1. Правообладателю принадлежит право использования географического указания в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом, в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи.
В случае предоставления исключительного права на географическое указание объединению лиц право использования такого географического указания предоставляется каждому лицу, являющемуся членом этого объединения и включенному в Государственный реестр указаний и наименований, при условии, что такое географическое указание используется в отношении товара, обладающего характеристиками, указанными в Государственном реестре указаний и наименований.
2. Использованием географического указания считается, в частности, размещение этого географического указания:
1) на товарах, этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;
2) на бланках, счетах, иной документации и в печатных изданиях, связанных с введением товаров в гражданский оборот;
3) в предложениях о продаже товаров, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
4) в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
3. Незаконным использованием географического указания признается:
1) использование зарегистрированного географического указания лицами, не обладающими правом его использования, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или географическое указание используется в переводе либо в сочетании с такими словами, как «род», «тип», «имитация» и тому подобными;
2) использование зарегистрированного географического указания лицами, обладающими правом его использования, в отношении товара, не обладающего характеристиками, указанными в Государственном реестре указаний и наименований, либо произведенного за пределами границ географического объекта, указанных в Государственном реестре указаний и наименований;
3) использование для любых товаров обозначения, включающего, воспроизводящего или имитирующего зарегистрированное географическое указание, способного ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения товара или характеристик товара.
4. Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно использовано географическое указание, являются контрафактными.
5. Не является нарушением исключительного права на географическое указание использование этого географического указания другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот непосредственно правообладателем или с его согласия.
6. Распоряжение исключительным правом на географическое указание, в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования этого географического указания, а также переход исключительного права на географическое указание без заключения договора не допускается.
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
Комментарий к Ст. 1519 ГК РФ
1. Пункт 1 комментируемой статьи содержит ссылку на ст. 1229 ГК РФ, в связи с чем представляется необходимым обратить внимание на содержание п. 2 указанной статьи, который устанавливает возможность принадлежности исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (кроме исключительного права на фирменное наименование) одному или нескольким лицам совместно. Возможность сообладания исключительным правом на наименование места происхождения товара подтверждается и содержанием абз. 2 п. 1 ст. 1518 ГК РФ. Резонно предположить, что часть четвертая ГК РФ, вводя общее положение о возможности совместного обладания исключительным правом на средство индивидуализации, не только предоставила правообладателям серьезные преимущества по сравнению с традиционным индивидуальным владением правом на средство индивидуализации, но и учла интересы потребителей. Однако комплексное исследование норм гл. 69 и 76 Кодекса приводит к выводу, что сообладание исключительным правом на наименование места происхождения товара наряду с имеющейся возможностью признания исключительного права на такое наименование места происхождения товара за неограниченным по существу числом субъектов может вызвать, с одной стороны, проблемы, а с другой — затруднения при их практическом решении.
2. Пункт 1 комментируемой статьи в общем виде указывает на содержание исключительного права использования наименования места происхождения товара. Так, следуя концепции построения разд. VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» ГК РФ, эта норма отсылает к ст. 1229 «Исключительное право» гл. 69 «Общие положения» и устанавливает, что правообладатель вправе использовать рассматриваемое средство индивидуализации любым не противоречащим закону способом. При этом закон определяет, что под исключительным правом использования наименования места происхождения товара понимается исключительное право на наименование места происхождения товара. Вероятно, это сделано для единообразия в используемой терминологии. Хотя по существу полный термин — «исключительное право использования наименования места происхождения товара» (несмотря на свою небесспорность) — в большей мере отвечает правовой природе наименования места происхождения товара.
3. Помимо предоставления возможности для правообладателя использовать принадлежащий ему товарный знак любым законным способом п. 2 комментируемой статьи устанавливает ряд специальных правомочий, входящих в исключительное право на наименование места происхождения товара. Так, исключительное право может осуществляться путем размещения наименования места происхождения товара на товарах, этикетках, упаковке товаров, при введении товаров в гражданский оборот.
Из приведенного в статье перечня способов использования очевидно, что правообладатель вправе использовать рассматриваемое средство индивидуализации при введении своего обладающего особыми свойствами товара в гражданский оборот в самых разных формах: при продаже товара и его хранении, выставлении для продажи, при предложении к продаже, на бланках, в рекламе, при демонстрации на выставках или ярмарках и т.п. Данью времени является указание на возможность использования наименования места происхождения товара в сети Интернет. Следует отметить обширную мировую практику использования этого вида индивидуализирующих обозначений в наименованиях доменов, на страницах которых предлагаются к продаже товары, обладающие особыми свойствами.
4. Пункт 3 комментируемой статьи содержит перечень действий, которые могут быть квалифицированы как незаконное использование наименования места происхождения товара.
Запрет на использование зарегистрированного наименования места происхождения товара действует в отношении лиц, не имеющих свидетельства на право использования наименования места происхождения товара, даже если эти лица производят товар в границах того же географического объекта, название которого охраняется в качестве наименования места происхождения товара. При этом не принимается во внимание качество производимого ими товара — он может обладать такими же особыми свойствами, как и товар правообладателя. Не снимает ответственности и использование вместе с наименованием места происхождения товара слов, указывающих на подражательность товара. Незаконным использованием будет считаться и использование обозначения, которое, не будучи тождественным охраняемому наименованию места происхождения товара, является вместе с тем сходным с ним до такой степени, что может ввести потребителя в заблуждение. При этом заблуждение может иметь место как в отношении места производства товара, так и в отношении самих особых свойств товара, что наиболее опасно для потребителя, особенно если речь идет о продуктах питания.
5. В отличие от аналогичных положений, относящихся к товарным знакам, комментируемая норма не содержит указания на такой признак незаконности использования, как отсутствие разрешения правообладателя. Это может объясняться и повышенным интересом государства к охране такого уникального объекта интеллектуальной собственности (в частности, речь может идти о бессрочной правовой охране наименования места происхождения товара), и возможностью принадлежности исключительных прав на одно и то же наименование места происхождения товара большому числу субъектов.
6. В отличие от положений Кодекса, относящихся к товарным знакам, где определение контрафактных товаров, этикеток и упаковок товаров применительно к товарным знакам содержится в ст. 1515 ГК РФ, посвященной ответственности за незаконное использование товарного знака, соответствующее определение контрафактных товаров, этикеток и упаковок товаров применительно к наименованиям мест происхождения товаров дает заключительный абзац комментируемой статьи.
7. Пункт 4 комментируемой статьи демонстрирует особенность исключительного права на наименование места происхождения товара по сравнению, например, с исключительным правом на товарный знак. Кодекс устанавливает прямой запрет на распоряжение исключительным правом. Правообладатель не вправе его отчуждать и даже не вправе предоставлять лицензии на его использование. Такой подход к исключительному праву опять-таки объясняется правовой природой наименования места происхождения товара. При этом следует иметь в виду законодательные установления о возможности предоставления исключительного права использования одного и того же наименования места происхождения товара многим субъектам. Иными словами, мы не видим какой-то неоправданной монополии ограниченного круга лиц в отношении наименования места происхождения товара. Кроме того, рассматриваемое положение в совокупности с положениями п. 3 ст. 1488 и п. 3 ст. 1489 ГК РФ отвечает концепции правовой охраны наименования места происхождения товара в Российской Федерации и наиболее полно защищает потребителя от введения в заблуждение относительно товара, который маркируется охраняемым наименованием места происхождения товара.
Вместе с тем, на наш взгляд, возможно осуществление правомочия распоряжения исключительным правом на наименование места происхождения товара некоторыми способами: путем принятия решения о продлении срока действия свидетельства об исключительном праве (см. комментарий к ст. 1531 ГК), принятия решения о внесении изменений в сведения, относящиеся к государственной регистрации наименования места происхождения товара и предоставлению исключительного права на него (см. комментарий к ст. 1532 ГК), принятия решения о регистрации охраняемого в Российской Федерации наименования места происхождения товара в иностранном государстве (см. комментарий к ст. 1534 ГК), отказа от исключительного права на наименование места происхождения товара (см. комментарий к ст. 1536 ГК). По нашему мнению, правообладателю исключительного права на наименование места происхождения товара должна быть предоставлена возможность определять юридическую судьбу своего исключительного права хотя бы ограниченным числом способов.