1. Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
2. Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть оспорено юридическим лицом в суде.
3. Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
Право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
4. Гражданско-правовое положение юридических лиц и порядок их участия в гражданском обороте (статья 2) регулируются настоящим Кодексом. Особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.
5. К юридическим лицам, создаваемым Российской Федерацией на основании специальных федеральных законов, положения настоящего Кодекса о юридических лицах применяются постольку, поскольку иное не предусмотрено специальным федеральным законом о соответствующем юридическом лице.
Комментарий к Ст. 49 ГК РФ
1. При характеристике граждан как возможных участников гражданских правоотношений в первую очередь говорится об их правоспособности и дееспособности <1>.
———————————
<1> См. об этом: Правовой статус гражданина в частном праве: Постатейный комментарий главы 3 Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2009. С. 12 — 23, 49 — 64, 93 — 155.
Праводееспособность именуют правосубъектностью (иногда в составе правосубъектности выделяют также сделкоспособность, деликтоспособность, трансдееспособность).
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
Применительно к юридическим лицам такой подход неприемлем. «Рождение» юридического лица означает, что оно обладает правоспособностью и дееспособностью (а если выделять сделкоспособность, деликтоспособность и трансдееспособность, то, значит, и этими свойствами). По-иному быть не может. Поэтому в законе говорится о правоспособности юридического лица, а в юридической литературе в соответствующих случаях чаще всего — о правосубъектности юридического лица.
Правосубъектность суть не право, не сумма прав и не суммарное выражение полномочий, а социально-правовая способность лица. Сущность гражданской правосубъектности может быть охарактеризована как основанная на нормах гражданского права юридическая способность юридического лица быть участником гражданско-правовых отношений <1>. Правоспособность юридического лица — это способность иметь гражданские права и нести гражданско-правовые обязанности.
———————————
<1> Красавчиков О.А. Гражданская правосубъектность как правовая форма // Красавчиков О.А. Категории науки гражданского права. Избранные труды: В 2 т. М.: Статут, 2005. Т. 2. С. 31 — 32.
2. В абз. 1 п. 1 комментируемой статьи закреплено общее правило о правосубъектности юридических лиц — она носит специальный характер (является специальной). Юридическое лицо может вступать лишь в те гражданско-правовые отношения, благодаря участию в которых достигаются цели деятельности, предусмотренные в учредительных документах («можно то, что разрешено»). Если, предположим, учредительными документами установлено, что данное юридическое лицо должно производить карандаши, то именно этим оно и может заниматься, но не оказанием образовательных услуг, выполнением работ и пр.
3. Из общего правила о специальной правосубъектности юридических лиц сделано исключение для коммерческих организаций (см. ст. 50 ГК и комментарий к ней). Они обладают общей (универсальной) правосубъектностью. Коммерческие организации могут заниматься какой угодно деятельностью, если только она не запрещена законом (торжествует принцип «можно все, что не запрещено»). Здесь важно подчеркнуть, что запреты могут вводиться федеральными законами, но не иными нормативными актами (п. 2 ст. 3 ГК РФ). Поэтому в учредительных документах коммерческих организаций не требуется указывать предмет и определенные цели деятельности, хотя такие указания допустимы (см. п. 2 ст. 52 ГК и соответствующий комментарий).
Некоторые юридические лица, относящиеся к коммерческим организациям, все же обладают специальной правоспособностью (исключение из исключений):
— государственные и муниципальные унитарные предприятия;
— иные организации, если это предусмотрено законом.
Эти юридические лица могут заниматься только деятельностью, обозначенной в учредительных документах и соответствующих законах. К числу указанных «иных организаций» относятся, в частности, банки, страховые организации, товарные биржи и т.д.
4. Перечень видов деятельности, которыми юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии), содержится в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» <1>. В частности, в этом перечне указаны такие виды деятельности, как разработка вооружения и военной техники, производство патронов к оружию и составных частей патронов, производство лекарственных средств, фармацевтическая деятельность и т.д. Действие указанного Федерального закона не распространяется на деятельность кредитных организаций, деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в области связи, на осуществление внешнеэкономических операций, на нотариальную деятельность и т.д. Соответствующие виды деятельности осуществляются по правилам, устанавливаемым специальным законодательством (например, Федеральными законами «О банках и банковской деятельности», «О рынке ценных бумаг» и др.).
———————————
<1> Собрание законодательства РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3430.
Лицензирование осуществляется в рамках административно-правовых отношений. Однако оно имеет гражданско-правовой эффект. С получением лицензии у юридического лица появляется возможность заниматься деятельностью, указанной в специальном разрешении (лицензии). До этого момента в содержание правоспособности юридического лица возможность заниматься соответствующей деятельностью не входит. В лицензии может быть предусмотрено, что возможность заниматься деятельностью, в ней указанной, появится не с момента выдачи этой лицензии, а позднее (обозначается дата).
Лицензия выдается на определенный срок. По истечении этого срока юридическое лицо утрачивает возможность заниматься соответствующим видом деятельности.
Иное может быть установлено законом или иными правовыми актами (абз. 2 п. 3 комментируемой статьи).
5. При рассмотрении правил комментируемой статьи, как представляется, необходимо обратить внимание на неоднозначность терминов «цель деятельности», «предмет и цели деятельности», «виды деятельности». Нередко в них вкладывается разный смысл. Так, государственные и муниципальные унитарные предприятия являются коммерческими организациями. В качестве основной цели деятельности этих субъектов названо извлечение прибыли (п. 1 ст. 50 ГК). Поскольку это основная цель, постольку подразумевается наличие иных (неосновных, факультативных) целей деятельности.
Вместе с тем в соответствии со ст. 113 ГК РФ устав унитарного предприятия должен содержать сведения о предмете и целях деятельности предприятия. Если на этом акцентируется внимание в специальной норме об унитарном предприятии, значит, в данном случае под целью разумеется нечто иное, нежели извлечение прибыли. Впрочем, это не означает отказ от основной цели в смысле п. 1 ст. 50 ГК РФ — извлечение прибыли.
Понятие предмета деятельности в законе не дается. Однако указано, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ). При этом коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
По-видимому, в п. 1 ст. 2 ГК РФ содержится родовое понятие видов деятельности: предоставление имущества в пользование, продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг. Под предметом деятельности унитарного предприятия можно понимать конкретизированный уставом перечень видов деятельности, которыми вправе заниматься данное предприятие (например, осуществление оптовой и розничной торговли продуктами питания).
Цели такой деятельности не исчерпываются стремлением извлечь прибыль. Более того, с точки зрения социально-экономической (а иногда и юридической) это вообще не основная цель. Например, унитарные предприятия жилищно-коммунального хозяйства должны (имеют целью) обеспечить сохранность вверенного им жилого фонда, создать гражданам надлежащие условия для проживания и т.д. Для достижения этих целей в предмет их деятельности включается ремонт жилых домов и инженерного оборудования, уборка придомовой территории и т.д.
Когда в законе говорится о лицензировании, то также нередко имеются в виду различные понятия. Например, кредитная организация подлежит государственной регистрации и имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России. Таким образом, в данном случае, во-первых, налицо специальная правоспособность, во-вторых, правоспособность появляется с момента получения лицензии. В большинстве других случаев юридическое лицо правоспособно с момента создания, получение лицензии только расширяет объем правоспособности.
6. Когда в п. 2 комментируемой статьи говорится об ограничении прав юридического лица, по-видимому, имеется в виду ограничение правоспособности (но не ограничение субъективных прав). Хрестоматийным примером такого ограничения является отзыв у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.
7. В соответствии с Налоговым кодексом РФ юридическое лицо должно встать на учет в налоговом органе, а при неисполнении или ненадлежащем исполнении этой обязанности оно привлекается к ответственности (ст. ст. 116, 117). Банки открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
Таким образом, можно констатировать, что правоспособность юридического лица, возникшая с момента государственной регистрации юридического лица, не может быть реализована в полном объеме до совершения определенных действий; она может расширяться и сужаться в период существования юридического лица.