Статья 481 ГК РФ (действующая редакция). Тара и упаковка

1. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства, продавец обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, за исключением товара, который по своему характеру не требует затаривания и (или) упаковки.

2. Если договором купли-продажи не определены требования к таре и упаковке, то товар должен быть затарен и (или) упакован обычным для такого товара способом, а при отсутствии такового способом, обеспечивающим сохранность товаров такого рода при обычных условиях хранения и транспортирования.

3. Если в установленном законом порядке предусмотрены обязательные требования к таре и (или) упаковке, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, соответствующих этим обязательным требованиям.

Комментарий к Ст. 481 ГК РФ

1. Товар необходимо передать покупателю в таре и (или) упаковке (п. 1 комментируемой статьи). Поскольку между двумя терминами возможно как «и», так и «или», эти термины не могут относиться к одному объекту: тара и упаковка — нечто различное. Однако и то и другое прежде всего представляет собой средство обеспечения «сохранности товаров, при обычных условиях хранения и транспортирования» (п. 2 комментируемой статьи), искусственную, внешнюю по отношению к самому товару границу между товаром и внешней средой. Упаковка предохраняет товар от воздействия факторов внешней среды; тара, напротив, препятствует распространению товара вовне (рассыпанию, разливу, просачиванию и т.п.).

И поскольку тара, как, вероятно, и упаковка («средства пакетирования»), может быть как одноразовой, так и «многооборотной» (ст. 517 ГК), очевидно, что она, как правило, не привязана к товару необходимым образом, является отделимым элементом и не может быть отнесена к комплектующим <1>. Тара нужна только для целей транспортировки и хранения. Для нормального использования по назначению товар должен быть от тары или упаковки освобожден.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

———————————
<1> В некоторых случаях упаковка может быть и вполне функциональной, точнее, комплектующее изделие может играть и роль упаковки, как, например, аэрозольный баллончик для товаров бытовой химии, который должен в присутствии покупателя проверяться «на функционирование упаковки» (п. 56 Правил продажи отдельных видов товаров).

2. Общая обязанность продавца — передать затаренный товар. Все прочее — исключения.

Товар может не требовать затаривания или упаковки «по своему характеру». Такой товар может быть передан покупателю без тары, причем, напомним, не для использования товара, а в целях транспортировки и хранения. Для некоторых групп товаров перечень случаев, когда допускается отсутствие упаковки, может непосредственно устанавливаться нормативными правовыми актами <1>.

———————————
<1> «Не подлежат продаже нерасфасованные и неупакованные продовольственные товары, за исключением определенных видов товаров, перечень которых утверждается в установленном федеральным законом порядке» (п. 34 Правил продажи отдельных видов товаров).

3. «Если иное не предусмотрено», товар должен быть передан покупателю в таре. Для многих товаров тарой может служить средство их транспортировки: перевозимый насыпью в вагоне или кузове, наливом в цистерне или трюме танкера товар не перестает быть товаром. Однако если подобные емкости не передаются покупателю одновременно с товаром (или если не предполагается возможность хранения товара у покупателя в такой таре с последующим ее возвратом в качестве многооборотной тары) (ст. 517 ГК), обязательство по передаче товара не может быть признано исполненным надлежащим образом.

Именно такие случаи имеет в виду правовая норма п. 1 ст. 482 ГК РФ под передачей покупателю без тары товара, требующего затаривания.

Кроме того, необходимо учитывать, что «передаваться» должен не только товар (физически), но и право собственности на него (юридически). И случай, предусмотренный в числе прочего п. 1 ст. 482 Кодекса, вполне возможен, если условия договора купли-продажи (например, поставки) (ст. 515 ГК) предусматривают выборку товара со склада продавца. Или в том случае, если товар, проданный нескольким покупателям, сдан перевозчику одной партией, например вагон зерна, предназначенного более чем одному получателю, насыпью.

4. В отличие от самого товара (ст. 465 ГК) в комментируемой статье нет безусловного требования о затаривании или упаковке способом, соответствующим потребностям покупателя и пригодным для необычных способов транспортировки или особых условий хранения.

5. Может ли продавец потребовать оплаты покупателем тары или упаковки?

Многооборотная тара подлежит возврату (ст. 517 ГК) и не оплачивается. Одноразовая тара и упаковка являются не объектами купли-продажи, а способами исполнения обязательства по затариванию. В отдельных случаях для договора купли-продажи запрещение взимать за упаковку дополнительную плату предусмотрено явным образом (например, для развесных продовольственных товаров, тканей, одежды, обуви и т.д.) (п. п. 35, 45 Правил продажи отдельных видов товаров и др.).

6. Требования к таре и упаковке не обязательны для непредпринимателей. Несоблюдение обязательного порядка затаривания не составляет нарушения гражданско-правового договорного обязательства.

7. Стандартная тара (бочки, ящики и т.д.) призвана во многих случаях выполнять и функцию меры количества товара (ст. 465 ГК).

8. Если цена товара подлежит определению в зависимости от его веса, в общем случае цена должна определяться по весу нетто (п. 2 ст. 485 ГК). Передаваться же покупателю товар должен «в таре и (или) упаковке», т.е. брутто. Таким образом, во многих случаях вес тары или упаковки — также по умолчанию — оказывается важным, в каком-то смысле тоже существенным условием договора.

9. В гражданском обороте упаковка товара исполняет еще одну, иногда важнейшую, функцию, — она способна являться носителем информации.

Указание на упаковке товара фирменного наименования, коммерческого обозначения или товарного знака является одним из наиболее распространенных способов индивидуализации (п. 1 ст. 1474, подп. 1 п. 2 ст. 1484, п. 1 ст. 1539 ГК и др.). На упаковке может быть размещено наименование изготовителя (ст. ст. 1322, 1333 и др.), а на упаковке программы для ЭВМ, например, — даже текст лицензионного договора (п. 3 ст. 1286 ГК).

Судебная практика по ст. 481 ГК РФ: решения и приговоры суда по гражданским делам