Статья 212. Субъекты права собственности

1. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

2. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

3. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

4. Права всех собственников защищаются равным образом.

Комментарий к Ст. 212 ГК РФ

1. В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Комментируемая статья воспроизводит данное положение в п. п. 1 и 4.

Основной Закон упоминает о формах собственности, в том числе и о частной, также в ст. ст. 9, 35, 36. При этом, если проанализировать текст всех четырех частей ГК РФ, мы не увидим упоминания частной собственности, кроме как в комментируемой статье (в п. 1 ст. 1 используется также словосочетание «частные дела»).

Безусловно, частная собственность не только правовая и экономическая, но и политическая категория. Именно политическими мотивами руководствовалась рабочая группа по подготовке части первой ГК РФ, когда во втором чтении ст. 213 переименовали из «Право частной собственности» в «Право собственности граждан и юридических лиц». Вряд ли это сыграло решающую роль, однако в условиях жесткой политической борьбы часть первая Кодекса все-таки была принята.

Что касается иных (кроме частной, государственной и муниципальной) форм собственности, то следует отметить, что дискуссия о формах собственности во время подготовки Конституции РФ не была завершена и выходом из дискуссионного тупика было указание в Основном Законе на неисчерпывающий перечень форм собственности. В ГК РФ оставалось лишь воспроизвести текст Конституции РФ.

2. При определении субъектов права собственности и иных вещных прав следует учитывать постепенное вовлечение в гражданский оборот все большего количества объектов и, следовательно, появление все большего числа собственников. Данное обстоятельство требует более конкретного научного осмысления правового положения как самих участников оборота, так и лиц, чьи интересы при этом непосредственно затрагиваются. Особенности правового положения лиц в данном случае детерминированы как спецификой использования того или иного объекта, так и тем правом, носителями которого эти лица являются.

3. О праве собственности граждан и юридических лиц см. ст. 213 ГК РФ и комментарий к ней, о праве собственности Российской Федерации и ее субъектов — ст. 214 и комментарий к ней, о праве собственности муниципальных образований — ст. 215 и комментарий к ней.

4. Субъектов права собственности можно разделить:

— на частных и публичных. При этом в данном случае можно сформулировать правило: все то, что не отнесено к публичной собственности, является частной;

— на естественных — граждан и искусственных — созданных гражданами. К последним относятся юридические лица и публичные образования;

— на российских, иностранных и международных. В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. К международным относятся иные государства и международные организации (например, Организация Объединенных Наций);

— по полной и ограниченной возможности участия в гражданском обороте. Граждане обладают такой возможностью тогда, когда становятся дееспособными, т.е. по достижении 18 лет (п. 1 ст. 21 ГК), либо до достижения данного возраста, но в соответствии с законом вступившие в брак (п. 2 ст. 21 ГК), либо эмансипированные (ст. 27 ГК).

Как правило, юридические лица обладают общей правоспособностью с момента государственной регистрации, за исключением некоммерческих организаций и государственных и муниципальных организаций, которые обладают специальной правоспособностью. Соответственно, организации с общей правоспособностью обладают большими возможностями участия в гражданском обороте, нежели организации со специальной правоспособностью.

Конечно же данные деления являются условными, но очевидно, что приведенная классификация основывается на нормах права.

5. Нормы комментируемой статьи не распространяются на результаты интеллектуальной деятельности, приравненные к ним средства индивидуализации и интеллектуальные права, как иногда ошибочно считают правоприменители. Так, в Определении Верховного Суда РФ от 4 ноября 2003 г. N КАС03-512 <1> на основе положений ст. ст. 128, 212, 214 ГК РФ сделан вывод о принадлежности Российской Федерации исключительных прав на результаты интеллектуальной (творческой) деятельности (интеллектуальная собственность), относящиеся к объектам гражданских прав, в том числе на товарные знаки.

———————————
<1> Бизнес-адвокат. 2004. N 1.

6. Абзац 2 п. 3 комментируемой статьи корреспондирует п. 2 ст. 129 ГК РФ. Виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности, предусмотрены Земельным кодексом РФ (ст. 27), Лесным кодексом РФ (ст. 8), Водным кодексом РФ (ст. 8); Федеральными законами «Об обороне» (ст. 1) <1>, «О животном мире» (ст. 4) <2>, «О мелиорации земель» (ст. 11) <3>, «Об использовании атомной энергии» (ст. 5) <4>, «Об особо охраняемых природных территориях» (ст. 2) <5>, «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (ст. 9) <6>, «О государственном материальном резерве» (ст. 4) <7>, «О Федеральной службе безопасности» (ст. 7.1) <8>, «О гидрометеорологической службе» (ст. 13) <9>, «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» (ст. 6) <10>; а также законами «О недрах» (ст. 1.2) <11>, «О закрытом административно-территориальном образовании» (ст. 6) <12>, «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» (ст. 7) <13>, «О государственной охране» (ст. 29) <14>, «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» (ст. 4) <15>, «Об архивном деле в Российской Федерации» (ст. 7) <16>, «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ст. 5) <17>, «О статусе столицы Российской Федерации» (ст. 8) <18>, «Об уничтожении химического оружия» (ст. 5) <19> и др.

———————————
<1> Собрание законодательства РФ. 1996. N 23. Ст. 2750.

<2> Собрание законодательства РФ. 1995. N 17. Ст. 1462.

<3> Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 142.

<4> Собрание законодательства РФ. 1995. N 48. Ст. 4552.

<5> Собрание законодательства РФ. 1995. N 12. Ст. 1024.

<6> Собрание законодательства РФ. 1995. N 9. Ст. 713.

<7> Собрание законодательства РФ. 1995. N 1. Ст. 3.

<8> Собрание законодательства РФ. 1995. N 15. Ст. 1269.

<9> Собрание законодательства РФ. 1998. N 30. Ст. 3609.

<10> Собрание законодательства РФ. 1998. N 16. Ст. 1799.

<11> Собрание законодательства РФ. 1992. N 10. Ст. 823.

<12> Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 33. Ст. 1915.

<13> Собрание законодательства РФ. 2006. N 23. Ст. 2380.

<14> Собрание законодательства РФ. 1996. N 22. Ст. 2594.

<15> Собрание законодательства РФ. 2003. N 9. Ст. 805.

<16> Собрание законодательства РФ. 2004. N 43. Ст. 4169.

<17> Собрание законодательства РФ. 1997. N 6. Ст. 711.

<18> Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 19. Ст. 683.

<19> Собрание законодательства РФ. 1997. N 18. Ст. 2105.