Статья 127. Особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств

Статья 127. Особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств

Комментарий к Ст. 127 ГК РФ

1. Положение комментируемой статьи фактически содержит отсылку к специальному закону об иммунитете государства и его собственности, который в настоящее время не принят. В основе настоящей статьи лежит положение ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Часть третья Гражданского кодекса РФ, регулирующая отношения с участием иностранного элемента, содержит норму, посвященную отношениям с участием государства. Согласно ст. 1204 ГК РФ к гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом, с участием государства правила разд. VI Кодекса применяются на общих основаниях, если иное не установлено законом.

2. Наряду с гражданскими правоотношениями государства являются участниками процессуальных отношений, регулируемых ГПК РФ и АПК РФ, и обладают иммунитетом в соответствии с принципом суверенитета и равенства всех государств. Суверенитет включает в себя следующие положения:

— государства равны между собой;

— каждое государство пользуется неотъемлемым правом полного суверенитета;

— каждое государство пользуется уважением, правом на территориальную целостность и политическую независимость;

— каждое государство должно честно исполнять свой долг и свои обязанности.

Иммунитет заключается в неподсудности одного государства без его согласия судам другого государства, недопустимости в порядке предварительного обеспечения иска принимать без согласия государства какие-либо принудительные меры в отношении его имущества, недопустимости без согласия государства принудительного исполнения решения, вынесенного против него в другом государстве.

В комментируемой статье говорится об иммунитете государства, который включает в себя:

а) судебный иммунитет как неподсудность государства суду иностранного государства: ни один иностранный суд не вправе принудительно привлечь иностранное государство в качестве ответчика (государство может выступать в иностранном суде истцом, а также ответчиком только при наличии согласия);

б) иммунитет от применения мер по предварительному обеспечению иска, если они касаются государства и его собственности, то недопустимы без согласия государства (например, арест государственного имущества);

в) иммунитет от принудительного исполнения судебного постановления: независимо от участия государства в рассмотрении дела постановление может быть выполнено им только добровольно;

г) иммунитет собственности государства — принцип неприкосновенности государственной собственности, находящейся на территории иностранного государства;

д) иммунитет от применения иностранного права, т.е. применение к правовым отношениям с участием государства иностранного права только с согласия государства <1>.

———————————
<1> Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья: Постатейный научно-практический комментарий по наследственному праву и международному частному праву / Под общ. ред. П.В. Крашенинникова. М.: Российская газета, 2008. С. 229 (автор комментария к ст. 1204 — Г.К. Дмитриева).

В науке и правоприменительной практике выделяют разные виды иммунитета, выраженные в следующих теориях:

1) теория абсолютного иммунитета, состоящая в том, что государство при вступлении в гражданско-правовые отношения без своего согласия неподсудно иностранным судам, не подчиняется действию иностранных законов, освобождается от обеспечительных и принудительных мер по иску и исполнению судебного решения, а также от ареста и реквизиции собственности;

2) теория «функционального» иммунитета, иногда отождествляемого с ограниченным иммунитетом, которая подразумевает отказ государства от иммунитета и распространение на государство тех же норм, которые регулируют участие юридических лиц в частноправовых отношениях, в том числе норм об ответственности государства наравне с другими участниками оборота. Функциональный иммунитет — отказ государства от иммунитета в разных сферах по разным критериям, например, при разграничении деятельности государства на публично-правовую и частноправовую государство отказывается от иммунитета в частной сфере. В настоящее время в ряде стран приняты специальные законы о государственном иммунитете, в частности Закон США об иммунитете иностранных государств 1976 г., Закон Великобритании об иммунитете государств 1978 г., Закон Сингапура об иммунитете иностранного государства 1979 г., а также имеются соответствующие законодательные акты в Великобритании, Канаде, Пакистане, ЮАР и других странах;

3) ограниченный иммунитет, устанавливающий перечень конкретных случаев, когда государство не пользуется иммунитетом, например, на основе международных договоров <1>.

———————————
<1> Там же.

Отказ от абсолютного иммунитета государства возможен разными способами. Так, в ч. 3 ст. 251 АПК РФ упоминаются следующие способы:

— указание на то во внутреннем законодательном акте (так, в Законе США об иммунитетах иностранных государств 1976 г. <1> предусматривается, что иммунитет государства не признается, когда основаниями для иска служат коммерческая деятельность, осуществляемая иностранным государством в США, или действие, совершенное за пределами США в связи с коммерческой деятельностью иностранного государства вне США, если это действие имеет прямые последствия для Соединенных Штатов);

———————————
<1> Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. О законодательстве зарубежных стран см.: Законодательство зарубежных стран. Вып. 2: Законодательство капиталистических стран об иммунитете иностранного государства / Редкол.: А.Л. Маковский (гл. ред.) и др. М., 1988. С. 1 — 3.

— принятие индивидуального нормативного правового акта;

— заключение международного договора, в частности двустороннего соглашения;

— указание на то в заключенном договоре;

— обращение в суд (в этом случае государство не может воспользоваться судебным иммунитетом против встречного иска).

3. В российском законодательстве нормы об иммунитете государства и его ограничении в разных сферах содержатся в разных нормативных правовых актах. Так, согласно ст. 23 Федерального закона от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» <1> в соглашениях, заключаемых с иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть предусмотрен отказ государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного и (или) арбитражного решения.

———————————
<1> Собрание законодательства РФ. 1996. N 1. Ст. 18.

Нормы о судебном и других видах иммунитета содержатся в ГПК РФ и АПК РФ. Согласно ст. 401 ГПК РФ предъявление в суде в Российской Федерации иска к иностранному государству, привлечение иностранного государства к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица, наложение ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Российской Федерации, и принятие по отношению к этому имуществу иных мер по обеспечению иска, обращение взыскания на это имущество в порядке исполнения решений суда допускаются только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Аналогичные нормы содержатся в АПК РФ, согласно ст. 251 которого иностранное государство, выступающее в качестве носителя власти, обладает судебным иммунитетом по отношению к предъявленному к нему иску в арбитражном суде в Российской Федерации, привлечению его к участию в деле в качестве третьего лица, наложению ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Российской Федерации, и принятию по отношению к нему судом мер по обеспечению иска и имущественных интересов. Обращение взыскания на это имущество в порядке принудительного исполнения судебного акта арбитражного суда допускается только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Государство может дать согласие на рассмотрение предъявленного к нему иска в суде другого государства, а также на применение мер по обеспечению иска или исполнение решения. Такое согласие может быть выражено дипломатическим путем либо сформулировано в международных договорах, внутренних актах, отдельных соглашениях <1>.

———————————
<1> Постатейный комментарии к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2006 (автор комментария к ст. 401 — О.А. Рузакова).

Об отказе Российской Федерации от абсолютного иммунитета в международных частноправовых отношениях свидетельствуют нормы ст. 1204 ГК РФ.

Как отмечается в п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 11 июня 1999 г. N 8 «О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса», арбитражный суд принимает иск по коммерческому спору, ответчиком в котором является иностранное государство, выступающее в качестве суверена, или межгосударственная организация, имеющая иммунитет согласно международному договору, только при наличии явно выраженного согласия ответчика на рассмотрение спора в арбитражном суде Российской Федерации. Подобное согласие следует рассматривать в качестве отказа от судебного иммунитета иностранного государства или международной организации. Согласие на рассмотрение спора в арбитражном суде Российской Федерации должно быть подписано лицами, уполномоченными законодательством иностранного государства или внутренними правилами международной организации на отказ от судебного иммунитета <1>.

———————————
<1> Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2007 (автор комментария к ст. 251 — О.А. Рузакова).

4. Нормы о защите прав иностранных лиц содержатся в различных нормативных правовых актах, в частности, согласно ст. 5 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» иностранному инвестору на территории Российской Федерации предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов, которая обеспечивается настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также международными договорами РФ.

Иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством РФ.

5. Комментируемая статья распространяет свое действие не только на Российскую Федерацию, но и на субъекты Федерации, которые также могут вступать в гражданско-правовые отношения с участием иностранных лиц. Так, например, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 4 января 1999 г. N 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» <1> субъекты Федерации в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией РФ, федеральным законодательством и договорами между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. Субъекты Федерации с согласия Правительства РФ могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств. При этом федеральные органы государственной власти не несут ответственность по соглашениям об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенным органами государственной власти субъектов Федерации, за исключением случаев, когда указанные соглашения заключены с органами государственной власти иностранных государств с согласия Правительства РФ либо по конкретному соглашению субъекта Федерации имеются официальные гарантии Правительства РФ.

———————————
<1> Собрание законодательства РФ. 1999. N 2. Ст. 231.