1. Заявка на государственную регистрацию товарного знака (заявка на товарный знак) подается в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности юридическим лицом или гражданином (заявителем).
2. Заявка на товарный знак должна относиться к одному товарному знаку.
3. Заявка на товарный знак должна содержать:
1) заявление о государственной регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя, его места жительства или места нахождения;
2) заявляемое обозначение, в том числе по желанию заявителя его трехмерную модель в электронной форме;
3) перечень товаров, в отношении которых испрашивается государственная регистрация товарного знака и которые сгруппированы по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков;
4) описание заявляемого обозначения.
4. Заявка на товарный знак подписывается заявителем, а в случае подачи заявки через патентного поверенного или иного представителя — заявителем или его представителем, подающим заявку.
5. К заявке на товарный знак должен быть приложен устав коллективного знака, если заявка подается на коллективный знак (пункт 1 статьи 1511).
6. Заявка на товарный знак подается на русском языке.
Документы, прилагаемые к заявке, представляются на русском или другом языке. Если эти документы представлены на другом языке, к заявке прилагается их перевод на русский язык. Перевод на русский язык может быть представлен заявителем в течение двух месяцев со дня направления ему федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности уведомления о необходимости выполнения данного требования.
7. Требования к документам, содержащимся в заявке на товарный знак и прилагаемым к ней (документы заявки), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.
8. Датой подачи заявки на товарный знак считается день поступления в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности документов, предусмотренных подпунктами 1-3 пункта 3 настоящей статьи, а если указанные документы представлены не одновременно, — день поступления последнего документа.
Комментарий к Ст. 1492 ГК РФ
1. Заявка на регистрацию товарного знака (или в сокращенном варианте — заявка на товарный знак) традиционно представляет собой документ, который содержит волеизъявление лица на проверку соответствия своего обозначения требованиям законодательства о товарных знаках, т.е. на экспертизу заявленного обозначения с целью получить исключительное право на товарный знак, и с которого начинается многоэтапный процесс, направленный на установление возможности регистрации товарного знака.
2. Пункт 1 комментируемой статьи определяет круг лиц, которые могут быть субъектами права на подачу заявки на товарный знак и впоследствии субъектами исключительного права на товарный знак (см. подробнее комментарий к ст. 1478 ГК).
3. Комментируемая статья содержит перечень документов, содержащихся в заявке, и сформулированные в самом общем виде требования к этим документам. Определено, что детально эти требования, а также регламентация порядка подачи заявки будут установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности. Исходя из существующей практики, предполагается, что они будут содержаться в документе, проект которого называется «Административный регламент исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на товарный знак, знак обслуживания, на общеизвестный в Российской Федерации товарный знак, их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке свидетельств Российской Федерации на товарный знак, знак обслуживания, общеизвестный в Российской Федерации товарный знак» (далее — Административный регламент ТЗ). Помимо утверждения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, этот документ должен быть зарегистрирован в установленном порядке в Министерстве юстиции РФ. В настоящее время такое детальное регламентирование содержится в Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, действие этого документа прекратится с вступлением в силу Административного регламента ТЗ.
Заявка на товарный знак должна предоставляться в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности непосредственно (т.е. сдаваться в канцелярию (экспедицию)) либо направляться почтой. Возможно представление заявки по факсу, однако впоследствии обязательно должны быть представлены оригиналы документов заявки. Срок их представления составляет один месяц с даты направления материалов по факсу. Предполагается, что материалы должны сопровождаться идентифицирующим письмом. В случае соблюдения указанного требования датой подачи заявки будет считаться дата поступления материалов по факсу. При его несоблюдении материалы, переданные по факсу, считаются непоступившими. Возможны ситуации, когда часть «факсовых» материалов не читается. Эта часть будет считаться поступившей на дату подачи оригинала заявки. В зависимости от того, что представляет собой эта часть (что это за документы), будут наступать те или иные правовые последствия.
Комментируемая статья определяет исчерпывающий перечень документов для установления факта подачи заявки.
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
4. В отличие от ранее действовавшего законодательства предусматривается возможность подписания заявки как самим заявителем или патентным поверенным, так и иным представителем заявителя. Необходимость ведения делопроизводства по заявкам иностранных заявителей обусловлена рядом факторов, в частности в случае подачи заявки от имени иностранного лица должна быть обеспечена возможность ведения делопроизводства на русском языке с теми, кто ориентируется в национальном законодательстве и находится для целей облегчения (в том числе финансового) переписки на территории РФ. Кроме того, необходимость ведения дел иностранных заявителей только через зарегистрированных в Российской Федерации патентных поверенных прямо предусмотрена законодательством (Закон о патентных поверенных).
5. Гражданский кодекс РФ не содержит запрет на одновременное представительство по заявке несколькими лицами (в том числе патентными поверенными). Правоприменительная практика федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности показывает, что достаточно часто (особенно от крупных фирм патентных поверенных) представляются доверенности, в которых в качестве представителя (патентного поверенного) указываются несколько лиц, любое из которых вправе вести дела заявителя.
6. Как и ранее действовавшее законодательство, положения комментируемой статьи определяют необходимость даже при незначительных отличиях заявляемых обозначений оформлять несколько заявок на регистрацию, поскольку эти обозначения являются разными товарными знаками. Из этих положений также следует невозможность подачи одной заявки на несколько вариантов одного товарного знака. Вместе с тем следует иметь в виду, что, например, одновременное размещение слова, выполненного на русском языке, и его транслитерация буквами латинского языка («дерево» и «derevo») рассматриваются как один товарный знак.
7. Требование обязательного оформления заявки на регистрацию товарного знака на специальном бланке в ГК РФ отсутствует. Вместе с тем в качестве одного из приложений к действующим в настоящее время Правилам составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания дается образец бланка заявки. Именно на таком бланке (типографском или компьютерной распечатке) подается заявка на регистрацию товарного знака.
8. Перечень тех сведений, которые должны содержаться в подаваемой заявке, имеет важное значение. Отсутствие даже одного из них может повлечь серьезные последствия, во-первых, для заявки, во-вторых, для объема будущей правовой охраны товарного знака и соответственно для содержания исключительного права на товарный знак. Например, в некоторых случаях невозможно будет установить приоритет товарного знака по дате подачи заявки на товарный знак, а это повлияет на определение даты возникновения правовой охраны и соответственно возникновения исключительного права на товарный знак.
9. Для переписки должен быть указан адрес на территории РФ (например, адрес зарегистрированного в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности патентного поверенного).
Проектом Административного регламента ТЗ, в отличие от Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, предусмотрено, что заявка (за исключением собственно заявляемого на государственную регистрацию обозначения) представляется в одном экземпляре, заявляемое обозначение — в двух экземплярах. Прилагаемые документы и перевод их на русский язык, если они составлены на другом языке, также представляются в одном экземпляре. Правилами же предусмотрено представление заявки в двух экземплярах, при этом изображение заявляемого на регистрацию обозначения должно представляться в пяти экземплярах.
10. Заявление представляется на русском языке.
В заявлении имена, наименования и адреса заявителей могут быть указаны, помимо указания на русском языке, и на другом языке — для целей публикации сведений в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности «Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров» (далее — официальный бюллетень). Для заявителя — российского юридического лица указывается основной государственный регистрационный номер (ОГРН), а для российского индивидуального предпринимателя — основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (ОГРНИП). Для заявителя — иностранного юридического лица или постоянно проживающего за пределами Российской Федерации индивидуального предпринимателя — указывается код страны, место нахождения или место жительства по стандарту ВОИС ST.3.
11. Извещение о назначении представителя осуществляется путем представления доверенности или соответствующего указания в заявлении о государственной регистрации обозначения в качестве товарного знака, подписанном заявителем. В последнем случае доверенность также представляется.
12. Если, с точки зрения заявителя, заявка подается на обозначение, тождественное или сходное до степени смешения с товарным знаком заявителя, ранее зарегистрированным или заявленным на государственную регистрацию в Российской Федерации для однородных товаров, или с товарным знаком заявителя, охраняемым в силу международных договоров РФ, либо содержит в качестве элемента охраняемое наименование места происхождения товара, на которое заявитель имеет исключительное право пользования, в графе «дополнительные сведения» приводится ссылка на документ, подтверждающий соответствующие права заявителя.
Изображение заявляемого обозначения представляется в том цветовом сочетании, в котором испрашивается государственная регистрация товарного знака.
13. Помимо самого обозначения одной из важнейших составляющих заявки является перечень товаров и услуг, для индивидуализации которых испрашивается регистрация товарного знака. Перечень товаров и услуг, указанных в заявочных материалах, наряду с заявляемым обозначением служит правовой основой для определения объема возможного исключительного права на товарный знак. Товары и услуги, включенные в этот перечень, должны быть сгруппированы по классам в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг (МКТУ). Такое унифицированное группирование необходимо и для облегчения экспертизы заявки, и для последующего использования товарного знака. Вышеуказанная классификация, утвержденная Ниццким соглашением о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков 1957 г., является объектом постоянных изменений. Так, в настоящее время используется ее девятая редакция. Товары и услуги сгруппированы в 45 классов, в том числе 34 класса товаров, 11 классов услуг и работ. Использование МКТУ обязательно не только для национальной регистрации знаков в странах — участницах Ниццкого соглашения, но и для регистрации, осуществляемой Международным бюро ВОИС в соответствии с Мадридским соглашением о международной регистрации знаков 1891 г. и Протоколом к этому Соглашению, а также для регистрации знаков Африканской организацией интеллектуальной собственности (OAPI), Ведомством по гармонизации внутреннего рынка (товарные знаки и промышленные образцы) (OHIM), Ведомством по товарным знакам Бенилюкса (BBM) и Региональной африканской организацией интеллектуальной собственности (ARIPO).
14. Еще один обязательный документ, входящий в заявку, — описание заявляемого обозначения, которое служит для его идентификации, а в случае необходимости содержит его перевод или транслитерацию. Отсутствие описания товарного знака, в отличие от заявления, изображения заявляемого обозначения и перечня товаров и услуг, не влияет на установление приоритета товарного знака и не несет какой-либо серьезной правовой нагрузки, однако в соответствии с подп. 4 п. 3 комментируемой статьи такое описание должно содержаться в материалах заявки.
15. К заявке с испрашиванием конвенционного приоритета (далее — конвенционная заявка) в соответствии с п. 1 ст. 1495 ГК РФ (см. комментарий) прилагается копия первой заявки на товарный знак, поданной заявителем в государстве — участнике Парижской конвенции (далее — первая заявка). Просьба об установлении конвенционного приоритета может быть представлена при подаче заявки или в течение двух месяцев со дня ее подачи. Копия первой заявки может быть представлена в течение трех месяцев со дня подачи конвенционной заявки.
16. К заявке с испрашиванием выставочного приоритета в соответствии с п. 2 ст. 1495 ГК РФ прилагается документ, подтверждающий правомерность такого испрашивания. Просьба об установлении выставочного приоритета может быть представлена при подаче заявки или в течение двух месяцев со дня ее подачи. Вышеупомянутый документ может быть представлен в течение трех месяцев со дня подачи заявки. Он должен подтверждать статус выставки как официальной или официально признанной международной, организованной на территории одного из государств — участников Парижской конвенции 1883 г. Он также должен содержать наименование лица, экспонировавшего товары, обозначение, перечень обозначенных им товаров (экспонатов) и дату начала открытого (для широкой публики) показа этих экспонатов на выставке. Документ должен быть подписан уполномоченным лицом соответствующей выставки.
17. Доверенность, прилагаемая к заявлению, может относиться к нескольким заявкам одного и того же лица, ко всем поданным и будущим заявкам этого лица. В подобных случаях вместе с одной из заявок представляется оригинал доверенности (ее заверенная в установленном порядке копия), а с остальными заявками — копия доверенности и номер заявки, в которой находится ее оригинал (заверенная в установленном порядке копия). Представленная доверенность или ее копия приобщается к заявке на товарный знак. В доверенности особо оговаривается право представителя на отзыв заявки.
18. Если, с точки зрения заявителя, заявляемое обозначение содержит элементы, тождественные или сходные до степени смешения с обозначениями, перечисленными в п. 2 ст. 1483 ГК РФ, то он должен приложить к заявке документальное подтверждение согласия компетентного органа на использование в товарном знаке соответственно изображений государственных гербов, флагов и других государственных эмблем; сокращенных или полных наименований международных межправительственных организаций, их гербов, флагов и других эмблем; официальных контрольных, гарантийных или пробирных клейм, печатей; наград и других знаков отличия.
19. Если, с точки зрения заявителя, заявляемое обозначение тождественно или сходно до степени смешения с наименованиями и изображениями объектов, перечисленных в п. 4 ст. 1483 ГК РФ, то он должен приложить к заявке документальное подтверждение согласия собственника такого объекта или лица, уполномоченного собственником на регистрацию данного обозначения в качестве товарного знака.
20. При размещении в заявляемом обозначении указания даты основания производства (товара), изображений наград, присужденных товарам или услугам заявителя, последний должен приложить к заявке документальные подтверждения даты основания, права на награды.
21. Если, с точки зрения заявителя, заявляемое обозначение является сходным до степени смешения с обозначениями, перечисленными в п. 6 ст. 1483 ГК РФ, он должен приложить к заявке документальное подтверждение согласия правообладателя на государственную регистрацию заявленного обозначения. Подтверждением такого согласия может быть письменный документ (письмо-согласие), например гражданско-правовой договор, в котором рекомендуется зафиксировать условия, на которых правообладатель дает согласие на регистрацию, обязательства сторон и последствия неисполнения таких обязательств. Письмо-согласие составляется в произвольной письменной форме и представляется в подлиннике для приобщения к материалам заявки. При этом в документе указываются следующие сведения:
— полные сведения о лице, дающем согласие на регистрацию товарного знака, которые позволяют такое лицо идентифицировать в качестве правообладателя противопоставленного товарного знака (наименование (имя) и его адрес);
— полные сведения о лице, которому выдается согласие (разрешение) на регистрацию заявленного обозначения в качестве товарного знака, которые позволяют идентифицировать такое лицо в качестве заявителя (наименование (имя) и адрес);
— согласие на регистрацию заявленного обозначения в качестве товарного знака (номер заявки, если он присвоен, и описание заявленного обозначения, на которое выдается согласие на регистрацию в качестве товарного знака);
— конкретный перечень товаров (услуг), в отношении которых правообладатель не возражает против регистрации сходного товарного знака;
— дата составления документа и подпись уполномоченного лица. Письмо-согласие может содержать и иные сведения, которые учитываются при проведении экспертизы заявленного обозначения.
22. Если, с точки зрения заявителя, заявляемое обозначение тождественно обозначениям, перечисленным в подп. 1 п. 9 ст. 1483 ГК РФ, заявитель должен приложить к заявке документальное подтверждение согласия обладателя авторского права или его правопреемника.
23. Если заявляемое обозначение тождественно обозначениям, перечисленным в подп. 2 п. 9 ст. 1483 ГК РФ, к заявке прилагается документальное подтверждение согласия соответствующего лица или его наследника.
24. К заявке на коллективный знак прилагается устав коллективного знака (см. комментарий к п. 1 ст. 1511 ГК).
25. Документ, подтверждающий уплату пошлины, должен относиться к одной заявке на товарный знак и содержать наименование действия, за которое уплачена пошлина, и краткое описание заявляемого обозначения. Документ, в котором отсутствуют указанные сведения, является недействительным. Вопросы, связанные с уплатой пошлин, регламентируются Положением о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. N 941 (вступило в силу 30 декабря 2008 г.) <1>.
———————————
<1> Собрание законодательства РФ. 2008. N 51. Ст. 6170.
26. Положения п. 8 комментируемой статьи имеют значение для последующего определения временных границ правовой охраны товарного знака, а именно даты, с которой исчисляется начало действия исключительного права на товарный знак, — даты приоритета. Как показывает практика, дата приоритета в большинстве случаев устанавливается по дате подачи заявки на товарный знак в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Определяющее значение дата подачи заявки имеет при проведении экспертизы заявленного обозначения, в процессе которой выявляются товарные знаки, могущие за счет своего приоритета явиться препятствием для регистрации товарного знака.