1. Перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
2. Перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств, если это произошло вследствие:
непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;
прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом;
в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами.
Комментарий к Ст. 794 ГК РФ
1. Предусмотренная комментируемой статьей ответственность возлагается за нарушение обязательств, вытекающих из договора о подаче транспортных средств (см. ст. 791 ГК). Пункт 1 комментируемой статьи носит отсылочный характер: ответственность применяется в объеме, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. Поскольку в специальном законодательстве данная ответственность предусмотрена в виде штрафов (законной неустойки), соглашением сторон данную неустойку можно только увеличить (п. 2 ст. 332 ГК). Не все транспортные законы содержат конкретные виды штрафов за неисполнение обязанностей, предусмотренных комментируемой статьей. На морском и воздушном транспорте ответственность сторон регулируется договором.
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
2. Ответственность перевозчика наступает в соответствии с комментируемой статьей только за одно правонарушение по уже заключенному договору о подаче транспортных средств (т.е. после того, как перевозчик принял оферту грузовладельца в форме заявки или заказа). Это правонарушение выражается в неподаче транспортных средств в обусловленное время и в оговоренное место. Некоторые транспортные законы различают непредоставление и несвоевременное предоставление транспортного средства. В зависимости от вида транспорта законом установлен следующий объем ответственности перевозчика:
а) на железнодорожном транспорте перевозчик несет ответственность в форме штрафа за каждую тонну груза, которая планировалась к погрузке в неподанные транспортные средства (ст. 94 УЖТ). Размер штрафа определяется в зависимости от транспортного средства (0,1 размера минимального размера оплаты труда за каждую непогруженную тонну груза, если груз должен был перевозиться в вагонах; от 0,5 до двух размеров минимального размера оплаты труда за каждый контейнер в зависимости от массы контейнера, если груз должен был перевозиться в контейнерах, и т.п.);
б) на автомобильном транспорте перевозчик несет ответственность за несвоевременное предоставление транспортного средства в форме штрафа за каждый час просрочки в процентах от провозной платы (п. 3 ст. 34 УАТ). Размер штрафа определяется в зависимости от вида перевозки (5% — при перевозке в городском или пригородном сообщении и 1% среднесуточной провозной платы — при перевозке в междугородном сообщении);
в) на внутреннем водном транспорте перевозчик несет ответственность в форме штрафа за каждую тонну груза, которая планировалась к погрузке в неподанные транспортные средства (ст. 115 КВВТ). Размеры штрафов такие же, как и на железнодорожном транспорте.
3. Ответственность грузовладельца наступает за более широкий круг правонарушений: во-первых, за неиспользование поданных транспортных средств, что включает в себя непредъявление груза перевозчику (но не только); во-вторых, за ненадлежащее исполнение других обязанностей по договору на подачу транспортных средств (так, например, в ст. 102 УЖТ предусмотрена ответственность грузовладельца за предъявление груза с превышением грузоподъемности (перегрузом) вагона, контейнера). И наконец, неиспользование поданных под погрузку транспортных средств влечет наложение штрафов за их простой.
В зависимости от вида транспорта различают следующий установленный законом объем ответственности грузовладельца:
а) на железнодорожном транспорте грузовладелец по ст. 94 УЖТ РФ за неисполнение своих обязанностей несет ответственность в таком же точно размере, как и перевозчик. Но это только одна составляющая. В случае если грузовладелец не использовал транспортные средства, которые принадлежат перевозчику, он в дополнение к штрафу выплачивает перевозчику так называемый сбор (0,04 размера минимального размера оплаты труда за каждую непогруженную тонну груза, если груз должен был перевозиться в вагонах, и т.п.). Видимо, этот «сбор» мыслится как упущенная выгода перевозчика (неиспользование транспортных средств означает и невнесение предусмотренной платы за пользование ими). Но правовая природа «сбора» не оставляет сомнения в том, что он, так же, как и штраф, является законной неустойкой.
За перегруз вагона (контейнера) предусмотрен штраф в размере пятикратной платы за перевозку фактической массы данного груза;
б) на автомобильном транспорте грузовладелец несет ответственность по ст. 35 УАТ РФ в форме штрафа в процентах от провозной платы: за непредъявление для перевозки груза — в размере 20% платы. Предусмотрен отдельный штраф за задержку (простой) контейнеров, принадлежащих перевозчику, и др.;
в) на внутреннем водном транспорте грузовладелец по ст. 115 КВВТ РФ за неисполнение своих обязанностей несет ответственность в таком же точно размере, как и перевозчик.
4. В п. 2 комментируемой статьи перечислены основания освобождения перевозчика и грузовладельца от ответственности. Как перевозчик, так и отправитель груза (поскольку он является предпринимателем) несут ответственность за неисполнение обязательств по договору о подаче транспортных средств независимо от вины. Законом предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, освобождающих стороны от ответственности:
1) непреодолимая сила, включая явления стихийного характера (пожары, заносы, наводнения);
2) военные действия;
3) прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, в установленном законом порядке (включая как экономические, так и политические причины);
4) в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами (например, на железнодорожном транспорте перевозчик освобождается от ответственности за неподачу вагонов, контейнеров, если неподача была допущена по вине грузоотправителя).