Решение № 2А-327/2018 от 25.01.2018 Ялтинского городского суда (Республика Крым)

Дело № 2а-327/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ялта 25 января 2018 года

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Дацюка В.П., при секретаре Дмитриевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Калинина Анатолия Анатольевича к Государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Казарян Елене Александровне, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, заинтересованное лицо: Кузнецов Алексей Викторович, о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Калинин А.А. обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с указанным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 07 августа 2017 года об отказе Калинину Анатолию Анатольевичу в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества – квартиру, расположенную по адресу: &lt,адрес&gt,, кадастровый . Также просит обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым осуществить государственную регистрацию права собственности.

Требования мотивированы тем, что истцу на основании договора мены квартиры, удостоверенного 01 февраля 2013 года государственным нотариусом Первой Херсонской государственной нотариальной конторы, реестровый , принадлежит квартира, расположенная по адресу: &lt,адрес&gt,. Право собственности истца была зарегистрировано на тот момент в установленном порядке, что подтверждается справкой МУП «БТИ» г. Ялты, истцом получен технический паспорт на квартиру. Вместе с тем, решением ответчика от 07 августа 2017 года ему было отказано в государственной регистрации его права собственности на указанную выше квартиру, поскольку согласно полученному регистратором ответу от 20 июля 2017 года в архиве Ялтинского управления Госкомрегистра не обнаружено реестровое дело на спорную квартиру.

Полагая указанный отказ незаконным, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

В судебное заседание истец не явился, от его представителя поступило заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

Административные ответчики в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, в том числе посредством размещения информации о дате и времени слушания на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с положениями ч. 8 ст. 96 КАС РФ. Согласно возражениям представителя ответчика Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым последний просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным в возражениях.

Заинтересованное лицо Кузнецов А.В. в судебное заседание также не явился, почтовое отправление возвращено за истечением срока хранения.

В соответствии с положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу ч. 2 ст. 227 КАС РФ, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с ч. 1 ст. 59 КАС РФ, доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Судом установлено, что 01 февраля 2013 года между Кузнецовым А.В. и Калининым А.А. заключен договор мены квартиры, согласно которому Калинин А.А. получил в собственность квартиру &lt,адрес&gt,, общей площадью 198,2 кв.м. (л.д.7)

Указанный договор был удостоверен государственным нотариусом Первой Херсонской государственной нотариальной конторы Гудимой О.Б., реестровый , и зарегистрирован в установленном на момент его заключения порядке, что подтверждается выписками из соответствующего реестра сделок (л.д. 33-35).

Также 01 февраля 2013 года в установленном на тот момент порядке было зарегистрировано и право собственности Калинина А.А. на спорную квартиру, что подтверждается информацией из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество о регистрации прав, сформированной 06 февраля 2013 года (л.д. 8).

Спорная квартира поставлена на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 90:25:050101:3862 (л.д. 11-12).

Кроме того, как следует из справки Муниципального унитарного предприятия «Бюро технической инвентаризации» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым от 11 мая 2017 года , &lt,адрес&gt, принадлежит на праве собственности Калинину А.А. на основании договора мены от 01.02.2013 года, реестровый (л.д. 13).

Также, Калинину А.А. как собственнику указанной квартиры выдан 12 мая 2017 года соответствующий технический паспорт на данную квартиру (л.д. 9-10)

22 июня 2017 года истец обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации права на недвижимое имущество вместе с которым были представлены вышеуказанные: технический паспорт на квартиру, информация из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество о регистрации прав, договор мены квартиры, справка МУП «БТИ» (л.д. 50-62).

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Согласно уведомлению от 07 июля 2017 года №90/021/101/2017-3607 истцу было сообщено о приостановлении государственной регистрации права, поскольку государственным регистратором был направлен запрос на реестровое дело в архив Регистрационной службы Ялтинского городского управления юстиции АРК.

Как следует из оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации права от 07 августа 2017 года №90/021/101/2017-3607 Калинину А.А. было отказано в государственной регистрации его права собственности на спорную квартиру, поскольку согласно полученному регистратором ответу от 20 июля 2017 года в архиве Ялтинского управления Госкомрегистра не обнаружено реестровое дело на спорную квартиру.

Иных оснований отказа в государственной регистрации прав заявителя сообщение регистратора не содержит.

В соответствии с частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В статье 8 ГК РФ установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей.

Статьей 8.1 ГК РФ определено, что в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.

На основании Постановления Верховного Совета Автономной Республики Крым от 17 марта 2014 года «О независимости Крыма» Крым провозглашен независимым суверенным государством – Республикой Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус.

Согласно ч. 1 ст. 1 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 года (далее – Договор) Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора.

Частью 1 ст. 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

С 1 января 2017 года вступили в силу положения Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон о регистрации) (за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки). Статьей 72 Закона о регистрации указано, что законодательные и иные нормативные правовые акты до их приведения в соответствие с названным законом применяются постольку, поскольку они не противоречат Закону о регистрации. Данный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу, а по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.

Со дня вступления в силу Закона о регистрации сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения.

Исходя из положений статьи 1 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Государственная регистрация, как формальное условие обеспечения государственной защиты прав лица, возникающих из отношений, объектов которых является недвижимое имущество, призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу правоустанавливающих документов. Регистрация сама по себе не влечет возникновение прав на недвижимость в отрыве от материального носителя – правоустанавливающего документа, она является лишь доказательством существования зарегистрированного права.

При этом в соответствии со ч. 5 ст. 1 Закона о регистрации, государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Таким образом, внесенные в Единый государственный реестр прав сведения о зарегистрированном праве лица должны соответствовать праву лица на недвижимость, который определен в поданном на регистрацию правоустанавливающем документе, которым в свою очередь установлено наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав лица на недвижимое имущество.

В силу подпункта 2 части 2 статьи 14 Закона о регистрации основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.

Согласно ч. 3 ст. 3 Закона о регистрации к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственной регистрации прав относятся, в частности проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, государственная регистрация прав.

Статьей 26 Закона о регистрации предусматривается исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.

Статья 27 названного выше закона предусматривает, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд (ч. 12 ст. 29 Закона о регистрации).

Статья 59 Закона о регистрации предусматривает, что права на недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенного документа подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. При осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов проверка законности такого нотариально удостоверенного документа государственным регистратором прав не осуществляется.

Положения части 4 статьи 18 Закона о регистрации устанавливают, что к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

Как указывалось выше, право собственности истца возникло на основании договора мены от 01 февраля 2013 года, реестровый , который, как и право собственности истца, было зарегистрировано в порядке, установленным действующим на тот момент законодательством.

Документы, подтверждающие возникновение права на основании указанного договора, его регистрацию, равно как и документы, подтверждающие регистрацию права на тот момент, были предоставлены государственному регистратору.

Положениями статьи 12 Закона №6-ФКЗ предусмотрено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их деятельности и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 данного Федерального закона, а также если иное не вытекает из самих документов и существа отношений.

Статьей 1206 ГК РФ предусмотрено, что возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав на имущество определяются по праву страны, где это имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для возникновения либо прекращения права собственности и иных вещных прав, если иное не предусмотрено законом.

Ст. 715 Гражданского Кодекса Украины (далее – ГК Украины) установлено, что каждая из сторон договора мены является продавцом того товара, который она передаёт в обмен, и покупателем товара, который она получает взамен.

В силу ст. 657 ГК Украины, действующей на момент заключения договора, было предусмотрено, что договор купли-продажи земельного участка, единого имущественного комплекса, жилого дома (квартиры) или другого недвижимого имущества заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению и государственной регистрации кроме договоров купли-продажи имущества, находящегося в имущественном залоге.

Как установлено судом и указывалось выше, форма договора мены квартиры была сторонами соблюдена, никто из сторон от ее нотариального удостоверения не уклонялся, государственная регистрация сделки также была произведена, сведений об оспаривании действительности заключенной сделки не имеется.

Ст. 182 ГК Украины, действующей на момент заключения договора мены, было установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.

Согласно ст. 334 ГК Украины, в редакции действовавшей на момент заключения договора, следует, что право собственности на имущество по договору, который подлежит нотариальному удостоверению, возникает у приобретателя с момента такого удостоверения. Если договор об отчуждении имущества подлежит государственной регистрации, то право собственности возникает у приобретателя с момента такой регистрации.

Согласно ст. 210 ГК Украины сделка, которая в соответствии с законом подлежит государственной регистрации, считается совершенной с момента ее государственной регистрации.

Ст. 3 Закона Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений» (в редакции, действующей на момент заключения договора) также было установлено, что государственная регистрация прав является обязательной. Права на недвижимое имущество, которые подлежат государственной регистрации в соответствии с этим Законом, возникают с момента такой регистрации.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что договор мены квартиры от 01 февраля 2013 года заключен на основании действовавшего на тот момент законодательства Украины, был удостоверен нотариально, в соответствии со статьей 210 ГК Украины зарегистрирован в Государственном реестре сделок, государственным нотариусом также была произведена и государственная регистрация права истца (л.д. 7-8, 33-35)

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что после принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя, договор мены от 01 февраля 2013 года, удостоверенный государственным нотариусом Первой Херсонской государственной нотариальной конторы Гудимой О.Б., реестровый , является действующим правоустанавливающим документом, свидетельствующим о наличии у административного истца права собственности на спорный объект недвижимого имущества.

Сведений об оспаривании либо отмене данного договора, иных обстоятельствах, свидетельствующих о его расторжении либо признании недействительным в материалах дела не имеется, не усматривается из реестрового дела, представленного ответчиком, а равно как не установлено и самим государственным регистратором.

Как уже указывалось выше, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являясь условием обеспечения защиты прав лица, призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов.

Таким образом, фактически, обращаясь в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о регистрации права на недвижимое имущество, административный истец заявил о внесении в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о уже существовавшем ранее праве собственности на недвижимое имущество, то есть имел цель подтвердить существующее у него право собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С учетом изложенного выше, фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу о незаконности решения регистрирующего органа от 07 августа 2017 года №90/021/101/2017-3607 об отказе Калинину А.А. в государственной регистрации права собственности, нарушающим право административного истца на осуществление полномочий по владению, распоряжению спорным объектом недвижимого имущества. В связи с чем, оспариваемое решение о приостановлении регистрации права собственности подлежит признанию незаконными.

В соответствии с ч. 3 ст. 227 КАС Российской Федерации, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Поскольку основания, приведшие к отказу в регистрации права собственности истца признаны судом незаконными, однако суд в силу статей 10 и 118 Конституции Российской Федерации – не вправе подменять государственные и муниципальные органы или выполнять их функции, суд считает, что исковые требования в части понуждения ответчика провести действия по государственной регистрации права собственности истца подлежат частичному удовлетворению, путем возложения на ответчика обязанности повторно рассмотреть данный вопрос, с учетом установленных судом обстоятельств.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Калинина Анатолия Анатольевича – удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 07 августа 2017 года №90/021/101/2017-3607 об отказе Калинину Анатолию Анатольевичу в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества – квартиру, расположенную по адресу: &lt,адрес&gt,, кадастровый .

Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в порядке и сроки, установленные Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» повторно рассмотреть заявление Калинина Анатолия Анатольевича о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества – квартиру, расположенную по адресу: Республика &lt,адрес&gt,, кадастровый , и принять решение с учетом установленных судом обстоятельств.

В остальной части исковых требований отказать.

Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в течение одного месяца со дня исполнения решения суда сообщить суду, а также Калинину Анатолию Анатольевичу об исполнении решения по административному делу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья В.П. Дацюк

Мотивированное решение в окончательной форме составлено 30 января 2018 года