В случаях, предусмотренных законом, государственный или муниципальный заказчик вправе полностью или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена государственным или муниципальным контрактом, при условии возмещения поставщику убытков, причиненных таким отказом.
Если отказ государственного или муниципального заказчика от товаров, поставка которых предусмотрена государственным или муниципальным контрактом, повлек расторжение или изменение договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, убытки, причиненные покупателю таким расторжением или изменением, возмещаются государственным или муниципальным заказчиком.
Комментарий к Ст. 534 ГК РФ
1. Комментируемая статья предусматривает право отказа государственного или муниципального заказчика от товаров, поставляемых по государственному или муниципальному контракту, и корреспондирует со ст. 310 ГК РФ, согласно которой односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства. Статья 523 ГК РФ предусматривает односторонний отказ от исполнения договора поставки, в соответствии с чем односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абз. 4 п. 2 ст. 450 ГК).
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
В комментируемой статье устанавливается исключение из общего правила об условиях предпринимательского договора, предусматривающего односторонний отказ от исполнения обязательства. Односторонний отказ от товаров по государственному или муниципальному контракту допускается в случаях, предусмотренных только законом. Иные нормативные правовые акты не могут предусматривать такие возможности.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» государственный заказчик вправе отказаться (полностью или частично) от оплаты продукции, не соответствующей требованиям, установленным для определения качества продукции законодательством или государственным контрактом. Продукция, поставляемая по государственному контракту, должна соответствовать обязательным требованиям государственных стандартов и особым условиям, устанавливаемым этим контрактом. К обязательным относятся требования к качеству продукции, обеспечивающие ее безопасность для жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции. Поставляемая по государственным контрактам продукция, подлежащая в соответствии с законами Российской Федерации обязательной сертификации, должна иметь сертификат и знак соответствия, выданные или признанные уполномоченным на то органом (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ).
До 1 января 2009 г. — вступления в силу Федерального закона от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» — государственный заказчик был вправе отказаться (полностью или частично) от продукции, произведенной по государственному контракту, при условии полного возмещения им поставщику понесенных убытков в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, можно было отказаться от продукции по государственному контракту без каких-либо оснований. Единственным условием было возмещение понесенных поставщиком убытков.
Комментируемая статья, сопровождая право государственного или муниципального заказчика на отказ от товара обязанностью возмещения убытков, подразумевает возможность такого отказа по основаниям, не связанным с нарушением обязательства поставщиком.
Специальными законодательными актами предусматривается ответственность поставщика за нарушение требований к качеству продукции. Так, учитывая, что поставки материальных ценностей в государственный резерв являются поставками продукции для федеральных государственных нужд, п. п. 5, 6 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» устанавливают ответственность изготовителя (поставщика, организации, осуществляющей ответственное хранение государственного резерва) за поставку (закладку) в государственный резерв материальных ценностей, непригодных для длительного хранения, некомплектных или не соответствующих по своему качеству и ассортименту условиям государственного контракта (договора): он уплачивает штраф в размере 20% стоимости забракованных — не соответствующих условиям государственного контракта (договора) — материальных ценностей. За поставку (закладку) в государственный резерв немаркированных или ненадлежаще маркированных материальных ценностей либо материальных ценностей, поставленных в ненадлежащей таре (упаковке), за использование средств пакетирования, не соответствующих действующим стандартам, изготовитель (поставщик) уплачивает штраф в размере 5% стоимости указанных материальных ценностей. Изготовитель (поставщик) обязан в течение месяца заменить забракованные материальные ценности, тару (упаковку), восстановить или исправить маркировку.
Кроме того, п. 13 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ за отказ от приемки материальных ценностей в государственный резерв, а также от выдачи материальных ценностей из государственного резерва предусматривается ответственность организации системы государственного резерва перед поставщиком в виде неустойки в размере 50% стоимости материальных ценностей, от приемки или отпуска которых заявлен необоснованный отказ.
2. Комментируемая статья защищает интересы поставщика и покупателя, которым причинены убытки в связи с отказом государственного или муниципального заказчика от товаров, поставка которых предусмотрена государственным или муниципальным контрактом. Убытки, включая упущенную выгоду, возмещаются государственным или муниципальным заказчиком. Основания и порядок расторжения и изменения договора поставки для государственных или муниципальных нужд определяются как ГК РФ, так и специальными законодательными актами. Так, согласно п. 8 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ расторжение контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (например, нормами ст. 450 ГК).