Статья 1523. Экспертиза заявки на наименование места происхождения товара и внесение изменений в документы заявки

1. Экспертиза заявки на наименование места происхождения товара проводится федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Экспертиза заявки включает формальную экспертизу и экспертизу обозначения, заявленного в качестве наименования места происхождения товара (заявленного обозначения).

2. В период проведения экспертизы заявки на наименование места происхождения товара заявитель вправе до принятия по ней решения дополнять, уточнять или исправлять материалы заявки.

Если дополнительные материалы изменяют заявку по существу, эти материалы не принимаются к рассмотрению и могут быть оформлены заявителем в качестве самостоятельной заявки.

3. В период проведения экспертизы заявки на наименование места происхождения товара федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности вправе запросить у заявителя дополнительные материалы, без которых проведение экспертизы невозможно.

Дополнительные материалы должны быть представлены заявителем в течение трех месяцев со дня направления федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности соответствующего запроса. По ходатайству заявителя этот срок может быть продлен не более чем на шесть месяцев при условии, что ходатайство поступило до истечения срока представления ответа на запрос. Если заявитель нарушил указанный срок или оставил запрос о дополнительных материалах без ответа, заявка признается отозванной на основании решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Комментарий к Ст. 1523 ГК РФ

1. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, во-первых, что экспертиза заявки (без которой невозможно решить вопрос о возможности или невозможности предоставления правовой охраны наименованию места происхождения товара, а также о возможности или невозможности предоставления исключительного права на наименование места происхождения товара) осуществляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности; во-вторых, что экспертиза заявки на наименование места происхождения товара состоит из двух этапов: формальной экспертизы и экспертизы обозначения, заявленного в качестве наименования места происхождения товара (далее — экспертиза заявленного обозначения). Из аналогичных этапов состоит экспертиза заявки на товарный знак (см. комментарий к ст. 1497 ГК).

2. Комментируемая статья содержит ряд положений, применимых к отношениям, возникающим между заявителем и федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности на обоих этапах экспертизы (подробнее они рассмотрены в комментариях к ст. 1524 и 1525 ГК).

3. Пунктом 2 комментируемой статьи заявителю предоставлено право дополнять, уточнять или исправлять материалы заявки. Например, заявитель может уточнить границы географического объекта, указать, что у него изменился адрес для переписки, и т.п. При этом следует иметь в виду, что такие материалы (называемые дополнительными) не могут менять заявку по существу. Однако изменение вида товара, для маркировки которого предназначено наименование места происхождения товара, будет рассматриваться как изменение заявки по существу.

4. Помимо указания на право заявителя представлять дополнительные материалы комментируемая статья указывает и на его обязанность представлять дополнительные материалы. В этом случае инициатива исходит от федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, осуществляющего экспертизу. Эта инициатива реализуется в тех случаях, когда отсутствие дополнительных разъяснений, уточнений или исправлений препятствует объективному проведению экспертизы.

Пунктом 3 комментируемой статьи определен срок, в течение которого заявитель обязан отреагировать на запрос экспертизы. В ответ на запрос экспертизы он должен представить недостающие сведения и (или) материалы. Если заявитель не успевает сделать это своевременно, ему предоставляется возможность ходатайствовать о продлении установленного срока (но соответствующее ходатайство обязательно должно быть подано до истечения установленного законом двухмесячного срока).

Последствия непредставления или несвоевременного представления ответа на запрос экспертизы очень серьезны. Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности принимает решение о признании соответствующей заявки отозванной, что в свою очередь означает прекращение делопроизводства по такой заявке без возможности его восстановления.