыва, выдвинутого политической партией  «Политическая партия «НОВЫЕ ЛЮДИ» отказать. 

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию  Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня его  принятия. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации А.М. Назарова